Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания 5 page
Графика рукописных памятников и система письма - пред- мет палеографии - выступают как часть более широкого, много- аспектного исследования, в котором отдельные стороны источ- ника изучаются в контексте истории культуры, социальных от- ношений своего времени. В качестве примера можно привести исследование рукописной традиции итальянского Ренессанса. Письменные памятники, рукописи рассматриваются как своего рода продукция, а письмо - как способ общения; графика и сис- тема письма выступают как результат профессиональной дея- тельности писцов-профессионалов, подготовка которых восхо- дит к разным школам.
Многоаспектный подход к историческим дисциплинам весь- ма характерен для их современного развития. По существу, сов- ременные исторические дисциплины - это области междисцип- линарных исследований, имеющие целью получение самой раз- личной социальной информации. В настоящее время одной из наиболее активно разрабатываемых исторических дисциплин является геральдика. Систематически проводимые международ- ные конгрессы по генеалогии и геральдике свидетельствуют о широте и многоаспектности изучения гербов: геральдика помо- гает идентификации памятника, дает сведения о его происхож- дении (особенно интересны ее результаты, полученные во взаи- модействии с генеалогией). Геральдика - важная область истори- ческой науки, коллекционирования, идентификации графики. Герб дает сведения об истории искусства, культурных связей, со-
154 РАЗДЕЛ 3
циальной психологии. Символика, знаки, изображения, меда- ли - важный источник общественных настроений эпохи.
Настоящий подъем переживает генеалогия - одна из самых ран- них традиционных вспомогательных исторических дисциплин. К генеалогическим данным проявляют интерес демографы, социо- логи, изучающие социальный состав общества и его изменения, связанные с брачными союзами; к ним обращаются специалисты по географии населения, социальной психологии, истории, пра- ва, региональной истории, истории города, села, фабрик и заво- дов. Разнообразны перспективы использования генеалогии в меж- дисциплинарных исследованиях историков, географов, предста- вителей естественных наук, психологии, этнографии.
Генеалогия изучает родственные связи людей, последова- тельность поколений. Она обращена к общечеловеческим цен- ностям родства, старшинства, закономерной связи поколений и соответствующих им правовых и этических норм, выработан- ных в глубокой древности и ныне обретающих новое качествен- ное содержание. Поэтому предмет генеалогии и интересен для общества, независимо от социальных, национальных, професси- ональных или других различий входящих в него групп.
Генеалогические изыскания возобновились повсюду, развер- нулись на всех уровнях исследований - от глубоко специального до массового, в общественном сознании они связаны с гуманиза- цией науки и образования, духовным и культурным возрождени- ем, переосмыслением социальной памяти прошлого. Огромное значение придается деятельности архивов по выявлению, иссле- дованию и пропаганде историко-генеалогических сведений, из- данию генеалогических путеводителей и справочников, руко- водств. Среди публикаций последних лет, в которых используют- ся архивные документы, - новые тома фундаментальных серий о происхождении и генеалогии правящих династий, справочники истории родов и семей переселенцев (например, в Австралии, где этим работам придается государственное значение), продол- жающиеся издания по истории родов, многих поколений дво- рянства, бюргерства, купечества, деятелей политики, искусства, пауки и культуры. Широко и полно представлены в новейшей литературе архивные справочные издания типа описей, обзоров наиболее насыщенных генеалогической информацией фондов. Архивы публикуют справочные издания по истории и генеало- гии народов и государств Востока, Азии, истории переселенцев, колонистов, родственные связи и деятельность которых просле- живаются по данным источников в длительной исторической ретроспективе. Публикация документов, обобщение данных ан- кет массовых опросов, переписка членов рода в течение многих
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 155
поколений, воспоминания из истории семьи - все это создает новые стимулы для обращения к социальной памяти прошлого, повышает уровень историзма массового сознания.
Строго говоря, актуальные проблемы современной генеало- гии - это не только источниковедческие проблемы, но и в зна- чительной степени, поскольку речь идет об открытии новых ис- точников генеалогической информации, архивоведческие. Гене- алогические факты приобретают научную значимость тогда, ко- гда возникает возможность связать их с дополнительными сведе- ниями о сословной принадлежности личности, имущественном положении, образовании, служебном статусе, политической или другой общественной деятельности тех лиц, родственные связи которых исследуются. В сословных общественных системах дан- ные о рождении, происхождении всегда имели важное значение для закрепления тех или иных критериев привилегированности или дискриминации. К глубиной древности восходит использова- ние генеалогических сведений на развитие дипломатических, культурных, религиозно-конфессиональных и экономических от- ношений.
Выявились новые, очень перспективные направления ис- пользования генеалогических данных в междисциплинарных ис- следованиях, прежде всего сведений об истории дворянства, ку- печества, городских средних слоев, феодальной аристократии, буржуазии, интеллигенции. Введение в научный оборот архив- ных источников, богатых генеалогической информацией, от- крывает новые возможности для социологических и социально- психологических исследований.
Еще одной важной проблемой науки о человеке являются взаимоотношения человека и природы в ее глобальных про- странственных и временных пределах. Изучением этих проблем занимается историческая география. Влияние географических ус- ловий на исторические судьбы народности и государственности являлось принципиально значимой частью концепции русского исторического процесса в трудах С.М. Соловьева и других выда- ющихся ученых его времени, их последователей - В.О. Ключев- ского, М.К. Любавского. Однако в дальнейшем эта сторона чело- веческой деятельности ушла на второй план, была вытеснена вы- явлением собственно социологических закономерностей исто- рического процесса. На необходимости изучения явлений исто- рии человека в ее природном окружении настаивал Л. Февр. О невозможности понять историю людей «в абстрактном матема- тическом пространстве» писал основатель новой концепции ис- торической географии В.К. Яцунский (1883-1966)44. Он понимал значение исторической географии не только как дисциплины,
156 раздел 3
прослеживающей изменения политической географии прошло- го, но и как науки, глубоко и последовательно, на основании изу- чения широкого круга исторических источников анализирую- щей изменения природной картины мира под влиянием челове- ка, размещение и движение населения, географию экономиче- ских объектов в ходе исторической эволюции.
В целостном виде историческая география тесно связана с источниковедением, с разработкой таких видов источников, ко- торые освещают историю колонизации народов, географиче- ских открытий и освоения новых территории и пространств, от- ражают процесс этого освоения в письменной и картографиче- ской форме. Этот подход сближает труды Яцунского с источни- коведческими исследованиями А.И. Андреева, прежде всего с его «Очерками по источниковедению Сибири»45. Выдающийся ученый, специалист по истории XVII-XVIII вв., по историческо- му источниковедению А.И. Андреев (1887-1959) проанализиро- вал совокупность источников по истории Сибири и ее народов XVII-XVIII вв., рассмотрев, в частности, географические и этно- графические источники, труды по географии и этнографии Си- бири, летописи и истории Сибири XVII в. Он изучил огромный корпус источников о Сибири, северо-востоке Азии и северо-за- паде Америки в XVIII в., возникших в ходе знаменитых камчат- ских экспедиций В. Беринга и А.И. Чирикова, в том числе осо- бенно подробно материалы Г.Ф. Миллера, С.П. Крашениннико- ва, М.В. Ломоносова. Андреев создал свое направление в иссле- довании источников, в том числе картографических. Оно было продолжено его последователями. Например, Л.А. Гольденберг изучил картографические материалы сибирского картографа XVII в. С.У. Ремезова.
Исследования А.И. Андреева, В.К. Яцунского заложили осно- ву создания особого направления отечественной науки - карто- графического источниковедения, успешно развиваемого в настоящее время историками (источниковедами, историками картографии, географии, естествознания и техники). Эффективность исполь- зования методов источниковедения в междисциплинарных ис- следованиях картографических источников убедительно под- тверждается новейшими работами в данной области.
Одной из особенностей отечественной исторической геогра- фии новейшего времени является широта охватываемых проб- лем. В отличие от историко-географических исследований тра- диционного типа, в которых во главу угла ставилось изменение политических границ, отечественная историография всегда много внимания уделяла географическому аспекту истории стра- ны. Это прослеживается как в фундаментальных обобщающих
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 157
трудах С.М. Соловьева и В.О. Ключевского, так и в исследовани- ях, посвященных роли колонизации в истории России, М.К. Лю- бавского, П.Н. Милюкова. В.К. Яцунский так определял круг за- дач этой науки: она изучает физическую, экономическую и поли- тическую географию той или иной страны или региона в про- шлом, уделяя важное значение географии населения - его рассе- лению, движению по территории, роли городов, а также рассма- тривает все эти историко-географические аспекты историческо- го процесса в их взаимосвязи, т. е. историческая география - на- ука, опирающаяся на широкий и разнообразный круг источни- ков, как письменных, так и графических, изобразительных и ве- щественных. Кроме того, она использует данные ряда естествен- ных наук.
Фундаментальные исследования в области исторической гео- графии России опираются на изучение таких видов источников, как делопроизводственные документы учреждений, ведавших строительством дорог и каналов, судоходством и транспорти- ровкой товаров, топографические описания губерний, экономи- ческие примечания к Генеральному межеванию, записки путеше- ственников, труды академических научных экспедиций, отчеты губернаторов. Ценным источником являются географические словари, а также законодательные акты, наказы в Уложенную ко- миссию Екатерины II, анкеты, географические карты. Интегра- ция наук в информационном поле источниковедческой парадиг- мы успешно развивается, притягивая не только специалистов-гу- манитариев, но и представителей естественных, информацион- ных, когнитивных и других областей знания, историков науки46.
Изучение картографических источников - также одно из наиболее сложившихся и перспективных направлений междис- циплинарных контактов источниковедения. Важнейшим направ- лением дальнейшего развития междисциплинарных исследова- ний является изучение источников по истории науки и техники, успешное развитие которой является одним из проявлений син- теза естественно-научного и социально-исторического познания целостного, единого в своем многообразии мира. История науки нуждается в источниках, а следовательно, в источниковедении. Обе задачи источниковедения - эвристическая и аналитиче- ская - необходимы для истории науки. История исторической науки раньше других поставила эту проблему и формирует источ- никоведение историографии. Но очевидно, что свое источниковеде- ние создают и другие науки, как гуманитарные, так и естествен- но-научные. Появились источниковедение истории философии, истории медицины, истории военного дела, истории естество- знания и техники.
158 РАЗДЕЛ 3
Применение методов источниковедения весьма перспектив- но в социологии, политологии, истории политических учений, Политология в настоящее время становится необходимым эле- ментом гуманитарных наук и образования. Эта общественная на- ука изучает политические системы, отношения общества и госу- дарства, проблемы власти и лидерства в их реальном взаимодей- ствии, их конкретном функционировании. Для получения ин- формации по предмету своего исследования политология так же, как и историческая паука, обращается к историческим ис- точникам. Важнейшие виды этих исторических источников уже известны и разработаны с позиций общего источниковедения. Таковы, например, программы и документы политических пар- тий и движений, произведения политических деятелей, их пере- писка и мемуары, законодательное творчество, материалы пери- одической печати различных политических направлений, доку- менты парламентов и других представительных учреждений и пр. Опираясь на теоретико-познавательные методы общего ис- точниковедения, вполне возможно приступить к разработке но- вого направления - источниковедения политологии и истории политических учений. Это позволит развернуть исследования сразу по многим видам источников, включить в сферу этих ис- следований ученых, имеющих общую источниковедческую под- готовку, историков-архивистов, историков политических уче- ний, истории философской и политической мысли, исследовате- лей истории нового и новейшего времени, юристов и историков права.
Источниковедческая парадигма методологии истории от- крывает широкие возможности для применения компаративных подходов, прежде всего в изучении видовых особенностей ис- точников. Проблемы типологии источников, их сопоставимости в принципе познаваемы. Трудно сравнивать два конструкта, два образа, создаваемых индивидуальным творчеством ученого. Но вполне логично сопоставлять реально существующие источни- ки, объекты культуры, имеющие общие свойства, доступные кри- тическому наблюдению. Это расширяет возможности сравни- тельного анализа до глобальных масштабов (например, сравне- ние законодательных, актовых, договорных документов, перепи- сей, произведений по жанрам). Свойства источников, само поя- вление их новых видов при таком подходе создают возможности получения точных данных об этапах развития общества, высту- пают как датирующий признак.
Интеграция наук становится возможной, когда изучаются ре- ально существующие произведения, объекты культуры, источни- ки, созданные в процессе целенаправленной человеческой дея-
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 159
тельности. Разные науки применяют свои методы к единому объ- екту - источнику, изучая его материал, приданную ему создате- лем форму, его текст, язык, символику графического изображе- ния и символику текста, особенности содержания. Использова- ние методов социологии, биографики, социальной психологии, философской герменевтики, количественных параметров соци- альной информации - существенно расширяет и обогащает ме- тод источниковедческого анализа, культурологического синтеза.
Важно подчеркнуть, что интеграция наук в информацион- ном поле источниковедения охватывает не только гуманитар- ные, но и другие области знания. Совокупность наших культур- ных ценностей - одна для всех - и для гуманитариев, и для тех, кто не считают себя таковыми. Если нет произведения, источ- ник не создан, то нет и приращения научного знания. Инстру- менты и приборы, с помощью которых ученые познают мир природы, - это тоже творения людей, земного разума, а следова- тельно, исторический источник. Они говорят о природе, уви- денной глазами человека, но больше всего о людях, их создав- ших: о наших приоритетах в познании, о способах достижения целей познания. Непосредственное наблюдение как средство по- знания крайне ограничено во времени и в пространстве, и толь- ко документирование способно сделать его достоянием науки. В этом смысле науки о природе и науки о культуре едины: всякое познание - гуманитарно, оно в значительной мере зависит от то- го, были ли созданы и интерпретированы творения культуры - наши источники.
Источники возникают в ходе этой целенаправленной дея- тельности первоначально как облеченные в материальную фор- му средства для достижения определенных целей, удовлетворе- ния духовных и материальных общественных потребностей. Всякое произведение, создание человеческих рук и разума име- ет определенное практическое значение. Создатели этих произ- ведений имеют в виду прежде всего их прямое назначение, ме- нее задумываясь над тем, как отразится в них технический, куль- турный, эстетический и любой иной аспект времени и общест- венных отношений. Поскольку потребности общества удовле- творяются не единичным, но многократным воспроизведением определенных произведений, общие признаки предмета, обусло- вленные его назначением, отрабатываются все более четко. То общее, что позволяет объединить, например, изделия в один «вид», определяется свойствами этого предмета, которые обу- словлены его назначением. Между памятниками материальной и духовной культуры в этом отношении существует известная ана- логия. Ряд свойств письменных памятников также определяется
160 РАЗДЕЛ 3
их назначением. Под влиянием новых социальных целей возни- кают произведения соответствующего назначения и все более четко отрабатываются и фиксируются структурные свойства этих произведений, обусловленные их назначением. Эта зависи- мость и выделяется как главная для определения понятия вида. Вид - группа произведений, которые имеют устойчивую общ- ность признаком, возникших и закрепившихся в силу общности функций этих произведений в жизни общества.
Практические цели, вызвавшие к жизни те или иные виды источников, могут быть обусловлены различными, разнопоряд- ковыми закономерностями общественного развития. Поэтому возможны и действительно существуют очень разнообразные ви- ды источников. Видом источника, обслуживающим очень дав- нюю и устойчивую потребность в обмене письменной информа- цией, являются письма, эпистолярные источники. Другие виды источников связаны с существованием лишь определенных форм общественных отношений. Таковы, например, акты, оформляющие права собственности на орудия и средства произ- водства. Возникновение некоторых видов источников связано с определенным уровнем развития общественного сознания (лето- писи, хроники) или технического прогресса (карты, чертежи). Многие из видов источников распадаются на бесчисленные под- виды (с сохранением, однако, главного отличительного призна- ка). В процессе деятельности государственных учреждений со- здаются разнообразные виды деловой документации, что обусло- влено строго установленными формами канцелярского делопро- изводства, знаков удостоверения, особого делового языка и т. д. В тех случаях, когда устойчивость структуры и внешней формы источника особенно важна в практических целях, она устанавли- вается юридически. Этаустойчивость структуры, способов ут- верждения, воспроизведения, терминологии особенно хорошо прослеживается на примере такого наиболее четко сложившего- ся вида источников, как акты.
Акты представляют собою источники, возникшие в результа- те часто повторяющихся потребностей обслуживания опреде- ленных общественных отношений. Поэтому они превратились в многочисленные виды массовых источников с четко выражен- ными общими признаками. Однако наряду с такими массовыми видами могут существовать и памятники уникального характера, не имеющие себе подобных в силу специфичности условий сво- его возникновения. Возникновение, развитие и исчезновение определенных видов источников представляет несомненный ин- терес. При систематизации источников отдельной страны неко- торые памятники с видовой классификацией кажутся уникаль-
МЕТОД источниковедения... 161
ными. «Русская правда» в видовой структуре источников не соз- даст «вида», который формируется лишь при условии повторяе- мости целей их создания. Но при обращении к классификации источников всеобщей истории многие из таких «специфиче- ских» памятников находят свое место и в рамках видовой клас- сификации47. Метод источниковедения выступает при этом как метод компаративного исследования культур.
Очевидно, видовая классификация не может быть проведена последовательно в том смысле, чтобы создалась стройная схема, в которой каждый источник оказался обязательно отнесенным к какому-то сформировавшемуся виду. Ряд источников, и притом, возможно, особенно интересных, может оказаться вне видовой группы или положить начало образованию нового вида, имею- щего тенденцию к дальнейшему развитию. В то же время суще- ствует много стабильных видов источников, насчитывающих сотни и тысячи документов. Задача теоретического источнико- ведения состоит не в том, чтобы свести все имеющиеся в нали- чии источники к определенному количеству видовых групп. Важ- но выявить наиболее типичные, массовые видовые комплексы, перспективные в применении к ним общих методов группиров- ки, анализа, обобщения, компаративных подходов.
Без изучения свойств видов нельзя создать достаточно разно- образную видовую методику на базе общих методологических принципов теоретического источниковедения. Изучение видо- вых свойств - это один из путей изучения объективных свойств исторических источников, свойств, формировавшихся в процес- се их создания.
Проблематика компаративного метода очевидным образом связана с наиболее актуальными проблемами современного гума- нитарного знания. Это касается, прежде всего, перехода соци- ально-исторического процесса от европоцентристской модели к глобальной многополюсной модели. Важно оценить, что именно в европоцентризме является существенно общим для понимания глобальных процессов и цивилизаций, а что имеет более специ- фический характер. В этом же ряду стоит и проблема изучения целостного феномена человека (философская антропология) в ее доступных для компаративного изучения параметрах и вос- производимых научных результатах, т. е. проблема объекта наук о человеке; и, наконец, это проблема интеграции гуманитарного и естественно-научного знания по принципу дополнительности, а значит, проблема общего объекта наук о культуре и наук о при- роде и возможности достижения единства научного знания и до- стижения целостной картины, - открытия «связи вещей и связи истин»18. Очевидно, что ни одна из этих фундаментальных задач 6 — 4463
162 РАЗДЕЛ 3
не может найти результативных решений без применения ком- паративных подходов - сопоставления цивилизаций, типов об- ществ, человеческих групп или индивидов и сопоставления при- родных и культурных феноменов в их существенно общих и спе- цифических различных аспектах. Между тем компаративные ме- тоды в гуманитарных науках не занимают достаточно значитель- ного места. Достижения в отдельных областях гуманитарного знания, скорее, исключения, подтверждающие это общее прави- ло, и потому сами нуждаются в объяснении их природы.
Источниковедение дает системообразующий ориентир для формирования единой науки о человеке. Суть данного подхода состоит в своеобразной интерпретации проблемы объекта гума- нитарного познания, его реальных свойств и в обосновании (в соответствии с этими свойствами) системы антропологически ориентированных методов исследования49. В сопоставлении с другими подходами к проблеме гуманитарного познания и его объекта выявляются как общность главной цели познания, так и различие путей к ее достижению. Целью является познание лю- дей во времени, человека как тотальной целостности его соци- альных, психологических, биологических и других свойств, и прежде всего познание человеческой мысли. История науки по- казывает, как глубоко и всесторонне осмысливают современные науки феномен человеческого общения, то, в каких направлени- ях совершенствуют способы понимания, интерпретации, стре- мятся понять человека, который живет, трудится, обменивается информацией, говорит. Источниковедческая парадигма методо- логии истории имеет в своей основе особый подход к человеку. Что, собственно, отличает человека от других высокоорганизо- ванных живых существ? Ведь и они живут, трудятся для поддер- жания своей жизни и жизни своих детей, общаются, понимают и чувствуют, играют и по-своему мыслят. В сущности, отличие одно, но фундаментальное: человек творит, создает, причем не только для поддержания своего жизненного баланса, но и для общения. Он создает, чтобы выразить себя и дать другим поз- нать свой внутренний мир. Созданные творения (произведения, изделия, вещи), воплощенные в материальной форме, передают- ся от поколения к поколению, не исчезают и, будучи восприня- ты в этом качестве другими людьми, объединяют человечество в единое целое. Понятие человечества в различные исторические эпохи, разумеется, наполнено разным конкретным содержани- ем. Но оно реально и существует не только в виде абстрактного, не имеющего материального воплощения образа.
Общество, государство, каждая социокультурная общность, человеческая личность в процессе своего функционирования со-
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 163
здают произведения - изделия, творения. Совокупность этих произведений, в свою очередь, может рассматриваться как сво- его рода модель, проекция, реально существующая и сохраняю- щаяся во времени.
В настоящее время развитие гуманитарного знания создало новую ситуацию, в которой следует рассматривать фундамен- тальные вопросы эпистемологии науки о человеке. В частности, оказывается неправомерным противопоставлять историю как науку о прошедшей реальности другим гуманитарным наукам, не- посредственно наблюдающим свой объект. Данный подход не позволяет отличить объективные трудности гуманитарного по- знания от тех, которые возникают при неверной постановке проблемы. В этой - вторичной ситуации - неопределенность вполне может быть уменьшена. Возможно определить и опти- мальный подход, который обеспечивает развитие перспектив- ных исследовательских направлений. Одним из признаков эффе- ктивности метода является определение того, - открывает ли он возможности широкого применения компаративного подхода в гуманитарных науках в глобальных географических и времен- ных рамках. В учебном пособии речь идет об источниковедче- ской парадигме методологии гуманитарного познания, основ- ные положения которой мы рассмотрели в связи со становлени- ем феноменологического направления гуманитаристики как зна- ния научного. Познавательная ценность данного подхода стано- вится вполне очевидной в свете развития ряда наиболее перспе- ктивных направлений науки о человеке. Источниковедческая па- радигма была в свое время выработана в условиях взаимодейст- вия исторической науки с широким кругом философских, фило- логических, правовых и психологических направлений и идей, что и позволило выделить данный метод познания в особую эпи- стемологическую междисциплинарную сферу исследования.
В данной парадигме актуальны такие фундаментальные по- стулаты, как понятие о мировом целом и человечестве как о его особой, наделенной сознанием части. Объектом методологии гу- манитарного познания в ней выступает человечество, его эволю- ционное и коэкзистенциальное целое. В познании человечества определяющим является принцип признания чужой одушевлен- ности, который раскрывает специфику отношения субъекта и объекта в гуманитарном познании.
В рамках такой концепции гуманитарного знания можно раз- личать ситуацию непосредственного наблюдения явлений от опосредованного изучения фиксированной информации, реаль- но существующих источников. Поскольку изучение источников как особый тип познавательной деятельности был выделен в 6*
164 РАЗДЕЛ 3
специальную область именно исторической науки, то этот тер- мин и используется в данной форме («исторические источни- ки»). Однако получение социальной информации из историче- ских источников не должно и не может рассматриваться как пре- рогатива исторической науки. Наблюдать еще не значит иссле- довать. Именно поэтому стремление зафиксировать момент не- посредственного наблюдения характерно для культуры вообще, а для современной (получившей соответственно новые техниче- ские возможности аудиовизуальных средств, «устной истории») особенно. В процессе интеракционального взаимодействия, диа- лога, общение происходит в движении. Более того, по существу, невозможно избежать изменения объема и характера возникаю- щей социальной информации под воздействием самого фактора присутствия наблюдателя, даже пассивного, и тем более наблю- дателя, целенаправленно фиксирующего происходящее. Науч- ный подход предполагает преимущественное внимание к тем фрагментам реальности, которые возникли по ходу развития со- бытий, При этом не существует принципиального различия ме- жду изучением далекого прошлого или, напротив, современного события, происходившего за пределами непосредственного на- блюдения исследователя. Поэтому изучение исторических ис- точников не составляет специфики какой-либо одной науки, от- личающей ее в этом смысле от другой. Непосредственное наблю- дение крайне ограничено во времени и пространстве, а источ- ники существуют везде и всегда, когда речь идет о культуре, в от- личие от природы (как той части мирового целого, в которой воздействие разумной целенаправленной человеческой деятель- ности не предполагается). Исследование источников дает воз- можность получать объективно значимое знание о человеке, об- ществе, цивилизации и даже о природе (если природные фено- мены целенаправленно зафиксированы).
|