Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Динамика взглядов на проблему личности в отечественнойПсихологии
На определение личности, ее теоретическую и эмпирическую трактовку, на смену основных теоретических концепций личности в отечественной психологии оказывал значительное влияние исторический аспект. Формирование предпосылок развития психологии личности происходило в рамках философии и социологии, которые довольно долгое время находились в противостоянии. Особенно заметное влияние для становления и развития проблемы личности оказывали исследования отечественных ученых по психофизиологии, физиологии органов чувств, физиологии мозга, высшей нервной деятельности и т. п. (Анохин П.К., Бехтерев В.М., Лазурский А.Ф., Павлов И.П., Сеченов И.М. И др.) Они создали два типа рассмотрения личности: объективный и субъективный. Это привело в дальнейшем к потере “целостности” личности, постепенно приобретавшей характер смысловой декларативной установки. В конце Х1Х - начале ХХ века наиболее существенным было появление самой идеи личности, что рассматривалось как социально желаемый итог развития. В этот период осуществлялся поиск дефиниций и наиболее адекватного для него пространства. Так появились понятия, относящиеся к личности “гармоничность”, “целостность”, “оригинальность”, “индивидуальность и др. Данный период существования идеи личности представлен множеством психологических концепций, которые сочетали в себе философский и конкретно-психологический аспекты. Это: концепция человека как интегрального феномена (Сорокин П.А.); концепция развития личности путем психологических превращений и преобразований внутренних личностных форм (Троицкий М.М.); метафизическая трактовка личности (Н.Я. Грот); “цельное учение о человеке” (В.М. Бехтерев); трактовка личности как «вершинной проблемы» психологии (Выготский Л.С.); общепсихологическая теория личности (Д.Н. Узнадзе); типология личности Лазурского А.Ф. И др. Однако в этот период, несмотря на попытки изучать человека как активного деятеля, не удалось преодолеть тенденции биологизации личности. Следующий период определялся логикой сохранения идеи личности в столкновении с обществом, уничтожавшем в человеке личность. (30 - 60 годы) Личность в эти годы пытаются рассматривать с позиций политико-идеологического редукционизма, конструирования “советского менталитета”, в проявлениях физиологического, философско-методологического редукционизма. В этот период намечается подход биологической и социальной детерминации психического. Несмотря на единство теоретико-методологической основы советской психологии, она представлена значительным количеством научных психологических школ, в которых постановка и решение проблемы личности имеют свои специфические особенности. В качестве основных следует назвать школы: С.Л. Рубинштейна (Институт психологии АН СССР), Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева (МГУ), Б.Г. Ананьева (ЛГУ), В.Н. Мясищева (Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Д.Н. Узнадзе (Институт психологии АН ГССР), Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), В.С. Мерлина (Пермский педагогический институт), Л.И. Божович (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), К.К. Платонова (Институт психологии АН СССР). Своеобразные направления в психологии личности представляют исследования А.Г. Ковалева (Ленинград), В.И. Селиванова (Рязань), И.В. Страхова (Саратов), Н.И. Рейнвальд (Винница) и др. В разработке психологических проблем личности важную роль играют работы представителей других наук, и, прежде всего философов, социологов и юристов (Л.П. Буева, Б.Т. Григоръян, П.Е. Кряжев, В.Н. Кудрявцев, А.Г. Мысливченко, В.П. Тугаринов и др.). Особое место занимают социологические и социально-психологические исследования личности (А.А. Бодалев, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, В.А. Ядов и др.). При всем многообразии психологических школ, подходов и направлений развитие исследований личности в этот период имеет ряд характерных общих тенденций. Первая из них заключается в том, что психологические исследования личности сознательно включаются в комплекс наук, изучающих человека. Причем психология выступает связующим звеном между общественными, естественными и техническими науками. Это обстоятельство определяет методологию и направление научных исследований, а также практическое применение психологических знаний о человеке. Б.Г. Ананьев выделил очаги проблем, в которых как бы стягиваются нити от многих наук в целях познания той или иной формы бытия и сознания человека. Такими очагами являются проблемы: а) человека как биологического вида; б) человечества; в) онтогенеза человека как индивида; г) развития человека как личности. В разработку каждого из этих блоков проблем психология вносит свой вклад. Особое место она занимает в системе наук, изучающих человеческую личность. В качестве второй существенной тенденции развития психологии личности выступает обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. Суть его в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а как целостное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов. «Ни одно психическое явление,— пишет К.К. Платонов,— будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, а, следовательно, и сама эта деятельность и ее элементы – действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета обусловленности их личностью в целом». Личность представляет собой единство двух взаимосвязанных подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа. Ни биологическое, ни социальное сами по себе, ни даже их отношения еще не образуют целостной структуры личности. Эта структура возникает, когда между исходными компонентами устанавливаются устойчивые внутренние связи и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Структурно-динамические свойства личности обусловлены ее общественным статусом, определяемым - экономическим, политическим, правовым и идеологическим положением человека. Для определения статуса личности существен статус коллектива, в котором складывалась и формировалась данная личность. На основе общественного и коллективного статусов личности формируется система ее ролей и ценностных ориентации, а также соответствующая им совокупность личностных свойств, определяющих особенности мотивации и общественного поведения. Реализация в исследованиях личности системно-структурного подхода предполагает также выделение основных характеристик человека как субъекта деятельности. Б.Г. Ананьев писал, что для понимания человека как субъекта практической деятельности важно изучить не только его собственные свойства, но и те технические средства труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его психических и психофизиологических функций. Как субъект теоретической деятельности человек характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами. Системно-структурный подход реализуется в конкретных представлениях о структуре личности. Известно несколько концепций в этой области. К.К. Платонов выделяет четыре основные подструктуры личности: 1) социально обусловленная подструктура (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки, умения, привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; 4) биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические особенности) [14]. А.Г. Ковалев исходит из разделения психических явлений на процессы, состояния и свойства личности. Он описывает связи психических процессов и состояний и характеризует переход от состояний к свойствам личности. Помимо этого, он выделяет сложные структурные образования личности, такие, как чувства, потребности, идеалы, способности, темперамент и характер человека [3]. В.Н. Мясищев включает в структуру личности наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями отношения человека. Причем последние рассматриваются как структурообразующее начало. Психология отношений В.Н. Мясищева, по существу, является концепцией личности. В.С. Мерлин под структурой личности понимает взаимную связь и организацию ее свойств. Согласно его концепции каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способности. Оно формируется в деятельности и вместе с тем зависит от наследственных задатков. Заслуживает внимания введение В.С. Мерлиным понятия «симптомокомплекс» для характеристики структурных образований личности. Системно-структурный подход к личности предполагает исследование динамики, развивающихся взаимосвязей между отдельными ее компонентами, свойствами и функциями. Так, Б.Г. Ананьев раскрывает эти взаимосвязи и их изменение в процессе онтогенеза в целом. К.К. Платонов рассматривает связь структур через виды их формирования— тренировку, упражнение, обучение и воспитание. В качестве третьей тенденции исследований психологии личности можно выделить последовательную реализацию в этой области «принципа единства сознания и деятельности». Признавая этот принцип ведущим, некоторые психологи рассматривали его лишь применительно к отдельно взятой личности. Соответственно и действие как клеточка деятельности анализировалось в рамках отношения «субъект — объект». К.А. Абульханова считает, что деятельность каждого индивида есть всегда совместная деятельность, и в ней происходит постоянное взаимодействие людей. Общение включено в систему отношений личности и деятельности. Изучение разных форм общения у детей и взрослых, а также межличностных отношений в разных социальных группах показало важную роль общения в формировании психических свойств личности и необходимость включения общения в систему структурообразующих характеристик психологии личности наряду с деятельностью. Представителей многих школ объединяет понимание личности как активного образования. В этом есть суть реализации методологического принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн [10]) или деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев [4]). Однако в понимании активности личности имеет место большое разнообразие подходов и трактовок. Указание на активность личности содержится в формулировке С.Л. Рубинштейном диалектико-материалистического принципа детерминизма, согласно которому внешние воздействия на субъекта преломляются через внутренние условия, опосредуются ими. Согласно этой концепции проблема личности занимает в психологии центральное место. Ведь внутренние условия и есть личность с ее природными, психологическими и общественными особенностями. Таким образом, всякое внешнее воздействие на личность опосредуется ее состоянием, т. е. личность активно взаимодействует с объективной действительностью. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, личность формируется в жизненных отношениях индивида, в ходе его деятельности. Личность не может быть выведена из приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее сознание или человеческие потребности. Основу личности человека составляет система его общественных отношений к миру, которая реализуется совокупностью деятельностей. В ходе развития субъекта эти деятельности организуются в иерархию, которая образует ядро личности. «Узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются в той системе отношений, в которую вступает субъект. В свою очередь, деятельность — это процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Даже когда мотивы не осознаются, они находят свое психическое отражение, но в особой форме — форме эмоциональной окраски деятельности. Мотивы выполняют двоякую функцию. Одни, практически не побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Их А.Н. Леонтьев называет смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними, выполняют побудительную роль. Это мотивы-стимулы. Концепция Л.И. Божович [8], в которой активность личности представлена как система потребностей человека, является продолжением идей Л.С. Выготского. Л.И. Божович считает, что активность личности проявляется в постоянных взаимоотношениях с социальной средой и претерпевает качественные преобразования в процессе индивидуального развития ребенка. Специфическое понимание активности личности представлено в психологии отношений В.Н. Мясищева [8]. С точки зрения В.Н. Мясищева, личность — это человек как носитель общественных отношений. Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, к общественному бытию, к другим людям, к себе. Активный характер личности заключается в том, что эти отношения реализуются в ее деятельности. В.Н. Мясищев в своих исследованиях конкретно показал регулирующую роль отношений человека в его поведении, их влияние на формирование внутреннего мира человека, на протекание всех его психических процессов: познавательных, волевых и эмоциональных. Отношение, таким образом, выступает главной характеристикой активности человека. Особое место в теоретической и экспериментальной разработке концепции личности, и особенно в характеристике ее активности, занимает теория установки Д.Н. Узнадзе [8]. Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе,— это целостное состояние субъекта, характеризующее динамическую определенность его психики. Она выступает как целостная направленность субъекта на определенную активность и всегда возникает под влиянием ситуации, ставящей перед человеком определенные задачи. Опираясь на основные положения этой теории, А.С. Прангишвили считает установку основным понятием психологии личности [8]. Установка выражает готовность субъекта как некоторого единого целого к активности, она определяет направленность и избирательность его деятельности. Теория установки, раскрывая источники и механизмы активности личности, помогает преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и выступает как одна из структурных концепций личности. Рассмотренные выше тенденции психологических исследований личности касаются общетеоретических, методологических подходов к личности. В них реализуется философская и общепсихологическая характеристика личности. Вместе с тем личность выступает и как специфический объект дифференциальной и социальной психологии. Индивидуальный подход к личности можно обозначить как четвертую тенденцию психологических исследований личности. При реализации этого подхода психологи исходят из того, что общественное бытие человека проявляется не только во всеобщих, но и в индивидуальных формах. Таким образом, изучение психического в его социальной обусловленности необходимо предполагает анализ социального бытия конкретного человека. Психология личности включает изучение не только сознания личности, но и ее жизнедеятельности. Эта идея высказана С.Л. Рубинштейном. Он писал: «Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному, живому, действующему человеку; все они являются зависимыми от природного и общественного бытия человека» [8]. Задача психологического изучения состоит в том, чтобы необходимым образом соотносить между собой природное и общественное, т. е. изучать это бытие одновременно как со стороны его общественной сущности, так и со стороны возможностей и потенций индивида. Социально-психологическая ориентация в психологии личности выступает как пятая тенденция психологических исследований личности. Социальную психологию личности правомерно рассматривать как особую область знания. Социально-психологический подход к личности не сводит психику личности к набору общечеловеческих свойств, а предполагает также вычленение и социально-специфических неповторимых психических особенностей человека. Социально-психологические исследования личности как специальный раздел психологии включают изучение социальной детерминации психического склада личности; социальной мотивации поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;, национальных, профессиональных особенностей личности; закономерностей формирования и проявления общественной активности личности; путей и средств повышения этой активности; социального статуса личности; системы ее ценностных ориентации и установок; проблем внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления; самовоспитания личности; закономерностей становления психического склада личности в условиях определенной общественно-исторической формации.
Таким образом, психологам 50-60-х годов импонировала мысль об изучении личности как проблемы ее индивидуальных различий, которая была блестяще реализована в работах Б.М. Теплова и его школы. (Небылицын В.Д., Мерлин В.С.) Идеей интеграции знаний о человеке пронизаны основные работы Б.Г. Ананьева, который является автором разносторонних идей человекознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза. Им сделан вывод, что свойства личности развиваются на протяжении всей жизни человека, создавая его биографию. Затем исследования психологов были в основном направлены на построение общепсихологической типологии личности. Типизацию личности, поиск оснований для нее провели К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Б.И. Додонов и др. В теоретических разработках 60-80-х гг. идеи личности обнаруживается стремление исследователей установить “ядерные” характеристики личности как уникального сущего. К концу 80- годов, не удовлетворявшее психологов статическое рассмотрение личности постепенно стало замещаться требованиями ее динамического понимания. Шло сопоставление основных моделей структуры личности, предложенных В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым и др. Однако предлагаемые структуры личности оставались в значительной мере многомерными теоретическими моделями. В этот период Леонтьевым была предложена концепция развития личности как системного качества индивида. О некоторых наиболее значительных вкладах и их авторах хотелось бы остановиться хотя бы ненадолго.
|