Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображаемые возлюбленные





Будучи монахом-послушником, я проходил подготовку в нескольких монастырях, обычно закрытых для посетителей, однако периодически приглашавших к себе мирскую публику на недельные медитативные тренинги. Мужчин селили с мужчинами-монахами, женщин - с монахинями. Каждый день группа собиралась для занятий медитацией. Обучение проходило в тишине, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Для некоторых это оказывалось полезным опытом, другие воспринимали недельное молчание как самую настоящую пытку. В полдень ученики встречались с опытными монахами, которые оценивали их успехи в медитации. Общаясь с участниками подобных семинаров в течение многих лет, монахи научились распознавать в их поведении некую устойчивую особенность. Когда мужская и женская части группы встречались, их взгляды начинали рассеянно бродить по лицам друг друга, иногда встречая ответный взгляд. Обычно это происходило в первые дни занятий. В тот момент пара еще не понимала всей значимости этого мгновенного обмена взглядами. Мужчина отправлялся в свою комнату и начинал медитировать. Через несколько минут он уже отдавался мыслям об этой женщине, по ходу дела беседуя с самим собой: «Она точно посмотрела на меня. Должно быть, я ей понравился. Это здорово, она интересуется медитацией, значит, у нас много общего. Отлично, как только нам будет позволено разговаривать, я приглашу ее куда-нибудь». С этого момента он уже не мог дождаться следующей встречи.

Тем временем в женской половине дама размышляла: «Интересно, он меня заметил? Я ему понравилась? Было бы неплохо завести отношения с человеком, который достаточно разумен, чтобы работать над собой». С момента обмена взглядами не прошло и десяти минут, а во внутреннем монологе уже звучит слово «отношения»! Эти случаи повторялись раз за разом: какая-нибудь пара обменивалась взглядами, после чего весь остаток семинара посвящали интерпретации этих взглядов. Со многими из нас подобное случалось, не так ли? Не будет преувеличением сказать, что к концу недели такие пары забредали в своих фантазиях очень далеко, успевая пожениться, обустроить семейный быт, завести детей и начать раздумывать над тем, где поселиться после выхода на пенсию. Кое-кто успевал даже развестись! Хотя эти истории участники сочиняли сами, они считали необходимым привнести в них боль и страдания. При этом никто из них не имел возможности переброситься друг с другом даже парой слов. На таких примерах ясно видно, как легко мы способны попасться в ловушку драм и трагедий, надежд и страхов, порожденных нашим собственным сознанием.

Отчасти легкость, с которой люди предаются подобным мечтанием, связана с тем, что мы привыкли быть постоянно чем-то занятыми, чем-то увлеченными. После этого сидеть и исследовать собственный разум может показаться скучноватым занятием, особенно если вас при этом одолевают отнюдь не набожные мысли. Чтобы избавиться от скуки, разнообразия ради мы и выдумываем такие истории. Но приходилось ли вам хоть раз оставаться с собственной скукой наедине достаточно долго, чтобы попытаться исследовать ее природу? Может, это мысль или чувство, желание находиться в другом месте и заниматься другим делом? Если так, почему к этой мысли или эмоции вы должны относиться иначе, чем к любой другой, обнаруженной вами в собственном сознании? Как известно, никакая мысль не требует обязательной реакции на нее и немедленного действия в соответствии с ней. Если бы мы всегда поступали именно так, нас ждали бы крупные неприятности. На самом деле мы ставим границы, если чувствуем, что начинаем рассматривать какую-либо мысль чересчур серьезно. Вспомните, когда вас в последний раз обуревала мысль столь безумная, что вы сами смеялись над ней? В тот момент вы прекрасно осознавали, что это - всего лишь бредовая мысль, и не придавали ей большого значения, скорее всего, отмахнулись от нее. Это свойство есть у каждого из нас, вопрос лишь в том, чтобы научиться занимать позицию наблюдателя на систематической основе.

Кричащий человек

Как-то раз мне рассказали интересную историю о человеке, отправившемся в один из буддистских монастырей Британии. Он мечтал заниматься медитацией и много слышал о том, что в этом монастыре раз в день можно медитировать вместе с монахами, живущими в обители. Попав в монастырь и поинтересовавшись, как он может присоединиться к его обитателям, он был сопровожден в храм. Монахи занимали переднюю часть помещения, в задней располагались гости монастыря. Не желая сидеть в последнем ряду, он прошел чуть вперед и сел в центре комнаты. Практически сразу после этого раздался звучный удар гонга, который, как решил этот человек, посмотрев на остальных, был сигналом к началу медитации. Поерзав, дабы устроиться поудобнее, поскольку он не привык сидеть на полу, он закрыл глаза и приступил к делу. Он знал, что ему следует сосредоточиться на дыхании и, насколько он понимал, очистить свое сознание, однако не имел ни малейшего понятия, как этого добиться. Словом, он был похож на меня в самом начале моих занятий медитацией.

Стараясь сидеть по возможности неподвижно, он прилежно пытался следить за собственным дыханием. Но, сколько бы он ни старался, его все больше одолевало беспокойство, нетерпение и разочарование. Вскоре эти эмоции настолько захватили его, что он оставил всякие попытки сосредоточиться на дыхании. Вместо этого он раздувал свою обиду, утопая в пучине мыслей: «Эта медитация не работает! Я ужасно себя чувствую! Когда я сюда пришел, со мной все было в порядке, а теперь мне ужасно плохо! Так какой во всем этом смысл? Я не гожусь для медитации. Я вообще никуда не гожусь. Когда уже у меня получится хоть что-нибудь - хотя бы просто для разнообразия? Неужели я не в состоянии просидеть хотя бы один час, просто наслаждаясь тишиной? Сколько это еще будет продолжаться? Кажется, мы сидим здесь уже целую вечность. Мне казалось, они говорили про один час. Но это больше похоже на два часа!» Он продолжал размышлять таким образом, мысли цеплялись одна за другую, разочарование и обида возрастали, и ему становилось все труднее усидеть на одном месте.

Наконец он достиг критической точки. Он больше не осознавал различия между залом и сценой. Образно выражаясь, он встал со своего кресла и понесся по проходу к сцене, создавая хаос на своем пути. Он слился со своими мыслями в единое целое. Он был в отчаянии и не мог сдерживаться более ни секунды. Не осознавая, что делает, он вскочил со своего места посредине храма и завопил: «Ну, все, черт возьми, с меня хватит!» По жестокой иронии сразу после его крика прозвучал гонг, возвестивший конец медитации.

Из этой истории можно извлечь сразу несколько ценных уроков. Во-первых, чтобы успешно изучать новое для себя дело, нужны правильные инструкции. Не надо думать: «Наверное, просто сидеть и наблюдать за собственным разумом чертовски тяжело!» Действительно, пример героя предыдущей истории подсказывает, что, если вы не знаете, как правильно наблюдать за своим сознанием, для вас это и вправду может оказаться очень трудным делом. Во-вторых, желая научиться медитации, начинайте с малого. Нет ничего плохого в том, чтобы поначалу ограничить время занятий десятью минутами. Даже они могут показаться бесконечно долгими, если раньше вы не делали ничего подобного. Как телу требуется тренировка для того, чтобы пробежать марафонскую дистанцию, так и разуму необходима подготовка, чтобы медитировать в течение долгого времени. Кроме того, эта история показывает нам, сколь опасно с нетерпением ожидать окончания медитации. Эта распространенная ошибка перекликается с представлениями о том,

будто для медитирования достаточно сидеть неподвижно, а взаимодействие с собственным сознанием не имеет никакого значения. Эти подспудные ожидания, надежда, что вот-вот произойдет нечто удивительное, - суть признаки сознания, устремленного в будущее, а вовсе не пребывающего полностью в настоящем. Подумайте сами: как можно добиться чувства покоя и комфорта в данный конкретный момент, если ваш рассудок торопится прибыть в некое место и время в будущем?

Десятка»: введение

Некоторое время мы провели, пытаясь понять, какой подход будет наилучшим для медитации и как можно избежать наиболее распространенных ошибок. Пора перейти непосредственно к технике. Некоторые аспекты этого десятиминутного упражнения покажутся вам знакомыми, поскольку во многом схожи с двухминутными упражнениями, которые вы уже проделывали. Возможно, вам уже не терпится начать, однако я очень рекомендую вам дочитать эту главу до конца, прежде чем вы приступите непосредственно к «Десятке». Вам может показаться, что первые страницы содержат всю необходимую информацию, однако это лишь краткое изложение, весьма полезный список ключевых моментов, которые вам необходимо помнить. Думаю, вам захочется держать этот список под рукой во время первых медитативных занятий на случай, если вы забудете порядок действий.

Помните, что вы можете получить также аудиоверсию, зайдя на сайт www.getsomeheadspace.com/headspace- book/get-some-headspace.

После краткого изложения вы найдете более подробные объяснения, разделенные на четыре части. Первая часть целиком посвящена практическим аспектам и подготовке к медитации. Следующая повествует о том, как укрощать дикого жеребца, то есть каким образом вы сможете вернуть свой разум в естественное состояние, найти для него «зону отдыха». Следующая короткая главка позволит вам сфокусироваться на вдохах и выдохах, освободить сознание, в то время как вы сидите и наслаждаетесь тишиной. Заключительная часть относится к тому моменту, когда вы закончите медитацию и попытаетесь перенести обретенную ясность сознания в повседневную жизнь и отношения с окружающими.

Date: 2016-05-25; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию