Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе





 

Н. К. Крупская говорила: «Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят – это самая настоящая учеба».

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством повышения качества обучения и воспитания, т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Отдельные упражнения из занимательной математики, математические игры могут доставлять детям удовольствие и служить средством разумного отдыха. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной дёятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Необходимо иметь в виду, что использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. Также на этапе объяснения нового материала можно использовать игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы, показа диафильма и т.д.

Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых заданий для приобретения учащимися соответствующих умений и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер управления ею. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные, к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальные карточки (зеленого цвета - если с ответом согласны, красного цвета - если ответ неправильный). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже шестилетними детьми, и интерес детей к игре быстро угасает

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмёчает дружную работу команды в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того; что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить какого-либо ученика из этой команды, с тем чтобы он ответил правильно и получил за ответ звездочку. В конке урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать такому ребенку, что он еще не стал "капитаном" в игре; но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случаё следует использовать игровые карточки.

В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. Учитель проводит игру со слабыми учащимися по-разному. В одном случае может вызвать их к доске, когда другие заняты самостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2игровых действия и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он организует игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые учёники хорошо усваивают правила той или иной игры, им предлагают игру с раздаточными карточками.

В индивидуальных и групповых играх сложна проверка результатов игры. К ней учитель должен тщательно готовиться.

На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока, учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

Для поддержания интереса к игровым заданиям необходимо:

1.Смысл заданий должен быть понятен детям.

2.Решение задания должно быть доступно каждому ребенку.

3.Ответы должны получаться быстро, необходимые вычисления должны выполняться устно.

4.Задания не должны быть похожими на обычные математические задания.

 

 

Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют ролевые игры, которые дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Математические игры бывают связаны с определенными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос», «Найди дорогу» и др. или военизированные сюжеты: «Преодолей посты».

Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймайрыбку» или «Самый быстрый почтальон».

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Есть логические игры, в которых путем несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.ПР

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для детей ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

Игра постепенно знакомит детей с работой почтового отделения, библиотеки, овощного и мебельного магазина, приглашает в гараж, на аэродром, стадион. Такой урок тесно связывает ученика с жизнью, учит их видеть много интересного в окружающем мире и имеет свою воспитательную цель. Если мы гуляем в зимнем лесу, то помним, что в нем зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой, не забываем подкормить зимующих птиц. В гостях у Незнайки закрепляем правила поведения, напоминаем об уважительном отношении друг к другу. Путешествуя по городу, вспоминаем правила дорожного движения.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко.

Вот почему игре уделяется особое внимание.

 

 

Date: 2016-05-14; view: 1354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию