Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 20. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах





Как монополист, «диктуя» цену, фирма-монополистический конкурент характеризуется убывающей кри­вой спроса. Как конкурент, фирма делит рынок с другими производителями, предлагающими аналогичные товары, но они не являются совершенными за­менителями. Поэтому эластичность спроса в условиях монополистической конкуренции выше, чем на рынке чистой монополии, но меньше, чем на рынке совершенной конкуренции (при этом с учетом наличия заменителей эластич­ность индивидуального спроса выше, чем у отраслевого спроса). В целом эла­стичность кривой спроса при монополистической конкуренции прямо зависит от количества фирм и обратно - от степени дифференциации продукта в от­расли.

Спрос на продукцию отдельной фирмы зависит как от цены ее продукции (обратная зависимость), так и от цен на продукцию конкурентов (прямая зави­симость). Когда продукция конкурента дорожает, кривая индивидуального спроса смещается вверх, и наоборот.

Так как условие равновесия фирмы соответствует равенству MR = МС, то его особенности на рынке мо­нополистической конкуренции проявятся следующим образом (см. рис. 1).

При достижении равновесия в краткосрочном периоде (точка Х, определяемая объемом выпуска Qo и ценой Ро) имеет место Р > МС, что означает производство меньшего, чем при совершенной конкуренции, объема продук­ции, и Р > ACо, что означает более высокие по сравнению с совершенной конкуренцией цены. Все это - «плата» потребителей за дифференциацию то­вара (чем она выше, тем больше отклонение выпуска и цен от наиболее эф­фективных значений). Экономическая прибыль монополистического конкурента в крат­косрочном периоде равна (Рис. 1а):

о - ACa)× Q0,

где АС0 – средние издержки при выпуске Q0.

Хотя в зависимости от рыночной ситуации фирма может нести убытки, ее поведение в этом случае будет строиться на тех же принципах, что и в условиях совершенной конкуренции.

Рис. 1. Краткосрочное (а) и долгосрочное (б) равновесие фирмы при монополистической конкуренции

В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет на рынок но­вые фирмы, и кривая индивидуального спроса сдвинется влево (из-за того, что совокупный спрос не изменится, а число фирм увеличится) и вниз (из-за ос­лабления дифференциации продукта повышается эластичность спроса). Ее пе­ремещение будет продолжаться, пока экономическая прибыль не будет равна 0. Свободный вход на рынок приводит к тому, что в долгосрочном периоде ус­танавливается равновесие, при котором Р1=LAC для определенного объема продукции Q1 и каждая фирма присваивает среднюю, или «нормальную» прибыль (экономическая прибыль равна 0). Од­нако и в долгосрочном периоде будет иметь место Р > АСmin, т.е. объем вы­пуска будет меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (Q1 < QK), но цена - больше (Р1 > Рк) (рис. 1б).

Если фирма в краткосрочном периоде терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, кривая индивидуального спроса имеет обратную динамику (так как количество фирм сокращается, а дифференциация продукта увеличивается), что в итоге приводит к ликвидации убытков и получению нормальной прибыли.

Таким образом, общая тенденция функционирования фирмы в долгосроч­ном периоде состоит в стремлении получать нормальную прибыль с помощью установлении цены на уровне средних издержек. Однако существуют некото­рые обстоятельства, которые усложняют прогнозирование результатов моно­полистической конкуренции в долгосрочном периоде, позволяя относится к рассмотренным выше параметрам достижения равновесия только как к наибо­лее вероятному результату:

1) наличие определенных барьеров для вступления в отрасль, т.е. фирмы на рынке защищены, по крайней мере, в течение определенного вре­мени;

2) дифференциация продукта может основываться на таких факторах, которые могут быть неизвестны потенциальным конкурентам и, следовательно, она не может быть преодолена за счет увеличения количества фирм в отрасли.

Недостатки монополистической конкуренции компенсируются широким спектром потребительского выбора, что способствует более полному удовлетворению запросов покупателей, В сравнении с чистой монополией ущерб от монополистической конкуренции незначителен для общества. Если ситуацию монополистической конкуренции считать неэффективной с точки зрения общества, то для ее устранения целесообразно отказаться от диффе­ренциации продукта. В результате стандартизации продукции и связанного с этим более полного использования производственных мощностей разница ме­жду равновесным для фирмы и оптимальным для общества (при котором АСmin) объемом продукции будет сокращаться за счет увеличения эластично­сти спроса (поворота кривой спроса вправо). При полной стандартизации про­дукции линия спроса будет совершенно эластичная, что превратит монополи­стическую конкуренцию в совершенную со всеми вытекающими отсюда об­стоятельствами (однородность продукции и т.д.).

 

Date: 2016-05-25; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию