Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание при глубоких нарушениях зрения





В отечественной психологии внимание определяется как «направ­ленность и сосредоточенность психической деятельности человека, вы­ражающая активность его личности в данный момент и при данных ус­ловиях» и как организация психической деятельности. Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характером активно­сти и деятельности человека.

При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активно­сти, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды развития, что свя­зано с невозможностью воспринимать и реагировать на мощные раздра­жители, воспринимаемые нарушенным зрительным анализатором. Отсут­ствие зрительных впечатлении снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отно­шению к внешнему миру. Целый ряд зарубежных тифлопсихологов (H.Schauerte, L.Zeuten, Y.Hatwell, Anna-Mary Sandlers, D.Burlingham, D.Warren, T.Cutsforth и др.) показывают значительное снижение об­щей активности слепого ребенка в ранние периоды развития и мень­шую его подвижность. Проявляется это и в ориентировочно-поис­ковой деятельности. В связи с этим внимание как направленность деятельности, ее избирательный характер, оказывается под опосре­дованным влиянием зрительных ощущений. Снижение внешних стимуляций сказывается в большем внимании к своему «я», превалиро­вании среди слепых интровертов, по сравнению со зрячими, с из­бирательным общением с узким кругом хорошо знакомых людей (В.С.Мерлин, D.Warren).

Практически все качества внимания, такие как: активность (произ­вольное и непроизвольное внимание), направленность (внешнее и внут­реннее), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, лег­кое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое) оказываются под влиянием нарушения

зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превы-я уровень его развития у зрячих.

Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия как на основе осязания, так на основе нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов - на снижении объема, устойчивости внимания. Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими требует большей самостоятельности и умения управлять своей деятелъностью.

В зависимости от видов деятельности, для ее успешного выполнения требуется развитие различных свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т.е. развитие его сосредоточенности и устойчивости.

В то же время в такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также в трудовой деятельности условием эффективности и результативности является распределение внимания, умение переключать его в соответствии с решением конкретных практических задач. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анали-se информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.

Реабилитация слепых и слабовидящих в современных условиях технического прогресса требует от них большей самостоятельности и активности, что связывается также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность дея­тельности, широты объема внимания, умения его распределять и пере­ключать в зависимости от условий и требований деятельности.

Таким образом, развитие внимания связано, как и у нормально ви­дящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально видящих.

 

Date: 2016-05-25; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию