Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Характеристика условией семейного воспитания школьникаСтр 1 из 7Следующая ⇒ МЕТОДИЧКА ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Введение Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов н студентов пединститута, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника. Школьному психологу, а также студенту — практиканту следует начать спою работу с установления контакта с классным руководителем. Объектом изучения обычно становятся учащиеся, которые требуют к себе особого педагогического внимания и индивидуального подхода. Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Школьный психолог — практикант ведет дневник наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. Кроме наблюдения к ним относятся: 1. Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т. д. Беседы с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку. Беседы с классным руководителем и другими учителями об ученике. Беседы с его родителями. 2. Метод обобщенных характеристик. 3. Психолого-педагогический эксперимент. 4. Метод изучения объективных результатов деятельности учащегося. 5. Анкетирование. 6. Социометрия. Характеристика должна носить не описательный, а аргументированный характер. В характеристике не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых. Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика. Написать характеристику — это значит: а) установить внутреннюю связь и зависимость этих особенностей от условий жизни и воспитания ребенка; б) показать, как они проявляются в поведении школьника; в) выделить ведущие, т. ё. главные и наиболее устойчивые особенности; г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником. Психолого-педагогическая характеристика школьника оформляется в отдельной тетради и обязательно содержит, помимо тек ста характеристики, приложения (к приложениям относятся протоколы всех методик и дневник наблюдения за учеником). [Прило жение № 7). Текст характеристики включает 13 разделов, подробное описание которых дано в следующем параграфе. Здесь же мы дадим только перечень методов, на основе которых может быть написан каждый раздел. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ Методы: 1. Изучение личного дела учащегося. 2. Наблюдение за особенностями внешнего вида учащегося. П. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Методы: 1. Беседа со школьным фельдшером или медсестрой. 2. Оценка соответствия физического развития возрастным нормам по таблице (См. Фридман Л. М., Пушкино Т. Л.. Капдуповнч И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,1988. С. 134-136). III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ школьника. Методы: 1. Посещение семьи, беседа с родителями. 2. Беседа с классным руководителем. 3. Методика «Мои близкие». IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК Методы: 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости класса по школьному журналу, 2. Наблюдение за классом в различных учебных и внеучебных ситуациях. 3. Беседа с классным руководителем, учителями—предметниками. V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ Методы: 1. Анализ общей успеваемости по журналу. 2. Наблюдение за выполнением общественного поручения, за стилем общения, за реакциями на оценки, за соблюдением дисциплины. 3. Беседа с официальными лидерами класса, с друзьями школьника, с учителями. 4. Социометрия. 5. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников. VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Методы: 1. Анализ активности ученика при проведении политинформации, на уроках. 2. Сравнительный анализ динамики оценок по различным предам. 3. Беседа с учеником на политические и нравственные темы, о прочитанных книгах, об увлечениях, будущей профессии и т. д. 4. Определение уровня нравственной воспитанности школьника по шкале. 5. Оценка степени развития нравственного самосознания по предлагаемой шкале. 6. Наблюдение за проявлением коллективистической или индивидуалистической направленности по приведенной программе. 7. Оценка уровня развития трудолюбия по предлагаемой шкале. 8. Методика изучения мотивов учебной деятельности. 9. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». 10. Методика «Как поступить?» 11. Изучение направленности школьника в экспериментальной ситуаций. 12. Анкета интересов. 13. Опросник «ДДО-.М» VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИИ И САМООЦЕНКА Методы: 1. Наблюдение за проявлением скромности (высокомерия) по приведенной программе. 2. Методика изучения уровня притязании в учебной деятельности. 3. Методика изучения самооценки.
|