Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманитаризация высшего образования





Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация обще­ства и распространение рыночных отношений во всех сферах мате­риальной и духовной жизни предъявляют новые требования к систе­ме подготовки специалистов с высшим образованием.

По определению ЮНЕСКО, XXI век должен стать «веком обра­зования», и Россия вносит свой вклад в обновление системы высше­го профессионального образования.

Основные контуры новой концепции высшей школы заключают­ся в определении приоритетных направлений в подготовке специа­листов, в разработке и социальном проектировании новых моделей учреждений образования, в возникновении наряду с государствен­ными университетами и академиями большого числа коммерческих, частных и иных типов социальных институтов высшей школы, го­товящих специалистов по индивидуальным, авторским программам, но на основе государственных стандартов.

Центральной идеей философии образования является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о до­стоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии. Гу­манитарные науки приобщают молодого человека к богатствам ми­ровой и отечественной культуры, содействуют установлению взаи­мопонимания и согласия между народами.

Гуманитаризация образования оберегает человека от технократи­ческой близорукости и примитивного прагматизма, помогает сни­мать психологическое напряжение, содействует восстановлению ду­шевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности.

Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные «зоны стабильности», приобщение к вечным ценностям, шедеврам мирово­го и российского искусства, творческим открытиям в различных сферах культуры.

Именно эти факторы определяют стратегию развития высшего образования в России. Культура становится основой подготовки специалиста, ибо открывает широкие возможности для изучения ду­ховного наследия, дает ориентир в жизни современного общества, определяет вектор интересов и мировосприятие личности.

Различные прогнозы о снижении роли образования, о преимуще­ствах узкой специализации не оправдались и отвергнуты практикой. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается «обра­зовательный бум», отражающий возрастание потребностей общества в дипломированных специалистах высокого профессионального и культурного уровня, имеющих фундаментальную подготовку и гото­вых к принятию решений в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Профессиональное образование становится обязательным усло­вием даже в тех сферах, где еще совсем недавно было достаточно лишь практического или политического опыта. Дипломированный специалист становится «важной персоной» во всех сферах деятель­ности. От уровня образования зависят успешность карьеры, объем и интенсивность занятости, материальная обеспеченность и доход, возможности самореализации и творчества.

Размышляя об этих тенденциях, французский социолог П. Бур-дье назвал образование «символическим капиталом», который мо­жет дать шанс для повышения социального статуса личности, стать фактором социальной мобильности, смены профессии на более пре­стижную и высокооплачиваемую.

Социологические исследования современного студенчества сви­детельствуют о том, что в новых условиях модернизации общест­ва существенно изменились представления о жизненных перспекти­вах и ценностях. Высшее образование рассматривается как «ключ к успеху», возможность быстрой карьеры, обеспеченного образа жиз­ни и комфорта.

Эти новые ориентации значительно изменили менталитет сту­денчества. Прежде в центре жизненной стратегии была проблема по­лучения образования в соответствии с личными предпочтениями, хотя и при низкой оплате труда. Будущая профессиональная биогра­фия определялась постепенным продвижением по тарифной сетке. Как правило, проходили целые десятилетия, прежде чем возникала вакансия и становился возможным переход на следующую долж­ность. «Потолка» можно было достичь лишь к пенсионному возра­сту. Высокие притязания, стремление к успеху не поддерживались начальством и общественным мнением, вызывали подозрение и по­рицание.

Особенно ценились бескорыстная активность, энтузиазм и ини­циатива. Понятие карьеры имело негативный смысл, ибо означало использование «блата» и нечестных средств.

В условиях открытого общества и рыночных отношений возника­ет иной подход к проблеме социальной мобильности. Здесь возмож­ны перемены в судьбе в течение короткого отрезка жизненного пути, неоднократная смена профессий и социальных ролей, взлет карье­ры, перемещение на высокие должности, минуя привычные стадии и ступени. Образование как «символический капитал» выполняет скрытую функцию продвижения к власти, которая обладает особой притягательной силой, ибо способствует социальному подъему по «лестнице успеха».

Студенты отдают предпочтение работе с высокой оплатой, воз­можности заниматься бизнесом, совмещать работу с учебой, владеть практическими навыками профессиональной деятельности, иметь комфортабельные условия труда и отдыха. Немалую роль играют также престиж и практическая потребность в специалисте, имидж лидера и властные полномочия, материальная обеспеченность и фи­нансовая самостоятельность.

Из личных качеств ценятся уверенность в своей компетентности, коммуникабельность, инициативность и предприимчивость, умение рисковать и выигрывать, добиваться успеха. Энергичность, напори­стость, ценность времени, деловитость и прагматизм, работоспособ­ность и коммерческий расчет определяют траекторию жизненной стратегии.

Эти качества во многом формируют «поколение надежд». Общий энергетический тонус становится основой мотивации, а «человек успеха» — жизненным идеалом.

Система образования должна предложить молодежи комплекс механизмов для адаптации к новым условиям, чтобы найти свой путь в быстро меняющемся мире. Необходимо определить новое со­отношение между гуманитарными, техническими и естественными науками, теорией и практикой, фундаментальным и прикладным знанием, между стандартом и авторскими вариациями, традициями высшей школы и новаторством, свободой и ответственностью.

XXI в. значительно расширит необходимый набор знаний и лич­ных достоинств, сделает обязательным не только совершенное вла­дение компьютером, навыками маркетинга и менеджмента, новыми технологиями в бизнесе, практическое использование иностранного языка в целях международного общения, но и предъявит более высо­кие требования к уровню духовной культуры.

Гуманитарные науки открывают широкие перспективы в разви­тии личности специалиста. Они не только формируют корпус про­фессиональных знаний, но интенсивно содействуют модернизации сознания, реализуя творческий потенциал критичности, самостоя­тельности, стимулируя инновационное мышление, оказывая влия­ние на жизненные ориентиры человека.

Стратегия обновления высшего образования определяется осво­бождением от идеологии догматизма, расширением диапазона по­знания, умением сохранять наследие и отбрасывать устаревшие кон­цепции, пока они не превратились в оковы на пути развития.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой пере­мены в мире ценностей, и система гуманитарного образования спо­собна подготовить молодого человека к встрече с будущим. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменя­ющей характер политических, экономических, нравственных отноше­ний. На этой основе формируется новый пласт современной цивили­зации со своими требованиями к профессиональной компетентности и духовному миру личности.

 

Культура как необходимое условие человеческой жизни

 

Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на са­мых древних стадиях развития общества инеразрывно связана с его историей.

Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой иотече­ственной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей идо­стижений.

Весь окружающий нас искусственный мир — это мир культуры, созданный человеком. Орудия труда и средства транспорта, техниче­ские изобретения и научные открытия, язык и письменность, произ­ведения искусства и нормы морали, философские учения исистемы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования,

системы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, тради­ции и ритуалы, праздники и обряды — все это проявления творче­ской инициативы и деятельности человека.

Важнейшим признаком культуры является ее «всепроникающий» характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности.

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое чело­веком в процессе целесообразной деятельности.

В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической пре­емственности, сохранения культурного наследия и творческого об­новления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреж­дения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

Главное назначение культуры — постоянно содействовать духов­ному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, даро­ваний и способностей.

Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали — научные открытия или техниче­ские изобретения, произведения литературы и искусства, нормы мо­рали и права — ее значение определяется в зависимости от того, ка­кое влияние она оказывает на духовный мир личности: способствует ли развитию гуманности и благородства или распространяет челове­коненавистничество и зло.

В духовной деятельности осуществляется процесс самореализа­ции человека, когда на основе овладения историческим наследием мировой и отечественной культуры, воспитания и образования со­здаются духовные ценности, развиваются способности к труду, по­знанию, творчеству и общению.

 

► Таким образом, культура — многогранное, сложное, исторически раз­вивающееся общественное явление, способ освоения действительно­сти, реализации творческого потенциала человека в сфере материаль­ной и духовной деятельности.

 

Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к при­родным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогаще­ния культур, развитие духовных интересов личности — все это гло­бальные проблемы, требующие объединения усилий и энергии поли­тиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависят успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей.

Реалистический анализ состояния культуры в нашем обществе позволяет утверждать, что из множества проблем самой сложной яв­ляется проблема дефицита культуры. Это вызывает особую тревогу и всеобщее беспокойство, ибо свидетельствует о глубоком духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров, моральной разобщенности, распространении пороков и жестоких межнациональных конфлик­тов, агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, духовной деградации человека. Дефицит культуры обнаруживает себя в ограниченности духовных потребностей, примитивности и ду­шевной невоспитанности, утилитаризме и социальной апатии, отсут­ствии подлинной интеллигентности, в националистических предрас­судках и анархической вседозволенности.

Необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы, поощре­нию талантов, развитию индивидуальности.

Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях об­щественной жизни, проявляется в политической безответственно­сти, экономической бесхозяйственности, отсутствии душевного такта, в разжигании межнациональных конфликтов, в губительном отно­шении к природе, в деградации духовного облика личности. Выход из экономического, политического и духовного кризиса — в подъеме культуры всего народа и каждого человека, в придании развитию культуры приоритетного значения. Гуманитарная культура опира­ется на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, плюрализм мнений и уважение друг к другу, всемерное поощрение культурных контактов и взаимопонимание национальных культур, сохранение исторических памятников и расширение объема куль­турного наследия.

В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравст­венной устойчивости. Это предполагает особое внимание всех стран к развитию культуры во всех ее аспектах — техническом и художест­венном, экономическом и политическом, экологическом и нравственном, философском и религиозном; к формированию духовных потребностей, к умению решать социальные и культурные проблемы с гуманистических позиций.

 

Междисциплинарные связи культурологии

 

Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие на­ционально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гума­нитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пере­сечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, эти­ка, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного зна­ния ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и мно­гообразной системе.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функцио­нирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять спе­цифику культурно-творческой деятельности человека, его воспри­ятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную куль­туру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» сре­да, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культуроло­гия, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь откры­вает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто ме­ханически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, со­здавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культу­ру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общест­венное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существова­ния. Ни одна сфера жизни — будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт — невозможна вне культуры.

 

► Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этниче­ское своеобразие культур народов мира; духовные ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социаль­ных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной пре­емственности, и взаимодействие цивилизаций.

 

Культурология помогает систематизировать исторические и гу­манитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур наро­дов мира. Знание культурологии существенно для достижения ду­ховной зрелости, для формирования способности мыслить о соци­альных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в че­ловеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, ми­лосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Современный мир отличается особой напряженностью, динамиз­мом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.

Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повсе­дневной жизни, определяет ориентиры и смыслы человеческого су­ществования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутрен­ние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселя­ет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.

 

Структура культурологии как науки

 

Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднознач­ную реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди специалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, те времена миновали. Но настороженность к новой наукесохраняется. О культурологии высказываются диаметрально проти­воположные точки зрения, восторженные или скептические оценки.

Тем не менее «караван идет», культурология осваивает научное и образовательное пространство. Она входит в число гуманитарных дисциплин в вузах, по культурологии защищают докторские и кан­дидатские диссертации, издаются учебники, монографии, проводят­ся конференции.

Но это лишь «первая волна», которая, отхлынув, обнажает под­водные рифы и камни. Неясность общих границ предмета и ареала культурологии, соотношения ее структурных разделов и логики по­строения, механическое соединение различных сфер духовной и мате­риальной жизни общества, неумение исследователей применить си­стемный подход значительно снижают уровень культурологических исследований. Очень беден и подражателен, но отнюдь не лучшим образцам научной литературы, язык статей и монографий. Увлечение абстрактными схемами, перегруженность понятиями и терминами, отсутствие анализа реальных явлений и процессов подрывают инте­рес к науке. Авторы многих книг и учебных пособий следуют общему шаблону, повторяя друг друга, используя даже одни и те же примеры.

Создается впечатление, что просто заполняется «вакуум», кото­рый возник в образовательном пространстве. Возможно, это произо­шло потому, что включение предмета опередило выпуск литературы и надо было обеспечить учебный процесс. Поэтому многие учебные пособия написаны, что называется, «с колес», сборным авторским коллективом, без особого опыта в чтении целостного курса, а чаще всего специалистами иных гуманитарных наук. Кстати, надо отме­тить, что профессиональных культурологов начали готовить лишь в 1990-е гг. Вполне естественно, что должно пройти некоторое время, прежде чем новые специалисты приобретут авторитет и уверенность.

Однако, несмотря на все критические замечания, можно оценить сложившуюся ситуацию вполне оптимистически. Меня радует при­знание научного статуса культурологии, включение в систему гума­нитарного образования, привлечение интеллектуальных сил россий­ской науки к разработке теоретических проблем и перспективных научных направлений. Я уверена, что траектория подъема культуро­логии будет свидетельством ее расцвета уже в ближайшие годы.

Если вспомнить историю развития социологии, то она представ­ляется более драматичной. Были споры о соотношении социологии и социальной философии, о предмете и структуре социологии, о при­кладных исследованиях и специальных социологических теориях, понятийном аппарате и надежности рекомендаций.

Можно с уверенностью утверждать, что наука о культуре не ме­нее, а возможно, и более сложна, чем наука об обществе.

 

► Культура — это сложная, открытая, диффузная, самоорганизуюшаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия челове­ка с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Ком­муникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание и понимание.

 

Как неотъемлемый атрибут человеческого существования она «вез­де и всюду». Эта широта культурного ареала затрудняет определение ее предметной области.

Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции. Творчество и новаторство — необходимые им­пульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно при­нимает их как благо и ценность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.

Кроме того, явления культуры ускользают от рационалистическо­го анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них остаются неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура внутренне противоречива и трудно пред­сказуема. Все эти особенности феномена культуры затрудняют ее ис­следование. Гуманитарные науки в той или иной степени обращены к пониманию культуры. Однако каждая из наук обращена к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов. Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах развития куль­тур и цивилизаций, о механизмах исторической преемственности и трансляции культур, о единстве и многообразии культур народов мира, о смысле творчества и духовной энергетике человека, о свобо­де и ценностях, о периодах возвышения, расцвета культур, но также о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие проблемы всегда волновали человечество.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы по крайней мере в трех аспектах:

1) дифференциация феноменов культуры для выявления их соци­альной и культурной значимости, символической и знаковой цен-, ности;

2) интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспече­ние системного и целостного анализа;

3) сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспече­ние компаративистики для понимания культур различных наро­дов и регионов.

Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.

Процесс возникновения специальных культурологических тео­рий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Специальные теории имеют свою сферу исследования, взаимо­действуют с определенным кругом наук, отличаются языком описа­ния. Происходит и другой процесс, когда внутри общей культуроло­гии выделяются области знания, приобретающие самостоятельный научный статус. Так, из философии культуры выделилась «аксиоло­гия культуры», из теории культуры — «семиотика культуры», из культурной антропологии — «этнокультурология».

Называют также «экологию культуры», «региональную культу­рологию», «историческую культурологию», «историческую персонологию».

По-разному именуют инауку о культуре: культурология, культу-роведение, социальная культурология, теория культуры, философия культуры, культурная антропология. При ближайшем рассмотрении они исследуют культуру как целостное общественное явление, но в разных аспектах: философских, социологических, антропологиче­ских, этнических, исторических, психологических.

Наиболее удачным названием признана «культурология» — оно определяет исследование морфологии, инфраструктуры или статики культуры как системы, а также изучение динамики культурных про­цессов различных исторических эпох и регионов.

Культурология находится в процессе становления, ее силуэт еще недостаточно четок. Тем не менее перед исследователями — боль­шие перспективы, ибо данная наука открыта для творческого поиска и инициатив.

Разрозненный мир обретает единство в культуре, человечество как никогда прежде ощутило потребность во взаимном понимании и общении.

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:

1) история мировой иотечественной культуры;

2) история культурологических теорий;

3) философия культуры;

4) социология культуры;

5) антропология и психология культуры;

6) прикладная культурология.

Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, от­личается спецификой анализа, методами и практическими рекомен­дациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает бо­гатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру че­ловечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, Рос­сии, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира.

История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культу­ры, ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры — передаваемая от поколения к поколению память человечества.

Для культурологии история культуры составляет фундамент тео­ретических концепций.

История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.

Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые иписатели в те­чение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те глав­ные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре.

Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто за­ложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились по­знать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Изложение их взглядов будет дано в последующих главах.

История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих ис­следователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действи­тельное, представить процесс развития культуры в иллюзорном ви­де или наполнить его мрачными предчувствиями духовного кризиса и распада человеческих отношений.

Периоды «бури и натиска», глубоких перемен в сознании и жиз­недеятельности людей сменялись временем относительного спокой­ствия, тревожные предчувствия иногда становились пророческими предвидениями, а надежды превращались в утопии. История куль­турологии дает необычайный простор творческому мышлению. При этом необходимо отметить, что неоценимый вклад в развитие куль­турологии внесли историки, философы, антропологи, этнографы, со­циологи, писатели, педагоги. В их теоретическом наследии можно обнаружить такие глубокие мысли о культуре, которые не подвласт­ны времени.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотноше­ние культуры иприроды, культуры и цивилизации, роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры, историче­ское единство человечества и процесс взаимовлияния культур, гло­бальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.

Культура охватывает все средства и механизмы деятельности, цен­ности итворческие потенциалы человека. В самом широком и доста­точно абстрактном смысле культура является способом реализации духовных сил человека.

Культура предстает как способ и технология деятельности, про­фессиональное мастерство, нормы и формы организации культурной жизни. Раскрыть технологию и язык культуры — значит прибли­зиться к ее пониманию, овладеть способом деятельности. Культура выступает как фактор регуляции деятельности человека, координа­ции его усилий испособностей, знаний и умений, управления обще­ственными процессами и личным образом жизни.

Культура является формой и содержанием социально-культурно­го опыта человека, обогащения его духовного мира, реализации его способностей и дарований, талантов и ценностей.

Культура создается человеком, но и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик. Гуманистический смысл культуры заключен не только в создании ценностей, пополняющих сокровищ­ницу культуры, но и в тех изменениях, которые происходят в лично­сти в процессе их освоения. Именно на этой основе формируется творческий потенциал человека.

Можно перечислить множество подходов к пониманию сущности культуры.

Философия культуры исследует диалектику и динамику куль­турных процессов, роль культурных контактов в изменении само­бытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса культурного развития, взаимодействие культуры и ци­вилизации, этноса и культуры, смену культурных парадигм иценно­стей. В философском обосновании нуждается проблема периодиза­ции культурного развития человечества.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявля­ющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социаль­ных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различно­го уровня. Макрогруппы — это классы, слои, нации и этносы. Каж­дая из них отличается своими культурными особенностями, ценност­ными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют раз­личные субкультуры. Можно выделить общности по ряду призна­ков: возрастные субкультуры детей, молодежи, взрослых, старых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профес­сиональные, в которых подчеркивается принадлежность к опреде­ленному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культу­ры возможно в политических партиях, движениях. Группы с откло­няющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок.

Множественность структур создает «мозаичную» картину куль­турной жизни. Социология культуры «воссоздает» эту многогран­ность, выявляет динамику их развития, причины консолидации или распада, растворения в общих тенденциях или кристаллизации но­вых ценностей.

Важным направлением в социологии культуры является изуче­ние культурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и политических реформ, изменение культурных по­требностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса.

Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся обществен­ной ситуации.

Не менее интересным является социологический анализ деятель­ности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов людей. Дея­тельность системы образования, различных учреждений культуры, средств массовой информации всегда предполагает культурологиче­ский анализ, который позволяет иметь суждение об эффективности их функционирования, создания условий для развития личности, повышения качества жизни.

В социологии культуры можно выделить три уровня знания.

Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в раз­витии современной культуры, воспроизводит ее самые распро­страненные ценности, стили жизни, модели поведения.

Второй сосредоточивает внимание на культуре различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и нова­торства, системе распространения ценностей культуры, их осво­ении человеком.

Третий уровень основан на социологической информации, полу­ченной в результате эмпирических исследований с использовани­ем методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики.

Социология культуры непосредственно связана с решением прак­тических проблем, призвана не только «выдать» информацию, но и указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.

Достаточно сложной проблемой социологии культуры является разработка и стандартизация индикаторов или показателей опреде­ления культурного уровня, изменения духовных потребностей. На первый взгляд здесь все уникально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется всяческому шаблону, единой мерке, а тем более ка­кому-либо стандарту. И тем не менее, чтобы знать о тенденциях, на­до исходить из такого набора данных, который позволяет произвести количественное и качественное измерение. Причем произвольно вы­бранный показатель может исказить представление о реальности, создать ложную (улучшенную или ухудшенную) картину действи­тельного состояния. Все это свидетельствует о большой ответствен­ности социологов за представляемую информацию.

Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое ос­мысление и обобщение, без которых факты теряют смысл. Но между теорией и эмпирией существует и обратная связь, когда здание тео­рии «достраивается» за счет полученных данных, позволяющих вы­явить новые тенденции в развитии культуры.

В силу данной специфики социология культуры требует от спе­циалиста освоения методики и техники социологических исследова­ний, свободного и профессионального владения методами, умения работать с компьютером. Социология культуры органично опирает­ся на многие специальные социологические теории, «родственные» ей по своему объекту исследования и существенно дополняющие представления о культурных процессах и знаниях. Междисципли­нарные связи устанавливаются с социологией искусства, социологи­ей морали, социологией молодежи, социологией преступности и от­клоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и другими науками.

Однако каждая из них не в состоянии создать целостного пред­ставления о культурной реальности. В самом деле, социология искус­ства дает богатую информацию, но только о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как используют свобод­ное время различные группы населения.

Очевидно, что невозможно поставить знак равенства между эти­ми очень важными, но частичными сведениями и культурой в целом. Вполне понятно, что требуется более высокий уровень обобщения. И эту задачу выполняет социология культуры.

Антропология и психология культуры исследуют взаимоотно­шения человека и культуры, процессы становления духовного ми­ра личности, формирования иреализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Социально-культурная эволюция личности продолжа­ется на протяжении всей жизни, но при этом особую роль играют детство и молодость, когда закладываются основы ценностных пози­ций и интересов.

Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социа­лизации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает адаптацию к культурной среде, к системам образования и воспитания, роль семьи, сверстников, поко­ления. Особенное внимание уделяется психологическому обоснова­нию таких универсальных понятий культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

Эта область исследований близка к философской, социальной ан­тропологии, исторической психологии. Особенно интенсивно она на­чала развиваться в 1960-е гг., хотя ее основы были заложены в пред­шествующие десятилетия XX в.

Главным направлением является изучение процесса социализа­ции личности в условиях разных культур, влияния природной и куль­турной среды на духовный мир человека, особенностей националь­ного характера, взаимодействия экологии и этноса.

Психология культуры уделяет особое внимание взаимодействию естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состо­яний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, на­дежды; выяснению социальных и психологических механизмов твор­чества, одаренности; миру детства как ответственному периоду в осво­ении культуры.

Культурная антропология анализирует этнические ирегиональ­ные особенности культуры, индивидуальность личности, ее уникаль­ность инеповторимость, соотношение сознательных действий и бес­сознательных импульсов, истоки жизненной энергии ипритягательную силу влияния на других людей, душевное здоровье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объеди­нений по интересам; проведение массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реа­лизации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы органи­зации досуга.

Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выста­вочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветитель­ная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других обществен­ных организаций и ассоциаций — все это является объектом научно­го анализа.

Прикладная культурология имеет практический характер, а спе­циалисты обладают организационными умениями и навыками, спо­собствующими реализации духовных потребностей различных кате­горий населения.

Перечисленные разделы определяют общие контуры культуроло­гии как науки. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены на различных аспек­тах, отражать индивидуальное своеобразие предпочтений.

Культурология — комплексная наука, основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

 

Контуры исторической культурологии

 

Определенные трудности возникают при выяснении специфики историко-культурологических исследований. История, этнография, искусствознание традиционно обращались к истории культуры. То же можно сказать об отраслевых науках: истории техники, истории науки, истории видов искусства, истории нравов, права, философии, религии и других форм духовной жизни общества.

Многие методологические проблемы требуют особого обсуждения:

• границы между историей общества и историей культуры;

• между философией истории и философией культуры;

• между историческим процессом и теоретическим моделированием;

• между культурным наследием и трансляцией культуры;

• между описанием явлений и пониманием их смысла;

• между общечеловеческими универсалиями культуры и их историко-этническим своеобразием.

Эти границы могут быть четкими или прозрачными, но их выяв­ление будет содействовать взаимопроникновению различных отрас­лей гуманитарных наук, развитию культурологии в целях более глу­бокого изучения истории мировой и отечественной культуры. Для культурологии постижение истории культуры является основным методологическим принципом познания.

Вне исторического анализа все конструкции непродуктивны, схе­матичны и оказываются «замками на песке». История позволяет вы­явить уникальность и своеобразие явлений культуры, их локальную дискретность, региональные этнические особенности.

Культура не только синхронна, но и диахронна. Ее недаром срав­нивают с почвенным слоем: то тонким, то более мощным, то бедным, то богатым. Многослойность культуры — основа ее устойчивости и стабильности, значительности ее «корневой» системы.

В последние годы в развитии культурологии наметилось еще од­но направление. Это историческая культурология. В структуре дру­гих наук есть соответствующий аналог, не совпадающий по объему с историей отрасли знания. Существуют историческая демография, историческая география, историческая социология, историческая психология, историческая антропология, историческая этнология. Их содержание и социальные функции имеют методологическое значение для развития специальных наук.

Историческая культурология — новое и перспективное направле­ние научного поиска. Именно поэтому так велик соблазн размышле­ний относительно структуры этой науки.

Не претендуя на полноту изложения и приглашая к обсуждению, намечу основные контуры исторической культурологии.

Основой исторической культурологии является реальный про­цесс истории мировой культуры. Она составляет основной корпус и эмпирическую базу исследований. История культуры формирует знание о конкретных явлениях культуры, поисках и открытиях, па­мятниках и достижениях, ценностях и символах народов мира.

В структуре исторической культурологии можно выделить сле­дующие разделы:

• история культурологических теории;

• культурогенез явлений культуры;

• историческая динамика культурных процессов;

• сохранение и трансляция культурного наследия;

• историческая типология культур народов мира;

• историческая персонология;

• методы и источники исторической культурологии.

Кратко охарактеризуем их.

 

История культурологических теорий. Наука о культуре как це­лостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые и писатели, философы ирелигиозные деятели в своих тру­дах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные ивторостепенные факторы, способствующие духов­ному росту человека. Изучение этих подходов, поисков, трактатов и концепций занятие не менее увлекательное, чем исследование исто­рии мировой культуры. История культурологической мысли являет­ся методологическим итеоретическим основанием исторической культурологии.

В этих теориях не все было достоверно и обоснованно, в них неред­ко отражались субъективные предпочтения авторов, тревожные пред­чувствия, восторженные иллюзии. Но такова сама реальность куль­туры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни. Теоретические умозаключения нередко стано­вились пророческим предвидением и поражали потомков своей точ­ностью. История культурологии буквально насыщена великими име­нами, а изучение трудов дает мощный интеллектуальный и эмоцио­нальный импульс для историко-культурологических исследований.

Начиная с эпохи европейского Просвещения, ученые обращаются к изучению культуры, закладывая тем самым фундамент культуро­логии. Совместными усилиями многих исследователей можно вос­создать историю мировой и российскойкультурологической мысли. В современных условиях такая возможность появилась, поскольку стали доступны фонды, переизданы книги, ставшие библиографиче­ской редкостью, переведены на русский язык труды всемирно из­вестных мыслителей. Исследования истории культурологии только начинаются, и в будущем они значительно расширят горизонт гума­нитарных наук и взглядов на культуру.

Культурогенез явлений культуры. В общей картине истории культуры особое внимание уделяется культурогенезу, исследованию процесса возникновения и развития культурных явлений, техноло­гий, норм, стилей, произведений и других новационных форм. Культурогенез происходил не только в глубокой древности, но осуществ­ляется постоянно, порождая новые компоненты культурных систем. Важно выяснить, какие именно факторы и импульсы стимулиру­ют творческий потенциал человека, появление новых ценностей и их интеграцию социокультурным сообществом. Необходимо опреде­лить, как создаются «первичные очаги» культуры, имеющие не толь­ко свой «адрес», но и автора или группу, которые своими талантами содействовали возникновению новых ценностей, стилей, школ. Од­нако впоследствии распространение этих форм нередко ведет к утра­те представлений о первоначальном источнике. Исследования культурогенеза позволяют восстановить справедливость. Культурогенез включает также изучение процесса становления и развития субкуль­тур, описание их ментальности, образа и стиля жизни, системы цен­ностей и мировосприятия. Культурные образы аристократии и дворянства, крестьянства и купечества, духовенства и интеллигенции, рабочих и ремесленников, чиновничества и номенклатуры, «новых русских» и «новых бедных» могут стать предметом специального ана­лиза. Выделяются макро- и микроуровни культурогенеза:

1) возникновение принципиально новых культурных комплексов, не имеющих аналога в прошлом или в других культурах;

2) модернизация уже существующих форм, их трансформация иадап­тация к новым условиям;

3) реанимация архаичных форм, придание им нового смысла.

Культурогенез позволяет выявить реальную динамику изменчи­вости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и по­лисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры. Изучение проблем культурегенеза как в масштабе человечества, так и на уровне локальных региональных культур может быть представ­лено особым направлением исторической культурологии. Возмож­но, в будущем возникнут иные определения, но на данном этапе оно предлагает ориентацию для научных исследований.

Культурогенез дает возможность представить топографию куль­туры, определить источник и ареал распространения новаций.

Историческая динамика культурных процессов. Этот раздел ис­торической культурологии исследует динамику и диалектику культуры. Он изучает процесс распространения культурных форм, исто­рическую диффузию культуры.

Потоки миграции населения и включение диаспор в иную социо­культурную среду; торговые, научные, военные, политические, худо­жественные, туристические, семейные и иные контакты содействуют переносу ценностей культуры, изменяют образ жизни, нормы пове­дения и общения.

Внутри культурных систем возникают социокультурные общно­сти в виде диаспор, автономий, землячеств, субкультур, живущих со­гласно своим представлениям о культуре. Они могут быть замкнуты или открыты, их образ жизни может вызывать в обществе различные реакции — от восхищения и подражания до презрения и конфликта. Процесс взаимовлияния этих групп неизбежно приводит к измене­нию культурной среды.

Изучение этих взаимодействий дает возможность представить по крайней мере четыре варианта тех последствий, которые связаны с переносом культур в результате контактов. Этот процесс называют аккультурацией.

1. Мощные волны культурных влияний приводят к утрате народом своей самобытной культуры. В результате возникает пренебреже­ние ценностями собственной культуры.

2. Культурные влияния хотя и вносят изменения в культуру, но не затрагивают ее основ.

3. В культурной системе возникают силы сопротивления контак­там, стремление к изоляционизму. Возрождаются идеи «почвен­ничества», создания заслона от чужого влияния, воспринимаемо­го как угроза культурной самобытности народов.

4. Контакт культур приводит к возникновению таких новообразова­ний, которых не было ни в одной из взаимодействующих культур.

Мировые культурные контакты — закономерность культурно-ис­торического развития. Они напоминают образ «расширяющейся Все­ленной», вовлекающей в свою орбиту народы, культуры, простран­ства. Для них характерно волнообразное движение, которое делает преимущественным то одно, то другое влияние. Так, для России бы­ли характерны волны византийского, монголо-татарского, немецко­го, французского, американского контактов. Каждая из этих волн оставила свой след, но при этом русская культура сохранила собст­венные духовный облик, самобытность и устойчивость.

Диффузия культуры имеет периоды и фазы, центры и перифе­рию. Исследование позволяет выявить стимулы культурного обще­ния и преграды, культуру-донора и культуру-реципиента.

История мировых культурных контактов — самостоятельный раздел исторической культурологии. Мировая культурная интегра­ция набирает новые темпы, расширяет культурный обмен. Этот про­цесс достаточно противоречив, имеет как позитивные, так и негатив­ные стороны.

К изучению диффузии культуры обращаются историки и культу­рологи, социологи и этнографы, искусствоведы и психологи. Про­блема взаимовлияния культур и исторического единства человечест­ва, сохранения национально-этнического своеобразия приобретает особую актуальность в современном мире. (Подробнее об этом будет рассказано в главе 2 «Культурное пространство как ценность и на­циональное состояние».)

Сохранение и трансляция культурного наследия. Этот раздел ис­торической культурологии характеризует процесс исторической пре­емственности. Несмотря на трагические периоды уничтожения куль­турной памяти, «провалы и впадины», «белые пятна» и горестные утраты, история мировой культуры сохраняется благодаря неуклон­но действующему закону исторической преемственности культур­ного наследия. Каждое поколение всегда начинает свой жизненный путь с освоения культурного прошлого.Оно включает коллективный и индивидуальный исторический опыт, ценности и достижения, со­ставляющие духовное и материальное богатство общества.

Культурное наследие имеет различные формы фиксации: в па­мятниках искусства иархитектуры, литературных произведениях и документах. В каждой культуре есть стабильное ядро, которое пере­дается от поколения к поколению. Отдельные компоненты этой структуры входят в мировую культуру, создавая корпус классиче­ского наследия. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых куль­турных ценностей. Человек без памяти о прошлом, лишенный исто­рического опыта своего и других народов, социально опасен.

В реальной истории процесс преемственности неоднократно пре­рывался, исчезали целые культурные слои и пласты культуры, раз­рушались памятники и стирались тексты. Методы экстремизма в уничтожении культурных ценностей многократно менялись, но ста­новились все более жестокими и изощренными. Цензура, официаль­ная и тайная, разоблачения и дезинформация, прямое насилие неизбежно влияли на самосознание народа, приводили к духовному при­митивизму.

Исследование исторической преемственности позволяет освоить культурное наследие в максимальных объеме и полноте. Должна быть восстановлена историческая память, нельзя зачеркнуть ни одну вы­дающуюся идею, ни одно достижение.

Историческая культурология исследует воссоздание текстов исмыслов культуры. Нельзя допускать ни односторонней идеализа­ции и восхваления истории, ни намеренного искажения. Разрушение культуры всегда происходит как тщательное «стирание» памяти, а разрыв в преемственности — это «черная дыра», которая втянула в себя и унесла в небытие драгоценные имена и великие события.

Историческая культурология исследует противоречия, надломы, подъемы и спады, кризисы и возрождение культур в процессе преем­ственности, выявляет механизмы трансляции культурных ценно­стей, роль социальных институтов образования, просвещения и вос­питания в истории культуры. (Подробнее см. главу 3 «Время как фактор развития культуры».)

Историческая типология культур народов мира. Многообразие культур в истории человечества выдвигает теоретическую проблему их систематизации и классификации. Эта задача всегда привлекала исследователей, которые обосновывали различные принципы моде­лирования.

К их числу можно отнести такую классификацию:

• по хозяйственным укладам;

• по общественно-экономическим формациям;

• по уникальным цивилизациям;

• по этническим и конфессиональным общностям;

• по историческим периодам, социальным сословиям;

• по природным ландшафтам.

Определение территориальных контуров и исторической дина­мики мировых цивилизаций дает возможность углубленного анали­за культурных процессов в различных регионах. Каждая культура предстает в своей уникальности, неповторимости, самодостаточно­сти и исторической значимости. Она включает всю совокупность жиз­недеятельности людей, их ценности и достижения. Историческая культурология исследует взаимодействие культур Востока и Запада, Севера и Юга как культурно-исторических комплексов. Равноценность культур выдвигает проблему понимания и диалога для про­никновения в смысл и символы каждой культурной эпохи.

Историческая персонология. Творцом и субъектом всех дости­жений и процессов культуры является человек. История культу­ры — это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Без «чело­веческого фактора» история культуры безжизненна. Она рискует превратиться в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в исторической культурологии при­дается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.

Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальностй, ибо оно выявляет особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, па­мятников.

Антропологический подход является методологическим принци­пом и основанием исторической персонологии. (Подробнее см. гла­ву 4 «Историческая персонология: социокультурный контекст».)

Методы и источники исторической культурологии. Достоверность и надежность историко-культурологических исследований обеспечи­вается использованием научных методов. Не имея возможности их полного описания, ограничимся лишь их перечислением. Истори­ческий метод определяет хронологическую последовательность из­ложения фактов и событий. Наряду с ним применяются и другие общенаучные методы: системный, диалектический, структурно-функ­циональный, сравнительно-исторический, семиотический, моделиро­вания, биографический, герменевтики и ряд других.

Историческая культурология как наука еще только формируется, но ей принадлежит будущее. Она объединит исследовательские ин­тересы специалистов разных наук и направлений.

Главная задача культурологии — сохранить во всем богатстве ис­торию мировой и отечественной культур, способствовать бережному отношению к культурному наследию, развитию национально-этни­ческого самосознания, содействовать взаимопониманию между на­родами.

 

Глава 2

 

Date: 2016-05-25; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию