Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Польза, прочность, красота» - функция, конструкция, композиция - основы формирования общественного здания





Общие положения проектирования общественных зданий

Планировочная структура, состав, взаимосвязь и параметры помещений общест­венного здания определяются требованиями функционально-технологического процес­са, протекающего в этом здании. В современном общественном здании существует, как правило, несколько процессов. Среди них выделяют главный, определяющий назначе­ние данного здания, и второстепенные процессы, имеющие вспомогательное назначе­ние (например, в учебном заведении главным процессом является учебное занятие, а вспомогательными - административно-хозяйственная деятельность, общественное пита­ние, медицинское обслуживание, проведение культурного досуга и пр.). Главная функ­ция формирует главное помещение, вспомогательная - состав и параметры подсобных, вспомогательных помещений.

Общественные здания по объемно-планировочной организации функционально- технологического процесса можно объединить в следующие группы:

а) с большим главным залом и рядом небольших вспомогательных объемов (теа­тры, концертные залы, кинотеатры, крытые спортивные арены, цирки и пр.);

б) с рядом многократно повторяющихся небольших главных объемов с одина­ковыми функциями (школы, больницы, административно-управленческие учрежде­ния и пр.);

в) с несколькими функционально связанными главными залами (выставочные па­вильоны, музеи, картинные галереи и т.п.);

г) смешанного типа, состоящих из залов и групп небольших объемов (высшие учебные заведения, библиотеки, клубы, центры досуга, проектные и научно-исследовательские институты и т.п.).

Разработка объемно-планировочного решения общественного здания ведется с учетом функциональных, физико-технических, конструктивных, архитектурно-художе­ственных и экономических требований.

Выделяют главные и второстепенные, сквозные и тупиковые коридоры. В неко­торых случаях коридоры выполняют и дополнительные функции, - ожидания, отдыха, прогулки (например, в больницах, поликлиниках). В соответствии с этим изменяется планировочное решение и коридоры преобразуются в фойе, ожидальни, кулуары, рек­реации. Например, рекреации представляют собой коридоры, снабженные естествен­ным освещением и расширенные до 2,8 - 3,2 м. Функции рекреаций выполняют также и "световые карманы", устраиваемые по длине коридора. Фойе и кулуары устраивают, как правило, при зрительных залах в форме уширенных коридоров или компактных по­мещений с соотношением сторон 1: 2. Главными являются коридоры, по которым дви­жется основной поток посетителей к лестницам и выходам из здания.

 

Польза, прочность, красота» - функция, конструкция, композиция - основы формирования общественного здания.

Прежде чем перейти к рассмотрению функциональных, композиционных и конструктивных схем общественных зданий, остановимся на ряде определе­ний, которые давали понятиям «функция», «конструкция» и «форма» теоре­тики отечественной архитектуры. Академик А. В. Иконников следующим об­разом определял функцию и форму архитектурного объекта: «...Функция — это весь комплекс решаемых архитектурой разносторонних задач, материально практических и информационных»; «...форма архитектурного объекта выража­ет способ его организации и способ существования в контекстах среды и куль­туры». И далее расширял понятие архитектурной формы: «Можно выделить три тактики претворения технологии в предметную форму. При первой харак­тер процесса производства входит в число источников ее замысла. Вторая кон­цепция технологической формы основывается на образном выражении идеаль­ной технологии, воплощенной какими-то иными средствами. Третья концеп­ция сводится к исключению следов процесса из образного языка архитекту­ры. Она восходит к принципу универсальности формы, несущей смысловые значения, вне зависимости от назначения объекта, его материала и способа осуществления».

Теоретики функционализма полагали, что функция способна единолично влиять на структурные и художественные особенности формы. Так, А.А. Вес­нин писал: «Разрешить архитектурно функцию — значит построить здание не только без ущерба для его функционального содержания, но и с использова­нием его в качестве существенной основы для архитектурной композиции». «План, его система — вот что определяет все целое», — так оценивал роль планировочной структуры в формировании архитектуры зда­ния Л.М. Лисицкий.

Практика доказывает, что жизнеспособным архитектурный объект являет­ся лишь в том случае, если формы вытекают из содержания сооружения, но вытекают не механистически, а диалектически, то есть одновременно и фор­мируя это содержание. Взаимосвязь функции, конструкции и формы прояв­ляется в том. что они одновременно обусловливают и диктуют условия суще­ствования друг друга и здания в целом. Влияние архитектурной формы на протекающий в ней процесс наблюдается достаточно часто. Примерами могут послужить многочисленные объекты, реконструированные под иные обще­ственные функции.

Академик ИХ Лежава в своих теоретических трудах подчеркивал, что в ар­хитектурной форме неразрывно соединено пространственное, образное и функ­циональное начало и что «любая форма обладает определенным функциональ­ным потенциалом, расширяющим спектр ее предназначения». «Адаптационные возможности, — писал он, — видимо, одна из основ, на которых развивается вза­имодействие архитектурной формы и функции. Начинается она в момент за­полнения процессом объема и продолжается весь период его существования. Это причина, по которой одно и то же помещение мы можем использовать как швейный цех, зал для собраний, склад» [20]. Со временем адаптированное со­оружение становится достаточно удобным, хотя в начальный момент удобным считался иной пространственный образец. Определенная универсальность дви­жений по отношению к произведенным действиям приводит к тому, что раз­личные по содержанию процессы могут быть реализованы в близких по пара­метрам пространствах. Это дает возможность любому архитектурному объекту быть годным для равноценного протекания целой серии процессов. Таким об­разом, речь должна идти о многофункциональности архитектуры. Исследова­ния последних лет показывают, что многофункциональность вытекает из самой сути архитектурного объекта. Пространство всегда избыточно по отношению к той функции, ради которой оно создано.

Функциональный потенциал — обобщающий термин, заключающий в себе разветвленную иерархию многозначных понятий. Среди основных его со­ставляющих можно выделить группу «актуальных функций», то есть функций, связанных в сознании потребителя с ценными характеристиками формы объекта. Актуальные функции включают в себя группу «порождающих функ­ций», которые определяют первичное назначение объекта. «Порождающие функции» способствуют появлению «порождаемых», или «рабочих функций», то есть функций, в которых реализуется часть свойств, непреднамеренно кон­центрирующихся в архитектурном объекте после его постройки. Рабочие фун­кции подразделяются на доминирующие и сопутствующие (выделяемые в каж­дый момент существования объекта).

Рассматривая особенности функционирования архитектурных объектов, следует учитывать, что не всегда процесс, по которому сооружение создается исходя из порождающей функции или для которого оно переделывается исхо­дя из рабочей функции, будет проходить в соответствии с принятой гипоте­зой. Следует различать как бы две функции: идеальную и реальную. По требо­ваниям первой объект формируется, по второй — реально функционирует. Свести к минимуму это различие стремится каждый проектировщик, но пре­дугадать поведение реального пользователя оказывается сложно, даже если идеальная функция оперирует среднестатистическим потребителем.

В основе архитектурных интерпретаций лежит широкий спектр явлений, связанных нюансами взаимодействия формы и функции. Н.А. Ладовский так обозначал свое творческое кредо в 1919—1921 годах: «Конструкция же входит в архитектуру постольку поскольку она определяет понятие пространства» [21], «...техническая конструкция — соединение оформленных материальных элементов по определенному плану-схеме для достижения силового эффекта». О конструкции как «системе эстетической» отзывался М.Я. Гинзбург: «...Кон­структивная система благодаря нашему восприятивному опыту и психофизи­ологическим особенностям человека порождает и другую систему, самодовлеюший и в то же время вытекающий и зависимый от конструкции мир формы, или, правильно говоря, систему эстетическую».

 

На основе изложенного выше сделаем вывод, что здание в целом должно состоять из разнокачественных систем с разными доминантами. Под этими разнокачественными доминантами мы понимаем функцию, конструкцию и форму. Для работы с этими несводимыми составляющими их необходимо при­вести к общему знаменателю. Сделаем это. Представив каждую составляющую в виде триединого комплекса, введя понятия «функциональная форма» (кон­струкция, функция), «конструктивная, функция.» (форма, конструкция) и «формальная конструкция» (функция, форма).

Функциональной формой (конструкцией, функцией) предлагается обозна­чить совокупность составляющих архитектурной формы (конструкции, функ­ции), которые аккумулируют в себе функциональные свойства объекта. Конст­руктивная функция (форма, конструкция) — совокупность составляющих фун­кции (формы, конструкции) архитектурного объекта, которые аккумулируют в себе конструктивные свойства объекта. Формальная конструкция (функция, форма) — совокупность составляющих архитектурной конструкции (функции, формы), которые аккумулируют в себе формальные свойства объекта.

 

 

Конструктивная структура здания («Прочность» по Витрувию)._

Конструктивная структура здания — это совокупность взаимосвязанных конструктивных элементов (фундаментов, стен, перекрытий, крыши и др.), вы­полняющих в здании конкретные функции.

Конструкции имеют в здании двойное назначение: они должны восприни­мать без разрушения и деформаций все приходящиеся на здание нагрузки (вес собственных конструкций, оборудования, людей) и воздействия (ветер, сейс­мические колебания и пр.), а также защищать помещения от холода, жары, осадков, шума и других неблагоприятных несиловых воздействий. Таким об­разом, конструкции зданий выполняют несущие и ограждающие функции. При этом возможно как совмещение этих функций, так и дифференциация конст­рукций на несущие и ограждающие.

Для общественных зданий применяются различные конструктивные схе­мы: с полным каркасом из железобетонных или стальных вертикальных и го­ризонтальных связевых элементов, с неполным каркасом, с несущими про­дольными или поперечными стенами.

Архитектура исторически всегда была связана с развитием техники и тех­нологии. «Современная техника уже оказала глубокое влияние на нашу архи­тектуру. Однако необходимо отметить, что поиск продолжается, поэтому в современных условиях разнообразия конструктивных схем и элементов, а также при наличии различных прогрессивных постоянно совершенствующихся технологий архитектурные конструкции общественных зданий являются темой отдельного издания.

Заметим лишь, что наиболее распространены в настоящее время каркас­ные системы с навесными панелями, чаще всего многослойными, а также мно­жество разновидностей смешанных систем — сочетания традиционных мате­риалов с легкими высокоэффективными. Так, например, поперечные несущие стены из кирпича могут быть использованы в сочетании с навесными наруж­ными стенами, сборный каркас — с монолитными перекрытиями. Кроме того, большое распространение получили высокоэффективные энергосберегающие системы: вентилируемые фасады, структурное стекло, витражные элементы из алюминиевых сплавов и пластика. Появление большого количества новых строительных и отделочных материалов дает новые возможности для реше­ния фасадов и облика здания в целом.

Необходимо учитывать, что часто именно уникальная конструкция дикту­ет композиционное решение здания и оказывает решающее влияние на его формообразование. В этой связи отдельного внимания заслуживают конструк­ции покрытий общественных зданий. Арки, оболочки, купола, вантовые кон­струкции, пневматические покрытия дают возможность создания художествен­ного образа, присущего именно данному зданию или определенному типу об­щественного здания, становясь его символом, знаком и обеспечивая его узна­ваемость.

В то же время очень важным моментом для общественного здания яв­ляется сохранение в его образе «духа места» и времени — колорита той страны, города, где это здание построено, с одной стороны, и той истори­ческой эпохи, когда оно возникло, с другой. В этой связи хотелось бы при­вести слова А. Аалто: «Архитектура, связанная с землей, на которой она создается, всегда имеет локальный характер. Но при этом ее формы носят не только местные национальные черты, но и отражают воздействие проте­кающих во всем мире интернациональных процессов; в совокупности рож­дается результат, органично сочетающий в себе национальное, и интерна­циональное, а значит, отвечающий требованиям современного мира, в ко­тором эти понятия трудно разделить».

 

 

Экологическое проектирование как современный путь формирования объемно-планировочной структуры здания

Выявим несколько аспектов, формирующих экосистему и являющихся наиболее важными и структурообразующими для современных зданий:

- анализ климатических условий территории проектирования с целью оп­ределения ориентации и конфигурации здания;

- естественное освещение помещений, в частности каждого рабочего места;

- естественная вентиляция помещений;

- энергосбережение: экономичная планировка с точки зрения обогрева и, наоборот, охлаждения здания в зависимости от климатических условий;

- возможность использования растений для формирования микроклимата в здании;

- энергоактивные здания, построенные на принципах динамической адап­тации.

Остановимся на каждом из аспектов.

При проектировании световой среды естественное освещение рабочего по­мещения складывается из трех взаимосвязанных компонентов:

- потоков света, проникающих в пространство рабочего помещения через наружные ограждающие конструкции;

- отражения света от внутренних плоскостей или поверхностей помещения;

- уровня освещенности в помещениях.

Проблемы естественного освещения, напрямую связанные с глубиной ра­бочих помещений, особенно остро проявляются в атриумных зданиях. Мето­ды расчета освещенности помещений, сложившиеся в практике проектирова­ния административных зданий с традиционной планировкой, являются мало­пригодными для атриумных сооружений. Различие состоит в том, что тради­ционные методы, используемые для зданий коридорного типа, основаны на расчете попадания в помещение прямых солнечных лучей и их отражения внутри кабинета. В атриумных зданиях лучи отражаются многократно, еще до того, как они попадают на рабочие поверхности.

С этой точки зрения атриумные пространства используются как для до­полнительного естественного освещения рабочих помещений, так и, наоборот, для отдыха глаз. В случае, если принятое объемно-планировочное решение требует только естественного освещения рабочих помещений при атриумной схеме компоновки, «нужно придать атриуму форму уловителя и распредели­теля дневного света и соответственно организовать пространство вокруг него». При этом, по Р. Саксону, нужно либо уменьшать ширину, либо уве­личивать высоту помещений, примыкающих к атриуму до тех пор, пока не будет достигнут нормальный требуемый уровень их естественной освещенно­сти. При обычной высоте помещений и типе окон возможно устраивать поме­щения шириной не более 12 м. Повышая высоту этажа и сооружая некоторые специальные отражающие устройства, можно увеличить эти параметры. Под­нимая высоту этажа с 2,7 до 3,6 м можно обеспечить удовлетворительное ос­вещение помещений на глубину до 9 м. Неглубокие помещения могут легко быть освещены через проемы по периметру и не требуют дополнительных средств освещения. Объем атриума в таких случаях может быть увеличен при уменьшении высоты этажей. Увеличение высоты этажей ведет к снижению их числа при заданной высоте атриума, а также увеличивает и междуэтажные пространства для размещения вентиляционных каналов, Если с функциональ­ной точки зрения требуется устройство глубоких помещений, то следует вни­мательно изучить связи этих пространств с атриумом. Если требуется обеспе­чить естественное освещение в дневное время, становятся значительными про­блемы регулирования температуры даже в умеренном климатическом поясе. Затраты на охлаждение здания могут быть снижены, а отопление помещений может быть упрощено путем использования атриума как своего рода отопи­тельного прибора.

Альтернативная стратегия состоит в использовании планировки с глубо­кими помещениями, частично освещаемыми естественным светом, частично — искусственными источниками света (использование интегрального освеще­ния). При этом для получения оптимального экономического эффекта есте­ственный и искусственный свет должны быть связаны между собой специаль­ной системой регулирования. В зданиях, спроектированных в расчете на ин­тегральное освещение, по мере наступления темноты или в пасмурную погоду источники искусственного света должны включаться постепенно, начиная с наиболее глубоких и темных частей здания. Экотехническую концепцию, как одну из определяющих структуру здания в аспекте энергосбережения, предла­гаем рассмотреть на примере атриумных зданий. Проектировщики атриумных зданий имеют дело с двумя явлениями, которые могут как ухудшать, так и улучшать уровень комфорта: оранжерейный эффект и эффект аэродинамичес­кой тяги. Оранжерейный эффект, по Р, Саксону, состоит в том, что ко­ротковолновая составляющая солнечного света, проходя сквозь остекление, согревает интерьер. Излучение тепла изнутри наружу имеет большую длину волны и удерживается стеклом. Таким образом, солнечное тепло удерживает­ся в интерьере, что создает зимой положительный, а летом отрицательный эффект. Это явление продиктовало два направления использования атриум­ных пространств: атриум, приспособленный для обогрева здания, и атриум, приспособленный для охлаждения здания. Первое строится на подогреве про­странства атриума в зимнее время за счет отработанного воздуха и охлажде­ния его в летнее время за счет естественной вентиляции. Второе трактует ат­риум как воздушный резервуар, обеспечивающий обмен воздуха. Явление воз­душной тяги определяется разницей воздушного давления на разной высоте, вследствие которой теплый воздух в замкнутом объеме всегда движется снизу вверх. Эту тягу можно эффективно использовать для обеспечения вентиля­ции. поэтому одно из направлений применения атриума — трактовка его в ка­честве вентиляционнох'о канала.

К приемам, направленным на повышение энергетической и экологической эффективности общественных зданий, а также их экономичности, кроме гра­достроительных (ориентация здания и отражение солнечной энергии от окру­жающих природных объектов), относятся также конструктивные приемы. «Заслуживают особого внимания кинематические приемы, использующие принципы динамической адаптации... вращение энергоактивного здания в режиме слежения за Солнцем или иные цикличные перемещения, увеличиваю­щие улавливание и аккумуляцию солнечной энергии; использование различ­ных видов трансформации ограждений, повышающих их энергоактивность и энергетическую экономичность; введение коллектора, следящего Солнцем, и панельных поворотных коллекторов; применение поворотных экранов-отражателей и т.д.».

 

Лекция 7

Принципы функциональной организации внутреннего и внешнего пространства Основные планировочные элементы общественных зданий.

План лекции:

1. Принципы функциональной организации внутреннего и внешнего пространства

2. Основные планировочные элементы общественных зданий.

3. Типы помещений общественных зданий.

 

Литература:

1. СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения

Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зда­

2. ний и сооружений: Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2006, с. 8-11

3. Маклакова Т. Г., Наносова С. М. Архитектура: Учебник – М.: Издательство АВС, 2004, с.192-19

Date: 2016-05-25; view: 1873; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию