Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепты бытия и со-бытия субъекта





«Человек» - весьма неопределенный концепт, под которым можно пони­мать все, что угодно вплоть до представления каждого из нас в качестве при­родного марсианина. Поэтому следует выделить ВАЖНЫЕ ДЛЯ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ и, разумеется, - существенные, - признаки, представлен­ные в соответствующих категориях, адекватных природе и культуре «человека рода Хомо Сапиенс». Эти наиболее значимые свойства или признаки, - в свете интересующей нас проблемы эволюции человеческого субъекта, - нуждаются хотя бы в рабочих, но, тем не менее, - в авторских, концептуальных определе­ниях, необходимых в процессе обсуждения заявленной темы исследования.

1. Тело: комплекс (конструкт) живых клеток самого различного назначе­ния, обеспечивающий при координированном функционировании выживание «человека» в материальном мире. Поддается протезированию, но в целом недо­лговечно. Тело служит человеку:

а) средством переработки приносящих химическую энергию веществ;

б) инструментом совершения действий в физической реальности;

в) системой поддержания гомеостазиса, то есть некоторого постоянства внутренней среды;

г) антенным комплексом для приема сигналов внешней и внутренней среды.

Благодаря перцептивным возможностям приема сигналов и возможностям кинетики, тело служит «каналом» обмена энергией и информацией с внешним миром.

2, Мозг: сложно организованный и относительно недолговечный комплекс (конструкт) нейронов, обменивающихся электрохимическими сигналами. По­средством мозга осуществляется функция активного отражения объективной реальности, вот почему он служит инструментом координации информацион­ных процессов, частично обеспечивающих вышеуказанные функции а) и в). Мозг практически полностью координирует функции тела по пунктам б) и г). Он способен к специфическим реакциям и к активным сигналам в зависимости от физико-химических стимулов, также как на основе собственных ритмов и врожденных биологических программ (инстинктов).

Кроме того, отражающий реальность мозг и его электрохимическая актив­ность неизвестными естественной науке способами служат тому, что человек не только погружен в бытие, но и является провозвестником своего со-бытия, своего общественно необходимого самоутверждения, как формы снятия налич­ного бытия. Состоявшись в со-бытии, человек тем самым предстает как новей­шее событие в жизни человечества, свидетельствующее о том, что еще один представитель человеческого рода приобрел качество социально-исторической, а не только биологической или психологической новорожденное Другое дело, что эта форма новорожденное доступна не всем индивидуумам и не одновре­менно, то есть гетерохронно. Заново родившись, то есть составив оппозицию со-бытия к бытию, человек является субъектом и носителем его индивидуаль­ной, субъективной реальности.

Событие новорожденного субъекта есть феномен, относящийся к иному классу явлений, трансцендентных физической реальности, ибо инструменталь­но оные не обнаруживаемы. Элементы субъективной реальности заметнее вы­деляются, если, например, попытаться сравнивать то, что есть ФИЗИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ и то, что есть ОЩУЩЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ. По­добно можно сравнивать химический состав клубники и ее вкус, и так далее. Понятно, что ощущения существуют исключительно в субъективной реально­сти. В материальной форме, в бытии человека они не даны. Они требуют со­бытия, в форме установления отношения человека к бытию. Продолжая мысль С.И. Гессена в область психологии человека, можно сказать, что ощущения для человека заданы, то есть с момента его субъективной и субъектной новорож­денности, они представляют те или иные ЗАДАЧИ.(З)

Нам ДАНЫ только материальные причины и условия (факторы) бытия, как ОСНОВАНИЯ активно порождаемых человеком процессов ощущения, то есть процессов, отличающихся со-бытийным, также как вне- и над-бытийным ха­рактером.

3. Субъект: что это доподлинно такое, из чего именно состоит и как он воз­никает? Это наиболее трудноопределимый концепт, хотя для большинства лю­дей субъект якобы погружен в его наличное бытие, а поэтому он и есть не более и не менее, чем некоторая ДАННОСТЬ в форме «Я», но отнюдь не ЗАДАН-НОСТЬ. Поэтому субъектность известна человеку чаще всего сугубо индиви­дуально. В шутку говоря, до сегодняшнего дня о его существовании свидетель­ствовали только обладатели МОЗГА, что заставляет предположить то, что су­ществует некоторая связь, или корреляция мозга и субъективности его носителя.

По отзывам и согласно множеству общеизвестных философских дискус­сий, главным признаком субъекта является волшебное слияние воспринятых телом и трансформированных мозгом сигналов внешнего мира, сигналов внут­ренней среды, а также собственных сигналов мозга в единую картину, состав­ляющую целостную субъективную реальность. К тому же, весь этот комплекс сигналов представляется доступным изнутри, при возможности как целостного наблюдения, так и анализа со стороны гомункулуса, попросту обозначаемого словом «я». Кратко говоря, такая картина человеческого мира составлена ощу­щениями, образами, эмоциями, ожиданиями и намерениями, и в этом творчес­ком хаосе и обитает некоторое «я», неотъемлемое от субъекта. То есть субъек­тность данного человека в каждый момент времени его жизни, есть нечто про­изводное от его внутреннего, душевного и духовного богатства.

При этом субъектность человека оказывается до известной степени зависи­мой от функционирования многих мозговых структур и подвержена как влияниям явных для его сознания сигналов (ощущения света, звука), так и сигналов неявных (ощущения слабой тревоги, переживание ясности мышления или, на­оборот, - сумеречности восприятия ближайшего окружения с тенденцией про­явления «охоты к перемене мест»).

Важнейшими характеристиками качества субъектности для человека явля­ются:

а) свойство непрерывности и целостности, существующей в каждый конк­ретный момент времени;

б) ситуативность, сиюминутность, или буквально говоря, - своеобразная «наличность», объясняемая тем, что каждый новый субъективный элемент по­рождается прежде всего самим субъектом

в) реальная или кажущаяся «воля к жизни», как способность непрерывно жить и действовать, постоянно модифицируя (или только обещая это делать) то, что представляется субъективным пространством, - в соответствии или в кажу­щемся соответствии с решаемыми субъектом задачами.

Оговорка «кажущаяся способность» здесь важна, так как на сегодняшний день не существует способа установить, является представляющееся произволь­ным действие субъекта именно и истинно произвольным, то есть зависящим только от него самого, как не связанного внутренними обстоятельствами инди­видуума.

4. Психика: иногда этот концепт определяется, как вся сфера отражения, доступная субъекту. Однако такое определение представляется весьма туман­ным. Не исключается тавтология понятий психики и личности, психики и субъек­та, вследствие чего обессмысливается содержание теории и практики активной эволюции человека. Так, совершенно непонятно, относится ли деятельность ретикулярной формации, регулирующая смену фаз «сон» - «бодрствование», к психике? В случае «медленного сна» субъекту эта форма жизнедеятельности организма, очевидно, - недоступна. Вместе с тем, человеку доступен результат медленного сна, и этот результат очень важен для субъекта. С другой стороны, безусловный «коленный» рефлекс организован вне участия субъекта; и хотя субъект может регистрировать этот рефлекс зрительно и кинестетически, как факт бытия и сознания, но изменить что-либо по существу этого рефлекса субъект не имеет возможностей.

Поэтому мы будем понимать под психикой любые, вне зависимости от уров­ня, функциональные механизмы мозга, которые в процессе или результате их срабатывания порождают НЕПОСРЕДСТВЕННО обнаруживаемые и/или акти­вируемые субъектом эффекты. Таким образом, вырисовывается достаточно чет­кая граница сферы психического, как деятельности, в которой или по отноше­нию к которой существует субъект, определяющий ее форму и в то же время ей не принадлежащий.

Например, яркий свет, влияющий на сетчатку, генерирующую электрохи­мический сигнал, который проводится в мозг, где срабатывает безусловный рефлекс сужения зрачка, попадает в сферу психического только тогда, когда он прохо­дит зрительный анализатор и порождает субъективный эквивалент света или об­раза. Сужение зрачка и рефлекторная дуга этого процесса не относится к психи­ческому. Вместе с тем, зрение, как анализатор обладает субъектным и внесубъек-тным планами, и эти два плана определяют внешнюю границу психики в случае зрительного восприятия.

Аналогично, совершение движения требует от субъекта создания специфи­ческого ощущения, служащего сигналом для моторной зоны головного мозга, далее самостоятельно координирующего соотношение тонуса, порядок и сте­пень сокращения мышц, обеспечивающих то самое движение, идеальный эк­вивалент которого был создан субъектом. Этот эквивалент и выступает в дан­ной ситуации конституиирующей движение проективной его формой. Мотори-ка, активируемая со стороны коры головного мозга, также выступает в данном случае непосредственной границей психики. Подобным образом, если некото­рое воспоминание порождается в сфере субъективного, то, соответственно, ге­нерирующие это воспоминание механизмы памяти, находятся за границей сфе­ры психического, тогда как механизмы, хранящие это воспоминание и обеспе­чивающие его генерацию относятся к внесубъектному плану психики.

Таким образом, одни и те же механизмы способны, в зависимости от ини­циированной субъектом задачи, выдавать разные результаты. В целом, об­ласть психического и в пространстве, и во времени несколько обширнее про­странства наличной субъективности, но меньше области церебрального и те­лесного, выступающих по отношению к субъекту в качестве периферических расширений.

Но, разумеется, более корректным является сопоставление психики, мото-рики и субъектности в динамике и диалектике взаимосвязи формы и содержа­ния сопоставляемых процессов и механизмов и функций.

Так или иначе, важно отметить, что при указанном сопоставлении понятие психики включает в себя объективные механизмы самоактуализации субъекта, тогда как понятие субъекта выступает, скорее, как субъективная изнанка этих механизмов, по существу являясь формообразующим и регулирующим их нача­лом, - подобно золотнику в его отношении к поршневому механизму двигателя.

5. Сознание: некая «часть» субъекта соотносима со сферой сознания, как областью, или концептом, проясняющим существо процессов рефлексии и са­моотчета. Подразумевается, что элементы этой области субъективной реально­сти могут быть выделены вниманием, они могут быть осознаны и стать предме­том и концептом мышления. Эти элементы в целом составляют набор субъек­тивных переменных, используемых для конструирования ПРОИЗВОЛЬНОЙ внутренней жизни. При этом именно в сознании продуктивно регистрируются переживания и результаты восприятия, увязываемые с иными элементами субъек­тивной реальности. В сознании создаются смыслы и абстракции и формирует­ся сокровищница субъективного опыта. Благодаря сознанию, произвольно активируются эффекторные части психики, способные транслировать сигналы к мышцам тела человека.

С различной степенью эффективности сознание способно действовать даже в так называемых «измененных состояниях», включая фазы «быстрого сна» индивидуума. Следует заметить, что в измененных состояниях сознания часть его функций вполне сохранна, а поэтому представляется неправильной позиция некоторых авторов, предлагающих считать, что в этих состояниях сознание яв­ляется «отсутствующим», - только на том основании, что люди подчас не запо­минают содержание самих актов рефлексии.

6. Субъективно-бессознательное: лишенный непосредственности ясно­го сознания, но в принципе представляемый концепт, раскрываемый в отно­шении к самосознанию субъекта. Действительно, не каждый элемент субъек­тивного пространства может быть абсолютно осознан, однако каждый из них не лишен того или иного отношения к сознанию субъекта. Любое впечатле­ние человека присутствует в его осознанном переживании, даже находясь за порогом сознания. Например, так называемое «плохое настроение», осно­вывается на реальных фактах психической и телесной жизни человека, также как на фактах его общественной жизни. Осознать эти факты удается не сразу и не одновременно, а тем более затруднительно осознать все без исключения элементы наличного настроения человека. Но при всей «рассеянности» ком­понентов настроения, все без исключения слабо осознаваемые и случайные впечатления, хотя и не становятся в центре нашего внимания, но составляют тот самый его фон, или контекст, наличие которого может кардинально изме­нять восприятие «текста» ситуации.

Что важно подчеркнуть, при определенных обстоятельствах сосредото­чения, многие слабоосознаваемые элементы самосознания субъекта могут быть довольно детально актуализированы. Это заставляет нас предположить, что существующее разграничение сфер сознательного и бессознательного явля­ется не принципиальным. В противном случае следовало бы констатировать ограниченные возможности неких механизмов человеческой психики, ответ­ственных за регистрацию и осознание фактов наличного бытия человека. На деле, человек постоянно демонстрирует практически безграничные возмож­ности осознания прошлого и настоящего, и, благодаря этому, хотя и отчасти, -осознания будущего.

7. Подсознание, или индивидуально-психическое бессознательное: Этот концепт настолько трудно формулируем, насколько сложной является диф­ференциация содержания соответствующей области психической деятельно­сти отдельно взятого человека. Поэтому данный концепт зачастую именуется как «подсознание» человека. Это еще один нечетко определенный концепт, хотя и необходимый для обозначения кумулятивно устроенных областей и ме­ханизмов психики, действующих относительно независимо от проявления ре­активных ее свойств, по поводу наличных ситуаций человеческого бытия. Дляпримера можно сказать, что работа подсознания скорее может быть ассоции­рована с общей индивидуальной и личностной тревожностью, в то время как субъективно-бессознательное состояние человека, а тем более, - его осознан­ное состояние, скорее всего определяются ситуативной или реактивной тре­вожностью.

Примечательно, что такого рода отношение подсознания и сознания не ис­ключает направленного их «взаимодействия», в смысле инициирования субъек­том, при участии сознания, специальных провоцирующих мнемических и мыс­лительных действий, оказывающихся весьма результативными, «вытаскивая» из глубин психики человека тот материал, который непроизвольно уже им син­тезирован и крайне необходим для произвольно осуществляемого творческого познания действительности и для адекватного управления поведением. Именно с возможностями актуализации содержания бессознательного и подсознания увязываются ресурсы интуиции человека.

8. Личность: концептуально значительно более сложная категория, нежели все предыдущие, особенно имея в виду субъектность человека. Биологические особенности структуры и функциональные особенности тела, индивидуальные особенности мозга и связанные с ним биологические возможности, индивиду­альный, запечатленный в памяти опыт, смыслы и ценности, а также многие другие компоненты представляют такие сложные структуры, которые в любой момент сосуществует как в субъективном, так и в объективном планах бытия человека. При этом именно качество личности определяет характер динамичес­кого взаимодействия субъекта с окружающей средой - примерно так же, как начатая шахматная партия создает и возможности, и ограничения для продол­жающего эту партию шахматиста.

Таким образом, траекторию линии субъект-объектного взаимодействия че­ловека с окружающим миром в течение его жизни с объективной точки зрения можно представить так:

 

мир(объект) - тело - мозг - тело - мир (объект)

 

При этом мир, тело и мозг представлены в единственном числе, обмен ма­териальными компонентами меж ними биохимически прозаичен. Энергообмен регулируется по объективным физическим законам, а обмен информацией осу­ществляется по статистическим законам, «как байты легли». С объективной точки зрения, энергоинформационное взаимодействие человека с миром совершенно ординарно, как в пространственном плане трансфера причины (в форме энер­гии доминирующих факторов), так и во временном плане, представляющем более или менее нормальное распределение информации по вектору активнос­ти субъекта

Вместе с тем, та же траектория линии субъект-объектного взаимодействия человека с миром, если он выступает в качестве субъекта, инициирующего это взаимодействие, прежде всего конструируема «изнутри», благодаря планирующим и в этом смысле частным или «частичным» функциям сознания и самосоз­нания, ибо тождество бытия и мышления не является абсолютным. При этом некое их несовпадение, также как некая частность, часть или доля каждого из компонентов указанного их взаимодействия может быть обозначена как «X»:

 

(X) мира (объект) - (X) тело - (X) мозг - (X) психика - (X) субъекта –

Самосознание - (X) психика - (X) мозг - (X) тело - (X) мира (объект)

При такой траектории взаимодействия в единственном и неповторимом ка­честве выступает одна только сознательная сфера субъекта. Причем, по отно­шению к субъектной самоактуализации человека связь психика-мозг - тело -мозг - психика может быть индифферентна к заменам биологических компо­нентов на любые функциональные аналоги, к примеру, - электронные средства (робот-процессор вместо тела и мозга).

С точки зрения субъекта, центральной частью реальности выступает пре­имущественно его самосознание, а все необходимые для субъективной жизни переменные в форме внешних и внутренних сигналов ему поставляет психика, - непосредственно или опосредованно, благодаря наличию избыточных, нео­сознаваемых компонентов ее активности. Та или иная ценность информации о реальности также определяется только самим субъектом.

При этом субъект и объективная реальность относятся к разным мирам. Их взаимодействие осуществляется на уровне субъекта к трансферу смыслов ин­формации, что требует ничтожно малых количеств энергии, необходимой при функционировании линий связи для информационных потоков. Практически, такого рода взаимодействие несводимо к материальному обмену, а поэтому можно утверждать, что оно имеет энергоинформационную природу.

Существенно, что субъект никогда, по определению, не имеет дела непос­редственно с объективной реальностью: среда существования субъекта ей транс­цендентальна, являясь реальностью субъективной. Опосредствующим звеном взаимодействия субъекта с миром выступает его психика.

Несколько упрощая эту ситуацию взаимодействия, можно сказать, что, во-первых, виды энергии при обмене субъекта с миром многократно трансформи­руются, так что с точки зрения субъекта необходимая ему энергия привносится в виде смыслов или конструктов восприятия мира, то есть представлена для него в особой, ценностно-смысловой форме, и этот же самый, идеализирован­ный вид энергии смыслов позволяет субъекту осмысленно и, поэтому, адекват­но управлять психикой, передающей необходимые импульсы изменений в по­ведении еще далее, в сферу объективной реальности при помощи объектив­ных же форм энергоинформационного взаимодействия.*)

*)Такой переход энергии «из мира, - через его осмысление субъектом, - в мир», то есть от реального к идеальному и обратно может представляться нарушением обычных законов энергообмена, в том числе и закона сохранения энергии. Но это на первый взгляд. На самом деле ценностно-смысловая форма самоакгуализации субъекта выработана эво люционным образом, в среде сугубо материального взаимодействия. Но при этом нужно иметь в виду, что любая форма активности в природе и в обществе не может быть опре­делена как абсолютно идеальная и абсолютно самодостаточная. Идеальное существует постольку, поскольку существует материальное. Как уже было отмечено выше, более корректно объединение, а не отождествление и противопоставление материального, -как «вещи», - и идеального, - как формы этой «вещи». Понятно, что диалектика связи формы и содержания, активности и деятельности, управления и организации, процесса и результата, информации и энергии гораздо более продуктивна и конструктивна в по­нимании того, как ничтожно малое количество энергии может вызвать лавинообразный информационный поток, изменяющий объективные условия существования человека.

 

Во-вторых, распределение этого энергоинформационного потока, а, значит, и переносимая информация в результате ее преломления в активной среде субъек­та, также изменяются, причем замечательно то, что в результате такого преломле­ния информация в большей степени принимает субъектный, авторский характер, во многом не соответствуя оригиналу исходной информации. Информацион­ный пакет не преобразуется полностью, но его элементы становятся материалом для трансформации знаков, как орудий для означения, - то есть для конструирова­ния тех или иных смыслов и ценностей, позволяющих по-новому управлять энер­гетикой жизни человека.

Таким образом, характер энергоинформационного обмена субъекта с окру­жающей средой подчиняется не столько законам среды, сколько законам субъек­та, и один и тот же сигнал в разное время может вызвать совершенно разные эффекты субъект-субъектного и субъект-объектного взаимодействия.

Следовательно, поставленный во введении вопрос о возможности дальней­шего энергоинформационного развития человека как РАЗУМНОЙ СУЩНОС­ТИ вполне уместно рассматривать с точки зрения именно субъекта, а, значит, и субъективно, и эгоистично.

При этом смыслы этих понятий не должны восприниматься как чреватые псевдонаучными спекуляциями, невольными заблуждениями и нравственной недостаточностью. Наоборот, постановка субъекта в центр нашего внимания предельно возвышает научные и нравственные требования к желаемому каче­ству исследования и к самому его объекту, - то есть к человеку. Вот почему предметом настоящего исследования становится субъект, свобода и ответствен­ность которого и определяют то, что философско-научный анализ перспектив человека следует вести изнутри, основываясь на его общественно-исторически определенной сущности и на его активной личностной позиции.

 

Date: 2016-05-25; view: 264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию