Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы развития социологии семьи в отечественной социологии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 I - с середины XIX в. до 1917 г. (в дореволюционный период рассматривалась как одна из общих проблем социологии); II - с начала 20-х г. до середины 50-х г. XX в.; III - с середины 50-х г. XX в. до настоящего времени. Как и за рубежом, первоначально в центре внимания российской социологической науки о семье находились вопросы о происхождения семьи. Об этом писали В. Соловьев, Н. Бердяев, а также известные публицисты и писатели. В дооктябрьский период были намечены лишь предпосылки формирования социологии семьи в России в рамках построения многообразных вариантов отечественной "общей" социологии. В 1880 г. вышла книга Д. Дубакина "Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления "Домостроя"". В ней автор, обобщая вклад в развитие науки о семье этнографов и писателей, на основе анализа древнерусской литературы рассмотрел влияние христианства на семейные отношения. В 1895 г. появился "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" М. Ковалевского, в котором глубоко проанализированы брачно-семейные отношения древности. Этот труд не был оценен по достоинству, так как находился в тени работы Ф. Энгельса о происхождении семьи. Развернутый психологический и исторический анализ структуры, происхождения и направлений эволюции основных внутрисемейных отношений принадлежит историку П. Каптерову. Его работа "Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи" во многом предвосхитила ряд исследований советского периода. Большой интерес до настоящего времени представляет работа И. Кухаржевского "Общий очерк развития семейных отношений вообще и брачных в особенности" (1901г.), в которой подробно прокомментированы разнообразные теории и концепции, связанные с правовой регламентацией брака в древности. В 1911 г. вышла статья п. Сорокина "К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян" На материале эволюционных форм брачно-семейных отношений у зырян он подтвердил научно доказанные Бахофеном, Леннаном, Морганом, Спенсером, Ковалевским положения относительно первобытной формы брака и зарождения матриархата. В 1916 г. П. Сорокин написал "Кризис современной семьи", в которой показал причины ослабления института брака и семьи в послереволюционный России: "ослабление" союза мужа и жены, союза родителей и детей; изменение процесса первичной социализации и характеристик экономической функции семьи и т.д. В 20-30-е г. XX в. вопросами социологии семьи занимались К.Н. Ковалев, Л.С. Сосновский, Е.А. Преображенский, А.М. Коллонтай и др. То, что было сделано дореволюционными русскими социологами в области семейно-брачных отношений, не получило развития в советское постреволюционное время. В основном исследования об институте семьи шли в русле "от коммунистической семьи к коммунистическому обществу" Период со второй половины 30-х гг. до начала 60-х гг. XX в. не оставил в истории советской социологии семьи практически никаких следов: публикаций было мало, в большинстве своем они основывались на работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Социология семьи и брака в качестве самостоятельной отрасли науки зародилась в 60-е гг. XX в., когда появилась теоретическая разработка вопросов семейно-брачных отношений и эмпирические исследования. Программным тезисом стало признание семьи первичной ячейкой общества, т.е. важнейшим элементом социальной культуры. В те годы по важности с семьей мог сравниться только коллектив. В 70-е гг. социологом А. Харчевым была сформулирована первая социологическая концепция двуединого статуса семьи. Семья предстает в двух аспектах: социальный институт и малая социальная группа. Социолог С. Голод утверждает в своих работах, что семья в своем развитии прошла три идеальных исторических типа: А) патриархальный (или традиционный); Б) детоцентристский (или современный); В) супружеский (или постсовременный). По его мнению, моногамия семья не вошла в полосу кризиса, а эволюционирует от патриархального к супружескому типу. Супружескую семью он не считает предельным типом, но без сомнения признает вершиной моногамии. Вначале 80-х гг. усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, ролевым отношениям и т.д. Иначе говоря, произошло смещение акцентов с социального института на изучение семьи как малой группы. В 80-90-е гг. XX в. был издан ряд монографий и сборников статей, в которых широко представлена семейная проблематика. Например, рассматривались проблемы: формирования личности ("Семья и формирование личности" под ред. А. Бодалева); репродуктивного поведения в современной семье ("Семья и дети" А. Антонова); семьи и воспроизводства социальной структуры в социалистическом обществе ("Семья и социальная структура" М. Мацковского); социального потенциала семьи ("Социальный потенциал семьи" А. Антонова); формирования семьи как малой группы и институционального становления современных брачно-семейных отношений" М. Мацковского, Т. Гурко). В 90-е г. XX в. наиболее популярные темы исследований: девиантное поведение членов семьи, гомосексуальное поведение, до- и послеразводная ситуация, гендерные исследования, подготовка к браку и семейной жизни. Новым явлением в институционализации социологии семьи в России стало создание Научно- исследовательского института семьи (в первые годы работы с 1991 по 1993 г. - Научно-исследовательский центр социальной защиты детства, семейной и демографической политики). Наиболее крупный вклад в изучение брачно-семейных отношений внесли российские социологи: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), В.Б. Голофаст (функции семьи), З.А. Янкова (городская семья, мужчина и женщина в семье). В целом социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Она пересекается с социологией личности, но исследует личность сквозь призму ее внутрисемейных социокультурных ролей. Таким образом, существует тесная связь с социальной антропологией, семейным правом, психологией семьи, медициной и социологией здоровья. Таким образом, развитие отечественной социологии брака и семьи связано с именами следующих исследователей: А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, И.С. Голода, Н. Бердяева и др.
|