Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая подготовка





Проявление слабоволия, снижение активности является естественной реакцией организма на закономерные изменения работоспособности спортсмена. В таких случаях лучше применить дружеское участие и под­держку, чем наказание, совместно выяснить причины и найти пути вы­хода из кризисного положения. К наказанию следует прибегать, когда слабость воли проявляется спортсменом систе­матически. Однако следует помнить, что задания, которые дает тренер ученикам, должны быть всегда посильны (доступны). Если задание непо­сильно, то нельзя требовать успешного его выполнения. Каждый спортсмен должен понимать, что и он, и тренер делают одно дело и стремятся к одному результату. Только понимание того, что тренер - твой первый друг и товарищ, мо­жет привести к победе.

Рост мастерства в большом теннисе нельзя обеспечить лишь возрастающим объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок. Эффективность многопланового процесса подготовки танцоров может и должна быть повышена за счет использования таких средств и воздействий, которые способствовали бы раскрытию внутренних резервов спортсменов.

В этой частое рассмотрены лишь основные вопросы, имеющие наибольшее значение при подготовке танцоров: психологические основы технической подготовки и психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.

Занятия спортом формируют личность че­ловека, его эмоциональную сферу, помогают воспитывать волевые ка­чества, часто давая эффект, трудно достижимый другими способами. Одновременно с этим спорт связан с преодолением психически весьма сложных состояний, требующим специальной психологической подготовки.

Основными задачами психологической подготовки являются приви­тие устойчивого интереса к занятиям спортом, принятие установки на тренировочную деятельность. Методы психологической подготовки сход­ны с методами воспитательной работы – это беседы, убеждения, педаго­гические внушения, методы моделирования соревновательных ситуаций.

Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в услови­ях учебно-тренировочного занятия. При этом в подготовительной части урока рекомендуется проведение упражнений для развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основной части - упражнений для совершенствования различных психических функций и психомоторных качеств, эмоциональной устойчивости, способности к самоконтролю, в заключительной части урока совершенствуется способность к само регуляции и нервно-психическому восстановлению. Распределение средств и методов психологической подготовки в уроке зависит от психологи­ческих особенностей юного спортсмена и задач данного урока.

В учебно-тренировочных группах возможно проводить обучение не­которым приемам психорегулирующей тренировки, например умению произвольно расслаблять мышцы с целью быстрого восстановления или умению входить в оптимально боевое состояние.

Тренировка спортсменов акробатического рок-н-ролла особенно при исполнении сложных акробатических программ связана с сознательным преодолением трудностей объективного и субъективного характера, для преодоления которых используются сильные волевые напряжения. Для преодоления этих трудностей тренеры используют беседы, убеждения, педагогичес­кие внушения.

В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой — психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена высоких результатов. В психологической подготовке можно выделить:

- базовую психологическую подготовку;

- психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную); 19

- психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на пред соревновательную и пост соревновательную).

Базовая психологическая подготовка включает:

развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения

развитие профессионально важных способностей - координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств
(любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности);

психологическое образование (формирование системы специальных
знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования
нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных состояний);

формирование умения регулировать психологическое состояние,
сосредоточиваться перед выступлением, мобилизоваться силы во время
выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям.

Для работы со спортсменами высокого класса желательно привле­кать профессиональных психологов. Психолог должен определить тип нервной деятельности, темперамент каждого спортсмена, его общитель­ность, эмоциональность, лидерство, мотивационные особенности, уро­вень беспокойства-тревожности и т. п., разработать комплекс методов и приемов снятия нервного напряжения во время интенсивных трениро­вок и соревнований, давать рекомендации тренеру по форме общения со спортсменом, способствовать разрешению конфликтных ситуаций.

Тренеру, работающему со спортсменами высокого класса, необхо­димо пополнять свои знания в области психологии, знакомиться с совре­менными методами управления состоянием спортсменов на трениров­ках и соревнованиях.

Широко известен целый ряд приемов и методов регулирования со­стояния спортсменов во время тренировок и соревнований. Наиболее оперативный и эффективный - целенаправленное изменение направле­ния мыслей или «отвлечение», «переключение». Известно, что борьба с тревогой перед соревнованиями или перед выполнением нового слож­ного акробатического элемента отнимает значительно больше энергии, чем само выступ­ление в соревнованиях. Доказано, что отвлечение от навяз­чивых мыслей способствует более эффективному выполнению действия. Поэтому перед стартом или перед другим ответственным мероприятием необходимо отвлечься и заняться делом, которое целиком поглотит вни­мание спортсмена.

Другой прием - изменение целевой установки, т. е. внимание спорт­смена направляется не на конечный результат, а на процесс выполнения двигательного действия.

Состоянием спортсмена тренер может управлять и с помощью специ­альной разминки. Если спортсмен угнетен, то разминка должна быть интенсивной, а если сильно возбужден, то возбуждение следует снимать упражнениями на растягивание и расслабление.

В случае неблагоприятного психического состояния спортсменов в качестве дополнительного приема регуляции стресса используется мас­саж и само массаж. При высоком уровне возбуждения рекомендуется успокаивающий массаж, а при угнетенном (слишком спокойном состоя­нии) - возбуждающий.

Особое место в приведении спортсменов в оптимальное состояние занимает внушение тренера.

Тренер должен уметь сдерживать внешнее проявление своих переживаний. Внушение, которое делает тренер спорт­смену перед выходом на старт, должно быть уверенным, благожела­тельным и снимать излишнее напряжение.

Широкое применение в последние годы нашла так называемая психорегулирующая тренировка, которая основана на умении внушать спортсмену необходимое в данный момент состояние. Вначале психорегулирующей тренировке обучает психолог, а затем спортсмен само­стоятельно может управлять своим состоянием

Психологическая подготовка может проходить как в условиях учеб­но-тренировочного занятия, так и в отдельно выделенное время. Реко­мендуется в подготовительной части урока проводить упражнения для развития сенсомоторики и мобилизации психики спортсменов к пред­стоящей работе. В основной части тренировочного занятия совер­шенствуются психические функции и психомоторные качества, эмо­циональная устойчивость и способность к самоконтролю. В заклю­чительной части применяются упражнения и словесные формулы, на­правленные на совершенствование способностей к само регуляции и нервно-психическому восстановлению, например, умению произволь­но расслаблять мышцы с целью быстрого восстановления. Необхо­димо помнить, что психологическая подготовка должна быть индиви­дуализированной, как в учебно-тренировочном процессе, так и на соревнованиях, характерны состояния высокой эмоциональ­ной напряженности, требующие владения навыками психи­ческой само регуляции. в особенности на этапе высшего мастерства, требуются свойства психики и навыки психологи­ческой настройки, позволяющие бороться со сбивающими фак­торами посредством сосредоточения на предстоящей двигательной задаче и «отключения» от внешних раздражителей с переходом во «внут­ренний круг внимания».

На соревнованиях это принимает форму опосредованной борьбы с соперником, лишенной реальных воз­можностей двигательной импровизации, включая оперативную реакцию на действия конкурентов. Это требует от танцоров, прежде всего, владе­ния навыками сосредоточения на собственных эмоционально-волевых процессах, часто носящих характер «борьбы с самим собой».

 

 

 

 

Список используемой литературы

1) «Основы игры в теннис» Г. Кондратьева, Физкультура и спорт 1959 г.

2) Теннис С.П. Белиц- Гейман, Физкультура и спорт 1977г

3) Искусство побеждать в теннисе Р. Лэйвер, Физкультура и спорт 1976 г

4) Теннис. Секреты мастерства П. Метцлер. Советский и спорт 2000 г

5) Теннис за 3 дня. Жан- Поль Лот, Физкультура и спорт 1984 г

6) Совершеннолетие. А.В. Тарасов, Физкультура и спорт 1974 г.

7) Хоккей грядущего А.В. Тарасов, Физкультура и спорт 1976 г.

8) Победа любой ценой. Брэд Гилберт и др.,. Олимп бизнес 2004г.

9) Теннис: психологические этюды. В. Шориков Ст. Петербург тип. Правда

10) Психология шахматного творчества. Крогиус, Физкультура и спорт 1979 г.

11) Как повысить мастерство. В. Шориков. СПб.. Новый Геликон, 1997 г.

12) Российский Теннис. Энциклопедия. Борис Фоменко. ИЭТП. 1999г.

13) Теннис. Правила проведения соревнований. Физкультура и спорт.

14) Людвич В. Ментальный теннис - 2009.

15) Людвич В. Дыхание победы - 2009.

16) Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. Азбука тенниса - 2009. Школа тенниса –

17) Академия тенниса - 2009. (три книги).

18) Боллетьери Н. Теннисная академия - 2009.

19) Голви Т. Внутренняя игра в теннис - 2009.

20) Гилберт Брэд, Джеймисон Стив. Победа любой ценой. Психологическое оружие в

теннисе: уроки мастера. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2009. – 336 с.

21) Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Л., 1979.

22) Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980.

 

Date: 2016-05-14; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию