Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования





Работа с родителями является одной из важнейших задач практики возрастно-психологического консультирования. Это связано с двумя мо­ментами.

Во-первых, с той ролью, которую играют родители в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант личностного развития. Общение ребенка с близкими родственниками, являясь необходимым условием развития, задает те психологические социальные структуры, которые, будучи инте-риоризированными, преобразуются в интрапсихологические структуры личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина).

Во-вторых, как нами отмечалось ранее, возрастное психологическое консультирование является одной из тактик работы психолога в рамках семейного консультирования, направленной на раскрытие наиболее важных вопросов психологического развития детей, воспитания, родительских взаимоотношений и выработку программы действий родителей в соот­ветствии с изменившейся ситуацией


Цель работы с родителями в практике возрастно-психологического консультирования состоит в повышении уровня родительской компе­тентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптималь­ных условий развития ребенка. Результаты специальных коррекционных занятий с ребенком должны быть обобщены и перенесены в практику реальных жизненных отношений ребенка. Такой перенос невозможен без целенаправленной работы с родителями.

Задачи работы с родителями, таким образом, включают в себя:

- повышение уровня психологической грамотности родителей, в ча­стности повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка и коммуникативной компетентности;

- специальная работа с целью разрешения собственных личностных проблем родителей, накладывающих отпечаток на практикуемый ими тип воспитания [4, 67].

Наблюдаемый низкий уровень психолого-педагогической грамотно­сти родителей объясняется отсутствием всеобъемлющей общественной системы целенаправленной подготовки личности к выполнению важней­шей социальной функции - роли родителя. Источником знаний часто служит обрывочная информация, ригидные неадекватные установки, мифы, заблуждения по поводу закономерностей развития ребенка, существующие в культуре. Причиной заблуждений служит сравнение ребенка с другими, «более одаренными детьми», некритичное заимство­вание способов и методов воспитания без учета индивидуальности собст­венного ребенка и без понимания закона неравномерности и гетерохрон-ности развития.

Программа психологического образования родителей должна, таким образом, должна включать в себя систему знаний об общих законо­мерностях психического развития, роли наследственности и среды в фор­мировании личности ребенка, значении активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым. Необходимо осмысление роди­телями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, способов адекватной возрасту перестройки взаимоотношений в систе­ме «ребенок - взрослый». В индивидуальной работе консультант дол­жен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации [4].

Интегративной характеристикой уровня родительской компетентно­сти, ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку является тип семейного воспитания. Это значительный фактор


 




становления Я-концепции в детском возрасте, который определяет ког­нитивное развитие ребенка, а также его позицию по отношению к миру.

Разнообразие типов семейного воспитания в реальной жизненной практике является причиной выделения их различных классификаций и в теоретических исследованиях. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Путем анализа особенностей семейного воспитания детей, стра­дающих неврозами, выделены следующие параметры типа семейного

воспитания:

- интенсивность эмоционального, контакта родителей по отноше­нию к детям (принятие - непринятие);

- параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный,

ограничительный);

- последовательность - непоследовательность в реализации стиля

воспитания;

- аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ре­
бенком;

- тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей,

проявляющаяся в общении [4].

В зависимости от различного сочетания указанных выше пара­метров выделяют шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последних типа обеспечивают возможности оптимально­го развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейного воспитания часто являются причи­ной нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцируя формирование отрицательного образа Я, низкой самооценки, ригидности, агрессивности и т. д. Они характеризуются рядом отличительных особенностей. Перечислим их.

1. Низкий уровень сплоченности родителей, наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и, как следствие, высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.

2. Ярко выраженные опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.

3. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая
завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений,
выговоров и угроз.


Подробная классификация неадекватных типов семейного воспита­ния, основанная на многолетних исследованиях, дана А. Е. Личко. Выде­лены следующие 10 типов семейного воспитания [9].

1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, в крайней форме - без­надзорностью. Выделяют также скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным (часто сочетает­ся со скрытым эмоциональным отвержением).

2. Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль, система непрерывных запрещений и невозможность для ребен­ка принять собственное решение. Данный тип воспитания негативно ска­зывается на развитии самостоятельности, инициативности, формирова­нии чувства долга и ответственности ребенка.

3. Потворствующая гиперпротекция - это воспитание по типу «ребенок - кумир семьи»: чрезмерное покровительство, стремление ос­вободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его по­требности. Такой тип приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической на­правленности, усвоения нравственных норм, а в когнитивной сфере пре­пятствует формированию целеустремленности и произвольности.

4. Потворствующая гипопротекция - сочетание недостатка роди­тельского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведе­нии ребенка.

5. Воспитание в культе болезни специфично для семей, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими болезнями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип способствует развитию эгоцен­тризма, завышенного уровня притязаний.

6. Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Критика усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмбциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются при­знаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации соче­тается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ре­бенку, которые, однако, носят формальный характер.

7. Жестокое отношение, которое обычно сочетается с эмоцио­нальным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в откры­той форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме (душевное безразличие, черствость, зло). Следствия этого - формирование агрессивности ребенка, нарушения личности.


 



 


8. Повышенная моральная ответственность. Проявляется в завы­шении уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Один из вариантов - возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одно­го из взрослых членов семи (забота о младших детях, больных и т. д.).

9. Противоречивое воспитание. Сочетание различных противоре­чивых воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и неадекватных, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и кон­фронтации членов семьи. Высоковероятностным результатом такого типа воспитания является формирование у ребенка тревожности, неуверенно­сти, низкой и неустойчивой самооценки.

10. Воспитание вне семьи является экстремальным типом воспита­ния. Имеется в виду воспитание в детском учреждении. Оно сочетает в себе ряд особенностей описанных" выше типов - это и доминирующая гиперпротекция, и эмоциональное отвержение, и скрытая безнадзорность

ребенка и т. п.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие шесть типов: потворствующая гиперпротек­ция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышен­ная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Психологическим условием формирования родительской компе­тентности является осознание родителями необходимости понимания коммуникации детей и усвоение способов эмпатического общения, так называемой «конгруэнтной коммуникации», основные принципы кото­рой изложены в книге X. Дж. Джайнотта «Родители и дети» [8].

Согласно X. Джайнотту, принципами организации конгруэнтной

коммуникации являются:

1. Принцип поддержки позитивного в ребенке, обеспечивающий становление, развитие и сохранение положительного образа «Я» ребенка.

2. Принцип акцентирования чувств и переживаний в акте комму­никации, поскольку именно чувства являются причиной возникающих конфликтов. Путь к решению конфликтов лежит через осознание, субъек­том чувств и овладение методами их конструктивного выражения.

3. Принцип сотрудничества, обеспечивающий установление гар­моничных отношений кооперативного взаимодействия между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями.

Психологическим механизмом, обеспечивающим функционирова­ние конгруэнтной коммуникации, является вербализация чувств ребенка взрослым по принципу зеркального отражения (рефлектора). Цель такой вербализации - создание условий самовыражения ребенка, обсуждение


его способа видения как себя, так и окружающих людей, осознание свя­занных с этим чувств.

В качестве правил построения конгруэнтной коммуникации

X. Джайнотт выделяет следующие положения.

1. В коммуникативном акте всегда следует говорить о событиях, ситуации, поступке ребенка и последствиях этого поступка, но не выно­сить оценочные суждения о личности и характере ребенка. Категориче­ски следует избегать диагноза и прогноза судьбы ребенка.

2. В центре высказывания должно находиться описание чувств, эмоций, переживаний. «Зеркальное» отражение чувств ребенка, объекти­вирование их в речи взрослого раскрывает возможности их познания и оцен­ки. Умение выразить свои чувства - условие и механизм овладения ими.

3. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выражены в форме предложения и кооперации, формулирование требований вклю­чает в себя описание ситуации, ожиданий родителей, вариантов возмож­ных способов разрешения проблемной ситуации. Оптимальной формой предъявления требования является альтернатива возможных действий ребенка с правом самостоятельного выбора решения.

4. Поощрение и наказание ребенка. Основным способом поощрения является похвала. Материальные формы поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, его послушанием, выполнением требований и запретов. Материальные формы поощрения должны вы­ступать как свидетельство значимости ребенка и его самооценки, эмо­ционального принятия родителями, их заботы и внимания к нуждам и потребностям ребенка, любви и привязанности.

В похвале следует различать два аспекта. Первый - то, что мы говорим ребенку. Второй - то, что ребенок сам говорит себе, те выводы, которые он делает из нашей похвалы. Если первый аспект реалистичен и объекти­вен, то второй - позитивен и продуктивен, приводит к формированию способности личности к саморегуляции. Оценочная похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребенка, так как она не ведет к выработке собственных критериев оценки поведения и деятель­ности, выступающих основой саморегуляции. Продуктивная похвала оценивает действия ребенка через описание результатов и их последст­вий, усилий ребенка и его чувств, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, предоставляет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее.

Наказание является крайне нежелательной формой регуляции пове­дения ребенка и допускается лишь в экстремальных ситуациях. Физические наказания не допускаются, так как являются причиной формирования агрессивности ребенка, тревожности и неуверенности в себе. В силу этого


 



 


предпочтительней предупреждение асоциальных поступков ребенка на основе прогнозирования его поведения. Запрещения, выступающие важным фактором такого предупреждения, должны быть корректно сформулированы.

Следует различать тотальные и конкретные запрещения. Тотальные
запреты
формулируются в абсолютной и безальтернативной форме по
отношению к поступкам ребенка, предоставляющим угрозу жизни, безо­
пасности и достоинству других людей, либо наносящим ущерб матери­
альным ценностям. Конкретные запрещения должны включать в себя
следующие компоненты: ^

1) констатацию чувств, желаний ребенка, описание его действия,

2) четкий запрет,

3) предложение альтернативного действия взамен запрещаемого,

4) коммуникацию понимания взрослым негативных реакций ребен­ка, связанных с запретом.

Последовательная реализация этих принципов в повседневной практике общения родителями, учителями представляет собой не что иное, как трансляцию психолого-терапевтических принципов в специфи­ческую практику - практику воспитания.

ТЕМА 9

Date: 2016-05-25; view: 800; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию