Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протокол обследования речи ученика





 

Предъявленный предмет или картинка Ответ ребенка Отмеченные дефекты произношения*
     

* В столбце «Дефекты произношения» следует отметить недогова-ривание и пропуски звуков и слогов в словах, смешение звуков, а так­же дефекты произношения отдельных звуков (см. с. 100—109).

Такое обследование речи поможет учителю не только ориентироваться в состоянии словаря (запас слов и точность понимания значения слов и произношения), но и в некото­ром отношении оценить представления ребенка о звуковом составе произносимых им слов.

Если ребенок уже обучался грамоте, то ему необходи­мо предложить написать произносимые им при устном об­следовании слова, а также продиктовать несколько пред­ложений и проанализировать допущенные им ошибки (см. об отклонениях в письме на с. 23).

Чтобы судить о состоянии грамматического строя речи ученика, можно предложить ему составить устно рассказ по сериям сюжетных серий картин (см. приложение № 4).

Вслушиваясь в рассказ ребенка, учитель может отме­тить, правильно ли ученик строит предложения и использу­ет морфологические изменения слов для выражения своей мысли.

Подобное обследование речи слабослышащего ребенка прежде всего поможет учителю решить вопрос, следует ли его оставить в массовой школе или перевести в специальную.

Если ученик не сможет назвать по картинкам до 20% слов, если в его речи имеются выраженные отклонения в грамматическом строе речи, то следует обратиться за кон­сультацией к специалисту-дефектологу для решения упомя­нутого выше вопроса.

Если дефекты словарного запаса и грамматического строя речи менее резко выражены, то следует принять ме­ры к ликвидации неуспеваемости ребенка путем дополни­тельных занятий в массовой школе.

Обратимся прежде всего к вопросу об обучении элемен­тарной грамоте.


 


Само собой разумеется, что усвоение письма и чтения становится для слабослышащего ребенка наиболее акту­альным при поступлении в школу. Между тем опыт пока­зывает, что можно' обучать ребенка, грамоте гораздо раньше.

Для слабослышащего ребенка раннее усвоение грамоты играет исключительную роль. Если слух не позволяет ре­бенку полностью воспринять звуковой состав слова, то для его усвоения приходится искать иную опору. Как мы уже видели выше, чтение с губ (зрительное восприятие речи) также не дает ребенку возможности усваивать каждый из составляющих слово звуков. А написанное слово для раз­вития устной речи служит неоценимым подспорьем. Если ребенок из-за недостаточного слуха не улавливает всего звукового состава слова, то при помощи письма и чтения можно в какой-то мере компенсировать неполноценность его восприятия: можно подсказать ребенку те элементы сло­ва, которые он не смог воспринять ни на слух, ни зрительно. Овладение устной речью существенно ускоряется, как толь­ко ребенок приобретает навыки письма и чтения.

Поэтому обучение грамоте слабослышащего ребенка необходимо начать как можно раньше.

В связи с особенностями представлений слабослыша­щего ребенка о звуковом составе слова обучение его гра­моте отличается значительным своеобразием.

При нормальном слухе, как известно, обучают грамоте аналитико-синтетическим методом, в основе которого ле­жит анализ состава слова, уже известного слышащему ребенку. Ребенку называют целое слово и учат членить его на слоги, а затем на звуки. Этим способом выделяют звуки из слога, а дальше из звуков и слогов вновь составляют слова. Такой путь обучения грамоте оказывается невоз­можным для слабослышащего ребенка, так как он не вла­деет еще целыми словами в такой мере, чтобы суметь их анализировать.

Ребенок с пониженным слухом вынужден овладевать грамотой в иной последовательности. Он идет к целому слову от слогов и звуков, а не наоборот.

Обучение грамоте слабослышащего ребенка проводит­ся одновременно с усвоением произношения звуков. При постановке того или иного звука ученику показывают, ка­кой букве соответствует данный звук. И при тренировке произношения звуков в слоговых упражнениях он усваи­вает начертание соответствующих букв и слогов. Далее из усвоенных букв и слогов складываются слова.

По мере усвоения нового слога его сопоставляют с дру-


гими слогами. Эти слоги произносятся и одновременно складываются из разрезной азбуки. Дальше слоги скла­дываются в слова, и ребенок тренируется в составлении слов из слогов.

Прежде чем начать обучение грамоте в школе, следует проверить способность различения звуков на слух, как это показано в разделе «Как проверить слух ребенка», (см. с. 59). Затем необходимо проверить произношение всех звуков и спланировать систематическую работу над ними.

После этого приступают к обучению грамоте при по­мощи разрезной азбуки. Как правило, слабослышащий ребенок различает и умеет произносить гласные а, о, у, эл ы и некоторые согласные. Из букв, соответствующих этим звукам, складываются слоги, которые ребенок учится читать по подражанию. При складывании этих слогов ребенок произносит их и прислушивается к их звучанию в речи учителя.

Как мы показали выше, хотя ребенок к этому времени уже говорит многие слова, их звуковой состав им еще не осознан. Состав слова осознается только при упражнениях с буквами и слогами.

Порядок прохождения букв зависит от степени труд­ности их произношения. Поэтому следует начать обучение с трех первых, наиболее доступных различению звуков а, о, у. С этими гласными должны в упражнениях соче­таться все согласные звуки. Сначала проводятся упраж­нения в произношении слогов па-по-пу, ма-мо-му, на-но-ну, ба-бо-бу, а далее можно дать ребенку буквы т, д в соче­тании с теми же гласными. Таким образом, ребенок уже различает пару звонких и глухих звуков и пару носовых звуков mj н и знает начертание этих букв. Теперь можно уже дать для составления из разрезной азбуки слова, со­держащие эти звуки. Дальше желательно придерживаться такого порядка, при котором ребенок усвоит прежде всего соотношение звонких с глухими к-г, с-з, ф-в, п-б. Слоговые упражнения типа ка-га, ко-го, ку-гу, ка-ко-ку, га-го-гу и т. п. приучают ребенка ориентироваться и отличать бо­лее сознательно звонкие звуки от глухих. Если ребенок умеет уже хорошо произносить ша и жа, то включается и эта пара звуков. Далее ребенок упражняется в свистящих и шипящих: са-ша, со-шо, су-шу, за-жа, зо-жо, зу-жу.

Несколько позже включаются звуки р, л, х в сочетании с теми же гласными. Затем начинаются упражнения с гласными звуками э и и. Постепенно ребенок усваивает аффрикаты ч, ц, щ. Эти звуки в слоговых упражнениях


противопоставляются одни другим, как шипящие свистя­щим. Ребенок обязательно тренируется в различении аф­фрикат с их составляющими звуками: ча-та и ча-ша, а также ца-та и ца-са. Как мы видели выше, эти смешения очень часты в письме и произношении слабослышащего ребенка. Очень важно упражнять ребенка в различении йотированных звуков я, ё, ю, е и учить его правильно поль­зоваться ими в письме, не допуская смешения и с ль и рь. Специально следует учить ребенка правильно читать мяг­кие согласные, стоящие перед я, ё, ю. Здесь также необхо­димы слоговые упражнения и упражнения в словах.

Очень полезно вместе с ребенком устно проговаривать слова после правильного их прочтения. Проговаривание слова может происходить с многократным повторением, что помогает ребенку запомнить звуковой состав слова. При помощи диктантов следует проверять, как он запом­нил звуковой состав слова. Неправильно написанное сло­во необходимо не только многократно проговорить, но и записать несколько раз. При исправлении ошибок в пись­ме полезно произносить слово перед зеркалом и с исполь­зованием звукоусиливающей аппаратуры, с тем чтобы ре­бенок ясно представлял себе звуковой состав слова. Если у него нет слухового аппарата, то учителю следует произ­носить слова у самого уха ребенка.

Описанные упражнения необходимо проводить с ребен­ком индивидуально при участии матери или других членов семьи. Они позволяют ребенку включиться в общекласс­ную работу по усвоению грамоты.

Опыт показал, что слабослышащий ребенок 6—7-летнего возраста научается довольно бегло читать и складывать слова из букв в течение 3—4 месяцев. В дальнейшем при помощи чтения удается значительно быстрее накопить за­пас новых слов и, главное, уточнить звуковой состав тех слов, которые были раньше самостоятельно приобретены ребенком при помощи неполноценного слуха.

Обучив ребенка элементам грамоты, необходимо за­няться систематическим обучением его правильному напи­санию слов. Для этого каждое из произносимых ребенком слов необходимо складывать из разрезной азбуки или пи­сать (если ребенок уже овладел техникой письма). Преж­де чем складывать из букв слово, учитель добивается его правильного произношения. Если и после этого ребенок неправильно сложил слово или предложение, то следует исправить допущенные ошибки и предложить ему прочи­тать исправленное слово, а затем снова составить его из


букв. Слабослышащие дети обычно легко запоминают при этом звуковой состав слова. Если ребенку не удается сразу запомнить структуру слова, то следует опять вернутьса к его записи и складыванию букв из разрезной азбуки.

Такие упражнения оказываются очень эффективными не только для овладения правильным письмом, но и для накопления словарного запаса. Слабослышащие дети очень охотно выполняют подобные упражнения. Они сами замечают то облегчение в восприятии речи, которое при­носит им письмо.

Очень полезными оказываются диктанты с предвари­тельным проговариванием слов.

Грамматические упражнения на безударные гласные и т. п. на первоначальном этапе обучения письму не при­носят слабослышащему ребенку особенной пользы. Им трудно бывает подобрать проверочное слово в связи с не­доразвитием их речи, а неполноценный слух не позволяет заметить расхождения между произношением и написа­нием слова. Слабослышащие дети научаются правильно писать путем запоминания прочитанного слова.

В письме слабослышащего ребенка, как мы видели выше, очень часто встречаются не только замены в словах одних букв другими, но и искажения грамматического строя: неправильное употребление окончаний, приставок и пр. Учителю необходимо внимательно проанализировать ошибки, выяснить, с какими именно трудностями встречает­ся ученик, и, исходя из этого, наметить упражнения. На­пример, если ребенок допускает ошибки в употреблении множественного числа, то следует объяснить ему его ошиб­ку и начать упражнения в употреблении этой формы. Для этого следует показать ребенку группу предметов и ее отличие от одного предмета (например: яблоко — яблоки) и проработать с ним соответствующие обозначения, обра­тив его внимание на разницу окончаний. Упражнения в образовании множественного числа путем изменения окон­чаний уменьшат число таких ошибок в письме слабослы­шащего ребенка.

Аналогичную работу следует проводить при неправиль­ностях употреблений падежей. Здесь не следует ограничи­ваться обычным склонением по падежам имен существи­тельных и прилагательных. Каждый раз необходимо бы-вает объяснить ребенку, в каких случаях, в каком контек­сте можно употребить ту или иную грамматическую форму. Например, если ребенок написал: я пишу карандаш (вме­сто карандашом], то ему следует эту ошибку поправить


и тут же показать другие случаи применения творитель­ного падежа действия: Я пишу мелом, я режу ножом, я мою мылом, я рублю топором. И когда ребенок усвоит значение этой грамматической формы, можно перейти к применению существительных женского рода. Я пишу руч­кой, я пилю пилой и т. п. Дальше включается и множе­ственное число этой формы: Я режу ножницами и т. д. Только в том случае, если ребенок понял значение грам­матической формы, он сможет избежать ошибок в письме. Таким способом, на основе анализа ошибок, допущенных ребенком, удается уменьшить их число. Конечно, обеспе­чить усвоение всех грамматических форм, существующих в языке, путем упражнений невозможно. В дальнейшем число ошибок в письме слабослышащего ребенка будет уменьшаться и без таких упражнений — на основе пись­менной и речевой практики, за счет чтения книг и т. д.

Слабослышащему ученику необходимо также помочь понимать читаемый текст. Как мы видели выше, такие дети встречаются с особыми трудностями понимания про­читанного вследствие неточного понимания слов и непо­нимания грамматических форм. Чтобы научить ребенка сознательно читать, необходимо при чтении даже самого элементарного текста неотступно проверять понимание им слов, грамматических форм и текста в целом.

Приведенные выше примеры ошибочного понимания текста направляют внимание учителя на трудности пони­мания слов в связи с неполным их восприятием при помо­щи слуха. Чтение сопровождается картинками, поясняю­щими общий смысл текста. Чтение текста необходимо со­провождать отчетливым проговариванием и объяснением не только слов, обозначающих предметы, действия и ка­чества, но также слов служебных (предлоги, союзы, ме­стоимения). Очень важно учить слабослышащего ребенка понимать в слове не только его основное значение, но и те нюансы, которые выражаются при помощи таких ча­стей слова, как приставки, суффиксы и окончания. Нет нужды, конечно, говорить ребенку о названиях этих мор­фологических категорий, но необходимо для чтения и письма подбирать речевой словарь так, чтобы ребенок практически разобрался бы в этих элементах слова.

Приведем пример, когда проверка; столкнула нас с непониманием приставки. Мы спросили слабослыша­щего мальчика при чтении текста, что значит слово под­бежал.

Мальчик побежал к столу и сел под него. На наш во-


прос, зачем он сел под стол, мальчик ответил: Вы сказали под бежал, я так и сделал.

Этот пример показывает, как важно проверить пони­мание слова и его морфологического состава. Получив от мальчика ответ, который свидетельствует о непонимании приставки под-, мы занялись специально объяснением приставок глаголов. Мы объяснили ему разницу значений слов отвязал, привязал, развязал и т. п.

Аналогично этому приходится учить слабослышащего ребенка понимать в словах суффиксы, как например, суф­фикс -ик, служащий для обозначения маленького предме­та (столик, карандашик), суффиксы -енок, -онок — для обозначения детенышей (котенок, козленок, лягушонок), суффиксы для обозначения профессии: -тель, -ръ (учитель^ токарь, слесарь).

Мы лишены возможности подробнее останавливаться на способах преодоления всех возможных дефектов в по­нимании читаемого текста. Нам важно лишь обратить вни­мание учителя на необходимость проверки понимания слов и грамматических форм. Ибо только в том случае, когда выявляются подобные затруднения, становится ясным, как помочь ребенку их преодолеть.

Очень важно для слабослышащего ребенка как можно больше читать. Можно пользоваться для этого букварем для I класса и книгами для чтения, выпущенными для слабослышащих детей, а также любыми книгами, написан­ными для детей младшего возраста. Дома следует ребен­ку постоянно готовить книжки самоделки из тех детских книг, в которых иллюстрации достаточно выразительны и могут хорошо пояснить небольшой и несложный сюжет.

Еще одно очень важное требование: каждое новое сло­во обязательно должно быть дано ребенку в письменной форме.

Слабослышащий ребенок чаще всего отстает в школе по русскому языку. По математике он хорошо справляется со счетом, но с трудом решает задачи. И это не удивитель­но. Решение задач в той форме, в какой это делается в массовой школе, прежде всего связано с пониманием тек­ста задачи. В тексте математической задачи слабослыша­щие дети чаще всего не понимают тех значений, которые выражены более отвлеченными грамматическими форма­ми. Они часто не понимают вопроса, плохо понимают пред­логи и местоимения. Не понимают, например, слов из них, не понимают слов, выражающих отношения: больше —• меньше, дорожедешевле и т. п. Все это при решении


задач необходимо иметь в виду. Важно проверять пони­мание текста задачи и объяснять его специально, если текст непонятен. Все это означает, что при прохождении программы по математике следует обязательно иметь в ви­ду специальную работу по развитию речи. Само собой разумеется, учитель должен при этом широко использо­вать наглядные средства.

Date: 2016-05-25; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию