Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Ритуал прощания и рефлексия занятия





Каждому участнику по кругу предлагается закончить фразу: «Сегодня я …».

Далее оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (анонимно, индивидуально).

Также важно пересмотреть окружение подростка. Школа играет важную роль в развитии личности подростка. Большая часть времени подросток проводит именно в школе, здесь происходит его становление. Необходимо поддерживать здоровое окружение в школе, что позволит сформироваться полноценной личности. Очень важна наблюдательность и профессиональная компетентность преподавателя. Поскольку учебная деятельность приобретает для подростка второстепенную роль, учителю необходимо вовремя заметить этот момент и сменить тактику взаимодействия с подростками, чтобы сохранить интерес к обучению и воспитанию.

В связи с изменением самосознания подростка, необходимо изменить и подходу к нему. Именно с этой целью рекомендуется применять в школе другую концепцию – концепцию личностно – ориентированного взаимодействия, которая уже апробируется в многих высших учебных заведениях и колледжах. С введением в практику концепции личностно-ориентированного образования появилась потребность пересмотреть сам процесс организации воспитательных и образовательных мер. Большинство преподавателей не ощущают необходимости пересмотреть образ мышления и свою профессиональную позицию.

На этапе общения с подростком и организации учебного процесса, важно осуществить переход от преподавателя-транслятора или интерпретатора общеизвестных истин к оказанию психологической и педагогической поддержки ученикам в освоении новых знаний, выборе своего жизненного пути, творчестве, самореализации. На современном этапе развития педагогики термин «психолого-педагогическая поддержка» весьма сужен и часто рассматривается как помощь квалифицированного специалиста нуждающимся в ней школьникам, которая оказывается в случае острой необходимости [15].

Теперь успешный педагог может полностью раскрыться и реализовать свои преподавательско-творческие способности только в том случае, если он имеет всеобъемлющее представление о сути образования. Известно о двух составляющих образовательного процесса: формирование и развитие способностей и получение знаний. Ум, интуиция занимают позиции выше, чем знания. Как утверждает П.Ф. Каптерев, человек, обладающий умом или интуицией всегда сумеет приобрести знания, обратное же явление наблюдается значительно реже. Главным приобретением выпускника должно стать умение правильно мыслить, проявлять рассудочную деятельность, говорить. Также человек приобретает способность к самостоятельному поиску необходимой информации, умение учиться и выстраивать межличностные коммуникации.

Также поддержка подразумевает различные виды помощи в решении индивидуальных, жизненных проблем учащихся. Нужно уделять время и внимание общению с подростками в неформальной обстановке, во внеурочное время. Это позволяет установить доверительные отношения между педагогом и подростком, дает ему возможность раскрыться, проявить свой внутренний мир, раскрыть переживания и страхи и таким образом получить помощь и поддержку, которая требуется любому подростку. Педагогу необходимо помнить, что становление и развитие личности - важная составляющая общего развития как отдельного человека, так и общества в целом [16].

"Интегральная индивидуальность" - важнейший показатель развития общества и человека в нем. Важную роль играет понятие "жизненный путь" человека для анализа развития личности. Все стадии жизненного пути находятся в тесной связи с возрастом (онтогенетическое понятие). Концепция Ш. Бюлер приобрела огрромную значимость для современной педагогики. В зависимости от преобладающих типов мотивации и видов общественной активности жизненный путь разделяют на пять стадий. Первая стадия (возраст 14-20 лет) - самая сложная и попадает именно на школьные и студенческие годы. Бюлер, утверждает, что этот период только создает предпосылки к самоопределению личности, поэтому требует особого внимания и деликатного обращения.

Подростковый период — это возраст юности. Необходимо помнить о том, что у школьников – подростков формируется особый коллектив. Школьный коллектив- это категория молодых людей, которая объединена образовательным учреждением. Это может быть единственное, что объединяет молодых людей, имеющих различные взгляды, суждения. Отсюда возникают многочисленные скандалы, агрессии. Подростки с завышенной самооценкой стремятся занять лидирующие позиции по отношению к тем, кто имеет заниженную самооценку. Также наблюдается гендерное неравенство, дискриминации. В тоже время школьники отличаются наиболее высокой социальной активностью, мобильностью. В связи с этим необходимо организовывать различные мероприятия, кружки, соревнования. Это позволит занять свободное время подростков, направить энергию и силу в нужное русло и определенным образом управлять и контролировать развитие и становление психики подростков [16]. Различные виды досуговой деятельности и правильная организация учебного процесса, с обеспечением полноценной психолого – педагогической поддержки, консультированием подростка и родителей позволяет подростку проще перенести переходный период, быстрее адаптироваться к взрослой жизни. Особую актуальность приобретают те виды деятельности, которые направлены на реализацию естественной потребности подростка – потребности в общении и самореализации. В данную группу относят организацию встреч, вечеров, различные танцы, дискотеки, вечеринки, творческие мероприятия, клубы, кружки, театрализованную, художественную деятельность. При помощи таких мероприятий развиваются коммуникативные умения, у ребенка формируются возможности для межличностного взаимодействия, способность адаптироваться к любым социальным ситуациям [3].

Привлечение подростка к творчеству, художественной, театрализованной деятельности оказывает положительное воздействие на формирование самосознания. Включение подростка в театрализованную деятельность формирует эстетическую культуру. Посредством театра у ребенка развиваются эстетические, актерские способности, а также культура речи. Кроме того, театр обеспечивает подростку личную практику, постоянную занятость. Появляется возможность саморазвития и самопознания, открытия собственного внутреннего мира. Через призму театрального героя подросток имеет возможность пережить свои переживание, познать внутреннюю сущность. Ребенок имеет возможность освоить новый вид деятельности – режиссура, элементы оформления спектакля, способы вербальных и невербальных коммуникаций, воплощение в роли, актерское мастерство и актерская пластика. Реализация театра осуществляется посредством театральных постановок, организации вечеров театральных жанров, кукольные театры, театры импровизаций [4].

Нужно помнить о том, что школьники имеют направленность на осуществление дальнейшего выбора профессии, подготовку к дальнейшей деятельности в рамках выбранной специализации, что осложняется физическим и нравственным созреванием, формированием интеллекта, мышления. Эти процессы всегда строго индивидуальны и изменчивы. Необходимо не упустить момент, когда школьник находится в поиске и сомнениях и помочь ему в выборе нужного и правильного пути, профессии. После того, как закончится переходный период, школьник переходит на новый этап развития, считает себя самоопределившимся и идет по выбранному им жизненному пути. Но если в нужное время не оказать психолого – педагогическую поддержку подростку, не помочь ему в выборе правильного жизненного пути, он может потерять интерес к обучению и любым видам деятельности. Результатом неоказания подобной поддержки являются подростки, которые становятся наркоманами, алкоголиками, преступниками. У подростка, получившего такую поддержку, как правило начинается следующий этап, на который приходятся студенческие годы. Вновь резко меняются интересы, уходит эмоциональная нестабильность, агрессивность [17].

Основные виды деятельности студента - учебная, научно-исследовательская, резко возрастает и экономическая самостоятельность. Получаемые навыки, умения, знания уже рассматриваются как средства для осуществления дальнейшей профессионально-трудовой деятельности. Студенческие годы совпадают с наиболее критическим периодом для человека, который связан со становлением личностных качеств и переходом в зрелый возраст. Возникают и укореняются такие качества и личностные черты, как ответственность, целеустремленность, умение самостоятельно принимать решение, упорство, инициатива, умение вежливо и убедительно аргументировать собственое мнение. Появляется рассудительность и самоконтроль, формируются социальные, морально - нравственые каноны поведения. Возрастает заинтересованность проблемой выбора, чести, долга, формируется понимание дружбы и предательства, любви и верности. Устанавливаются привычки, определяется смысл и образ жизни.

Олег Самойлович Газман занимался изучением данной проблемы и разработал основные положения: поддержки. По его мнению, успешное становление личности возможно лишь при согласованном сосуществовании процесов индивидуального и социального развития. Ученики и единомышленники О.С. Газмана несколько модернизировали его взгляды и сформулировали следующие постулаты:

1. Педагогика не должна противостоять воспитанию. Эти отрасли тесто взаимосвязаны;

2. Педагогическая поддержка - важнейший элемент современного обучения и образования;

3. Цель - развитие социальных и индивидуальных качеств учащегося [18].

Однако, на практике возникает ряд факторов, препятствующих организации процесса и способствующих противоречиям:

1. Подросток - субъект самостоятельного поиска и необходимость воспитания и контроля;

2. Формирование высокой мотивации к самоопределению и недостаточная компетентность преподавателя в этом вопросе;

3. Важность самосовершенствования педагога и недостаточность методов и технологий.

Исходя из всего вышесказанного, возникает потребность не только в развитии и обучении подростка, но и в разработке теоретического и методического обеспечения, а также необходимость обеспечить реализацию новейших взглядов на образовательную концепцию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У подростка возникает сложность в общении, особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений со взрослыми. Связано это с особенностями характера подростка. Взрослые относятся к нему как к ребенку, не видят в нем абсолютно взрослого человека, а подросток чувствует чрезмерную опеку и попечительство, что существенно снижает уверенность подростка и оскорбляет его чувства. В то же время, подросток довольно упрям, практически не идет на уступки и компромиссы, отношение зачастую резко негативное. Подросток стремиться проявить и показать свой характер, доказать взрослым, что он не нуждается больше в их опеке, имеет собственное мнение, суждение. Семья теряет для подростка важность, так как он больше не может найти в семье то, что он ищет, ощущает только опеку, которая кажется ему оскорбительной. Именно по этой причине подросток ищет возможности для реализации в других сферах и областях жизни. В первую очередь важность приобретают сверстники, друзья, одноклассники, среди которых они пытаются завоевать и поддерживать авторитет [2].

Основным типом деятельности для подростка является именно общение со сверстниками и поиск путей самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.

Поскольку устранить физиологические, гормональные факторы, способствующие появлению тревожности, стресса и напряжения в подростковом периоде невозможно, рациональным решением является устранение социальных факторов, оказывающих воздействие на ребенка. Между подростком и родителями часто возникают конфликты и непонимание. Одним из мероприятий помощи ребенку в адаптации к взрослой жизни и достижения взаимного понимания между ребенком и родителями является организация психологического консультирования детей и родителей.

Также важно пересмотреть окружение подростка. Школа играет важную роль в развитии личности подростка. Большая часть времени подросток проводит именно в школе, здесь происходит его становление. Необходимо поддерживать здоровое окружение в школе, что позволит сформироваться полноценной личности. Очень важна наблюдательность и профессиональная компетентность преподавателя. Поскольку учебная деятельность приобретает для подростка второстепенную роль, учителю необходимо вовремя заметить этот момент и сменить тактику взаимодействия с подростками, чтобы сохранить интерес к обучению и воспитанию.

В связи с изменением самосознания подростка, необходимо изменить и подходу к нему. Именно с этой целью рекомендуется применять в школе другую концепцию – концепцию личностно – ориентированного взаимодействия, которая уже апробируется в многих высших учебных заведениях и колледжах. С введением в практику концепции личностно-ориентированного образования появилась потребность пересмотреть сам процесс организации воспитательных и образовательных мер. Большинство преподавателей не ощущают необходимости пересмотреть образ мышления и свою профессиональную позицию.

 

 


Список использованной литературы

4. Кон И.С. «Открытие «Я». М. 2007г. 254 с.

5. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287с.

6. Чеснокова И.И. «Проблема самосознания в психологии». М.: Издательство «Наука». 2011г. 234с.

7. Столин В.В. «Самосознание личности» М.: МГУ. 2012г.180с.

8. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.2013г. 321с.

9. Мухина В.С. «психология детства и отрочества». М.:ИПП. 2009г. 281с.

10. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» М.: «Педагогика». 2012г. 212с.

11. Ермолаева М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.

12. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 2013г. 210 с

13. Фельдштейн Д.М. «Психология взросления». М.: МПСИ «Флинта». 2013г. 203.с

14. Митина Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 2000. № 4. 28 – 38с.

15. Каган М.С. «Особенности самосознания подростков» М. 1973г.154 с.

14. «Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». 2013г. 254 с.

15. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 2014г. № 3. 43-52 с.

16. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.: НПО «МОДЭК». 2012г. 234 с.

17. Психология современного подростка / Под редакцией Д.М. Фельдштейна. М.: «Педагогика». 2011г.256 с.

 

Приложение 1.

АНКЕТА «Отношения подростка с коллективом»

 


1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто.
А – знает больше, чем я;
Б – все вопросы стремится решать сообща;
В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – используют индивидуальный подход;
Б – создают условия для помощи со стороны других;
В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:
А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
А – некому помогать;
Б – не мешают при выполнении задачи;
В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
Б – мои усилия достаточно вознаграждены,
В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:
А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.
А – создают дух соперничества между учениками;
Б – не уделяют им достаточного внимания;
В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б – возможность получения новой информации от других людей;
В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.
А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:
А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:
А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей,
Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.
А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,
Б – работать индивидуально с преподавателем,
В – работать со сведущими в данной области людьми.

 

 








Date: 2016-05-25; view: 2682; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.04 sec.) - Пожаловаться на публикацию