Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Динамика взглядов на проблему личности в отечественной





Психологии

 

На определение личности, ее теоретическую и эмпирическую трактовку, на смену основных теоретических концепций личности в отечественной психологии оказывал значительное влияние исторический аспект.

Формирование предпосылок развития психологии личности происходило в рамках философии и социологии, которые довольно долгое время находились в противостоянии. Особенно заметное влияние для становления и развития проблемы личности оказывали исследования отечественных ученых по психофизиологии, физиологии органов чувств, физиологии мозга, высшей нервной деятельности и т. п. (Анохин П.К., Бехтерев В.М., Лазурский А.Ф., Павлов И.П., Сеченов И.М. И др.) Они создали два типа рассмотрения личности: объективный и субъективный. Это привело в дальнейшем к потере “целостности” личности, постепенно приобретавшей характер смысловой декларативной установки.

В конце Х1Х - начале ХХ века наиболее существенным было появление самой идеи личности, что рассматривалось как социально желаемый итог развития. В этот период осуществлялся поиск дефиниций и наиболее адекватного для него пространства. Так появились понятия, относящиеся к личности “гармоничность”, “целостность”, “оригинальность”, “индивидуальность и др.

Данный период существования идеи личности представлен множеством психологических концепций, которые сочетали в себе философский и конкретно-психологический аспекты. Это: концепция человека как интегрального феномена (Сорокин П.А.); концепция развития личности путем психологических превращений и преобразований внутренних личностных форм (Троицкий М.М.); метафизическая трактовка личности (Н.Я. Грот); “цельное учение о человеке” (В.М. Бехтерев); трактовка личности как «вершинной проблемы» психологии (Выготский Л.С.); общепсихологическая теория личности (Д.Н. Узнадзе); типология личности Лазурского А.Ф. И др.

Однако в этот период, несмотря на попытки изучать человека как активного деятеля, не удалось преодолеть тенденции биологизации личности.

Следующий период определялся логикой сохранения идеи личности в столкновении с обществом, уничтожавшем в человеке личность. (30 - 60 годы)

Личность в эти годы пытаются рассматривать с позиций политико-идеологического редукционизма, конструирования “советского менталитета”, в проявлениях физиологического, философско-методологического редукционизма. В этот период намечается подход биологической и социальной детерминации психического.

Несмотря на единство теоретико-методологической основы со­ветской психологии, она представлена значительным количеством научных психологических школ, в которых постановка и решение проблемы личности имеют свои специфические особенности.

В качестве основных следует назвать школы: С.Л. Рубин­штейна (Институт психологии АН СССР), Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева (МГУ), Б.Г. Ананьева (ЛГУ), В.Н. Мясищева (Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Д.Н. Уз­надзе (Институт психологии АН ГССР), Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), В.С. Мерлина (Пермский педагогический институт), Л.И. Божович (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), К.К. Платонова (Институт психологии АН СССР). Своеобразные направления в психологии личности пред­ставляют исследования А.Г. Ковалева (Ленинград), В.И. Сели­ванова (Рязань), И.В. Страхова (Саратов), Н.И. Рейнвальд (Винница) и др.

В разработке психологических проблем личности важную роль играют работы представителей других наук, и, прежде всего фило­софов, социологов и юристов (Л.П. Буева, Б.Т. Григоръян, П.Е. Кряжев, В.Н. Кудрявцев, А.Г. Мысливченко, В.П. Тугаринов и др.). Особое место занимают социологические и социаль­но-психологические исследования личности (А.А. Бодалев, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, В.А. Ядов и др.).

При всем многообразии психологических школ, подходов и направлений развитие исследований личности в этот период имеет ряд характерных общих тенденций.

Первая из них заключается в том, что психологические исследования личности сознательно включаются в комплекс наук, изу­чающих человека. Причем психология выступает связующим зве­ном между общественными, естественными и техническими наука­ми. Это обстоятельство определяет методологию и направление научных исследований, а также практическое применение психо­логических знаний о человеке.

Б.Г. Ананьев выделил очаги проблем, в которых как бы стягиваются нити от многих наук в целях познания той или иной формы бытия и сознания человека. Такими очагами являют­ся проблемы: а) человека как биологического вида; б) человече­ства; в) онтогенеза человека как индивида; г) развития человека как личности. В разработку каждого из этих блоков проблем психология вносит свой вклад. Особое место она занимает в си­стеме наук, изучающих человеческую личность.

В качестве второй существенной тенденции развития психологии личности выступает обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. Суть его в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а как целостное об­разование, включающее в себя множество взаимосвязанных харак­теристик и элементов. «Ни одно психическое явление,— пишет К.К. Платонов,— будь то процесс, состояние или свойство лич­ности, проявляющееся в деятельности, а, следовательно, и сама эта деятельность и ее элементы – действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета обусловленности их личностью в целом».

Личность представляет собой единство двух взаимосвязанных подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа. Ни биологическое, ни социальное сами по себе, ни даже их отношения еще не образуют целостной струк­туры личности. Эта структура возникает, когда между исходными компонентами устанавливаются устойчивые внутренние связи и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества.

Структурно-динамические свойства личности обусловлены ее общественным статусом, определяемым - экономическим, полити­ческим, правовым и идеологическим положением человека. Для определения статуса личности существен статус коллектива, в ко­тором складывалась и формировалась данная личность.

На основе общественного и коллективного статусов личности формируется система ее ролей и ценностных ориентации, а также соответствующая им совокупность личностных свойств, определяю­щих особенности мотивации и общественного поведения.

Реализация в исследованиях личности системно-структурного подхода предполагает также выделение основных характеристик человека как субъекта деятельности. Б.Г. Ананьев писал, что для понимания человека как субъекта практической деятельности важно изучить не только его собственные свойства, но и те тех­нические средства труда, которые выступают своего рода усили­телями, ускорителями и преобразователями его психических и психофизиологических функций. Как субъект теоретической дея­тельности человек характеризуется знаниями и умениями, свя­занными с оперированием специфическими знаковыми системами.

Системно-структурный подход реализуется в конкретных пред­ставлениях о структуре личности. Известно несколько концепций в этой области.

К.К. Платонов выделяет четыре основные подструктуры личности: 1) социально обусловленная подструктура (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки, уме­ния, привычки); 3) индивидуальные особенности форм отраже­ния; 4) биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические особенности) [14].

А.Г. Ковалев исходит из разделения психических явлений на процессы, состояния и свойства личности. Он описывает связи психических процессов и состояний и характеризует переход от состояний к свойствам личности. Помимо этого, он выделяет сложные структурные образования личности, такие, как чувства, потребности, идеалы, способности, темперамент и характер чело­века [3].

В.Н. Мясищев включает в структуру личности наряду с пси­хическими процессами, свойствами и состояниями отношения человека. Причем последние рассматриваются как структурообра­зующее начало. Психология отношений В.Н. Мясищева, по суще­ству, является концепцией личности.

В.С. Мерлин под структурой личности понимает взаимную связь и организацию ее свойств. Согласно его концепции каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способности. Оно формируется в деятельности и вместе с тем зависит от наследственных задат­ков. Заслуживает внимания введение В.С. Мерлиным понятия «симптомокомплекс» для характеристики структурных образова­ний личности.

Системно-структурный подход к личности предполагает иссле­дование динамики, развивающихся взаимосвязей между отдель­ными ее компонентами, свойствами и функциями. Так, Б.Г. Анань­ев раскрывает эти взаимосвязи и их изменение в процессе онто­генеза в целом. К.К. Платонов рассматривает связь структур через виды их формирования— тренировку, упражнение, обуче­ние и воспитание.

В качестве третьей тенденции исследований психологии лич­ности можно выделить последовательную реали­зацию в этой области «принципа единства сознания и деятель­ности». Признавая этот принцип ведущим, некоторые психологи рассматривали его лишь применительно к отдельно взятой лич­ности. Соответственно и действие как клеточка деятельности анализировалось в рамках отношения «субъект — объект».

К.А. Абульханова считает, что деятельность каждого индивида есть всегда совместная деятель­ность, и в ней происходит постоянное взаимодействие людей. Общение включено в систему отношений личности и деятельности. Изучение разных форм общения у детей и взрослых, а также межличностных отношений в разных социальных группах показа­ло важную роль общения в формировании психических свойств личности и необходимость включения общения в систему струк­турообразующих характеристик психологии личности наряду с деятельностью.

Представителей многих школ объединяет понимание личности как актив­ного образования. В этом есть суть реализации методологического принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн [10]) или деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев [4]). Однако в понимании активности личности имеет место большое разнообразие подходов и трактовок.

Указание на активность личности содержится в формулировке С.Л. Рубинштейном диалектико-материалистического принципа детерминизма, согласно которому внешние воздействия на субъекта преломляются через внутренние условия, опосредуются ими. Согласно этой концепции проблема личности занимает в психологии центральное место. Ведь внутренние условия и есть личность с ее природными, психологическими и общественными осо­бенностями. Таким образом, всякое внешнее воздействие на лич­ность опосредуется ее состоянием, т. е. личность активно взаимодействует с объективной действительностью.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, личность формируется в жизнен­ных отношениях индивида, в ходе его деятельности.

Личность не может быть выведена из приспособительной дея­тельности, как не могут быть выведены из нее сознание или человеческие потребности. Основу личности человека составляет система его общественных отношений к миру, которая реа­лизуется совокупностью деятельностей. В ходе развития субъекта эти деятельности организуются в иерар­хию, которая образует ядро личности. «Узлы», соединяющие от­дельные деятельности, завязываются в той системе отношений, в которую вступает субъект.

В свою очередь, деятельность — это процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Даже когда мотивы не осознаются, они находят свое психическое отражение, но в особой форме — форме эмоциональной окраски деятельности. Мотивы выполняют двоякую функцию. Одни, практически не побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Их А.Н. Леонтьев называет смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними, выполняют побудительную роль. Это мотивы-стимулы.

Концеп­ция Л.И. Божович [8], в которой активность личности представ­лена как система потребностей человека, является продолжением идей Л.С. Выготского. Л.И. Божович считает, что активность личности проявляется в постоянных взаимоотношениях с социальной средой и претерпевает качественные преобразования в процессе индиви­дуального развития ребенка.

Специфическое понимание активности личности представлено в психологии отношений В.Н. Мясищева [8]. С точки зрения В.Н. Мясищева, личность — это человек как носитель обществен­ных отношений. Сущность личности определяется ее отношения­ми к окружающему миру, к общественному бытию, к другим людям, к себе. Активный характер личности заключается в том, что эти отношения реализуются в ее деятельности. В.Н. Мясищев в своих исследованиях конкретно показал регулирующую роль отношений человека в его поведении, их влияние на формирова­ние внутреннего мира человека, на протекание всех его психи­ческих процессов: познавательных, волевых и эмоциональных. Отношение, таким образом, выступает главной характеристикой активности человека.

Особое место в теоретической и экспериментальной разработке концепции личности, и особенно в характеристике ее активности, занимает теория установки Д.Н. Узнадзе [8].

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе,— это целостное состоя­ние субъекта, характеризующее динамическую определенность его психики. Она выступает как целостная направленность субъекта на определенную активность и всегда возникает под влиянием ситуации, ставящей перед человеком определенные задачи.

Опираясь на основные поло­жения этой теории, А.С. Прангишвили считает установку основ­ным понятием психологии личности [8]. Установка выражает готовность субъекта как некоторого единого целого к активности, она определяет направленность и избирательность его деятель­ности. Теория установки, раскрывая источники и механизмы активности личности, помогает преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и выступает как одна из структурных концепций личности.

Рассмотренные выше тенденции психологических исследова­ний личности касаются общетеоретических, методологических подходов к личности. В них реализуется философская и общепси­хологическая характеристика личности. Вместе с тем личность выступает и как специфический объект дифференциальной и со­циальной психологии.

Индивидуальный подход к личности можно обозначить как четвертую тенденцию психологических исследований личности. При реализации этого подхода психологи исходят из того, что общественное бытие человека проявляется не только во всеобщих, но и в индивидуальных формах. Таким образом, изучение психического в его социальной обусловленности необхо­димо предполагает анализ социального бытия конкретного чело­века.

Психология личности включает изучение не только сознания личности, но и ее жизнедеятельности. Эта идея высказана С.Л. Рубинштейном. Он писал: «Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретно­му, живому, действующему человеку; все они являются зависи­мыми от природного и общественного бытия человека» [8]. Задача психологического изучения состоит в том, чтобы необходимым образом соотносить между собой природное и общественное, т. е. изучать это бытие одновременно как со стороны его общественной сущности, так и со стороны возмож­ностей и потенций индивида.

Социально-психологическая ориентация в психологии лично­сти выступает как пятая тенденция психологических исследований личности. Социальную психологию личности правомерно рассматривать как особую об­ласть знания. Социально-психологический подход к личности не сводит психику личности к набору общечеловеческих свойств, а предполагает также вычленение и социально-специфических не­повторимых психических особенностей человека.

Социально-психологические исследования личности как специ­альный раздел психологии включают изучение социальной детер­минации психического склада личности; социальной мотивации по­ведения и деятельности личности в различных общественно-исто­рических и социально-психологических условиях;, национальных, профессиональных особенностей личности; зако­номерностей формирования и проявления общественной активно­сти личности; путей и средств повышения этой активности; социального статуса личности; системы ее ценностных ориента­ции и установок; проблем внутренней противоречивости лично­сти и путей ее преодоления; самовоспитания личности; законо­мерностей становления психического склада личности в условиях определенной общественно-исторической формации.

 

Таким образом, психологам 50-60-х годов импонировала мысль об изучении личности как проблемы ее индивидуальных различий, которая была блестяще реализована в работах Б.М. Теплова и его школы. (Небылицын В.Д., Мерлин В.С.)

Идеей интеграции знаний о человеке пронизаны основные работы Б.Г. Ананьева, который является автором разносторонних идей человекознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза. Им сделан вывод, что свойства личности развиваются на протяжении всей жизни человека, создавая его биографию.

Затем исследования психологов были в основном направлены на построение общепсихологической типологии личности. Типизацию личности, поиск оснований для нее провели К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Б.И. Додонов и др.

В теоретических разработках 60-80-х гг. идеи личности обнаруживается стремление исследователей установить “ядерные” характеристики личности как уникального сущего.

К концу 80- годов, не удовлетворявшее психологов статическое рассмотрение личности постепенно стало замещаться требованиями ее динамического понимания. Шло сопоставление основных моделей структуры личности, предложенных В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым и др. Однако предлагаемые структуры личности оставались в значительной мере многомерными теоретическими моделями.

В этот период Леонтьевым была предложена концепция развития личности как системного качества индивида.

О некоторых наиболее значительных вкладах и их авторах хотелось бы остановиться хотя бы ненадолго.

Date: 2016-05-25; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию