Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения





Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от различных анализаторов, и сохранных, и на­рушенных. В зависимости от глубины поражения зрительного ана­лизатора и индивидуальных особенностей, доминирующей становится деятельность различных анализаторов. Именно поэтому в истории тифлопсихологии выдвигались теории приоритета в познании мира или слуха (Ф.Цех, 1913; М.Сизеран, 1901 и др.), или осязания (Чермак, 1855; А.В.Бирилев и др.).

В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидяще­го значительное и важное место отводится слуху и слуховым характери­стикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Возможность ди­стантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет заблаговременно использовать звуки как сигналы взаимодействия объек­тов внешнего мира. По мере того, как звуки становятся сигнальными, связываясь с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

Дифференциация звуков и отнесение их к окружающим предметам и людям у детей с нарушением зрения возникает в 5 - 6 месяцев, когда у них формируются предметные действия в осязательном поле. Разви­тие сигнальной функции слуховых раздражителей происходит постепен­но и связывается с взаимодействием слуха и осязания.

Исследование Л.И.Солнцевой сигнальной функции слухового вос­приятия в дошкольном возрасте показало, что она развивается от харак­теристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект), к обо­значению взаимодействия объектов.

Общая закономерность образования образов восприятия и связь их с формированием способов восприятия проявляется и в слуховой модальности. Дети переходят от разрозненного и глобального восп­риятия к анализирующему восприятию, основанному на четком ана­лизе отдельных качеств, их синтеза в системный образ, адекватно от­ражающий воспринимаемый объект. Сигнальность звуковых призна­ков характеризуется разной степенью обобщенности - от сигнализа­ции неопределенного действия к четкому и конкретному отражению взаимодействующих объектов. Именно это позволяет детям с нару­шением зрения использовать слух в качестве определителя различ­ных жизненных ситуаций. Предметная отнесенность звуков является результатом более сложной психической деятельности, чем простая тренировка слуха. Она включает в себя как важный компонент осоз­нание и оценку звука, соотнесение его с определенными предмета­ми и их качествами и осуществляется в процессе практической дея­тельности и на основе использования информации, получаемой от других модальностей, в частности, осязательной. Дистантность вос­приятия звука позволяет на расстоянии отражать пространственные и временные отношения и заранее сигнализирует о появлении объек­тов, движении, изменении деятельности и т.д.

Роль слуха в жизни и деятельности слепых значительно больше, чем у зрячих. А.А.Крогиус, цитируя Дюфо, говорил, что слух является для них тем же, чем зрение для зрячих. А.А.Крогиус, а впоследствии В.С.Сверлов отмечали, что по колебаниям тембра, интонации, громкос­ти голоса слепые могут судить о человеке, его настроении, характере, отношении к окружающим и о психических состояниях человека.

В истории тифлопсихологии Д.Дидро, Klein, Knie, Дюфо отмечали изощренность слуха слепых, автоматически возникающую как компен­сацию утраченного зрения. Однако А.А.Крогиус приводит также резуль­таты исследования Грисбаха, показывающие слабое развитие у слепых слуховых восприятий, отсутствие разницы в способности локализовывать звуки. В собственных экспериментах А.А.Крогиус отмечает более высо­кий «пространственный порог» слуховых ощущений у зрячих.

Современные экспериментальные психологические исследования показали, что различия в слуховой функции зрячих и слепых связаны с индивидуальными отличиями и не свидетельствуют об изощренности слу­ха слепых. Постоянное использование слуха в пространственной ориен­тировке слепых приводит к повышению как абсолютной, так и разли­чительной чувствительности.

Пространственная ориентация и различного рода деятельность сле­пых требует способности дифференциации звуков, шумов, локализации источников звуков и направления звуковой волны, поэтому у них, чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.

В общей психологии выделяются три вида слуховых ощущении и восприятии, представлений: речевые, музыкальные и шумы.

Развитой фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих, яв­ляется основой и предпосылкой успешного овладения грамотой. Он раз­вивается и совершенствуется в процессе обучения, формирования пред­ставлений о звуковом составе языка.

Б.М.Теплов отмечал также, что и музыкальный слух, как особая фор­ма человеческого слуха, формируется в процессе обучения. Его ис­следования опровергают мнение о музыкальном слухе, свойственном слепым и автоматически развивающимся более быстрыми темпами, чем у зрячих, в связи с потерей зрения. Слух у лиц с нарушением зрения развивается в основном теми же темпами, как и у нормально видящих. Однако большее и интенсивное использование слепыми слуха как единственного (не считая обоняния) дистантного анализа­тора окружающего, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает более тонкую дифференцировку зву­ковых качеств окружающего предметного мира. Этому способствуют также музыкальные занятия, обучение игре на различных инструмен­тах. Ю.М.Гохфельд говорит, что в процессе обучения у детей выра­батывается обостренный слух, способность к сосредоточенному слу­ховому вниманию, хорошо натренированная слуховая память. Его исследование показало, что пространственная ориентировка в про­цессе обучения игре на фортепиано и овладение не только клавиа­турой, но и пространством над ней основывается на слухо-двигательных связях, на умении «предслышать» внутренним ухом звук, соот­ветствующий клавише. Роль слухового анализатора при этом - веду­щая, так как слуховые восприятия и представления являются источни­ком взаимодействия и центральным звеном в слуходвигательных связях. С другой стороны, под влиянием шума и длительного звукового воздействия может проявляться усталость слухового анализатора, раз­виться тугоухость. А.Дашкявичюс, исследуя состояние.слуховой фун­кции инвалидов по зрению, работающих в УПК Литовского Обще­ства слепых, показал, что у 32,5% слепых, работающих в шумных ус­ловиях, имеет место ухудшение слуха. При этом малейшее повреж­дение слуха резко сказывается на приспособлении слепых к окружа­ющему миру. Основное же качество слуховых образов - предметная отнесенность - непосредственно связывается у слепых с формирова­нием осязания, с использованием руки и ее способностью тактиль­ного освоения внешнего мира.

Date: 2016-05-25; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию