Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько замечаний в заключение





А.П.Егидес. Как научиться разбираться в людях

Аркадий Петрович Егидес - кандидат психологических наук, доцент кафедрысвязи с общественностью Государственного университета управления, специалиств вопросах семьи и сексологии, ведущий психотренинговых групп. Широкоизвестен по многочесленным публикациям в прессе и по Центральномутелевидению. Автор нескольких психологических бестселлеров. В книге "Какразбираться в людях" раскрывается важнейший фактор человеческого общения -психологическая классификация личности. С проникновением в материал высможете самостоятельно определять психотип окружающих вас людей, правильнопонимать их и строить с ними более эффективные отношения.

Оглавление с кратким (очень кратким) содержанием

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. паранойяльный ПСИХОТИП Речь убеждающая. У него миссия мессии. Жертвует собой и людьми.Катализатор общественных процессов. Манипулирует массами. Ломает традиции. Врелигиях -- пророк. Вероломен. Шантажист. Грешит и не кается. Нетерпим.Заставляет работать на идею. Тяжел для семьи. Дом -- штаб-квартира. Глава II. ЭПИЛЕПТОИД Речь внятная. Мышление стандартное. Сдержан, но взрывчат. Любитпорядок. Ультимативен. Законник. Морализатор. Прижимист. Консерватор. Честьмундира. Проводник идеологии. Инквизитор. Карьера "поступенная". Наводитсправедливость. Надежен. Секс обычный. Семьянин. Мой дом -- моя крепость."Окопная" дружба. Он офицер, учитель, врач. Глава III. ИСТЕРОИД Речь мелодичная. Артистичность. Имидж по моде. Истероидами любуются.Внимание любой ценой. Эпатаж. Хрустальная слеза для бесчувственных. В центресвоего вранья. Эгоизм. Манипулирует партнером. Скандалы. Склонность кэзотерике. Грешит, чтобы каяться. Замуж, чтобы изменять. Секс разноцветный.Дом -- авансцена. Профессии: актер, продавец, проститутка... Глава IV. ГИПЕРТИМ Быстро и много говорит Здравый смысл. Одежда разностильная. Не мучаетсянравственными вопросами. Без маски. Не держит тайн. Много друзей. Сальныйюмор. Семь раз отрежет, не отмерив. Бесшабашно смел. Наводит беспорядок.Секс -- без границ. В религии -- поп-расстрига. Нечувствителен, но отзывчив.Растратчик. Любит много поесть. Напивается, но не спивается. Дом --проходной двор. Похож на дворняжку. Профессии: слесарь, "водила"... Глава V. ШИЗОИД Речь: "во рту каша". Непластичен. Это -- человек-формула. Мышлениеоригинальное, но непоследовательное. В творчестве важен процесс, а нерезультат. В науке -- генератор идей. В религии -- теолог. Идеипарадоксальны и часто преждевременны. Шизоиды -- ум земли. Интеллектуальнаяагрессия. Плохо чувствует другого. Творцы смыслового юмора (в т. ч.черного). Деревянная маска на лице. Отсутствие имиджа. Секс умозрительный.Семья -- приложение к интеллектуальному бытию. На столе творческийбеспорядок. Тяготеет к теоретическим исследованиям и вычислениям.

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Все мы хотим уметь разбираться в людях. Но, чтобы уяснить себе, что этозначит, постараемся понять, как разбираться, предположим, в автомобилях.Автомобилист знает, что грузовик менее поворотлив, чем легковушка, но можетвзять больше груза; что "шестерка" мгновенно набирает скорость, а вот"Москвич-2141" тяжеловат на подъем; что в девятой вазовской модели заднийход включается перемещением рычага передачи вперед, а в шестой -- назад. Итак, разбираться в предметах -- это звать, как ими управлять и чего отних ждать. А значит, надо уметь по каким-то явным или более скрытымпризнакам видеть предмет в его своеобразии. В мире автомобилей это, можетбыть, не так сложно, а вот отличить гадюку от ужа уже сложнее. Но нужно. Таки с людьми. Конечно, это рассуждение, как и всякая аналогия, -- не полная истина,но оно дает ключ к пониманию. У моей жены -- волосы длинные и развеваются наветру вместе с шарфиком от Ренуара, а у жены моего приятеля стрижка почтипод нуль, но она умудряется волосы еще и завить. И в то же время ясно, что имоя жена, и его жена -- истероидки, в отличие от жены третьего нашего друга,которая носит волосы средней длины и причесывается на косой пробор,пользуясь заколками-невидимками. Она не истероидка, она эпилептоидка. Этоясно мне и коллегам даже без психологического "микроскопа", к коему можноприравнять батареи тестов. Но если и вы хотите вот так же -- по прическе,пуговицам, остротам, жестам и другим мелочам -- научиться видеть личность,как палеонтолог по одной кости восстанавливает облик древнего животного, прочтите эту книгу. В 1991 году в соавторстве с Н. Ш. Сугробовой в период нашегосотрудничества по клубу культуры общения "Маленький принц" я издал небольшуюкнижку под названием "Как научиться разбираться в людях?" (Издательство"Караван", Алма-Ата). Ее тираж разошелся быстро, но еще и сейчас в метро яиногда вижу людей, вчитывающихся в эту брошюру, на обложке которой милыйнаивный нелепый "питекантроп" (или лучше, как сказала одна моя студентка,"пикантроп") сжимает в каждой руке по человечку. Он пытается разобраться вних, а другие человечки, в которых он уже "разобрался", шлепнувшись наземлю, бегут от него сломя голову... Этот рисунок художника В. Любича,слегка видоизменив, я использовал в композиции на обложке моей книги"Лабиринты общения", выпущенной издательским домом "Филинъ" в 1999 и 2000году. "Пикантроп" не вписался в обложку книги, которую вы держите в руках, ив обложку нового издания "Лабиринтов общения" ("АСТ-ПРЕСС", 2002)... Но онуже настолько свой, что стал заставкой во введении и там, и там. Обе книги-- сообщающиеся сосуды. И, понятно, я советую читать и "Лабиринты общения".Так что спрашивайте "в аптеках города!". Я не ставлю сейчас фамилию Сугробовой рядом со своей не только потому,что создал эту книгу без ее участия, но и потому, что замысел первой книжкибыл полностью моим, а она, будучи тогда моей прилежной последовательницей,взялась за труд подготовить причесанный текст по моим разработкам. Теперь уСугробовой совершенно самостоятельный путь и новое имя -- Айша. Ну, а янаписал совершенно новую книгу. Немного о том, как ее читать. Для полного эффекта книгу имеет смыслвоспринять целиком, то есть прочитать всю, и не один раз. Лучше спервапрочесть ее от начала до конца насквозь, как беллетристику. Не вдавайтесь вподробности и не делайте выписок. А если что-то не будет сразу понято(термин или утверждение), не застревайте на этом: дальше где-нибудь всеразъяснится. При повторном чтении сами собой установятся нужные связи,прояснятся туманности. А дальше уже можно разбираться выборочно, по главам,и от начала к концу, и от конца к началу, а потом по тем или иным мелкимразделам. На этом этапе имеет смысл искать параллели, сравнивать,выписывать. И вы начнете многое видеть в людях сами, сможете увиденное ипонятое учитывать в своих с ними отношениях, будете правильнее и успешнеевзаимодействовать с окружающими. Чтобы было веселее, я писал эту книгу как бог на душу положит: в нейсистема выдержана не строго. Все равно тщетны попытки что-то слишком строгосистематизировать. Обратили внимание? Один автор предлагает в своей книге свою строгую систему изложения, а другой свою строгую систему. Сличаешь, асистемы-то разные... Так что, может быть, лучше и вовсе не тщиться, астараться, чтобы было просто интересно и понятно. Ну, по крайней мере, ярешил сделать именно так. К тому же я вынужден пользоваться принципом "скорее да" и "скорее нет".Будем допускать некоторые преувеличения и обязательно что-то недоговорим. Ивсе же в конце концов психотип будет вырисован достаточно определенно,потому что есть много подробностей, которые видны на глаз, -- если это глаззнающего человека, умеющего пристально высматривать. Я буду постепенно наращивать информацию. А то, что может стать особенноважным для умения разбираться в людях, специально повторю в разных местах(неоднократно). Будут перекидываться "мостики" между психотипами, чтобыпонять, чем они похожи и чем разнятся. Говоря, например, об эпилептоиде, мы вернемся для сравнения к паранойяльному и забежим вперед -- сопоставим систероидом. Читатель, скорее всего, знаком с четырьмя темпераментами(сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Но характеристика личности неисчерпывается особенностями темперамента. Мы пользуемся, как вы обратиливнимание, другим, более емким понятием: "психотип". Немного истории. Профессор П. Б. Ганнушкин (прообраз ильфо-петровскогопрофессора Титанушкина, который "симулянтов не любил") разработал вопрос о психопатиях. Так что все началось с психиатрии. Если черта характера зашкаливает так, что мешает жить и тебе, и другим, -- это психопатия. Новпоследствии психиатры заметили, что черта характера может быть не так ярковыражена, как при психопатии, она больше мешает жить самому человеку, чемокружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми какособенность или даже как странность. Это как бы "недопсихопатия". Такиеслучаи стали называть акцентуациями. Понятно: акцент на какой-то особенностихарактера. Известна книга Леонгарда об акцентуациях. Подростковыеакцентуации исследовал ленинградский психотерапевт профессор А. Е. Личко. Новставал вопрос о личностном разнообразии в пределах нормы. И вот московскийпсихотерапевт профессор М. Е. Бурно в своих работах и лекциях стал говоритьо рисунке личности. Здесь черта характера видна только тогда, когда еекак-то разыскивают. И совокупность всех увиденных черт складывается врисунок личности. В учебниках по психологии до сих пор писали, чтоклассификация личностей -- дело практически немыслимое. Но обращение кпонятию "рисунок личности" в духе Бурно помогает решить вопрос оклассификации личностей в норме. Не могу сказать, что такой подходединственно правильный, но в то же время он мне кажется на сегодня самымпродуктивным. Стало возможным говорить уже не только о психопатах и акцентуантах, нои о психотипах в целом. Психотип объединяет в себе рисунок личности,акцентуацию и психопатию. Такое разграничение неточно, приблизительно, нетчетких границ. И все же если какой-то человек готов наступить "на горлособственной песне", чтобы достичь своей заветной цели и стать лидером вгороде или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что этопаранойяльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своимдрузьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, тоэто уже паранойяльная акцентуация. А когда кто-то уже идет по судьбам многихлюдей, превращая их в средство, в "тесто" свирепой истории, -- тут явная паранойяльная психопатия. Но еще раз: все это очень приблизительно, и можнолегко ошибиться. Грани подвижны. Рисунок личности -- это психотип в норме,психопат -- это психопатический психотип. Акцентуация -- посредине. Но, поскольку все начиналось с психиатрии, то и тогда, когда речьпойдет о норме, мы все-таки будем придерживаться исторических названий психотипов. Так что и эпилептоид, и шизоид могут быть и психопатами, и"рисунком личности" в норме. С другой стороны, мы будем иметь в виду, что психотипные черты могутзашкаливать в акцентуацию и даже психопатию. Некоторые психиатры и психологи, правда, считают, что даже и психопатия-- это крайний вариант нормы. А другие психиатры приравнивают в некоторыхслучаях психопатии по значимости отклонений даже к психическим болезням. Нои тогда все же психопатия -- это не патологичекий процесс, который ведет кдеградации личности. То есть и в рамках психопатии черты личности могутрассматриваться как углубление рисунка личности, как результат воспитания иусловий развития. Подчеркнем, что все психотипы мы обсуждаем здесь в основном в рамках"рисунка личности", то есть явной нормы. Итак, я не являюсь родоначальником излагаемой классификации. Еепредложили Ганнушкин, Леонгард, Личко и Бурно. В чем же мой вклад в этуклассификацию? Я рассказываю о каждом психотипе так, чтобы человек,прочитавший эту книгу, самостоятельно научился различать психотипы как бы"без ничего", без специальных тестов, без анкет и прочего психологическогореквизита. И для этого не надо многолетней совместной работы начинающего специалиста и опытного со стажем. Не надо и самого многолетнего стажа.Обычно в клубе после 20--30-часового цикла мы устраиваем занятия подиагностике. Перед двадцатью участниками, прошедшими цикл по психотипам, мысажаем на стул человека, которого они могут видеть и впервые. Участникизадают ему вопросы, разговаривают, наблюдают за ним во время беседы, просятпрочитать стихотворение, спеть, станцевать, поднять с пола уроненнуюкнигу... А затем я прошу каждого написать на листке личностный, диагноз,причем так, чтобы никто ни с кем не советовался и никто ни к кому незаглядывал. На счет "три" все поднимают свои листки. Если случай типичный,то процент расхождений в диагнозе ничтожен. О таких случаях медики говоряткак о студенческих. Дальше -- дело практики. И здесь нет никаких секретов. Я характеризую каждый психотип помножеству разных линий: любовь, деньги, имидж, политика, пластика, мимика,работа, учеба, карьера, принятие решений, вкусы, речь, мышление,нравственные установки, отношение к сексу и т. д. И по каждому из этих аспектов я сравниваю разные психотипы друг сдругом. Например, как у эпилептоида и шизоида осуществляется процесстворчества. Или уточняю, что эпилептоид предпочитает порядок, гипертим --беспорядок, а у шизоида свой "беспорядочный порядок". Психотип должен как-то проявляться в самых разных жизненных ситуациях,в проблемах, в отношении к людям и вещам, в отношениях с людьми иобщественными структурами. В том, как человек принимает разные установления,традиции. Какие у него ценностные ориентации. Как он относится к культуре.Что у него в семье. Какой у него дом: крепость или проходной двор. Бережетли он здоровье или сгорает, светя! Ведь все люди "как-то" "где-то" "ккому-то" "что-то"... И вот если каждый психотип провести через некий одинаковый набор таких"линий", то появятся опоры в диагностике. И что самое важное, эти опоры, тоесть характеристики по каждой из линий, могут быть четко видны не толькоспециалистам, но и людям, не имеющим "психологического микроскопа", аобладающим лишь здравым смыслом и житейским опытом. Чтобы заметить, что учеловека пуговица на пиджаке почти оторвана и болтается на двух нитках вотуже два месяца, не надо проводить ни тест Розенцвейга, ни корректурнуюпробу... Вы просто обращаете на это внимание. А о том, что вы увидите этоскорее у шизоида, чем у истероида, мы и расскажем в книге. И уже послепервого ее прочтения вы вскоре обратите внимание на то, что непроизвольноначнете замечать описываемые черты в своих знакомых, а потом и в незнакомыхлюдях. Это как раз и есть показатель того, что метод работает. И так вот,шаг за шагом, мы будем описывать каждый психотип. Будет, может быть, дажеизбыток личностных симптомов, не осуждайте меня за это -- пригодится. Названия главок в описаниях разных психотипов чаще всего совпадают. Таклегче прослеживать сходство и различия. Впрочем, это правило выдержано невсегда. Договоримся: ни один психопатный симптом сам по себе не можетрасцениваться как абсолютный. Болтающаяся на двух нитках пуговица лишь, скорее всего, говорит ошизоидности, но при этом не исключена ни паранойяльность, ни гипертимность,ни даже истероидность: истероид может, например, специально вводить такновую моду или пытаться просто шокировать окружающих. Но на 99% исключенапсихастеноидность и на 90% -- эпилептоидность. Всю симптоматику личности надо рассматривать в этакой интегрированнойсовокупности. Введем формулу "66:33". То есть большинство симптомов толькона 66% свойственны психотипу, но в 33% могут встречаться и у других людей.Один мой студент был озадачен: а куда же делся еще 1%? Я вынужден былразочаровать его еще больше: один процент "потерян" специально, чтобыподчеркнуть условность этого правила. Ведь может быть соотношение 70:30 или80:20. Я вообще не могу пока уточнить в каждом конкретном случае коэффициентпринадлежности какой-либо черты тому или иному психотипу. Все это оченьзыбко. Ив то же время есть "тяготение" симптома к психотипу. Это тяготениемы и выразили формулой "66:33". Хочу подчеркнуть -- это не тесты психодиагностические. Психолог,конечно, должен владеть ими. Но и для непсихолога, и для психолога важнонаучиться определять личностный психотип без использования трудоемкихпсиходиагностических методик. Психолог, научившись сам разбираться в людяхбез тестов, может научить этому непсихологов. Ведь тестирование проводится влабораторных условиях. А лабораторию не подтащишь к каждому человеку, чейпсихотип следовало бы знать, когда вступаешь с ним в значимый контакт.Человек может не захотеть подвергнуться тестированию, даже если он иблагожелательно настроен. А если он насторожен? А если он ваш руководитель?И вообще, не будешь, же предлагать тесты каждому человеку, перед тем какначать общаться с ним. В жизни всегда нужна экспресс-диагностика. Мы садимся в автобус иначе,чем в легковую машину, а для этого мы должны его мгновенно "опознать", иначеничего не получится. А если по дороге едет иномарка -- жди нарушений с большей вероятностью, чем отпростого "жигуленка". Вы хотите видеть психотип так, как видите маркуавтомобиля, как отличаете банан от апельсина? Так вот я опишу такиесимптомы, которые вы сможете увидеть в человеке наметанным (хотя и не"лабораторным") глазом -- увидеть, наблюдая человека во взаимодействии свами и с другими людьми. А увидев, тут же учесть свои диагностическиеоткрытия в своем поведении. Если истероидка кричит, что ненавидит вас иуходит от вас, вы будете знать, что это не так, что уйдет, но вернется,стоит вам подарить ей ласковое внимание. Но если эпилептоид начнет мрачнособирать свои вещи, это разрыв всерьез. И всему этому для личного пользования может научиться любой. Понявпсихотип человека, вы сможете лучше владеть ситуациями, обнаруживать вчеловеке полезное для него самого, для общества и для себя, обезопасить себяот других и других от себя. Мы не против строгих лабораторных исследований в психологии, мы за них.Но тогда, когда они реально нужны и осуществимы. А для живого взаимодействияс людьми в обычных условиях необходимы такие вот диагностические опоры. Читая книгу, обращайте внимание, как удачно высказалась Н. Ш.Сугробова, на логику психотипа. То есть основные черты личности влекут засобой особенности поведения в каждой конкретной сфере человекоотношений, вкаждом узле системы человек -- предметы. Шизоид, как мы убедимся дальше, он и в науках шизоид, и в сексе.Эпилептоид любит порядок и в вещах, и в отношениях, и в организации своейжизни. Прослеживать логику психотипа занимательно и приятно. Начиная читатьглаву, вы уже будете предвосхищать мысль автора и вместе с ним представлятьжизнь во всех ее подробностях. Приучимся к звучанию названий всех психотипов, к терминологии. Списокпсихотипов таков: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид,психастеноид, сензитив, гипотим, конформный, астеник, неустойчивый, циклоид.Я даю этот список по мере убывания агрессивности и нарастания дефензивности. Ну, агрессивность -- это понятная вещь. А что такое дефензивность? Defence-- по-английски "защита". Так что дефензивность можно перевести как"защитность". Будем, следовательно, говорить также о дефензивных (защищающихся) психотипах. Делить людей на агрессивных и дефензивныхпредложил тоже профессор М. Е. Бурно. Очень условно можно считать, что в этом списке дефензивные психотипыначинаются с шизоидов. Условно потому, что и у истероидов возникают защитныереакции, но все-таки я бы сказал, что у них и защита используется каксредство агрессивности. И шизоиды могут быть агрессивными. Дальше мы поймем, как это, а сейчас нам важно только то, что психотипы выстроены вколеблющуюся, неустойчивую, условную, но -- линию. Человечеству всепсихотипы ко двору. Шизоиды генерируют идеи, в том числе социологические.Паранойяльные вычленяют некоторые социально значимые идеи из множествадругих, невнятных и неотшлифованных, придают им силу, выступают какпропагандисты и соавторы, организуют движение за эти идеи. Эпилептоидыдоводят идею паранойяльного до совершенства и до ума многих, популяризируют,еще больше оттачивают, вступают в его круг, партию, организуя другихэпилептоидов и не-эпилептоидов. Паранойяльные и эпилептоиды нужнычеловечеству. Они движут историю. Без них не было бы исторического развития,был бы сплошной застой. Но они могут направить этот процесс и в опасноерусло. Шизоиды часто безответственно изобретают невесть что, как профессорПерсиков в булгаковских "Роковых яйцах". Да что там вымышленный Персиков,когда были реальные ученые, создавшие водородную бомбу, бактериологическоеоружие и... т. д. Истероиды воспевают паранойяльных: лидеров,воевод-эпилептоидов. Это они, истероиды -- "блинники речистые",рассказывавшие о красных кавалеристах, для которых главное -- раздутьмировой пожар на горе всем буржуям. Гипертимы крутятся между всеми, ониснабженцы и автослесари, гуляки и рубаки. В религии как в наиболее яркой области проявления человеческой природымы видим все психотипы. Вот паранойяльный пророк. Он окруженэпилептоидами-апостолами. В его свите много истероидных магдалин, кающихся игрешащих, чтобы каяться. В его церкви много попов-расстриг-гипертимов ипсихастеноидных переписчиков религиозных текстов, иконописцев и издателей.Всем есть место "у Бога на Земле". К интереснейшему вопросу о роли психотипов в исторических драмах, оботношениях психотипов друг - с - другом мы постоянно будем возвращаться вглавах, посвященных каждому психотипу. Часто психологи разрабатывают в основном лишь понятийный аппарат итеоретические концепции, причем иногда с досадой отмечаешь, что все это, таклишь, предисловие к введению, общие подходы к частным подходам (глубинапустоты). А психотерапевты и психологи-практики должны помогать людямдейственно и конкретно. Я хочу некоторым образом противопоставить своюпрактическую систему теоретизаторству. Двадцать пять лет назад я началзаниматься с обычными людьми, у которых, казалось бы, не было "проблем", но,как оказалось, не было только видимых проблем. В центре Москвы (на улицеЧехова, дом 9) есть уютный подвальчик, неоднократно показанный потелевидению, расхваленный корреспондентами журналов и газет. Это клубпсихологической культуры общения "Маленький принц". Здесь и проходилаобкатка программ тренинга и теоретического материала, которые легли в основумоих книг и публикаций. В живых дискуссиях с обучающимися оттачивалисьжизненные позиции и разрабатывались приемы тренинга новых, более успешныхформ поведения. Клуб представляет собой практический полигон Для занятий смоими студентами. Я долгое время преподавал в Московском государственномоткрытом педагогическом университете (МГОПУ) им. М. А. Шолохова нафакультете педагогики и психологии, который стараниями его декана профессораИ. П. Клемантович стал серьезным центром подготовки социальных педагогов ипедагогов-психологов. На этом факультете, было дело, я заведовал кафедройприкладной психологии. Но "время вперед" -- теперь я доцент кафедры связей собщественностью 1го Государственного университета управления(ГУУ) -- того, чьи корпуса высятся рядом со станцией метро "Выхино" вМоскве. Вместе с директором Института социологии и управления персоналом ГУУпрофессором Альбертом Владимировичем Филипповым и под его руководством яобучаю будущих специалистов по честным Пи-Ар-технологиям. Продолжаюсотрудничать и с МГОПУ. Значительная часть материалов книги "Лабиринтыобщения" и этой вот книги были изданы в качестве учебных пособий длястудентов. В сущности, обе книги в целом могут расцениваться как учебные поряду дисциплин в рамках практической психологии. Я издаю книгу "недописанной". Только основные личностные психотипы: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид. Во-первых, для тогочтобы не затягивать выход в свет уже достаточно доработанного материала ичтобы читатель прямо сейчас уже мог им воспользоваться. Во-вторых, потомучто считаю эти психотипы действительно основными, то есть наиболеераспространенными, наиболее значимыми и наиболее интересными. Но в ходеизложения все же достаточно много материала дается и по другим психотипам(психастеноиду, сензитиву и т. д.). Предупредим, что книга наша -- не "чтиво". Это жизненно необходимоеучебное пособие. Но это и не просто "полезные советы". Книга имеетпсихологически-философское и морально-мировоззренческое значение. Онарасширяет общеобразовательные горизонты. Излагая материал по тому или иномупсихотипу, я могу порассуждать на "общечеловеческие" или политические темы,предлагаю свое осмысление ряда социально-психологических проблем. Ну, хватит введения. Всего за скобки не вынесешь. Лучше мы будемвозвращаться к неким общим рассуждениям по мере изложения материала покаждому психотипу. И там будем говорить о некоторых моментах, важных дляцелостного понимания вопроса.

Глава I

Date: 2016-05-14; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию