Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи не дешевы – они бесплатны





Тина Силиг - Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи

 

www.e-puzzle.ru

«Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи / Тина Силиг»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015

ISBN 978-5-00057-403-4

 

В любой, даже самой обыденной ситуации, всегда можно найти творческое решение. Тина Силиг, автор бестселлера «Сделай себя сам», уверена: каждый из нас способен к изобретательности и креативности. В этой книге вы узнаете о различных методах и техниках, развивающих наблюдательность и умение смотреть на привычные вещи под новым углом.

Это книга подходит для всех, кто хотел бы раскрыть творческий потенциал в себе и своих сотрудниках или коллегах.

 

Tina Seelig

InGenius

A Crash Course on Creativity

 

Опубликовано с разрешения HarperCollins Publishers

Книга рекомендована к изданию Анастасией Денисовой

 

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

 

© 2012 Tina L. Seelig

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

 

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

 

Сделай себя сам

Тина Силиг

 

Творческая личность

Отто Крегер

 

Профессия – иллюстратор

Натали Ратковски

 

Посвящается милой Сильвин

 

 

Введение

Идеи не дешевы – они бесплатны

 

Дразнящий. Всего одно слово – дразнящий.

До недавнего времени абитуриенты колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли. На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово – к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

Для этого экзамена не существовало правильных решений. Тем не менее ответ каждого соискателя позволял оценить, сколько он знает и способен ли к творчеству. «Оглашение этого слова вызывало ажиотаж. Говорят, каждый год в ожидании новостей у стен колледжа собирались и те, кто не поступал в него»[1], – цитирует The New York Times оксфордского профессора. Этот пример подтверждает, что абсолютно всё – каждое слово – дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии. Большинство не используют этот тип творчества: мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс оточить свое мастерство. На самом деле жизненно важно ко всему подходить творчески.

Креативность позволяет уверенно процветать в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей. Развивая творческое начало, вместо проблем вы обнаружите потенциал, вместо препятствий – мотивацию, вместо вызовов – вероятность революционных решений. Оглянитесь, и вы увидите, что новаторы добиваются успеха во всех областях, от науки и техники до образования или искусства. Однако в школе не учат творческому подходу к решению проблем, он даже не считается умением, которым можно овладеть.

К сожалению, устойчивое убеждение, что идеи дешевы, довольно распространено. Это обесценивает значение творчества, и это совершенно неправильно. Идеи вовсе не дешевы – они бесплатны. И вместе с тем удивительно ценны. Идеи приводят к нововведениям, двигающим вперед мировую экономику, и не допускают превращения нашей жизни в однообразное и бездеятельное существование. Это краны, вытаскивающие нас с проторенных тропок на путь прогресса. Без творчества жизнь будет не просто многократным повторением одних и тех же эпизодов, она станет откатываться обратно. В сущности, наши главные ошибки заключаются не в том, что мы что-то делаем неправильно, а в том, что даже не мечтаем о чем-то большем. Как точно выразился известный американский изобретатель Алан Кей, «лучший способ предсказать будущее – создать его». Все мы – изобретатели собственного будущего. А в основе каждого изобретения лежит творчество.

Как показывает «односложный экзамен», каждое слово, предмет, решение и действие – возможность для творчества. Это испытание, одно из многих, проходящих в колледже Всех святых в течение нескольких дней, называют самым сложным экзаменом в мире. Он требует обширных знаний и приличной доли воображения. Заданием для Мэтью Эдварда Харриса, сдававшего экзамен в 2007 году, стало слово «гармония». Он писал в Daily Telegraph, что чувствовал себя «как шеф-повар, который тщательно осматривает все полки холодильника в тщетной попытке найти продукты для супа»[2]. Его уютное сравнение – прекрасное напоминание, что мы можем использовать эти навыки каждый день: как для приготовления супа, так и для решения сложных задач, стоящих перед всем миром.

Я читаю курс лекций по креативности и инновациям в Институте дизайна Хассо Платтнера (Hasso Plattner Institute of Design), который в Стэнфордском университете ласково называют «Школой Д» (d.school)[3]. Это дополнение к моей работе исполнительным директором Программы технологических венчурных инвестиций (STVP)[4]на техническом факультете университета. Наша миссия в рамках программы заключается в предоставлении студентам знаний и навыков во всех областях, чтобы они научились в удобный момент использовать свои возможности для творческого решения важнейших мировых проблем.

На первом занятии мы занимаемся решением очень простой задачи: совершенствуем внешний вид бейджей. Шрифт на них не настолько крупный, чтобы текст можно было легко прочесть. Нет интересующей меня информации. И что действительно неудобно, они часто болтаются в районе пряжки на ремне. Студенты смеются, когда понимают, что их раздражают те же недостатки, что и меня.

В течение 15 минут висящие на шеях бейджи сменяются ненавязчиво оформленными листочками с крупно написанными именами. Кроме того, новые бейджи аккуратно прикрепляются к рубашкам. Студентам нравится, что они успешно справились с задачей, и все готовы перейти к следующей. Но я задумала еще кое-что… Собираю новые бейджи и пропускаю через шредер. Слушатели смотрят на меня так, будто я спятила!

Я спрашиваю: «Почему мы вообще носим бейджи?» Поначалу вопрос всем кажется нелепым. Разве не очевидно? Само собой, мы используем эти карточки, чтобы окружающие могли узнать наше имя. Однако вскоре студенты понимают, что никогда не задумывались об этом. После краткой дискуссии они признают: бейджи выполняют сложный набор функций – стимулируют разговоры между незнакомыми людьми, помогают избежать неловкости, если вы забыли чье-то имя, и позволяют быстро идентифицировать собеседника.

После расширения понимания роли бейджей студенты общаются друг с другом, выясняя, как люди хотят взаимодействовать с окружающими. В этих разговорах всплывают свежие идеи, которые пригодятся для новых решений, меняющих представление об обычных бейджах.

Одна команда «вырвалась» из ограниченного размера бумаги и разработала футболки, на которых информация о владельце была напечатана как текстом, так и картинками: место жительства, любимый вид спорта, музыкальная группа, состав семьи. В результате понятие «бейдж» еще более расширилось. Вместо того чтобы носить крошечные карточки на одежде, они саму одежду сделали своеобразной визитной карточкой, снабдив множеством тем для обсуждения.

Другая команда поняла, что при знакомстве с новым человеком бывает полезно узнавать о нем важную информацию по мере необходимости – это поможет избежать неловких пауз в разговоре. Они сделали вариант наушника, тихонько сообщающего сведения о собеседнике. С его помощью можно незаметно узнать, как правильно произносится имя визави, место его работы, имена общих друзей.

Еще одна группа осознала, что для облегчения полноценной коммуникации намного важнее знать, что люди чувствуют, а не собирать о них данные. Они разработали набор разноцветных браслетов, каждый из которых обозначал определенное настроение. К примеру, зеленый – веселье, голубой – меланхолию, красный – стресс, а лиловый – удачливость. Сочетая ленточки разных цветов, можно быстро донести до окружающих широкий спектр эмоций и облегчить знакомство.

Эта задача указывает на один важный момент: возможности для творческого решения проблем есть в любой ситуации. В этом мире вдохновить на неординарную идею может все – даже обычный бейдж. Осмотрите свой офис, учебную аудиторию, спальню или задний дворик – все, что вы видите, годится для внедрения новшеств.

Творчество – неисчерпаемый возобновляемый ресурс, которым можно пользоваться в любое время. В детстве мы непроизвольно опираемся на воображение и любопытство в попытках осмыслить сложный окружающий мир. Мы экспериментируем абсолютно со всем: бросаем предметы, чтобы увидеть, как далеко они долетят; стучим по ним, чтобы узнать, какие звуки они издают; трогаем все вещи, до которых можем дотянуться, чтобы определить, каковы они на ощупь. На кухне мы смешиваем случайные ингредиенты, чтобы испытать новые вкусовые ощущения, устраиваем игры с друзьями и пытаемся вообразить жизнь на других планетах. По сути, у нас есть и способности, и уверенность; и взрослые поощряют творческие порывы, создавая среду, подогревающую наше воображение.

Считается, что, становясь взрослыми, мы должны быть серьезными, упорно трудиться и быть «продуктивными». Все больше и больше внимания уделяем планированию и подготовке к будущему, чем экспериментам и исследованиям в настоящем. Пространства, в которых мы работаем, отражают эти новые приоритеты. При таком внешнем давлении и способе обмена сообщениями мы парализуем работу естественного любопытства и творческого потенциала, поскольку силимся донести то, чего от нас ждут. Мы отказываемся от игры и сосредоточиваемся на производстве, меняем воображение на претворение в жизнь. Трансформируется наше отношение – и увядают творческие способности, потому что мы учимся осуждать чужие идеи и упускать новые свои.

Хорошая новость: наш мозг создан для креативного решения проблем, и природную изобретательность как выявить, так и усилить довольно легко. За миллионы лет из небольшого скопления нервных клеток с ограниченной функциональностью он развился в сказочно сложный орган, идеально подходящий для внедрения инновационных идей. Этот высокоразвитый мозг постоянно оценивает меняющиеся условия среды, смешивая и сопоставляя ответы, подгоняя их под ситуации. Каждое предложение, которое мы произносим, уникально; каждый разговор отличается от другого; каждое решение мы принимаем согласно собственной воле. Возможность придумывать множество новых ответов на вопросы окружающего мира – постоянное напоминание: мы рождены изобретательными.

Лауреат Нобелевской премии нейробиолог Эрик Кандель говорит, что мозг – это творческая машина[5]. Похоже, количество и качество идей управляется лобными долями, расположенными сразу за лобной костью. Предварительная фаза исследования, проведенного Чарльзом Лимбом из Университета Джонса Хопкинса, показывает: когда вы творите, отвечающие за самоконтроль части мозга в буквальном смысле отключаются. Лимб изучал мозговую деятельность джазовых и рэп-музыкантов с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, измеряющей метаболическую активность в различных областях мозга. Поместив испытуемых в сканер, исследователь просил каждого сочинить небольшую импровизацию. Во время исполнения этих мелодий серьезным образом снижалась активность участка лобных долей[6], который, как полагают, ответствен за принятие решений. Это означает, что во время творческого процесса мозг прекращает обычное подавление новых идей. Для большинства видов деятельности важен высокий уровень самоконтроля, поэтому вы не произносите все, что приходит вам в голову, и не делаете все, о чем думаете. Но при генерации идей эта функция только мешает. Творческие личности, по-видимому, владеют искусством ее отключения, позволяя идеям течь более плавно и давая волю воображению.

Часть названия этой книги – inGenius – отражает то, что внутри каждого из нас томится творческий гений, ожидающий высвобождения. Слово «гениальный» происходит от латинского термина ingenium, который буквально переводится как «естественная способность» или «врожденный талант». На протяжении веков люди сомневаются в своих природных дарованиях и находятся в постоянном поиске источника вдохновения. Жители Древней Греции верили в богинь, называемых музами, которые вдохновляли их на создание шедевров литературы и искусства; греки также поклонялись их предназначению[7]. Нам известны обращения к музе знаменитого Уильяма Шекспира: он взывал к ней, создавая сонеты[8]. Идеи часто приходят с вдохновением, и, конечно, просить о нем музу имело смысл. Тем не менее сейчас мы знаем, что развитие врожденной изобретательности полностью зависит от нас самих.

Люди издавна пытались понять, можно ли научить или научиться креативности. Таланты и способности считаются чем-то зафиксированным и не поддающимся изменению, как цвет глаз. Многие думают, что они не творческие личности и развить способность генерировать оригинальные идеи невозможно. Нет ничего, с чем я была бы более несогласна. Существует конкретный набор методов и факторов окружающей среды, которые могут быть использованы для развития воображения, и, разумеется, творческий потенциал возрастет за счет оптимизации этих переменных. К сожалению, подобные инструменты редко бывают формализованы. В результате большинству творчество кажется магией, а не естественным результатом четкого сочетания процессов и условий.

Использовать набор методов для расширения границ способностей кажется нелогичным: творчество по своей сути означает создание того, чего не было раньше. Но руководство процессом – именно то, что нам нужно. Творческий потенциал лишь усиливается благодаря формальным способам генерации идей. Такой же эффект получают ученые, использующие в своих разработках проверенные временем технологии. Примем во внимание, что с детства нас учат использовать научные методы: мы узнаём, как строить гипотезы и проверять их, познавая таким образом устройство окружающего мира. Мы учимся задавать уточняющие вопросы, чтобы разобраться во всех предположениях, и придумываем эксперименты, чтобы найти ответы на свои вопросы. Этот важный навык и связанная с ним лексика долгие годы оттачиваются, пока не становятся вполне естественными.

Значение научного метода, применяемого для раскрытия тайн этого мира, трудно преувеличить. Тем не менее, когда необходимо создать, а не узнать, понадобится дополнительный набор инструментов и методов – творческое мышление. Наука и творчество совершенно не похожи друг на друга, но они работают согласованно. Как и научный метод, образное мышление использует четко определенные инструменты, проливая свет на ход изобретения и обеспечивая ценную основу для создания чего-то нового. Успешные ученые и новаторы во всех областях движутся от открытия к созданию, используя как научные процессы, так и креативное мышление. На самом деле большинство великих ученых нередко успешные изобретатели, ставящие оригинальные вопросы и использующие хитроумные методы для проверки своих научных теорий. Настало время сделать творческое мышление такой же частью нашего образования, как и научные методы, и постараться с раннего детства на протяжении всей жизни закреплять эти уроки.

Когда мы сталкиваемся с самыми разнообразными проблемами, нередко неосознанно используем творческое мышление. Решения некоторых проблем приходят быстро – например, поставить ботинок возле дверного косяка, чтобы дверь не захлопнулась; загнуть уголок страницы, на которой прервали чтение; заменить недостающие ингредиенты при приготовлении обеда. Эти решения выглядят настолько естественными, что не кажутся остроумными ответами на мелкие ежедневные вопросы. Однако другие креативные ходы достаточно важны и порой вырастают в целые новые отрасли. Все, чем мы пользуемся, когда-то было придумано и создано людьми: будильники, пуговицы, карточные игры, сотовые телефоны, рекламные ролики, презервативы, подгузники, дверные ручки, очки, кухонные комбайны, гаражные распродажи, расчески, интернет, пиджаки, реактивные двигатели, воздушные змеи, лазеры, спички, мерные чашки, кинотеатры, пилочки для ногтей, скрепки, карандаши, фоторамки, радио, резинки для волос, носки, тостеры, зубные щетки, зонты, бокалы для вина, застежки-молнии… Все это было изобретено и донесено до остального мира, когда кто-то сталкивался с проблемой или видел возможность усовершенствования.

Всегда есть требующие решения вопросы, жизненно необходимые улучшения или насущные передовые технологии. Каждое рискованное предприятие начинается с рассмотрения проблемы или возможности и опирается на творчество основателей. Однако большинство организаций со временем обуздывают креативные начинания и сосредоточиваются на исполнении, забывая о фантазии. Как мышцы, атрофирующиеся от недостаточного использования, новаторские решения становятся бесполезными, если их игнорировать. Это ужасно досадно. Слепо двигаясь вперед, люди и организации все больше и больше отстают от тех, кто способен творчески адаптироваться к постоянно меняющейся среде.

Передовые компании знают, что жизненно важно иметь в своей команде людей, умеющих неожиданно реагировать на возникающие проблемы. К примеру, специалисты по набору персонала из Google задают потенциальным сотрудникам вопросы, выявляющие их профессиональную компетенцию в указанной области (например, в программном обеспечении или маркетинге), а также вопросы, требующие творческого мышления. Они могут спросить, сколько мячей для гольфа поместится в школьный автобус, сколько во всем мире настройщиков фортепиано, или попросят представить, что вас уменьшили до размеров пятицентовика, а затем бросили в чашу блендера, лезвия которого начнут двигаться через 60 секунд. Что вы предпримете? Эти вопросы позволяют определить людей, умеющих решать проблемы, на которые нет единственно правильного ответа.

Многие ученые пытались измерить творческий потенциал и разработали тесты для подсчета «коэффициента креативности», или CQ. Скажем, они могут суммировать разнообразные идеи, которые вы сгенерируете для решения конкретной задачи (к примеру, что вам удастся сделать с одной скрепкой, почтовой маркой, картонной упаковкой или листом бумаги). Они полагают, что аналогично IQ – грубой оценке интеллекта – этот метод измерения окажется неплохим способом оценки креативности[9]. Во время тестов некоторые предлагали лишь пару очевидных решений, в то время как другие выдвигали бесконечное число способов использования этих простых предметов. Предполагается, что чем обширнее и разнообразнее ваш список возможных применений скрепки или листа бумаги, тем больше вероятность, что вы придумаете творческое решение реальной проблемы.

С моей точки зрения, это забавная разминка, больше похожая на растяжку перед выполнением сложных гимнастических упражнений. Однако это чрезмерно упрощенные тесты, если ваша цель состоит в определении всех способных предлагать нестандартные решения настоящих проблем. В соревнованиях по гимнастике есть длинный список меняющихся показателей, влияющих на способность к выступлениям: натренированность, желание хорошо выступить, а также используемое оборудование. Творчество, как и гимнастика, занятие сложное и зависит от множества факторов, таких как знания, мотивация и окружающая обстановка. Эти переменные так же важны в определении творческого потенциала, как и ваша способность представить список всего, что можно сделать со скрепкой, или как выкарабкаться из блендера. Кроме того, креативность – это качество не только отдельных людей, но и групп, организаций и целых сообществ. В связи с этим имеет смысл рассмотреть все переменные, влияющие на изобретательность, в том числе индивидуальные навыки и влияние на них окружающей среды.

Мой курс по креативности разработан, чтобы научить студентов принимать во внимание широкий диапазон влияющих на неординарное видение факторов – как в них самих, так и во внешнем мире. Мы используем множество техник, в том числе семинары, тематические исследования, дизайн-проекты, моделирующие игры, выездные занятия и визиты экспертов, работающих в сфере инновационного предпринимательства. Студенты узнают, как отточить свои навыки наблюдения и сочетания идей, а также учатся бросать вызов своим предположениям и переосмысливать проблемы. Они получают набор инструментов творческого мышления, облегчающий выработку новых идей.

Изучающие курс трудятся над несколькими разными проектами, каждый из которых разработан для сосредоточения на отдельном аспекте творческого мыслительного процесса. Междисциплинарные группы имеют в составе студентов, занимающихся проектированием, наукой, правом, образованием, бизнесом и искусством. Такой подход обоснован и эффективен, поскольку большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, требуют участия людей с разными уровнями подготовки в совершенно разных областях.

На студентов оказывает влияние множество условий, которые способствуют креативности и обучают правилам построения предприятия, рассчитанного на внедрение новаторских разработок. Для расширения творческих возможностей в группах они сосредоточиваются на имеющихся в распоряжении переменных, включая реорганизацию физического пространства, изменение правил и доработку стимулов в рамках структуры. Мы посещаем ряд компаний, изучая, как производственное окружение влияет на инновации, и студенты общаются с руководителями этих фирм по поводу внедрения практики активизации творческой деятельности.

После десятилетий преподавания курса по креативности и инновациям могу с уверенностью заявить, что творческий потенциал можно увеличить. В следующих главах описаны конкретные инструменты и техники, а также приведены истории, спровоцировавшие их появление. Мы рассмотрим, как улучшить способности видеть возможности вокруг себя, связывать и объединять идеи, ставить под сомнение предположения и по-новому формулировать проблемы. Мы узнаем, как можно изменить свое физическое и социальное окружение, чтобы расширить собственные творческие способности и способности тех, с кем мы живем и работаем. Кроме того, увидим, как мотивация и мышление влияют на творчество, в том числе на готовность экспериментировать, способность пробиваться сквозь препятствия для нахождения креативных решений сложных задач и на мастерство отказываться от готовности осуждать новые идеи.

Важно понимать, что эти факторы сочетаются друг с другом и глубоко влияют друг на друга. Ни один из них нельзя рассматривать в отрыве от остальных. Я разработала так называемый генератор инноваций (рис. 1). Он иллюстрирует, как эти факторы вместе работают на расширение творческих возможностей. Название «генератор» появилось неслучайно, потому что оно, как и слово «гениальный», берет свое начало в латыни и напоминает, что генерировать идеи естественно для всех. Моя цель заключается в создании модели, общего словаря и набора инструментов, которые можно сразу же использовать для оценки и повышения вашего творческого потенциала, а также креативности вашей команды, организации и сообщества.

 

Рис. 1

 

Генератор инноваций

 

Три части внутри генератора инноваций – знания, воображение и отношение.

Знания обеспечивают топливо для вашего воображения.

Воображение – катализатор для превращения знаний в новые идеи.

Отношение – искра, приводящая в движение ваш генератор инноваций.

 

Три части снаружи генератора – ресурсы, среда обитания и культура.

Ресурсы – все активы вашего сообщества.

Среда обитания – окружающая обстановка – дома, в школе или в офисе.

Культура – коллективные верования, ценности и правила поведения в вашем сообществе.

 

Как и креативность, генератор инноваций на первый взгляд выглядит сложным. В рамках этой книги я буду разбирать его на части и проанализирую все шесть компонентов. Затем соберу их вновь и покажу, как они взаимодействуют и влияют друг на друга, увеличивая творческий потенциал. По мере исследования каждого компонента и их взаимодействия вы обнаружите, что генератор инноваций постепенно становится понятнее. Я сфокусирую внимание на тех его частях, которые вы непосредственно контролируете: воображении, знаниях, среде обитания и отношении. И вы увидите, что можете привести свой генератор инноваций в движение несметным числом способов.

В главах с 1 по 3 разбирается процесс увеличения творческого потенциала путем переосмысления проблем, соединения идей и проверки предположений на прочность. Глава 4 сосредоточена на построении вашей базы знаний с помощью совершенствования наблюдательности. Главы с 5 по 8 исследуют факторы вашей среды обитания, влияющие на креативность, в том числе пространство, ограничения, стимулы и командную динамику. В главах 9 и 10 рассматривается ваше отношение, особое внимание при этом уделяется желанию экспериментировать и способности решать проблемы, кажущиеся непреодолимыми. И глава 11 собирает все компоненты воедино, показывая, как части подходят друг другу в создании мощного орудия для внедрения инноваций.

В книге есть повторяющийся момент: творчество – это не только то, о чем вы думаете, но и то, что делаете. В следующих главах вы узнаете, как быстро завести свой двигатель инноваций, и в полной мере оцените каждое слово, каждый предмет, каждую идею и каждый момент, предоставляющие возможность для творчества. Генерировать удивительные идеи ничего не стоит, а результаты этого бесценны.

 

 

Глава 1

Начните революцию

 

«Сколько будет пять плюс пять?»

«Сумма каких двух чисел равняется десяти?»

На первый вопрос существует только один ответ, а вот на второй – неисчислимое множество, особенно если учитывать дроби и отрицательные числа. Эти два примера на простое сложение различаются только формулировками. На самом деле все вопросы так или иначе заранее задают форму ответа. Как видите, слегка изменив структуру вопроса, можно значительно трансформировать спектр ответов. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут».

Умение поставить вопрос иначе – эффективный метод развития воображения, потому что с изменением формулировки открывается огромное количество возможных решений. Но навык формулирования вопросов приходит с опытом. Хорошей тренировкой могут стать занятия фотографией. Фотограф Форрест Глик на своем семинаре у озера Фоллен-Лиф демонстрирует, как можно по-разному увидеть один и тот же образ, снимая его с разных ракурсов. Участников семинара просили запечатлеть общий пейзаж озера широкоугольным объективом, после снять деревья, растущие на берегу, затем, используя зум, сделать фото цветка или сидящей на нем божьей коровки. Таким образом Форрест доказывает, что можно менять точку зрения, не сходя с места. Просто посмотрев на образ сверху или снизу, наклонившись вправо или влево, можно полностью изменить представление о том, что видишь. Разумеется, если переплыть на другой берег озера, или забраться на гору, или сесть в лодку, восприятие изменится еще сильнее.

Классическим примером такого переосмысления можно считать великолепный научно-популярный фильм «Десятые степени», снятый в 1977 году Чарльзом и Рэем Имз (восстановленная версия анимации «Космический зум», 1968). Сегодня этот фильм доступен онлайн. Лента показывает, как выглядит мир вокруг нас при приближениях и удалениях разного порядка.

 

Картина начинается с пикника у озера в пригороде Чикаго и уводит зрителя к самому краю Вселенной. Каждые 10 секунд камера удаляется от начальной точки съемки в 10 раз – до тех пор, пока вся наша Галактика не окажется всего лишь крошечной сияющей точкой. Затем с огромной скоростью возвращаемся на Землю и движемся уже в другую сторону – приближения. Камера фиксирует руку спящего человека, и каждые 10 секунд изображение увеличивается в 10 раз. Путешествие заканчивается внутри протона, принадлежащего атому углерода, который входит в состав ДНК лейкоцита[10].

 

Этот великолепный фильм демонстрирует, что любую ситуацию можно увидеть с разных сторон – приближаясь, отдаляясь, став на голову или зайдя сзади. В повседневной жизни мы сами создаем рамки для зрения, слуха и ощущений. С одной стороны, они помогают получать информацию, а с другой – ограничивают наше мышление. В большинстве случаев мы даже не замечаем этих рамок и думаем, что смотрим на мир через идеально подобранные очки. Однако умение сомневаться в своей правоте и переключаться с одной точки зрения на другую необходимо для развития воображения, потому что таким образом мы вызываем к жизни совершенно новые образы. Чтобы добиться такого эффекта, можно представить, как видят одну и ту же ситуацию разные люди – ребенок или старик, новичок или эксперт, местный житель или турист, богач или бедняк, великан или лилипут. Каждая новая точка зрения подскажет необычные образы и идеи.

В Стэнфордской школе дизайна студентов учат сопереживать самым разным людям, чтобы получать о них представление и впоследствии создавать соответствующие им продукты. Сопереживая, вы, по сути, изменяете собственное видение мира и смотрите на окружающую действительность глазами другого человека, а значит оцениваете проблему с его точки зрения. Что бы вы ни разрабатывали – космические модули для посадки на Луну или коробки для завтраков, – вы очень скоро заметите, что желания и требования у разных людей сильно отличаются. Студентов Школы дизайна учат выявлять такие желания, наблюдая за клиентами, слушая их или задавая вопросы. Собрав всю необходимую информацию, они могут представить проблему с точки зрения конечного пользователя.

Еще один способ изменить собственное видение проблемы – задать вопрос «Почему?» или «Зачем?». В ходе своего семинара Майкл Барри приводит такой пример.

 

Если бы я попросил построить для меня мост, вы могли бы просто пойти и выполнить задание, а могли бы спросить: «Зачем тебе понадобился мост?» Скорее всего, я бы ответил, что мне нужен мост, чтобы перебраться на ту сторону реки. Ага! А ведь у этой задачи существует множество решений! Не обязательно строить мост, можно прорыть туннель, купить билет на паром, сесть в каноэ, использовать канатную дорогу или полететь на воздушном шаре. И это лишь несколько примеров.

Кроме того, вы можете пойти еще дальше и спросить, почему я хочу попасть на тот берег. Представьте: вы задали этот вопрос, и я ответил, что работаю там. Этот ответ дает дополнительную информацию и еще больше расширяет диапазон возможных решений. Если подумать, есть множество способов заработать на жизнь, вообще не пересекая реку.

 

Простой вопрос «Почему?» оказывается очень эффективным инструментом для поиска решений. Это подтверждается примером, который я приводила во введении: историей про бейджи с именами. Когда я спросила, зачем мы используем бейджи, это подстегнуло воображение опрашиваемых.

Умение взглянуть на проблему с разных точек зрения критически важно для решения всех типов задач. До 1543 года люди верили, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Для любого смотревшего в небо было очевидным, что Земля находится в центре Вселенной. Но в 1543 году Коперник изменил представления человечества, предположив, что все небесные тела нашей системы вращаются вокруг Солнца. Произошла радикальная перемена точки зрения, приведшая к так называемой «коперниковой революции». Земля стала лишь одной из многих планет, движущихся вокруг Солнца, и это резко изменило представление людей как о Вселенной, так и об их месте в ней. «Коперникова революция» положила начало астрономии и стала основой для научных исследований. Вы тоже способны начать революцию. Нужно всего лишь посмотреть на проблемы, которыми вы заняты, под другим углом.

Некоторые художники и музыканты сознательно ломают наши рамки, предлагая смотреть на мир свежим взглядом. Например, Мауриц Корнелис Эшер знаменит своими графическими работами, в которых он играет восприятием зрителя, заставляя его видеть различные фигуры попеременно то на переднем, то на заднем плане. В одной из его самых известных работ ближний и дальний планы заполнены изображениями птиц и рыб. Если смотреть на картину сверху вниз, птицы постепенно перемещаются с переднего плана на задний, уступая место рыбам (рис. 2).

 

Рис. 2. Эшер М. К. Небо и вода

 

Еще один пример – работа композитора Джона Кейджа «4' 33"» (официальное название «Четыре минуты тридцать три секунды»). Она была написана в 1952 году и подходит для исполнения любым инструментом или оркестром. В партитуре написано, что все музыканты в течение четырех с половиной минут должны просто тихо сидеть, не дотрагиваясь до струн или клавиш. Целью композитора было не сыграть мелодию, а помочь аудитории услышать окружающий ее фоновый шум. Это провокационное произведение, но оно позволяет по-новому воспринять звуки, которые мы слышим каждый день.

Другой пример из области музыки связан со знаменитым скрипачом Джошуа Беллом. Обычно он играет в залах, до отказа забитых богачами, которые выкладывают за его выступления сотни долларов. В 2007 году журналист Washington Post Жене Вайнгартен предложил Беллу сыграть в переходе вашингтонского метро, чтобы посмотреть, как люди отреагируют на него в другом контексте. Белл был повседневно одет, лицо закрывала кепка, но при этом он играл восхитительную мелодию на скрипке Страдивари. Вайнгартен разместил в переходе камеру, чтобы наблюдать за реакцией прохожих. Из 1097 людей, видевших Белла в тот день, только семеро остановились послушать музыку, несмотря на то что эту же мелодию он часто исполнял на сцене. За 45 минут выступления Белл заработал всего 32,17 доллара, 20 из которых дал узнавший его прохожий. Контекст изменился, аудитория больше не сидела в зале, и, несмотря на красоту мелодии, слушатели практически не замечали существования Белла. Они смотрели на него под другим ракурсом и видели вовсе не таким, каким он обычно представал на сцене.

Тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день. Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект. Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором. Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети. Еще один способ изменить точку зрения – полностью поменять свое окружение. Дерек Сиверс, основатель CD Baby, приводит прекрасный пример такой перемены в своем ролике для проекта TED. Ролик называется «Сумасшедший – или просто необычный?», и в нем Дерек описывает устройство японских городов. Вместо того чтобы называть улицы и нумеровать дома, как это делают в Штатах, японцы дают номера целым кварталам и считают улицы просто свободным пространством между ними. Более того, нумерация домов в каждом квартале зависит не от их расположения, а от времени постройки[11]. Для тех, кто вырос поблизости и видел, как строился квартал, подобная нумерация интуитивно понятна. Этот пример показывает, что зачастую мы выбираем какой-то один принцип действия абсолютно случайно. Поняв, как дискретны ваши решения, вы научитесь менять точки зрения и находить альтернативные варианты.

Мы ошибочно считаем, что привычный для нас порядок вещей – единственно правильный. Например, мы знаем, что в разных обстоятельствах нужно надевать разную одежду; используем установленный ритуал приветствия; точно представляем, какую пищу нужно есть в определенное время дня. Но съездите на пару дней в Китай, Мексику, Пакистан или Корею, и вы увидите, что люди в этих странах руководствуются совершенно другими нормами. Например, заказав в китайском ресторане завтрак, вы получите рис с устричным соусом или «тысячелетние яйца». В Мексике с утра вам подадут омлет с уитлакоче – деликатесом, который делается из пораженных болезнью початков кукурузы. В Пакистане завтрак – это суп из козьей головы и копыт, а в Корее – квашеные овощи.

Некоторые изобретательные повара умеют по-новому взглянуть на ресторанный бизнес в целом. Вместо того чтобы создавать респектабельные заведения и накапливать лояльную клиентуру, они открывают рестораны-«однодневки», работающие в течение короткого периода, а затем исчезающие. Эти неуловимые рестораны похожи скорее на бродячие театры[12]. Такое изменение образа ресторана открывает для его создателя новые возможности во многих аспектах, включая дизайн, меню, набор персонала и стратегии маркетинга.

Подобный тип мышления применим к любой сфере деятельности в любом уголке мира. Например, директора южнокорейского отделения компании Tesco, занимающейся продажей и маркетингом пищевых продуктов, задались целью увеличить свою долю рынка, но для этого им требовался креативный подход. Они внимательно проанализировали свою аудиторию и поняли, что большинство клиентов – очень занятые люди, которым сложно выкроить время на поход в магазин. Тогда директора Tesco решили пойти навстречу покупателям, но для этого пришлось полностью изменить у клиентов привычные представления о шопинге. Компания сделала фотографии своих торговых рядов и разместила их на станциях метро. Люди могут совершать покупки, пока ждут поезда, выбирая товары с помощью фотографий или QR-кодов и оплачивая их кредитной картой. Когда покупатель доезжает до дома, товар уже ждет его. Такой инновационный подход к продажам существенно повысил уровень продаж Tesco.

Переосмысление проблемы не просто прихоть. Каждая компания должна периодически рассматривать свой бизнес под разными углами, если хочет выжить в постоянно меняющихся рыночных и технологических условиях. К примеру, фирма Kodak специализировалась на производстве фотоаппаратов и пленок к ним. С появлением цифровых камер компания понесла огромные убытки, так как не сумела вовремя пересмотреть свою стратегию и включить в нее цифровые технологии. С другой стороны, компания Netflix начинала с продаж по почте фильмов на DVD. При этом сумела сформулировать свою задачу довольно общо – они занимались доставкой фильмов, и неважно, в каком формате. Поэтому, когда продажа видеороликов с фильмами стала возможной онлайн, Netflix быстро превратилась в лидера этой области. То же самое произошло и с книгами. Компания Amazon занималась продажей бумажных книг, но, когда пришло время, сумела пересмотреть свою стратегию и начать торговлю электронными версиями, а впоследствии даже создала собственный ридер.

Формулирование и переосмысление привычных задач открывает перспективы для инновационных предприятий. К примеру, Скотт Саммит, основатель Bespoke, разработал новый способ создания протезов для людей, потерявших руку или ногу[13]. Слово bespoke на староанглийском языке означало «сшитый по индивидуальным меркам». Именно таким образом и действует компания Скотта – создает индивидуально разработанные протезы. Основатель Bespoke понимал, что многие люди с протезами стыдятся своей инвалидности и стараются как можно тщательнее замаскировать искусственную руку или ногу. Тогда Скотт решил взглянуть на проблему по-другому и превратить протез не только в функциональный инструмент, но и в модный аксессуар, который выглядел бы даже круче, чем настоящая конечность.

Bespoke создает свои протезы с использованием новейшей технологии трехмерной печати. Для начала дизайнеры проводят 3D-сканирование здоровой конечности, чтобы сделать протез идеально симметричным ей. После этого искусственная рука или нога распечатывается на 3D-принтере и оформляется в соответствии со стилем жизни хозяина. Например, протез ноги может быть одет в кожаный ковбойский сапог, или покрыт матовым хромом, как детали любимого мотоцикла его владельца, или украшен кружевом, чтобы подходить к модному платью хозяйки. Протез становится не только функциональным, но и довольно красивым, чтобы владелец не стеснялся демонстрировать его на публике. То, что раньше было медицинским устройством, превратилось в модный аксессуар.

Инноваторы в области образования переосмысливают роли ученика и учителя. Например, на стандартном уроке истории детям обычно раздаются учебники, набитые датами и фактами, которые нужно запомнить. Но если сделать шаг в сторону и пересмотреть цели обучения истории, можно создать совершенно другую учебную программу. Именно так и произошло в Объединенном школьном округе Сан-Франциско. Студенты Стэнфордского педагогического института разработали для него уникальный курс обучения истории, полностью изменивший представление учеников об этом предмете. Вместо того чтобы оставаться пассивными слушателями, они стали активными участниками научного процесса.

По словам декана Стэнфордского педагогического института Деборы Стрипек, ученикам старших классов вместо учебников выдавались оригинальные исторические документы: письма людей, живших в изучаемую эпоху, старые карты местности, вырезки из местных газет, по-разному освещавшие то или иное событие. В рамках проекта «Читай как историк» под руководством Эбби Райсман и Сэма Вайнберга ученики рассматривали историческую информацию с разных точек зрения и делали собственные выводы о том, что действительно происходило в тот или иной период времени. Кроме того, они активно обсуждали свои идеи с одноклассниками. Такой подход не только обеспечивает более глубокое усвоение материала, но и позволяет проводить параллели и делать собственные открытия, а значит, мотивирует узнавать больше[14].

При оценке знаний по истории ученики, работавшие с оригинальными документами, показали лучшие результаты, чем те, которые пользовались стандартными учебниками. Но дело здесь не только в высоких оценках. Учащиеся из первой группы были глубже вовлечены в обучающий процесс и больше заинтересованы историей. Они чувствовали себя настоящими исследователями, а также получали навыки критического мышления, которые невозможно приобрести, просто запоминая факты. Изменив программу обучения и давая ученикам разнообразную, богатую и иногда даже противоречивую информацию, мы помогаем им видеть мир с разных точек зрения.

Но есть и более веселые способы изменить ракурс, с которого мы смотрим на окружающую реальность. Один из моих любимых методов – анализ шуток. Большинство из них заставляют нас смеяться, потому что делают резкий сюжетный поворот в самом неожиданном месте. Вот пример.

 

Двое мужчин играют в гольф на лужайке. Один из них замахивается для удара, но вдруг видит, как на кладбище по соседству заходит похоронная процессия. Мужчина кладет клюшку, приподнимает шляпу и кланяется.

Его друг говорит: «Невероятно. Вы такой тактичный».

«Еще бы, – отвечает первый мужчина. – Мы ведь были женаты 25 лет».

 

Как видите, последняя строчка переворачивает всю историю с ног на голову. Сначала первый гольфист кажется нам внимательным и вежливым человеком, а через секунду, когда мы узнаем, что рядом проходят похороны его жены, он становится настоящим мерзавцем.

Еще один классический пример я взял из фильмов про «Розовую пантеру».

 

Инспектор Клузо. Ваша собака кусается?

Клерк. Нет.

Инспектор. [Наклоняется, чтобы погладить собаку.] Милый песик. [Собака кусает его за руку.] Вы же сказали, что ваша собака не кусается!

Клерк. А это не моя собака.

 

Точка зрения на ситуацию снова меняется в последней строке, когда мы понимаем, что речь идет о двух разных собаках. Внимательно присматривайтесь к шуткам и анекдотам, и вы поймете, что юмор зачастую возникает именно из-за того, что наше восприятие радикально меняется.

Переосмысление проблем требует усилий, внимания и опыта, но позволяет увидеть окружающий мир в новом свете. Вы можете научиться этому, физически или мысленно изменяя ракурс, с которого вы рассматриваете проблему, глядя на нее глазами других людей и постоянно спрашивая себя «Почему?». Эти методы помогут найти необычные решения любых задач, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно.

 

Глава 2

Выпустите пчел

 

Что будет, если скрестить шахматную доску и легкие закуски? Можно получить съедобные шахматы, а выражение «съесть фигуру» превратить в рекламный слоган. А если совместить туфли на каблуках и детский велосипед? Получится обувь с колесиками по бокам. Или, например, что будет, если объединить десертную тарелку и форму для льда? Получится миска для мороженого, которая тает после использования, так что вам не придется ее мыть.

И это лишь несколько примеров необычных идей, которые Джон Кессиди и Брендан Бойл описывают в своей книге The Klutz Book of Inventions[15]. Цель издания – помочь читателям привыкнуть к дурацким идеям, потому что многие блестящие изобретения поначалу казались людям чистым сумасшествием. Авторы весело фантазируют, соединяя и комбинируя, казалось бы, не связанные между собой идеи и концепции. Однако, изучая способы их объединения, мы можем прийти к совершенно неожиданным и необычным решениям.

Того же принципа придерживаются и любители японского художественного направления чиндогу. Чиндогу – это создание странных, необычных изобретений за счет сочетания несочетаемого. Например, костюм для грудного ребенка с половой тряпкой на животе – ползая по полу, ребенок одновременно убирает в квартире. Или разлинованная на спине рубашка, чтобы вы точно могли точно сказать, где именно вам нужно почесать спину. Или перевернутый зонтик для сбора дождевой воды. Или очки со съемными дужками, которые можно использовать в качестве палочек для еды. Конечно, эти изобретения непрактичны, но они вполне могут быть первым шагом к созданию чего-то по-настоящему полезного.

Умение соединять и комбинировать нестандартные идеи и несочетаемые объекты – важный этап создания инноваций и ключевой элемент творческого мышления. Так же как и умение переосмысливать задачу, оно развивает воображение и запускает двигатель ваших творческих способностей. Для формирования новых идей нужно научиться реорганизовывать и перегруппировывать старые.

Ради освоения такого комбинирования вы можете принять участие в конкурсе от New Yorker. Каждую неделю журнал публикует на последней странице картинку без подписи. Читатели присылают в редакцию свои варианты подписей, и три лучшие печатаются в следующем выпуске, после чего выбирается победитель. В картинках из New Yorker часто встречаются несочетаемые предметы, объекты, вырванные из контекста, или изображения с измененным масштабом. Задача читателя – найти веселый способ связать их в единый образ. Лучшие варианты подписей часто представляют собой довольно неожиданные сочетания идей. На рис. 3, 4 представлены два примера из New Yorker. Вот мы видим монстра за обеденным столом, дальше – лошадку-качалку в офисе. Как бы вы назвали каждую из этих сцен? Варианты, присланные читателями, найдете в комментариях[16].

 

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Мэттью Мей, автор книги In Pursuit of Elegance, делится, как победил в конкурсе подписей. Он подсчитал, что шансы выиграть составляют примерно 1:10 000. А значит, нужно придумать что-то по-настоящему необычное. Для начала Мэттью составил список идей и объектов, которые должен был отражать его рисунок (на нем были изображены одетые в защитные костюмы мужчина и женщина, лежащие в постели). Поэтому Мэттью выписал такие слова, как «кровать», «отель», «секс», «защита», «микробы», «костюм» и так далее. Затем он дал себе пять минут на то, чтобы придумать как можно больше ассоциаций к этим словам. После этого попытался применить ассоциации к картинке и скомбинировать их. «Креативность означает прорыв сквозь наше стандартное, линейное мышление. Съезжая с проторенной дороги, вы оказываетесь на верном пути», – говорит Мэттью. Подпись, с которой он выиграл конкурс, звучала так: «Может, в следующий раз сделаем себе прививки от гриппа, как все нормальные люди?»[17]

Алан Мюррей, возглавляющий дизайнерский факультет в Эдинбургском колледже искусств, дал своим бывшим студентам из Технического университета Эйндховена необычное задание, которое должно было развить у них способности к комбинированию. Алан предложил создать «секстрон». Студенты должны были скомбинировать два бытовых предмета (например, кофе-машину с феном или телефон с электрической щеткой), чтобы в итоге получилась секс-игрушка. После этого изобретатель должен был написать пользовательскую инструкцию к новому аппарату. Смелое задание, что и говорить! Задачей Алана было заставить студентов думать в таких направлениях, о которых они даже не помышляли. В итоге они не только отлично развлеклись, но и поняли, что иногда, сочетая несочетаемое, можно создавать совершенно невероятные продукты, стимулирующие не только воображение, но и тело – от ушей до пальцев ног.

Когда я последний раз была в Японии, предложила слушателям моей лекции такое же задание. Перед тем как прийти на встречу со мной, они должны были выбрать два абсолютно не связанных между собой предмета, например ботинок и вазу, и объединить их во что-то новое и практичное. Результаты я разделила на несколько групп. Некоторые предлагали альтернативные варианты использования предметов, некоторые подчеркивали уже существующую функциональность, а некоторые сумели изобрести что-то совершенно новое.

Мои японские слушатели предлагали невероятные проекты. Кто-то, например, прикрепил к стене кнопками перевернутую бейсболку и сделал из нее баскетбольное кольцо, кто-то создал сережки из губки и подставки для яиц, кто-то нарисовал картину помадой и лаком для ногтей. Что-то подобное я увидела на обратном пути на художественной выставке в аэропорту Сан-Франциско. Местные художники вдохнули жизнь в старые выброшенные вещи. На выставке демонстрировали огромную чашу из вывернутой наизнанку автомобильной шины, замечательные украшения из крышечек от бутылок и – мой любимый экспонат – платье, сшитое из конфетных фантиков.

Многие функциональные изобретения моей японской аудитории включали в себя часы. Например, один из участников совместил будильник со словарем иностранных слов: чтобы выключить звенящий будильник, нужно правильно ответить на несколько вопросов языкового теста. Еще один скомбинировал часы и освежитель воздуха. В определенные периоды должны были использоваться разные запахи: например, с утра часы наполняли воздух свежим ароматом, а вечером – расслабляющим запахом.

Но больше всего мне запомнилась такая история. Участник семинара написал, что у него двое маленьких детей и вся семья ожидала третьего, когда у будущей мамы случился выкидыш. Они с женой были очень подавлены произошедшим. Однажды он вернулся домой с работы, и трехлетний сын протянул ему куклу, сделанную из скатанных газет и резинок: «Папа, я сделал куклу, чтобы ты не скучал по малышу». Эта трогательная история показывает, что наши изобретения должны быть не только функциональными, но и эмоциональными.

Наше общество уже привыкло к подобного рода «перекрестному опылению» в виде комбинации различных межкультурных идей. Эта концепция была прекрасно проиллюстрирована статьей в Wall Street Journal о роли торговли в создании инноваций. Автор статьи провел интересную аналогию: «Торговля в культуре так же важна, как секс в природе». В статье поясняется, что мегаполисы, находящиеся на пересечении торговых путей и привлекающие огромное количество представителей разных культур, – Александрия и Константинополь в прошлом, Гонконг, Лондон и Нью-Йорк в наше время – развиваются за счет взаимообмена идеями и креативной атмосферы[18].

Анна-Ли Сэксениан, декан факультета информации в Калифорнийском университете Беркли, решила более глубоко исследовать эту тему. Она провела масштабное исследование мегаполисов, известных своими инновациями, и выделила важнейшие факторы, определяющие, станет ли город творческим и интеллектуальным центром. В своей книге Regional Advantage Анна-Ли рассматривает факторы, позволившие инновациям и предпринимательству развиться в Кремниевой долине. По сути, это происходит за счет постоянного обмена идеями между отдельными людьми и целыми компаниями. В Кремниевой долине на небольшой территории располагается множество фирм, что облегчает как официальные контакты, так и неформальное общение. Кроме того, здесь нет препятствий для общения между представителями разных культур и социально-экономических слоев[19].

Например, если вы придете на школьный бейсбольный матч в области залива Сан-Франциско, то, скорее всего, на поле окажутся дети из совершенно разных слоев общества. А это значит, что и их родители, сидящие на трибунах, будут примером демографического разнообразия. Неформальное общение на бейсбольном поле может привести к возникновению интересных возможностей, которые вряд ли бы появились в другом месте. Исполнительный директор или венчурный капиталист может сидеть рядом с инженером, мечтающим открыть свое дело. Пока их дети играют, отцы болтают о разных вещах, и очень часто результатом такого разговора становится полезный совет, или предложение работы, или даже финансирование нового бизнеса.

Именно это произошло с Марком Здебликом, инженером и изобретателем, когда он обедал в местном кафе. Сын Марка затеял игру с двумя маленькими девочками, сидевшими за соседним столиком. Марк заговорил с их дедушкой и узнал, что именно тот изобрел технологию, изучением которой как раз и занимался Марк. Отец девочек, обедавший вместе с семьей, был успешным предпринимателем и инвестором. За этой встречей последовало еще несколько разговоров с дедушкой, после чего Марк и отец девочек решили открыть совместное предприятие под названием Proteus Biomedical и заняться созданием оздоровляющих технологий.

Кремниевая долина предоставляет людям огромные возможности для знакомства и реализации своих идей. Среди них – открытые лекции, конференции и даже кафе, предназначенные для работы. Например, каждую неделю в рамках стэнфордской программы поддержки технологических мероприятий проводятся лекции для лидеров предпринимательской мысли. Программа открыта для всех, а после лекции организуется неформальное общение. Таким образом студенты, преподаватели, предприниматели, инвесторы и случайные прохожие могут познакомиться и узнать что-то о свежих идеях и последних тенденциях. Во многих других уголках мира возможностей для социализации и общения куда меньше, а значит, людям сложно получать какую-либо информацию вне своей компании или сферы деятельности.

Университеты призваны стимулировать обмен идеями между различными дисциплинами. Именно поэтому инновационный процесс так часто происходит в их стенах. Университеты объединяют представителей разных дисциплин и культур и создают пространство для их совместной работы. Студенты съезжаются в университет из всех стран мира, изучают различные предметы и обмениваются идеями. Их можно сравнить с пчелами, опыляющими цветы. В Университете Беркли существует программа «Медведи без границ» (медведь – символ университета), в рамках которой выпускники получают поддержку и финансирование кросс-дисциплинарных проектов.

Анна-Ли Сэксениан говорит, что инновации – почти всегда социальные действия, требующие коммуникации с другими людьми. Такие коммуникации могут включать в себя наблюдение, консультации или непосредственное сотрудничество. Чем разнообразнее факторы в основе процесса, тем интереснее и необычнее будет его результат. Например, города, в которых много иммигрантов, обычно знамениты кухней в стиле фьюжн. Среди таких – Лима, столица Перу, где сегодня есть собственное кулинарное направление. Оно основывается на комбинации местных продуктов с традиционными испанскими блюдами, но при этом в нем активно используются элементы китайской, итальянской, африканской и японской кухни. Иммигранты из этих стран, осевшие в Лиме, сочетают рецепты своей родины с местными кушаньями.

Еще один способ создания инноваций – развитие уже существующих идей и изобретений. Если спросить любого художника, откуда он берет вдохновение для своих работ, скорее всего, он перечислит вам несколько знаменитых мастеров прошлого. Музыканты создают свои композиции на основе мелодий, которые они когда-то слышали. На писателей влияет литература, которую они читают. Точно так же и изобретатели используют в своей работе идеи, созданные до них. Как сказал Пабло Пикассо, «хорошие художники копируют, великие – воруют».

Стив Джобс, основатель и бывший исполнительный директор Apple Computer, развил эту идею в своем интервью 1994 года. Он заявил, что для стимулирования творческого процесса необходимо «изучить все лучшее, что создало человечество до тебя, а потом привнести это в свою работу». Продолжая эту мысль, Джобс говорит, что первые компьютеры Macintosh были так хороши потому, что над ними работали «музыканты, поэты, художники, зоологи и историки, которые одновременно были и лучшими компьютерными инженерами в мире»[20]. Работники Apple вдохновлялись всеми этими сферами знания для создания совершенно нового продукта.

Комбинирование различных идей и объектов дает не только практические результаты, но и очень хорошее настроение. Рано или поздно вам захочется крикнуть «Эврика!», а это приятное чувство. Существует теория: когда мы правильно составляем картинку из разрозненных кусочков, в нашем мозгу происходит выброс допамина. То же случается, если мы слышим шутку, решаем головоломку или обнаруживаем систему в, казалось бы, случайном наборе фактов. Наш мозг создан таким образом, чтобы отыскивать паттерны во всем.

Когда люди из разных стран и социальных слоев сходятся вместе, идеи сочетаются и комбинируются естественным образом. Некоторые из нас понимают это и сознательно расширяют круг общения, чтобы с помощью обмена идеями стимулировать свое мышление на создание инноваций. Однажды в самолете я познакомилась с таким человеком. Он работает продавцом, а в свободное время путешествует вокруг света и старается сделать так, чтобы остановок и пересадок в поездке было максимально много. Его цель – добраться до места назначения, познакомившись с максимально возможным количеством новых людей. Он знает, что аэропорты и самолеты полны представителей самых разных профессий, социального положения, умений и интересов. Он разговаривает со всеми, кто встречается на пути, и таким образом налаживает сеть контактов.

Несмотря на то что я предпочитаю путешествовать без пересадок, тоже часто заговариваю с попутчиками и почти всегда узнаю что-нибудь интересное. Например, недавно, летя домой с конференции на Гавайях, я познакомилась с Патриком Конноли. Патрик – основатель компании Obscura Digital, расположенной в Сан-Франциско. Компания снимает креативные видеоролики, а затем проецирует их на стены зданий (например, музея Гуггенхайма или небоскреба Трамп-тауэр), превращая их в сцену для мультимедийного представления. Работа Патрика была напрямую связана с темой семинара, который я собиралась провести на следующей неделе, – дизайн пространства, стимулирующий инновации. Я тут же спросила, не хочет ли он поделиться своим опытом на моем занятии, и Патрик с радостью согласился. Студенты услышали, как он занимался оформлением собственного офиса, в 2011 году победившего в конкурсе «Самый классный офис в мире»[21]. Если бы я не начала разговор и не смогла найти связь между нашими сферами интересов, Патрик никогда и не появился бы на семинаре.

Инновационные компании, такие как Twitter, понимают важность «перекрестного опыления» идеями для творческого процесса, а потому стараются нанимать на работу людей с необычными навыками и умениями. Они знают, что разработка новых продуктов напрямую зависит от разнообразия мыслительных процессов. По словам Элизабет Вайль, ответственной за поддержание корпоративной культуры в Twitter, если наугад выбрать несколько сотрудников компании, среди них обязательно окажется бывшая рок-звезда, или чемпион по собиранию кубика Рубика, или велосипедист мирового класса, или профессиональный жонглер. Элизабет рассказывает, что Twitter придерживается особой политики найма: все сотрудники компании должны быть хороши в своем деле, но еще обязательно увлекаться чем-то помимо работы. Благодаря такому подходу работники Twitter постоянно общаются в лифтах, за обедом или в коридорах, находят общие хобби, и за счет этого связи внутри коллектива становятся более прочными. В таких неформальных разговорах часто рождаются блестящие новые идеи.

Сама Элизабет не исключение из этого правила: она бегает марафоны, профессионально занимается дизайном, а в прошлом была инвестором. Несмотря на то что она не использует эти навыки в ежедневной работе, они, безусловно, влияют на возникающие у нее идеи. Художественный вкус Элизабет отражается в корпоративной культуре компании. К примеру, каждого нового сотрудника она приветствует открыткой ручной работы, которую распечатывает на собственном типографском станке, сделанном еще в 1923 году.

Сочетание идей из различных областей характерно и для инновационных научных исследований. Только те ученые, которые в состоянии комбинировать идеи и объекты, создают настоящие прорывы. Мишель Барри, глава центра здравоохранения при Стэнфордском университете, проводит бо́льшую часть своей жизни в странах третьего мира, пытаясь обнаружить и устранить источники заболеваний. В Бангладеш он вместе с группой местных врачей пытается выяснить, почему у беременных женщин в этом регионе так часто встречаются опасные формы гипертонии. Задача непростая. Сейчас Мишель и ее коллеги связывают распространение заболевания с повышением уровня моря. Бангладеш постепенно затапливает, и морская вода начинает проникать на рисовые поля. В результате в рисе содержится больше соли, накапливающейся в организме беременной женщины. А это, в свою очередь, приводит к повышению давления. Перед нами яркий пример того, как две важные мировые проблемы – глобальное потепление и общественное здравоохранение – оказываются связанными.

Еще один пример из области науки – исследования Роберта Лейна и Гэри Куинстада (Калифорнийский университет Беркли), посвященные болезни Лайма в Северной Калифорнии[22]. Ученые заинтересовались, почему в некоторых районах области залива Сан-Франциско это заболевание встречается реже. Болезнь Лайма переносят клещи, и в этих районах их столько же, сколько и во всех прочих, только они почему-то имеют иммунитет к заболеванию. Лейн и Куинстад посмотрели на ситуацию под другим углом. Они выяснили, что в районах с низкой заболеваемостью обитает гораздо больше западных заборных игуан. Оказывается, эти ящерицы от природы обладают иммунитетом к болезни Лайма. Чем больше игуан водится в какой-то определенной местности, тем больше шансов, что клещ, укусивший человека, до этого пил кровь ящерицы, а значит, имеет иммунитет. Это удивительное и важное открытие было сделано только благодаря тому, что ученые смогли верно сопоставить, казалось бы, разрозненные факты.

Идеи можно черпать откуда угодно и так же произвольно соединять друг с другом. Мир Имран, основатель и председатель правления компании InCube Labs, ищет вдохновение для своих медицинских изобретений в совершенно разрозненных источниках, включая научную литературу, истории пациентов и врачей и даже собственный опыт. Например, в 2000 году у него обнаружили синдром Гийена – Барре. При этом заболевании иммунная система человека атакует его собственную периферическую нервную систему, что приводит к мышечной слабости и параличу. В течение многих месяцев Мир не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, но в конце концов победил болезнь. Еще через восемь лет у его матери нашли рак яичников. Мир не занимался разработкой препаратов для лечения рака, но никак не мог перестать думать о связи между этими двумя заболеваниями. При синдроме Гийена – Барре иммунная система атакует специфические клетки в т

Date: 2016-05-25; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию