Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика развития субъекта





Очевидно, что при ограниченных возможностях природного способа гнос­тических действий человека, возможности собственно субъекта качественно преобразовать состояние наличных ресурсов самопознания весьма ограниче­ны. Новые элементы субъективной реальности, изготовленные субъектом в ходе познания мира НА ОСНОВЕ ВОСПРИНЯТОГО, как бы они ни были полезны, не могут находиться в субъективной реальности вечно. Они переходят в память, чтобы быть изредка извлекаемы на поверхность. Правда, можно с увереннос­тью заявить, что субъективная реальность каждого индивидуума в любой дан­ный момент в значительной степени состоит из именно из таких «мерцающих», то есть возникающих и исчезающих в ходе познания, конструктов. Поэтому, в силу указанной неустойчивости психики, как аппарата генерации субъективной реальности, ни о каком качественном скачке в развитии самого субъекта на ос­нове подобного, «сумеречного» познания не может быть и речи, хотя и говорят, что сова Минервы вылетает в сумерках.

И в этом состоит первый барьер на пути развития субъекта, как самостоя­тельной разумной сущности - барьер технологической ограниченности психи­ки, связывающий свободу самоактуализации субъекта. Впрочем, к счастью, этот барьер преодолевается в эволюции каждого индивидуума таким же естествен? ным образом, как и в начале эволюции человечества. Человек, с необходимос­тью становясь субъектом, стремится расширять свои возможности взаимодей­ствия с объективным миром посредством накопления багажа пережитого опы­та во внепсихических аккумулятах (в устных и письменных, в монументаль­ных, а также и в электронных средствах его запечатления).

При этом известные возможности психики «снимаются», то есть все ее цен­ные для субъекта возможности не только сохраняются, но и преобразуются в связи с новым ее предназначением, - обеспечить решение оперативных задач расширения субъективной реальности, то есть задач самоактуализации субъек­та, имея к тому же в виду дальнейшую его эскалацию, не только во-вне, но и во­внутрь, с целью перманентной реорганизации психических процессов.

То есть, как это ни парадоксально, саморазвитие ПРАКТИЧЕСКИХ ВОЗ­МОЖНОСТЕЙ субъекта, как идеального феномена, осуществляется за счет упорядоченного управления объективной структурой психики в форме диа­лектического ее снятия, при сохранении и преобразовании всех ее ценных пре­имуществ, наработанных в ходе эволюции жизни на Земле. Идеальное, таким образом, инициирует развитие окружающего его материального, делегируя ему собственные установки самоорганизации и заставляя служить себе. Не только материя отражается в субъекте, но и субъект отражается в материи. Процесс снятия ресурсов психики в самоактуализации субъекта происходит в форме вза­имопреломления возможностей материального и идеального, что свидетельству­ет об относительной, а не абсолютной противоположности этих категорий и всего того содержания, что ими обозначается.

Разумеется, такие взаимоотношения субъекта и материи — или, если угодно, субъект-объектное взаимодействие, не ограничивается полезными для мышле­ния изменениями в психике, хотя психика и выполняет роль первого звена свя­зи этих двух миров и посредством ее накапливаются все несметные сокровища субъекта. Это взаимоотношение субъекта и психики реализуется, в частности, в форме организации в структуре психики относительно автономных от собственно сознания «программных модулей» реализации побуждений, лежащих в основе формирования умений и навыков человека, а также в основе его сложного про­фессионального и социального поведения.

Психика представляет субъекту возможности создавать для реализации по­буждений те или иные условные рефлексы, существующие затем более или ме­нее автономно во внепсихической сфере, начиная от рефлексов координации ходьбы и до рефлексов, или, лучше сказать, - концептов, - управления энергоин­формационными ресурсами, также как концептов управления ресурсами пер­сонала фирмы.

Итак, вслед за самоактуализацией субъект стремится к диверсификации в материальном мире, механизм которой позволяет человеку создавать различ­ные орудия и технологии или, проще, - технические приспособления. Что такое чашка, как не овеществленный концепт удерживающего воду предмета. Что такое микроскоп как не развитие концепции глаза и что такое автомобиль, как не ове­ществленная концепция предмета, освобождающего для движения заимство­ванную извне энергию?

При помощи мышления, психики, тела и внетелесных приспособлений субъект исследует и изменяет окружающий его мир сообразно своим побужде­ниям. Это сфера цивилизации человека и, прежде всего, - поле приложения воз­можностей естественной науки. Сфера цивилизации представляет расширен­ную «матчасть» человека и человечества, организованную и управляемую в соответствии с нашими побуждениями и ожиданиями. В цивилизации отпеча­тывается, запечатлевается воздействие на объективный мир как индивидуаль­ных, так и коллективных субъектов.

Так создается непрерывная и постоянно развивающаяся слоистая структу­ра, своеобразный конгломерат упорядоченной реальности, в центре которого оказывается преломляемый во всех слоях и на всех уровнях организации следу­ющий ряд субъект-объектного взаимодействия:

Date: 2016-05-25; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию