Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости





Понятие производственных затрат и их классификация. Учет прямых затрат. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Учет и оценка незавершенного производства. Обобщение затрат на производство.

6.1. Классификация затрат на производство

Организация учета затрат на производство определяется ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называется калькуляцией.

Основными задачами учета затрат на производство являются:

- своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством продукции;

- выявление непроизводительных расходов и потерь;

- контроль за рациональным использованием сырья, материалов, топлива, заработной платы и других затрат;

- проверка выполнения планов по себестоимости и выявление резервов для дальнейшего сокращения затрат;

- выявлении результатов производственной деятельности.

Основные расходы обусловлены непосредственно процессом производства. К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, расходы, связанные с оплатой труда рабочих, их социальным страхованием, содержанием и эксплуатацией оборудования.

Накладные расходы связаны с управлением и обслуживанием производства. В их состав включают заработную плату административно-управленческого персонала, отчисления на его социальное страхование, содержание, амортизацию и текущий ремонт зданий, сооружений и хозяйственного инвентаря и т.п.

Совокупность основных и накладных расходов образует производственнуюсебестоимость продукции.

По способу включения в себестоимость продукции производственные затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются затраты, которые на основании первичных документов могут быть непосредственно отнесены на определенный вид продукции или работ.

Косвенные расходы связаны с изготовлением всех видов продукции или всех видов работ. Поэтому их распределяют между видами продукции и работ пропорционально.

6.2. Синтетический учет затрат на производство

 

Для учета затрат на производство используются активные счета:

 

20 «Основное производство» - калькуляционный;

21 «Полуфабрикаты собственного производства» - инвентарный (используют предприятия, которые практикуют полуфабрикатный вариант учета производственных затрат);

23 «Вспомогательные производства» - калькуляционный (для транспортного, строительного, ремонтного цеха, котельной, компрессорной);

25 «Общепроизводственные расходы» - собирательно-распределительный (ведут предприятия с цеховой структурой управления);

26 «Общехозяйственные расходы» - собирательно-распределительный;

28 «Брак в производстве» - калькуляционный;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - калькуляционный (для отражения затрат по объектам непроизводственной сферы: ЖКХ, столовые, дома отдыха, спортивные сооружения);

97 «Расходы будущих периодов» - бюджетно-распределительный.

 

Затраты основного производства

Аналитический учет затрат на производство организуется в соответствии с требованиями отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию. Предприятия, выпускающие продукцию ведут аналитический учет по видам выпускаемых изделий на основании полуфабрикатного или бесполуфабрикатного вариантов учета. Предприятия, оказывающие услуги, осуществляют аналитический учет по каждому виду оказываемых услуг.

Фактические прямые затраты на производство продукции, работ, услуг отражаются бухгалтерскими записями:

Д 20 К 10 – на стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, использованных в основных производствах;

Д 20 К 60 – на стоимость потребленных в производстве электроэнергии, пара, воды, газа и других ресурсов, полученных от поставщиков, на стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных и оказанных подрядчиками;

Д 20 К 70 – на сумму основной и дополнительной заработной платы, начисленной основным производственным рабочим;

Д20 К 69 – на отчисления от суммы заработной платы производственных рабочих на социальное страхование и обеспечение;

Д 20 К 71 – списываются командировочные расходы на основании авансовых отчетов основных производственных рабочих;

Для расчета фактической производственной себестоимости изготовленной продукции или выполненных работ применяется следующая формула:

 

С = З + О1- В - О2,

где З – затраты за месяц (дебетовый оборот по счету 20),

О1 – незавершенное производство на начало месяца,

В – возвраты и списания (кредитовый оборот счета 20),

О2 – незавершенное производство на конец месяца (сальдо счета 20 на конец месяца).

Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Общепроизводственные (цеховые) расходы.

Если на предприятии существует цеховая структура управления, то используется 25 счет. Аналитический учет ведется по подразделениям ПП, а в их разрезе – по установленной номенклатуре расходов.

По дебету 25 счета делаются записи с кредита счетов 02, 05, 10, 60, 69, 70, 71, 76.

Собранные в течение месяца на дебете 25 счета общепроизводственные расходы в конце месяца включают в производственную себестоимость продукции основного производства (Д 20 К 25) или вспомогательного производства (Д 23 К 25).

Между видами изготавливаемой продукции (работ) расходы распределяют пропорционально какой-либо базе (устанавливается отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию). Чаще всего используется оплата труда рабочих, прямые затраты, материальные затраты, отработанные станко-часы.

Если имел место брак, то соответствующую часть расходов списывают: Д 28 К 25. Остатка по счету 25 на конец месяца не бывает.

Общехозяйственные (общеэксплуатационные) расходы.

К таким расходам относятся расходы для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Если структура предприятия построена не по цеховому принципу, а общепроизводственные расходы планируют в целом по предприятию, то для отражения расходов используют счет 26.

Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье смет общехозяйственных расходов, месту возникновения затрат.

В течение месяца все общехозяйственные расходы собираются на дебете счета 26 с кредита счетов 02,05, 10, 21, 23, 43, 60, 68, 69, 70, 71, 76, 97.

В конце месяца за вычетом возвратов (Д 10 К 26) их распределяют и включают в состав затрат основного или вспомогательного производства (Д 20, 23 К 26). База распределения выбирается предприятием (как и для общепроизводственных затрат).

Разрешается расходы не относит на счета производственных затрат, а сразу списывать на реализованную продукцию (работы, услуги): Д 90 К 26. Между видами продукции общехозяйственные затраты распределяются пропорционально выручке от реализации.

На конец месяца остатка по 26 счету не бывает.

Тема 7. Учет готовой продукции и ее реализация.

7.1. Синтетический учет готовой продукции

Готовой продукцией называется продукция, которая полностью закончена обработкой, принята техническим контролем, сдана на склад, или принята заказчиком, согласно акту приемки.

Готовая продукция оценивается в учете по фактической производственной себестоимости или по учетной цене, в зависимости от установленного учетной политикой варианта учета.

При организации синтетического учета готовой продукции по фактической производственной себестоимостиведется аналитический учет отдельных наименований готовой продукции. Такая оценка применяется в индивидуальном производстве продукции.

При использовании в текущем учете учетных цен выделяются отклонения фактической производственной себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Эти отклонения отражаются не по отдельным наименованиям, а по однородным группам готовых изделий.

При организации синтетического учета готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости аналитический учет ведется в той же оценке. По окончании отчетного периода (месяца) определяются и отдельно учитываются отклонения фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.

Для учета поступления готовой продукции и ее отгрузки используется активный счет 43 «Готовая продукция».

Выпуск готовой продукции и сдача ее на склад оформляются приемо - сдаточными накладными, а выполненные работы или оказанные услуги – приемо-сдаточными актами. На основании накладных составляются ведомости выпуска продукции за отчетный месяц.

Сданная на склад готовая продукция учитывается аналогично учету материальных ценностей в карточках или в книге количественно-сортового учета. Карточки складского учета открываются на каждое наименование изделий. Записи в карточках производятся по каждому приходному и расходному документу с выведением остатка после каждой записи.

Учет выпуска готовой продукции организуется по одному из двух вариантов:

1) с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

2) с отнесением сразу на счет 43 «Готовая продукция».

Избранный вариант учета указывается в учетном политике предприятия.

Счет 40 используется тогда, когда учет готовой продукции на счете 43 ведется по нормативной (плановой) себестоимости. На счете 40 обобщается информация о выпущенной продукции (работах, услугах) и выявляются отклонения от нормативной (плановой) себестоимости. Выявленные отклонения ежемесячно списываются на счет 90 «Продажи», поэтому счет 40 сальдо не имеет.

Учет выпуска готовой продукции без применения счета 40 является наиболее распространенным в отечественной практике. Продукция, изготовленная для реализации, приходуется на склад:

Д 43 К 20 (по фактической себестоимости).

Отгрузка (отпуск) продукции производится в соответствии с заключенными договорами или непосредственно в процессе свободной продажи. У приобретателя право собственности на продукцию по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей продукции признается вручение ее приобретателю, сдача в транспортную организаци для пересылки приобретателю.

Отгруженная или сданная на месте покупателям готовая продукция, расчетные документы за которую представлены этим покупателям, списывается в той оценке, в которой она учитывалась на счете 43:

Д 90 «Продажи» К 43.

Могут применяться и другие способы определения фактической себестоимости отгруженной продукции.

Аналитический учет отгрузки (отпуска, сдачи) готовой продукции ведется по каждому счету-фактуре (по покупателю).

7.2. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями

Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

Целью отражения хозяйственных операций по реализации на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) Расчет финансового производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции (работ, услуг).

Для учета реализации используется счет 90 «Продажи». К нему в обязательном порядке открываются субсчета:

1.Выручка.

2.Себестоимость продаж.

3. НДС.

4. Акцизы.

9. Прибыль/убыток от продаж.

Операции на счете 90 отражаются по моменту перехода права собственности на продукцию (работы, услуги) от предприятия к покупателю (заказчику). Налогообложение реализованной продукции осуществляется по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателю.

В процессе реализации продукции предприятие производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы. Они включают расходы на тару и упаковку, на доставку продукции на станцию отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям, на рекламу и другие.

Учет коммерческих расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу».

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку не отгруженной продукции, остаются на счете 44 и при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы и затраты».

По дебету 44 отражаются произведенные расходы (К 60, 69, 70, 71, 76).

По кредиту 44 списываются расходы, относящиеся к реализованной продукции (Д 90).

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансы под поставку материальных ценностей, под выполнение работ. Для их учета используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам полученным»

Дебет счета 62 отражает стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, то есть здесь формируется дебиторская задолженность покупателя перед организацией (выручка от продажи).

Дебет счета 62 корреспондирует с кредитом счетов учета продаж или прочих доходов, расходов. Счет 90 «Продажи» используется при реализации покупателю товаров, продукции, когда это являетсяобычным видом деятельности организации. Счет 91 «Прочие доходы и расходы» используется при разовых продажах активов: основных средств, материалов, нематериальных активов, когда это не является обычным видом деятельности предприятия - проводки Д 62 К90 или Д 62 К91.

Кредит счета 62 отражает получение оплаты от покупателя, то есть погашение имеющейся задолженности. Кредит счета 62 корреспондирует с дебетом счетов учета денежных средств (сч.50, 51) - проводки Д50 (51) К62.

Стоимость реализованных товарно-материальных ценностей отражается по дебету счета 62 с учетом НДС.

Если организация является плательщиком данного налога, то необходимо его начислить в соответствии с применяемой ставкой и платить его в бюджет. Начисление налога на добавленную стоимость отражается с помощью проводки Д 90 (91) К68/НДС (в зависимости от того, что продается). Уплата налога отражается с помощью проводки Д68/НДС К51.

Счет 62 ведет себя, как активный: по дебету отражается дебиторская задолженность (актив), по кредиту погашение задолженности (уменьшение актива).

Бухгалтерские проводки по счету 62 в общем случае:

 

Д 62 К 90/1- Отражена выручка от продажи готовой продукции, товаров;

Д 90/3 К 68/НДС - Начислен налог к уплате с реализованных товаров;

Д 62 К 91/1 - Отражена стоимость реализованных основных средств, нематериальных активов, материалов

Д91/2 К68/НДС - Начислен налог с реализованных активов

Д 51 (50) К62 -Получена оплата от покупателя

Date: 2016-05-25; view: 450; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию