Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Польза, прочность, красота» - функция, конструкция, композиция - основы формирования общественного зданияСтр 1 из 6Следующая ⇒ Общие положения проектирования общественных зданий Планировочная структура, состав, взаимосвязь и параметры помещений общественного здания определяются требованиями функционально-технологического процесса, протекающего в этом здании. В современном общественном здании существует, как правило, несколько процессов. Среди них выделяют главный, определяющий назначение данного здания, и второстепенные процессы, имеющие вспомогательное назначение (например, в учебном заведении главным процессом является учебное занятие, а вспомогательными - административно-хозяйственная деятельность, общественное питание, медицинское обслуживание, проведение культурного досуга и пр.). Главная функция формирует главное помещение, вспомогательная - состав и параметры подсобных, вспомогательных помещений. Общественные здания по объемно-планировочной организации функционально- технологического процесса можно объединить в следующие группы: а) с большим главным залом и рядом небольших вспомогательных объемов (театры, концертные залы, кинотеатры, крытые спортивные арены, цирки и пр.); б) с рядом многократно повторяющихся небольших главных объемов с одинаковыми функциями (школы, больницы, административно-управленческие учреждения и пр.); в) с несколькими функционально связанными главными залами (выставочные павильоны, музеи, картинные галереи и т.п.); г) смешанного типа, состоящих из залов и групп небольших объемов (высшие учебные заведения, библиотеки, клубы, центры досуга, проектные и научно-исследовательские институты и т.п.). Разработка объемно-планировочного решения общественного здания ведется с учетом функциональных, физико-технических, конструктивных, архитектурно-художественных и экономических требований. Выделяют главные и второстепенные, сквозные и тупиковые коридоры. В некоторых случаях коридоры выполняют и дополнительные функции, - ожидания, отдыха, прогулки (например, в больницах, поликлиниках). В соответствии с этим изменяется планировочное решение и коридоры преобразуются в фойе, ожидальни, кулуары, рекреации. Например, рекреации представляют собой коридоры, снабженные естественным освещением и расширенные до 2,8 - 3,2 м. Функции рекреаций выполняют также и "световые карманы", устраиваемые по длине коридора. Фойе и кулуары устраивают, как правило, при зрительных залах в форме уширенных коридоров или компактных помещений с соотношением сторон 1: 2. Главными являются коридоры, по которым движется основной поток посетителей к лестницам и выходам из здания.
Польза, прочность, красота» - функция, конструкция, композиция - основы формирования общественного здания. Прежде чем перейти к рассмотрению функциональных, композиционных и конструктивных схем общественных зданий, остановимся на ряде определений, которые давали понятиям «функция», «конструкция» и «форма» теоретики отечественной архитектуры. Академик А. В. Иконников следующим образом определял функцию и форму архитектурного объекта: «...Функция — это весь комплекс решаемых архитектурой разносторонних задач, материально практических и информационных»; «...форма архитектурного объекта выражает способ его организации и способ существования в контекстах среды и культуры». И далее расширял понятие архитектурной формы: «Можно выделить три тактики претворения технологии в предметную форму. При первой характер процесса производства входит в число источников ее замысла. Вторая концепция технологической формы основывается на образном выражении идеальной технологии, воплощенной какими-то иными средствами. Третья концепция сводится к исключению следов процесса из образного языка архитектуры. Она восходит к принципу универсальности формы, несущей смысловые значения, вне зависимости от назначения объекта, его материала и способа осуществления». Теоретики функционализма полагали, что функция способна единолично влиять на структурные и художественные особенности формы. Так, А.А. Веснин писал: «Разрешить архитектурно функцию — значит построить здание не только без ущерба для его функционального содержания, но и с использованием его в качестве существенной основы для архитектурной композиции». «План, его система — вот что определяет все целое», — так оценивал роль планировочной структуры в формировании архитектуры здания Л.М. Лисицкий. Практика доказывает, что жизнеспособным архитектурный объект является лишь в том случае, если формы вытекают из содержания сооружения, но вытекают не механистически, а диалектически, то есть одновременно и формируя это содержание. Взаимосвязь функции, конструкции и формы проявляется в том. что они одновременно обусловливают и диктуют условия существования друг друга и здания в целом. Влияние архитектурной формы на протекающий в ней процесс наблюдается достаточно часто. Примерами могут послужить многочисленные объекты, реконструированные под иные общественные функции. Академик ИХ Лежава в своих теоретических трудах подчеркивал, что в архитектурной форме неразрывно соединено пространственное, образное и функциональное начало и что «любая форма обладает определенным функциональным потенциалом, расширяющим спектр ее предназначения». «Адаптационные возможности, — писал он, — видимо, одна из основ, на которых развивается взаимодействие архитектурной формы и функции. Начинается она в момент заполнения процессом объема и продолжается весь период его существования. Это причина, по которой одно и то же помещение мы можем использовать как швейный цех, зал для собраний, склад» [20]. Со временем адаптированное сооружение становится достаточно удобным, хотя в начальный момент удобным считался иной пространственный образец. Определенная универсальность движений по отношению к произведенным действиям приводит к тому, что различные по содержанию процессы могут быть реализованы в близких по параметрам пространствах. Это дает возможность любому архитектурному объекту быть годным для равноценного протекания целой серии процессов. Таким образом, речь должна идти о многофункциональности архитектуры. Исследования последних лет показывают, что многофункциональность вытекает из самой сути архитектурного объекта. Пространство всегда избыточно по отношению к той функции, ради которой оно создано. Функциональный потенциал — обобщающий термин, заключающий в себе разветвленную иерархию многозначных понятий. Среди основных его составляющих можно выделить группу «актуальных функций», то есть функций, связанных в сознании потребителя с ценными характеристиками формы объекта. Актуальные функции включают в себя группу «порождающих функций», которые определяют первичное назначение объекта. «Порождающие функции» способствуют появлению «порождаемых», или «рабочих функций», то есть функций, в которых реализуется часть свойств, непреднамеренно концентрирующихся в архитектурном объекте после его постройки. Рабочие функции подразделяются на доминирующие и сопутствующие (выделяемые в каждый момент существования объекта). Рассматривая особенности функционирования архитектурных объектов, следует учитывать, что не всегда процесс, по которому сооружение создается исходя из порождающей функции или для которого оно переделывается исходя из рабочей функции, будет проходить в соответствии с принятой гипотезой. Следует различать как бы две функции: идеальную и реальную. По требованиям первой объект формируется, по второй — реально функционирует. Свести к минимуму это различие стремится каждый проектировщик, но предугадать поведение реального пользователя оказывается сложно, даже если идеальная функция оперирует среднестатистическим потребителем. В основе архитектурных интерпретаций лежит широкий спектр явлений, связанных нюансами взаимодействия формы и функции. Н.А. Ладовский так обозначал свое творческое кредо в 1919—1921 годах: «Конструкция же входит в архитектуру постольку поскольку она определяет понятие пространства» [21], «...техническая конструкция — соединение оформленных материальных элементов по определенному плану-схеме для достижения силового эффекта». О конструкции как «системе эстетической» отзывался М.Я. Гинзбург: «...Конструктивная система благодаря нашему восприятивному опыту и психофизиологическим особенностям человека порождает и другую систему, самодовлеюший и в то же время вытекающий и зависимый от конструкции мир формы, или, правильно говоря, систему эстетическую».
На основе изложенного выше сделаем вывод, что здание в целом должно состоять из разнокачественных систем с разными доминантами. Под этими разнокачественными доминантами мы понимаем функцию, конструкцию и форму. Для работы с этими несводимыми составляющими их необходимо привести к общему знаменателю. Сделаем это. Представив каждую составляющую в виде триединого комплекса, введя понятия «функциональная форма» (конструкция, функция), «конструктивная, функция.» (форма, конструкция) и «формальная конструкция» (функция, форма). Функциональной формой (конструкцией, функцией) предлагается обозначить совокупность составляющих архитектурной формы (конструкции, функции), которые аккумулируют в себе функциональные свойства объекта. Конструктивная функция (форма, конструкция) — совокупность составляющих функции (формы, конструкции) архитектурного объекта, которые аккумулируют в себе конструктивные свойства объекта. Формальная конструкция (функция, форма) — совокупность составляющих архитектурной конструкции (функции, формы), которые аккумулируют в себе формальные свойства объекта.
Конструктивная структура здания («Прочность» по Витрувию)._ Конструктивная структура здания — это совокупность взаимосвязанных конструктивных элементов (фундаментов, стен, перекрытий, крыши и др.), выполняющих в здании конкретные функции. Конструкции имеют в здании двойное назначение: они должны воспринимать без разрушения и деформаций все приходящиеся на здание нагрузки (вес собственных конструкций, оборудования, людей) и воздействия (ветер, сейсмические колебания и пр.), а также защищать помещения от холода, жары, осадков, шума и других неблагоприятных несиловых воздействий. Таким образом, конструкции зданий выполняют несущие и ограждающие функции. При этом возможно как совмещение этих функций, так и дифференциация конструкций на несущие и ограждающие. Для общественных зданий применяются различные конструктивные схемы: с полным каркасом из железобетонных или стальных вертикальных и горизонтальных связевых элементов, с неполным каркасом, с несущими продольными или поперечными стенами. Архитектура исторически всегда была связана с развитием техники и технологии. «Современная техника уже оказала глубокое влияние на нашу архитектуру. Однако необходимо отметить, что поиск продолжается, поэтому в современных условиях разнообразия конструктивных схем и элементов, а также при наличии различных прогрессивных постоянно совершенствующихся технологий архитектурные конструкции общественных зданий являются темой отдельного издания. Заметим лишь, что наиболее распространены в настоящее время каркасные системы с навесными панелями, чаще всего многослойными, а также множество разновидностей смешанных систем — сочетания традиционных материалов с легкими высокоэффективными. Так, например, поперечные несущие стены из кирпича могут быть использованы в сочетании с навесными наружными стенами, сборный каркас — с монолитными перекрытиями. Кроме того, большое распространение получили высокоэффективные энергосберегающие системы: вентилируемые фасады, структурное стекло, витражные элементы из алюминиевых сплавов и пластика. Появление большого количества новых строительных и отделочных материалов дает новые возможности для решения фасадов и облика здания в целом. Необходимо учитывать, что часто именно уникальная конструкция диктует композиционное решение здания и оказывает решающее влияние на его формообразование. В этой связи отдельного внимания заслуживают конструкции покрытий общественных зданий. Арки, оболочки, купола, вантовые конструкции, пневматические покрытия дают возможность создания художественного образа, присущего именно данному зданию или определенному типу общественного здания, становясь его символом, знаком и обеспечивая его узнаваемость. В то же время очень важным моментом для общественного здания является сохранение в его образе «духа места» и времени — колорита той страны, города, где это здание построено, с одной стороны, и той исторической эпохи, когда оно возникло, с другой. В этой связи хотелось бы привести слова А. Аалто: «Архитектура, связанная с землей, на которой она создается, всегда имеет локальный характер. Но при этом ее формы носят не только местные национальные черты, но и отражают воздействие протекающих во всем мире интернациональных процессов; в совокупности рождается результат, органично сочетающий в себе национальное, и интернациональное, а значит, отвечающий требованиям современного мира, в котором эти понятия трудно разделить».
Экологическое проектирование как современный путь формирования объемно-планировочной структуры здания Выявим несколько аспектов, формирующих экосистему и являющихся наиболее важными и структурообразующими для современных зданий: - анализ климатических условий территории проектирования с целью определения ориентации и конфигурации здания; - естественное освещение помещений, в частности каждого рабочего места; - естественная вентиляция помещений; - энергосбережение: экономичная планировка с точки зрения обогрева и, наоборот, охлаждения здания в зависимости от климатических условий; - возможность использования растений для формирования микроклимата в здании; - энергоактивные здания, построенные на принципах динамической адаптации. Остановимся на каждом из аспектов. При проектировании световой среды естественное освещение рабочего помещения складывается из трех взаимосвязанных компонентов: - потоков света, проникающих в пространство рабочего помещения через наружные ограждающие конструкции; - отражения света от внутренних плоскостей или поверхностей помещения; - уровня освещенности в помещениях. Проблемы естественного освещения, напрямую связанные с глубиной рабочих помещений, особенно остро проявляются в атриумных зданиях. Методы расчета освещенности помещений, сложившиеся в практике проектирования административных зданий с традиционной планировкой, являются малопригодными для атриумных сооружений. Различие состоит в том, что традиционные методы, используемые для зданий коридорного типа, основаны на расчете попадания в помещение прямых солнечных лучей и их отражения внутри кабинета. В атриумных зданиях лучи отражаются многократно, еще до того, как они попадают на рабочие поверхности. С этой точки зрения атриумные пространства используются как для дополнительного естественного освещения рабочих помещений, так и, наоборот, для отдыха глаз. В случае, если принятое объемно-планировочное решение требует только естественного освещения рабочих помещений при атриумной схеме компоновки, «нужно придать атриуму форму уловителя и распределителя дневного света и соответственно организовать пространство вокруг него». При этом, по Р. Саксону, нужно либо уменьшать ширину, либо увеличивать высоту помещений, примыкающих к атриуму до тех пор, пока не будет достигнут нормальный требуемый уровень их естественной освещенности. При обычной высоте помещений и типе окон возможно устраивать помещения шириной не более 12 м. Повышая высоту этажа и сооружая некоторые специальные отражающие устройства, можно увеличить эти параметры. Поднимая высоту этажа с 2,7 до 3,6 м можно обеспечить удовлетворительное освещение помещений на глубину до 9 м. Неглубокие помещения могут легко быть освещены через проемы по периметру и не требуют дополнительных средств освещения. Объем атриума в таких случаях может быть увеличен при уменьшении высоты этажей. Увеличение высоты этажей ведет к снижению их числа при заданной высоте атриума, а также увеличивает и междуэтажные пространства для размещения вентиляционных каналов, Если с функциональной точки зрения требуется устройство глубоких помещений, то следует внимательно изучить связи этих пространств с атриумом. Если требуется обеспечить естественное освещение в дневное время, становятся значительными проблемы регулирования температуры даже в умеренном климатическом поясе. Затраты на охлаждение здания могут быть снижены, а отопление помещений может быть упрощено путем использования атриума как своего рода отопительного прибора. Альтернативная стратегия состоит в использовании планировки с глубокими помещениями, частично освещаемыми естественным светом, частично — искусственными источниками света (использование интегрального освещения). При этом для получения оптимального экономического эффекта естественный и искусственный свет должны быть связаны между собой специальной системой регулирования. В зданиях, спроектированных в расчете на интегральное освещение, по мере наступления темноты или в пасмурную погоду источники искусственного света должны включаться постепенно, начиная с наиболее глубоких и темных частей здания. Экотехническую концепцию, как одну из определяющих структуру здания в аспекте энергосбережения, предлагаем рассмотреть на примере атриумных зданий. Проектировщики атриумных зданий имеют дело с двумя явлениями, которые могут как ухудшать, так и улучшать уровень комфорта: оранжерейный эффект и эффект аэродинамической тяги. Оранжерейный эффект, по Р, Саксону, состоит в том, что коротковолновая составляющая солнечного света, проходя сквозь остекление, согревает интерьер. Излучение тепла изнутри наружу имеет большую длину волны и удерживается стеклом. Таким образом, солнечное тепло удерживается в интерьере, что создает зимой положительный, а летом отрицательный эффект. Это явление продиктовало два направления использования атриумных пространств: атриум, приспособленный для обогрева здания, и атриум, приспособленный для охлаждения здания. Первое строится на подогреве пространства атриума в зимнее время за счет отработанного воздуха и охлаждения его в летнее время за счет естественной вентиляции. Второе трактует атриум как воздушный резервуар, обеспечивающий обмен воздуха. Явление воздушной тяги определяется разницей воздушного давления на разной высоте, вследствие которой теплый воздух в замкнутом объеме всегда движется снизу вверх. Эту тягу можно эффективно использовать для обеспечения вентиляции. поэтому одно из направлений применения атриума — трактовка его в качестве вентиляционнох'о канала. К приемам, направленным на повышение энергетической и экологической эффективности общественных зданий, а также их экономичности, кроме градостроительных (ориентация здания и отражение солнечной энергии от окружающих природных объектов), относятся также конструктивные приемы. «Заслуживают особого внимания кинематические приемы, использующие принципы динамической адаптации... вращение энергоактивного здания в режиме слежения за Солнцем или иные цикличные перемещения, увеличивающие улавливание и аккумуляцию солнечной энергии; использование различных видов трансформации ограждений, повышающих их энергоактивность и энергетическую экономичность; введение коллектора, следящего Солнцем, и панельных поворотных коллекторов; применение поворотных экранов-отражателей и т.д.».
Лекция 7 Принципы функциональной организации внутреннего и внешнего пространства Основные планировочные элементы общественных зданий. План лекции: 1. Принципы функциональной организации внутреннего и внешнего пространства 2. Основные планировочные элементы общественных зданий. 3. Типы помещений общественных зданий.
Литература: 1. СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зда 2. ний и сооружений: Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2006, с. 8-11 3. Маклакова Т. Г., Наносова С. М. Архитектура: Учебник – М.: Издательство АВС, 2004, с.192-19
|