Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверочный расчет на усталостную прочность





Данный расчет выполняется на стадии рабочего проектирования, когда практически готов рабочий чертёж вала, т.е. известна его точная форма, размеры и все концентраторы напряжений: шпоночные пазы, кольцевые канавки, сквозные и глухие отверстия, посадки с натягом, галтели (плавные, скруглённые переходы диаметров).

Расчет на сопротивление усталости отражают влияние разновидности цикла напряжений, статических и усталостных характеристик материалов, размеров, формы и состояния поверхности. Расчет выполняют в форме проверки коэффициента запаса прочности S, минимально допустимое значение которого принимают =1,5–2,5 в зависимости от ответственности конструкции и последствий разрушения вала, точности определения нагрузок и напряжений, уровня технологии изготовления и контроля.

Для каждого из установленных предположительно опасных сечений вычисляют коэффициент запаса прочности S:

,

где и – коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:

; ;

где , – амплитуды напряжений цикла;

, – средние напряжения цикла;

, – коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла напряжений для рассматриваемого сечения.

В расчетах валов принимают, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу: = и =0, а касательные напряжения изменяются по отнулевому циклу: = /2 и = /2, где и – нормальные и касательные напряжения действующие в рассматриваемом сечении (см. п.6.5, по эпюрам, построенным при проверочном расчете на статическую прочность).

Отсюда:

; ;

Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:

; ;

где , – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения (табл. 6.1);

, – коэффициенты снижения предела выносливости, которые вычисляются по зависимостям:

; ;

где , – эффективные коэффициенты концентрации напряжений;

, – коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения (табл. 6.2);

, – коэффициенты влияния качества поверхности (табл. 6.3);

– коэффициент влияния поверхностного упрочнения (табл. 6.4).

Значения коэффициентов и берут из таблиц: для ступенчатого перехода с галтелью (рис. 6.6) – табл. 6.5; для шпоночного паза, шлицевых и резьбовых участков валов – табл. 6.6. Для оценки концентрации напряжений в местах установки на валу деталей с натягом используют соотношения и (табл. 6.7).

При действии в расчетном сечении нескольких источников концентрации напряжений учитывают наиболее опасный из них (с наибольшим значением или ).

Коэффициент влияния асимметрии цикла для рассматриваемого сечения вала:

,

где – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений (табл. 6.1).

Таблица 6.2

Коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения ,

  Диаметр вала, мм
           
для углеродистой стали 0,92 0,88 0,85 0,81 0,76 0,71
для легированной стали 0,83 0,77 0,73 0,70 0,65 0,59
для всех сталей 0,83 0,77 0,73 0,70 0,65 0,59

Таблица 6.3

Коэффициенты влияния качества поверхности ,

Вид механической обработки Параметр шероховатости Ra, мкм при , МПа при , МПа
≤ 700 >700 ≤ 700 >700
Шлифование тонкое до 0,2        
Обтачивание тонкое 0,2…0,8 0,99…0,93 0,99…0,91 0,99…0,96 0,99…0,95
Шлифование чистовое 0,8…1,6 0,93…0,89 0,91…0,86 0,96…0,94 0,95…0,92
Обтачивание чистовое 1,6…3,2 0,89…0,86 0,86…0,82 0,94…0,92 0,92…0,89

Таблица 6.4

Коэффициент влияния поверхностного упрочнения

Вид упрочнения поверхности вала Значения при
=1,0 =1,1…1,5 >1,8
Закалка ТВЧ 1,3…1,6 1,6…1,7 2,4…2,8
Азотирование 1,15…1,25 1,3…1,9 2,0…3,0
Накатка роликом 1,2…1,4 1,5…1,7 1,8…2,2
Дробеструйный наклеп 1,1…1,3 1,4…1,5 1,6…2,5
Без упрочнения 1,0 1,0 1,0

 

Рис. 6.6. Ступенчатый переход с галтелью

Таблица 6.5

Коэффициенты , для перехода с галтелью

t/r r/d при , МПа при , МПа
               
  0,01 1,55 1,6 1,65 1,7 1,4 1,4 1,45 1,45
0,02 1,8 1,9 2,0 2,15 1,55 1,6 1,65 1,7
0,03 1,8 1,95 2,05 2,25 1,55 1,6 1,65 1,7
0,05 1,75 1,9 2,0 2,2 1,6 1,6 1,65 1,75

Продолжение таблицы 6.5

t/r r/d при , МПа при , МПа
               
  0,01 1,9 2,0 2,1 2,2 1,55 1,6 1,65 1,75
0,02 1,95 2,1 2,2 2,4 1,6 1,7 1,75 1,85
0,03 1,95 2,1 2,25 2,45 1,65 1,75 1,75 1,9
  0,01 2,1 2,25 2,35 2,5 2,2 2,3 2,4 2,6
0,02 2,15 2,3 2,45 2,65 2,1 2,15 2,25 2,5

Таблица 6.6

Коэффициенты , для шпоночных, шлицевых и резьбовых участков

, МПа Шпоночный паз Шлицы Резьба  
при выпол-нении паза фрезой  
прямо-бочные эволь-вентные  
концевой дисковой  
  1,8 1,5 1,4 1,45 2,25 1,43 1,8 1,35  
  2,0 1,55 1,7 1,6 2,5 1,49 2,2 1,7  
  2,2 1,7 2,05 1,7 2,65 1,55 2,45 2,1  
  2,65 1,9 2,4 1,75 2,8 1,6 2,9 2,35  

Таблица 6.7

Отношения и для соединений с натягом

Диаметр вала d, мм при , МПа при , МПа
               
  2,6 3,3 4,0 5,1 1,5 2,0 2,4 3,05
  2,75 3,5 4,3 5,4 1,65 2,1 2,6 3,25
  2,9 3,7 4,5 5,7 1,75 2,2 2,7 3,4
  3,0 3,85 4,7 5,95 1,8 2,3 2,8 3,55
  3,1 4,0 4,85 6,15 1,85 2,4 2,9 3,7
  3,2 4,1 4,95 6,3 1,9 2,45 3,0 3,8
  3,3 4,2 5,1 6,45 1,95 2,5 3,05 3,9
  3,35 4,3 5,2 6,6 2,0 2,55 3,1 3,95
Примечание: При установке с натягом колец подшипников табличное значение следует умножить на 0,9.

Если по результатам расчета коэффициент запаса оказывается меньше требуемого, то сопротивление усталости можно существенно повысить, применив поверхностное упрочнение: азотирование, поверхностную закалку токами высокой частоты, дробеструйный наклёп, обкатку роликами и т.д. При этом можно получить увеличение предела выносливости до 50% и более.

 


ПОДШИПНИКИ

 

Подшипники являются опорами вращающихся валов и осей. Главное их назначение – снижение потерь на трение при вращении вала или оси. Кроме этого, некоторые из подшипников служат для фиксации вала или оси от осевого смещения.

Подшипники воспринимают нагрузки от валов и осей и передают их на корпус конструкции.

 

По принципу работы подшипники подразделяются на две большие группы:

· подшипники скольжения;

· подшипники качения.

По направлению воспринимаемой нагрузки подшипники подразделяются на группы:

· радиальные подшипники – воспринимающие радиальную нагрузку (перпендикулярную оси вращения);

· упорные подшипники – воспринимающие осевую нагрузку (параллельную оси вращения);

· радиально-упорные подшипники – воспринимающие, в основном, радиальную и небольшую осевую нагрузку;

· упорно-радиальные подшипники – воспринимающие, в основном, осевую и небольшую радиальную нагрузку.

 

Подшипниковые узлы, кроме самого подшипника, могут включать:

· корпус (который может быть отдельным, а может быть встроенным в конструкцию);

· защитные устройства (крышки, уплотнения);

· смазочные устройства.

 

 


Date: 2016-05-25; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию