Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика опыта самоактуализации и диверсификации





Рассмотренный выше опыт самоактуализации субъекта, как исторически первый способ саморазвития субъекта в качестве разумной сущности, отлича­ется неполнотой диалектического снятия возможностей психики. Незавершен­ность снятия состоит в том, что субъект в своей самоактуализации лишь реор­ганизует возможности психики, но не завершает воссоздание обновленного ее эквивалента.

Самоактуализация субъекта на основе незавершенного снятия возможнос­тей психики вопиюще однобока. Действительно, несмотря на обширность воз­можностей полезного использования, к примеру, воды как вещества-заварить чай, искупаться, получить водород и т.д. - все они в той или иной мере возвра­щают субъекту результат, свойственный самой объективной реальности, и лишь оценивающийся с позиций реальности субъективной. Такой вариант взаимо­действия с миром в некоторой степени (то есть в той, в которой проявляется творческая самодеятельность) присущ уже человекообразным обезьянам, ис­пользующим палку, чтобы отразить агрессию или добыть пишу.

Этот способ состоит в простом распространении во внешний мир объек­тивного управляющего воздействия на него субъекта. Правда, таким образом невероятно расширяются его природные ПРАКТИЧЕСКИЕ возможности - но при этом остаются «за кадром», запертыми на границе субъекта и психики, ве­сомый слой субъективной реальности в виде его ДУХОВНЫХ ВОЗМОЖНОС­ТЕЙ, слой, совершенно не реализуемый в смысле адекватного его воплощения в объективном мире.

Слой духовного мира субъекта значительно более важен в его активной са­мореализации. Например, в той же воде для нас важен не столько практический результат в его объективной форме, сколько субъективное восприятие этого ре­зультата: чувство (а не факт) утоления жажды, вкус (а не факт вкуса) воды, ощущение (а не факт ощущения) прохлады, ощущения тепла и движения (а не факты тепла и движения) при сжигании водорода в котельной или в двигателе автомобиля. Существенны именно ощущения - а их в объективном мире, в при­роде, вообще говоря, - не существует и работающие на них механизмы невоз­можно построить.

Существование субъекта связано не только с простыми ощущениями света, цвета, вкуса, запаха, тепла, давления или боли, но и с более сложными субъек­тивными комплексами (как познавательными конструктами), образованными на их основе. Таков, например комплекс или конструкт восприятия таинствен­ного света. Представленные субъекту ощущения эмоциональной природы, - от простого удовольствия-страдания до более сложных ощущений и чувств, вклю­чая любовь, радость, удивление и уверенность и иже с ними, - также являются если не конструктами, то концептами, упорядочивающими содержание пере­живаний субъекта. Подобно, и наиболее абстрактные концепты человеческого

блага опять-таки основаны на структурировании доступных субъекту пережива­ний, по поводу того, что есть добро, вера или счастье (которое для каждого чело­века-свое).

И, наконец, существуют совершенно отвлеченные феномены субъективной реальности, которые проявляют себя только через многократное взаимопрелом­ление различных конструктов субъективной реальности. Таковы концепты «выс­шего блага», «энергии», «информации» и «менталитета».

Перечисленные явления существуют только субъективно, а именно, - в ин­дивидуальной и/или коллективной формах субъективности. Они существуют и модифицируются только субъектами. Во внешней, объективной реальности их нет, и поэтому они ИСХОДНО оказываются «запертыми» на границе субъект-психика - и пока не ясно, как они актуализируются в саморазвитии субъекта.

Дело в том, что феномены субъективной реальности не могут находиться в этой субъективной форме постоянно, прежде всего в силу уже рассмотренной ограниченности возможностей нашей психики, включая, например, ее вычис­лительные возможности. Эти феномены в своем актуализированном виде не могут накапливаться в переживаниях субъекта сверх определенной меры, - той, за которой был бы возможен качественный скачок саморазвития субъекта. Бу­дучи хранимы лишь при посредстве психики, феномены субъективной реаль­ности могут быть раскодированы только в субъективных же формах, а поэтому они не могут быть «без остатка» воплощены в объективной реальности. Поэто­му данные феномены не отличаются продуктивностью и непригодны для ис­следования и полезной модификации объективного мира.

Этот класс субъективных концептов ИСХОДНО самопорождается только в субъективной реальности и принципиально ограничен в плане непосредствен­ности, эти концепты трудно конструируемы, если только не привлекается неко­торая символика, но и в таком случае трансляция смыслов также ограничена возможностями реорганизации психики. И в этом состоит второй барьер, ба­рьер диверсификации на пути развития субъекта, как разумной сущности.

Преодолевая этот барьер, субъект обращается к объективному миру, в ко­тором, что важно понимать, существуют другие, точно так же «запертые» внутри границ собственной психики субъекты. Взимодействие с миром опос-редуется субъект-субъектным взаимодействием, в котором впервые устанав­ливаются не непосредственные причинно-следственные связи, но именно опос­редствующие существование субъекта отношения, формируемые по субъек­тивным правилам.

Причем, сами эти отношения как раз и обеспечивают новые возможности воссоздания в объективном мире искомой упорядоченности. Упорядочение струк­тур психики имеет для нее кардинальное развивающее значение, которое в ее природе не могло быть предзаложено. Актуализация упорядоченности психи­ческих процессов происходит в формах сигналов, понятных только в кругу от­дельных реципиентов, обладающих ключами для расшифровки этих сигналов.

 

Строго говоря, такой способ взаимодействия нельзя определить как впол­не «информационный». В данном случае от системы к системе не передается НОВАЯ информация и «количество байтов» в ходе передачи чаще всего то же самое, - также как в случае приема этой информации. При этом, если пере­хватить такую информацию, то даже при ее неадекватной расшифровке коли­чество байтов остается одним и тем же. В качестве самых подходящих анало­гов описываемого типа взаимодействия можно было бы назвать вербальный и невербальный обмен информацией на взаимно доступных субъектам языках общения.

Строго говоря, таковой, то есть иносказательной, информации в объектив­ном мире нет, поскольку невозможно объективное определение образного, а то и эзопова языка субъективной реальности. Со-общение субъектов может, в час­тности, опираться на результаты непосредственного сенсорного восприятия: (образ) + реакция. Оценка этого непосредственного восприятия такова: (образ чего (?) - пейзажа или сражения (?)) + ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ реакция, вызван­ная двумя предыдущими факторами (ДОБРАЯ, СУРОВАЯ картина). И эта до­полнительная реакция, по сути, обеспечивает психическую проекцию, образу­ющую ВТОРОЙ УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ (точнее - «второй, то есть неоче­видный, план» иносказания). В символическом со-общении субъектов каждый раз заново воссоздается, с некоей степенью точности, впечатление от реакции одного субъекта на реакцию другого субъекта. Взаимопонимание достигается благодаря обладанию «ключами» общей культуры субъектов и на основе анало­гичного строения психики субъектов, основы которой заложены биологически:

 

Date: 2016-05-25; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию