Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие архивного дела в советский период





К 1917 году архивисты и историки единодушно выступали за необходимость архивных реформ. Сутью всех предложений об архивной реформе уже тогда было требование централизации архивов, подготовки квалифицированных архивных кадров.

В марте 1917 года группа петроградских интеллигентов во главе с М.Горьким выпустила “Воззвание” к гражданам России с призывом беречь архивы, сохраняющие исторические документы - достояние всего народа (позже некоторые историки несправедливо будут относить время возникновения этого документа ко времени Октябрьской революции). В эти же дни создается Союз российских архивных деятелей (Союз РАД).

Годы революции и гражданской войны нанесли огромный ущерб архивам и их документам. Архивы, значение которых представители новой власти просто не понимали, нередко подвергались разграблению: помещения конфисковывались под жилье, растаскивалась мебель архивных учреждений, нередко высказывались суждения о ненужности “старых бумаг”.

Одним из первых советских организаторов архивного дела стал Д.Б.Рязанов, назначенный уполномоченным Совета Народных Комиссаров Петроградской коммуны по архивам в 1918 г, он привлек к сотрудничеству Союз РАД, вместе с его деятелями в марте 1918 года он сконструировал орган по управлению архивами - Совет по управлению архивами (с апреля - Центральный комитет по управлению архивами (ЦКУА)). ЦКУА занимался выявлением, учетом и охраной архивов, находившихся в опасности.

1 июня 1918 года вышел подписанный В.И.Лениным, В.Д.Бонч-Бруевичем и Н.П.Горбуновым Декрет Совета Народных Комиссаров “О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР”. Тогда же взамен ЦКУА для руководства архивным делом в стране было образовано Главное управление архивным делом при Наркомпросе РСФСР (ГУАД или Главархив).

В ленинских декретах об архивах и архивном деле содержался ряд очень важных положений: 1 - все архивное дело в стране (в центре и на местах) централизовывалось, теперь все архивные документы и архивные фонды принадлежали государству и составляли Единый Государственный архивный фонд РСФСР (ЕГАФ РСФСР); все архивы правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные учреждения; 2 - в целях научного использования архивных документов архивы освобождались от ведомственного контроля: теперь ведомства не могли произвольно распоряжаться своими архивами, их делами и документами; 3 - частные архивы умерших деятелей отечественной науки и культуры, переданные на хранение в библиотеки и музеи тоже становились собственностью государства.

17 сентября 1920 года был создан Государственный архив РСФСР (ГА РСФСР), в состав которого вошли документы с древнейших времен до современности.

Положения декретов имели важное значение для реформирования и управления архивным делом в стране. Однако проведение его в жизнь оказалось очень трудным делом: часто идеи декретов не принимались на местах или трактовались с местнических позиций. В архивах были произведены “чистки” среди сотрудников. 26 ноября 1921 года одновременно с проведением чисток Главархив был передан из ведения Наркомпроса РСФСР в ведение ВЦИК Советов и был реорганизован в Управление Центрархивом РСФСР, который осуществлял руководство архивами, в том числе и через губернские отделения Центрархива. Термином “Центрархив” стали определять совокупность всех архивных учреждений республики. В 1926 году в Ленинграде образовалось три центральных архивохранилища: Архив политики и права, народного хозяйства, культуры и быта; Военно-морской архив; Дворцовый архив.

В эти годы принцип централизации нарушается самим государством: партийные (революционные) документы обособляются от остальных. Партархивы просуществовали до 1991 года. По существу, партийные архивы возрождали традиции ведомственных, закрытых архивов: их документы не входили в ЕГАФ РСФСР, не принадлежали государству, а являлись собственностью партии. Архивные документы используются для борьбы с оппозицией партии, а также для контроля за гражданами страны.

В 20-е годы многие категории документов засекречиваются, большие полномочия по недопущению к документов архивов получают различные ведомства. В июне 1922 года были ликвидированы Московский и Петроградский археологические институты, в 1923 году были закрыты секции археографии на факультете общественных наук в Московском университете, к 1924 году прекратил существование Союз РАД, а затем - и кружок имени А.С.Лаппо-Данилевского. С 1925 года Центрархив пошел в наступление на краеведов и краеведческие организации, обвиняя их в нарушении централизации архивного дела (эти организации, действительно, нарушали монополию Центрархива, его тотальный контроль). К 1929 году ученых-архивистов на всех позициях сменили партийные чиновники. Буквально накануне II съезда архивных работников РСФСР (май-июнь 1929 года) 10 апреля 1929 года было принято постановление о создании Центрального архивного управления СССР (ЦАУ СССР).

Положение должно было закрепить принцип централизации архивного дела - все архивные органы должны были подчиняться ЦАУ. Но несмотря на это, тенденция усиления ведомственного принципа и отчуждения от ЕГАФ (теперь назывался ГАФ) целых комплексов документов - сохранялась и крепла.

В самом начале 30-х годов все документы ГАФ решено было сгруппировать в трех архивах (согласно делению истории человечества на общественно-экономические формации): феодально-


 

крепостнической эпохи, капиталистической эпохи, эпохи пролетарской диктатуры.

В 1931 году были созданы самостоятельные Центральный архив профдвижения, в 1933 году – Центральный архив Красной Армии и Центральный военно-исторический архив; позже создали Центральный фото-, киноархив СССР. В 1932 году был создан Центральный государственный архив звуковых записей. В 1935 году из двух последних архивов был создан единый Центральный фото-, фоно-, киноархив СССР.

Архивы все больше сосредоточивались на задачах хранения и учета документов, все меньше занимались организацией их использования исследователями. Зато документы архивов активно используются в политических целях и в интересах ведомств.

Сущность архивной политики 30-х годов проявилась в двух крупных кампаниях: “макулатурной кампании” и в кадровых чистках, обе кампании были тесно связаны между собой. К концу макулатурной кампании, по некоторым данным, в госархивах РСФСР было сдано в макулатуру 28 миллионов архивных дел - на 1 миллион больше, чем их оставалось в ЕГАФ к 1933 году. Кадры историков-архивистов заменялись политически лояльными техническими работниками.

На заседании Верховного Совета СССР 16 апреля 1938 года было принято решение передать ЦАУ СССР в ведение НКВД СССР в качестве Главного архивного управления НКВД СССР (ГАУ НКВД СССР). Это решение стало своеобразным итогом государственного курса на тотальную политизацию архивного дела. Передача архивной системы в ведение НКВД была вызвана необходимостью установления прямого контроля чекистских органов над документальными массивами для максимально эффективного использования их в обслуживании политики массовых репрессий.

“Положением о ГАФ СССР и сети государственных архивов” была определена сеть центральных государственных архивов в СССР. Она была окончательно реорганизована в мае 1941 года таким образом, чтобы максимально упростить работу ведомств. Она включала в себя следующие архивы:

1) Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА). Архив, находившийся в Москве, включил в себя бывшие архивы - Центральный межевой архив, Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ);

2) Центральный государственный исторический архив (Москва) (ЦГИАМ). Архив включил в себя фонды Центрального архива революции, Архива внешней политики, Особый архив;

3) Центральный государственный исторический архив (Ленинград) (ЦГИАЛ);

4) Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (ЦГАОР и СС СССР). Находился в Москве. Образован из прежнего Центрального архива Октябрьской революции и присоединенного к нему Центрального архива профдвижения и организации труда;

5) Центральный государственный архив Красной Армии (ЦГАКА). Находился в Москве;

6) Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА) (Москва);

7) Филиал Центрального государственного военно-исторического архива (Ленинград)

8) Центральный государственный архив Военно-морского флота (ЦГА ВМФ) (в Ленинграде);

9) Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Это был вновь образованный архив, включивший собрание Государственного литературного музея, созданного в 1933 году усилиями В.Д.Бонч-Бруевича (последний был уволен в марте 1940 года, так как постоянно беспокоил “главного архивиста” Л.П.Берия своими просьбами “не уничтожать в печке архивы арестованных литераторов”).

10) Центральный государственный архив фоно-, фото-, кинодокументов (Москва). В годы Великой Отечественной войны был создан еще один центральный государственный архив СССР - Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР Дальнего Востока) в Томске - для хранения фондов госархивов краев и областей Дальнего Востока.

За годы Великой Отечественной войны ГАФ СССР потерял почти 90 миллионов архивных дел - это примерно 67 % всего объема документов, хранившихся во всех архивах страны к началу войны.

В годы Великой Отечественной войны началось и комплектование архивов документами периода войны. Однако общее положение архивного дела в стране наложило свой отпечаток на сбор архивного материала. Наплыв неофициальных документов периода войны оказался столь велик, а правда войны, содержавшаяся в них столь отлична от официальной версии событий, что Комиссия приняла постановление, в котором строго регламентировались правила работы с этими материалами, их хранение и допуск к ним: были приказано не разглашать сведений этих документов и по возможности допускать к ним меньше людей.

В первое послевоенное десятилетие завершился процесс подчинения всей архивной сети и архивного дела нуждам административно-командной системы. Другим важным итогом войны стало приобретение СССР в результате “архивной охоты”, ведшейся в конце второй мировой войны союзными странами, ценных собраний архивных документов. Например, После второй мировой войны в СССР был создан архив, полностью укомплектованный вывезенными в ходе войны из Европы трофейными документами. Он получил название Центральный государственный (особый) архив СССР. Однако это был тайный архив: о нем не было заявлено публично до конца 1980-х годов, и историки не знали о его существовании.

Однако в архивном деле, казалось бы, происходят и позитивные сдвиги. Так, в 1947 году Московский историко-архивный институт передан из подчинения МВД в подчинение Министерства высшего образования. В 1940-е годы начался процесс создания путеводителей по центральным госархивам - в 1945 году вышел путеводитель по фондам Центрального государственного архива Красной Армии (ЦГАКА) СССР, в 1946 - Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР) СССР, в 1946-1947 годах - Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) СССР. Однако эти путеводители были неполными, многие фонды не включались в описание. В 1956 году ГАУ вступает в Международный Совет Архивов ЮНЕСКО.

С конца 50х начинается вывод центральных государственных архивов из системы НКВД, но это не привело к радикальным переменам в работе архивов. Ведомственные тенденции в архивном деле даже усилились. В 1962 году были приняты “Основные правила работы государственных архивов СССР”, которые отменили действие 35-ти нормативных документов 1938-1958 годов. Однако ведомственные архивы оказались выведены за рамки этих Правил. Подчинение архивов Совету Министров имело и оборотную сторону: Совет Министров считал, что ГАУ должно выполнять исключительно управленческие функции. А ЦК КПСС навязывал архивам агитационно-пропагандистские функции. Оба эти обстоятельства тяжело сказались на судьбах архивного дела.

Архивистов стали рассматривать как специалистов по организации делопроизводства. Созданный 2 марта 1966 года Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивоведения (ВНИИДАД), который архивисты предполагали сделать главным учреждением, разрабатывающим вопросы архивного дела, вынужден был заниматься в основном руководством выработкой Единой государственной системы делопроизводства, созданием стандартов документации, обслуживанием административно-управленческого аппарата.

Правила допуска исследователей к фондам были ужесточены - можно было изучать лишь документы, непосредственно связанные с темой, указанной исследователем в заявлении на допуск в архив. В архивах проверяли записи историков, процветала и так называемая “архивная лапша”: из тетрадей исследователей по усмотрению работников архивов вырезалась “лишняя” информация.

Сеть центральных государственных архивов СССР включала 13 архивов, находившихся в непосредственном подчинении ГАУ:

1) Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) в Москве;

2) Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ) в Москве;

3) Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА) в Москве;

4) Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГА ВМФ СССР) в Ленинграде;

5) Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР) в Москве;

6) Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА) в Москве;

7) Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР) в Ленинграде;

8) Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР) в Москве;

9) Центральный государственный архив научно-технической документации СССР (ЦГА НТД СССР) в Куйбышеве (сейчас - Самара);

10) Центральный государственный архив кино-фотодокументов СССР (ЦГА КФД СССР) в Красногорске;

11) Центральный государственный архив звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР) в Красногорске;

12) Центральный государственный архив РСФСР (ЦГА РСФСР) в Москве;

13) Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР Дальнего Востока) в Томске.

В 70-80-е годы к уже существовавшим ведомственным архивам, которым Совет Министров СССР предоставил право постоянного или продленного хранения документов, добавились архивы МВД СССР и КГБ СССР, Министерства атомной промышленности и энергетики, Министерства общего машиностроения, Государственного комитета СССР по стандартизации, и другие. Ведомства, прикрываясь своим “секретным” статусом, нередко уничтожали документы, не торопились со сдачей документов. Практически неограниченные права имели партийные архивы.

Свидетельством кризиса в архивном деле стали и утвержденные Советом Министров СССР в 1980 году “Положение о ГАФ СССР” и “Положение о ГАУ при Совете Министров СССР”, где уже безо всяких оговорок местом постоянного хранения архивных документов наряду с госархивами назывались ведомственные архивы и фонды.

Но активность архивной общественности в 80-е годы предвещал грядущие перемены в архивном деле. Это проявилось в многочисленных проектах реформ архивного дела, в проектах архивного законодательства, о которых много говорилось и писалось историками и архивистами с конца 80-х годов.

Date: 2016-05-25; view: 9860; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию