Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коллизионной нормы в международном частном праве





Коллизия права – это объективно возникающее явление, которое порождается двумя причинами: наличием иностранного элемента в различных праовых отношениях и различным содержанием права разных гос-в, с которыми это правовое отношение связано.

Необходимой предпосылкой правового регулирования коллизий явл-ся выбор права того гос-ва, кот. будет компетентно их регулировать. Во внтр праве гос-в есть особые нормы – коллизионные, кот. содержат правила выбора права или тем или иным способом указывают, право какого гос-ва должно быть применено для урегулирования конкретного отношения с иностр. элементом.

То есть в национальном праве гос-ва, на территории которого рассматривается правоотношение, осложненное иностранным элементом, необходимо найти такую норму, которая бы обосновывала ответ на возникающий коллизионный вопрос: право какого гос-ва надо применить для рассмотрения конкретного правоотношения.

Такая норма и называется коллизионной нормой. Коллизионные нормы не регламентируют непосредственно права и обязанности участников отношений, а определяют подлежащее применению (применимое) право. Достигается это с помощью обозначаемых в коллизионной норме оснований (признаков, критериев, привязок), позволяющих установить надлежащее право.

Среди м/н договоров, направленных на унификацию норм гражданского права, можно выделить договоры, направленные на создание единообразных коллизионных норм гражданского права, то есть договоры, определяющие порядок выбора права того или иного гос-ва, применяемого к гражданско-правовым отношениям.

 


12. Виды коллизионных норм

В современном международном частном праве встречается достаточно большое разнообразие видов коллизионных норм. Их необходимо разграничивать, пользуясь разнообразными классификациями. В зависимости от того, какой критерий будет положен в основу той или иной классификации, коллизионные нормы будут распределяться по соответствующим группам.

1. В зависимости от правовой формы выделяют национально-правовые, т. е. коллизионные нормы, установленные национальным правом, и унифицированные международно-правовые, т. е. нормы, установленные международными договорами. Последние должны толковаться с учетом их международного характера.

2. В зависимости от способа выражения воли законодателя коллизионные нормы делятся на нормы диспозитивного и императивного характера. Диспозитивные нормы не обязательны, от них можно отступить, стороны могут договориться о применении права на основе иного принципа. Императивные, напротив, обязательны, от них стороны не могут отступать.

3. В зависимости от формы коллизионной привязки выделяются коллизионные нормы односторонние и двусторонние. Первые определяют правила применения только одного, обычно отечественного, права (ст. 1134 ГК Республики Беларусь), вторые сформулированы более широко и устанавливают применение как отечественного, так и иностранного права.

 


13. Основные формулы прикрепления в международном частном праве.

 

Классиф-ция коллиз. норм осущ-ся по типам формул прикрепления:

1) личный закон физ. лица – 1 из распространенных коллиз. принципов, применяемый для выбора права при регулировании отношений, возникающих в связи с право-, дееспос-ю физ. лиц, их гр-прав. статусом, в бр.-сем., наслед. отношениях. 2 разновид-ти:

- закон гражданства (lex patriae) – хар-но для континент. сис-мы права;

- закон места жительства (lexdomicilii) - хар-но для англосакс. сис-мы права.

З-во РБ по ряду вопросов в отношении ин. граждан исходит из принципа гражданства и из принципа домициля – для лиц без гражданства

2) личный закон юр. лица - служит для определения «национальности» юр. лиц. В РБ з-ном юр. лица считается право страны, где это юр. лицо учреждено.

3) закон места нахождения вещи - определяет содержание вещ. прав,их осущ-ние и защиту

4) закон «автономии воли» -означает, что к сделкам с ин. элементом может применяться закон, избранный лицами, совершающими сделку. При этом суд должен руководствоваться волеизъявлением сторон.

5) з акон места совершения действия6разновидностей:

- закон места заключения договора; - закон места совершения сделки;

- закон места исполнения обязательства; - закон места заключения брака;

- закон места осущ-ния основной деят-ти; - закон места причинения вреда.

6) закон места совершения правонарушения - применяется в деликтных отношениях, имеющих юр. связь с правопорядком различных гос-в. Деликтные отношения будут подчиняться соответствующим положениям той страны, в которой имело место причинение вреда.

7) закон, с которым правоотношение наиболее тесно связано - распространен в англо-амер. странах, однако в посл. время -применение в праве и практике европ. гос-в.

8) закон суда – означает, чтоучреждение, рассматривающее спор, несмотря на ин. элемент в деле, не применяет ин. право, если речь идет о гр.-процесс. его аспектах, а обращается к собственному правопорядку: 1 разновидность:

- закон страны арбитража, т.е. страны соответствующего постоянно дей-щего арбитража, или гос-ва, в котором проводится арбитраж.

9) закон флага -закон гос-ва, под гос. флагом которого эксплуатируется морское или воздушное судно, представляет собой важнейший коллизионный принцип в отношениях по перевозке грузов и определении прав и обязанностей, ответственности сторон и т.п.

10) закон места выполнения работы - находит применение в труд. отношениях.


14. Личный закон ФЛ. Закон национальности ЮЛ.

 

Личный закон физического лица – один из распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора права при регулировании отношений, возникающих в связи с право-, дееспособностью физических лиц, их гражданско-правовым статусом, в брачно-семейных, наследственных отношениях.

Личный закон существует в двух разновидностях: закон гражданства (lex patriae) изакон места жительства (lex domicilii).

Формула отсылки к закону гражданства свойственна законодательству и праву стран континентальной правовой системы, закон места жительства – стран англосаксонской системы права.

Законодательство Республики Беларусь по ряду вопросов в отношении иностранных граждан исходит из принципа гражданства (ч. 1 ст. 1103 ГК Республики Беларусь) и из принципа домициля – для лиц без гражданства (ч. 2 ст. 1103 ГК Республики Беларусь). Также этот коллизионный принцип закреплен в ряде международных договоров (п. 1 и 2 ст. 23 Минской конвенции 1993 г.; ст. 26 Кишиневской конвенции 2002 г.).

- Личный закон юридического лица (lex rei societatis).

Для юридических лиц личный закон служит для определения их «национальности» (условный термин, обозначающий связь юридического лица с государством). В Республике Беларусь согласно ст. 1111 ГК законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено. Также данная коллизионная привязка отражена в некоторых международных соглашениях (п. 3 ст. 23 Минской конвенции 1993 г.; п. 3 ст. 26 Кишиневской конвенции 2002 г.).

 


15. Автономия воли сторон. Закон места причинения вреда.

- Закон «автономии воли» (lex voluntatis).

Эта коллизионная привязка означает, что к сделкам с иностранным элементом может применяться закон, избранный лицами, совершающими сделку. При этом суд должен руководствоваться волеизъявлением сторон.

Закон автономии воли закреплен в законодательствах многих стран мира. В Республике Беларусь он закреплен в п. 1 ст. 1124 ГК.

 

 

Закон места причинения вреда (lexlocidelicticommissi). Обычно применяется по деликтным обязательствам. Так, в соответствии со ст.1129 ГК Республики Беларусь права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда определяются по закону страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.


16. Закон суда / валюты долга / флага

- Закон суда (lex fori).

Согласно коллизионному принципу прикрепления к закону суда учреждение, рассматривающее спор, несмотря на так называемый иностранный элемент в деле, не применяет иностранное право, если речь идет о гражданско-процессуальных его аспектах, а обращается к собственному правопорядку.

Разновидностью данного принципа выступает lex arbitrii закон страны арбитража, т. е. страны соответствующего постоянно действующего арбитража, или государства, в котором проводится арбитраж.

- Закон флага (lex flagi).

Закон флага, т.е. закон государства, под государственным флагом которого эксплуатируется морское или воздушное судно, представляет собой важнейший коллизионный принцип в отношениях по перевозке грузов и определении прав и обязанностей, ответственности сторон и т.п. Закону флага отведено место в КТМ Республики Беларусь и ВК Республики Беларусь.

 

 


17. Формулы прикрепления в МЧП

 

Классиф-ция коллиз. норм осущ-ся по типам формул прикрепления:

1) личный закон физ. лица – 1 из распространенных коллиз. принципов, применяемый для выбора права при регулировании отношений, возникающих в связи с право-, дееспос-ю физ. лиц, их гр-прав. статусом, в бр.-сем., наслед. отношениях. 2 разновид-ти:

- закон гражданства (lex patriae) – хар-но для континент. сис-мы права;

- закон места жительства (lexdomicilii) - хар-но для англосакс. сис-мы права.

З-во РБ по ряду вопросов в отношении ин. граждан исходит из принципа гражданства и из принципа домициля – для лиц без гражданства

2) личный закон юр. лица - служит для определения «национальности» юр. лиц. В РБ з-ном юр. лица считается право страны, где это юр. лицо учреждено.

3) закон места нахождения вещи - определяет содержание вещ. прав,их осущ-ние и защиту

4) закон «автономии воли» -означает, что к сделкам с ин. элементом может применяться закон, избранный лицами, совершающими сделку. При этом суд должен руководствоваться волеизъявлением сторон.

5) з акон места совершения действия6разновидностей:

- закон места заключения договора; - закон места совершения сделки;

- закон места исполнения обязательства; - закон места заключения брака;

- закон места осущ-ния основной деят-ти; - закон места причинения вреда.

6) закон места совершения правонарушения - применяется в деликтных отношениях, имеющих юр. связь с правопорядком различных гос-в. Деликтные отношения будут подчиняться соответствующим положениям той страны, в которой имело место причинение вреда.

7) закон, с которым правоотношение наиболее тесно связано - распространен в англо-амер. странах, однако в посл. время -применение в праве и практике европ. гос-в.

8) закон суда – означает, чтоучреждение, рассматривающее спор, несмотря на ин. элемент в деле, не применяет ин. право, если речь идет о гр.-процесс. его аспектах, а обращается к собственному правопорядку: 1 разновидность:

- закон страны арбитража, т.е. страны соответствующего постоянно дей-щего арбитража, или гос-ва, в котором проводится арбитраж.

9) закон флага -закон гос-ва, под гос. флагом которого эксплуатируется морское или воздушное судно, представляет собой важнейший коллизионный принцип в отношениях по перевозке грузов и определении прав и обязанностей, ответственности сторон и т.п.

10) закон места выполнения работы - находит применение в труд. отношениях.


18. Обратная отсылка и оговорка о публичном порядке.

Основные проблемы, связанные с применением коллизионных норм

ü толкование коллизионных норм или проблемы квалификации

ü взаимность в МЧП

ü обратная отсылка

ü отсылка к законодательству третьего государства.

ü обход закона в МЧП

ü оговорка в публичном прядке

ü применение императивных норм

ü установление содержания иностранного права

Обратная отсылка и отсылка к закону 3-й страны – сложное явление в МЧП. Обратная отсылка возникает тогда, когда один закон отправляет к другому, а тот в свою очередь отправляет обратно.

Трансмиссия возникает, когда закон одного гос-ва отправляет закону другого, а тот в свою очередь отправляет к закону 3-го гос-ва.

Результат принятия отсылки – применение материального права страны суда или третьей стороны.

Особ-ть прав-го регул-я данной проблемы – неоднозначное отношение к признанию отсылок и к определению круга отношений, в сфере которых допускается их принятие.

Реш-е, ограничивающее принятие обратной отсылки и отсылки к праву 3-й страны, имеется в ГК РБ.Любая отсылка к иностранному праву рассм-ся как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соотв-й страны. Принятие обратной отсылки и отсылки к праву 3-й страны допускается при опр-ии личного законно физ. лица, его правоспособности и дееспособности, прав физ. лица на имя, использование имени и его защиту, а также в области опеки и попечительства.


19. Применение коллизионных норм. Конфликт квалификаций.

 

Проблемы, связанные с применением коллизионных норм, весьма многочисленны. Одной из них является проблема квалификации.

Ряд правовых понятий (например, движимое и недвижимое имущество, форма сделки, постоянное место жительства и др.), содержащихся в объеме, привязке коллизионной нормы, а также в применимом праве, могут неоднозначно толковаться в отечественном и иностранном праве.

Согласно белорусскому праву юридические понятия раскрываются в соответствии с правом страны суда (отечественным правом), если иное не предусмотрено законодательными актами.

Если юридические понятия, требующие правовой квалификации, не известны праву страны суда или известны под другим названием или с другим содержанием и не могут быть определены путем толкования по праву страны суда, то при их квалификации может применяться право иностранного государства (ст. 1094 ГК Республики Беларусь).

 


20. Оговорка о публичном порядке.

 

Применение иност-го закона на тер-ии др. гос-ва м.б. ограничено путем исп-ия оговорки о публичном порядке. Это означает, что иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, м.б. не применен, если такое применение закона противоречило бы публичному порядку данного гос-ва.

Зак-го определения публичного порядка нет, но согласно доктрине – сов-ть полит-х, экон-их, моральных и правовых принципов, существующих в данном гос-ве.

В практике ряда стран широкое применение получила норма, согласно кот. иностранный закон не применяется, если он противоречит основным принципам правопорядка, морали и добрым нравам.

В РБ с соот-ии с ГК иностр-ое право не применяется в тех случаях, когда его применение противоречило бы основам правопорядка, а так же в иных случаях, прямо предусмотренных закон-ми актами. В этих случаях применяется право РБ.

 


21. Институты взаимности и реторсии в международном частном праве.

Принцип взаимности – один из основных в регулировании межгосуд. эконом. отношений.

Сущность института взаимности состоит в том, что иностранцам предоставляются определенные права, льготы и привилегии при условии, что физ. и юр. лица предоставляющего гос-ва будут пользоваться аналогичными правами и льготами и привилегиями в иностранном гос-ве.

Существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

При материальной взаимности иностранцы на территории другого гос-ва пользуются таким объемом прав, которым они пользуются в своем гос-ве.

При формальной взаимности иностранцам на территории другого гос-ва предоставляется такой объем прав, которым пользуются собственные граждане.

Материальная взаимнсть – явление достаточно редкое в практике МЧП в связи с существованием значительных расхождений в содержании права различных стран. В современном мире в подавляющем большинстве ситуаций регулирование правового положения иностранных субъектов основано на применении формальной взаимности.

В РБ – это ст. 1098 ГК.

Реторсия – это ограничительные меры, предусмотренные законом, которые применяются к иностранным физ. и юр. лицам, ограничивающие их правовое положение.

По общему правилу реторсионныемеры применяются в ответ на дискриминационные действия иностранного гос-ва. Целью таких мер является отмена установленных за границей ограничений.

Реторсия представляет собой, например, введение визового контроля въезда для граждан соотв. гос-ва в противодействие отмене последним безвизового передвижения по его территории для граждан первой страны и т.п.

Право каждого гос-ва на реторсию вытекает из принципа суверенного равенства, уважения суверенитета, равноправия и недискриминации.


22. Правовой режим и его виды

Иностранцы в стране пребывания наделяются определенным правовым статусом.

Основными видами режимов, определяющих правовой статус всех субъектов международного частного права (физических и юридических лица, государств и межправительственных организаций), являются национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим – это приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам.

Устанавливается национальный режим международными договорами и источниками национального права. В Республике Беларусь этот принцип в отношении иностранных граждан закреплен в Конституции, законах «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «Об авторском праве и смежных правах» и др. Из международных соглашений можно сослаться на Минскую конвенцию 1993 г., Кишиневскую конвенцию 2002 г., двусторонние договоры о правовой помощи, а также на такие универсальные многосторонние соглашения, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и др.

Режим наибольшего благоприятствования – это режим, согласно которому лицам определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Иными словами, если одно государство предоставляет другому режим наибольшего благоприятствования, то граждане последнего пользуются столь же благоприятными условиями, которые уже предоставлены или будут предоставлены гражданам любого третьего государства.

Режим наибольшего благоприятствования отличается от национального режима тем, что в первом случане в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а во втором ставятся в равное положение с отечественными лицами.

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

 


23. Субъекты международного частного права.

 

1) Физические лица как субъекты МЧП – это:

- Граждане РБ.

- Лица без гражданства (апатриды).

- Иностранные граждане.

- Лица, имеющие двойное гр-во (бипатриды).

2) Юридические лица:

- Отечественные юридические лица.

- Иностранные юридические лица.

- М\н неправительственные организации.

3) Государство.

 


24. Иностранные граждане как субъекты международного частного права.

В области МЧП?-ы режима пребывания, гражданско-правового статуса физ. лиц – иностранцев на тер-ии конкретного гос-ва образуют его главную составляющую.

Для МЧП характерен дифференцированный поход к физ. лицам, находящимся в пределах юрисдикции конкретного гос-ва, основанный на разделении на соотв-ие категории и на устан-ии правового режима в отношении каждой из них. Категрии:

- собственные граждане гос-ва;

- иностранные граждане (лица, не явл-ся гражданами данного гос-ва и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству др. гос-ва);

- лица без граждансктва (те, кот. не состоят в гражданстве данного гос-ва и не имеют доказательства своей принадлежности к гражданству др. гос-ва; возникает если лицо утратило гражданство, но не приобрело нового; женщина вступила в брак с иностранцем и при этом утратила свое гражданство, но не приобрела по законам гос-ва мужа его граж-во; ребенок родился от лица без гражданства в гос-ве, где ему не предост-ся гражд-во.).

Каждое гос-во само устанавливает для иностранцев, находящихся на его территории, соотв-ий правовой статус. Этот статус определяется как внутренним законодательством, так и междун-ми договорами.Также?-ы правового положения иностранцев регул-ся двусторонними договорами о правовой помощи, консульскими конвенциями и др.

Правовой статус можно разделить на 2 части:

1. Правовой статус гражданина своего гос-ва;

2. Правовой статус страны пребывания.

В правовом положении лиц бех гражданства немало общего с иност-ми гражданами, но имеются отличия. Иност-ые граждане подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но и сохраняют права и обязанности по отношению к своему гос-ву. Данное положение называется двойным давлением закона.

Лица без гражданства подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которая полностью определяет их правовое положение. Если лицо без гражданства переезжает на постоянное жительство в др. гос-во, его правовая связь с прежним гос-ом прекращается и устан-ся новая правовая связь с гос-ом, в кот. лицо находится.

Бипартизм – одно и то же лицо имеет гражданство 2-х или > гос-в. Лицо, обладающее двойным гражданством, несет опред-ые обязанности одновременно по отношению к несколькими гос-ам. В этих гос-ах данное лицо нельзя рассматривать как иностранца.


25. Иностранные юридические лица как субъекты международного частного права.

Правовое положение юр. лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности».

Под «личным статутом» понимают объем правоспособности юр. лица в соответствующем государстве. В содержание этого вопроса включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юр. лица, взаимоотношений между учредителями, порядка получения и распределения прибыли, расчетов с бюджетом и др.

В каждой правовой системе личный статут имеет свое содержание.

«Национальность» юр. лица – это принадлежность юр. лица к государству. Данный термин используется для определения правовой связи юр. лица с государством: отчисления налогов; создания со стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статута. В случае, если, например, юр. лицо является белорусским, то его личный статут будет определяться белорусским правом; для французского применимо французское право и т. п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юр. лице иностранного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юр. лица иностранным элементом не изменяют его национальности.

Понятия «личного статута» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.


26. Понятие национальности и личного статута ЮЛ.

Правовое положение юридических лиц в международном частном праве раскрывается через категории «личного статута» и «национальности».

Под «личным статутом» понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого вопроса включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношений между учредителями, порядка получения и распределения прибыли, расчетов с бюджетом и др.

В каждой правовой системе личный статут имеет свое содержание. В Республике Беларусь личный статут, определяемый для белорусских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК. В нем закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статута иностранных юридических лиц: согласно ст. 1112 ГК гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статут иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к государству. Данный термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов; создания со стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статута. В случае, если, например, юридическое лицо является белорусским, то его личный статут будет определяться белорусским правом; для французского применимо французское право и т. п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностранного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изменяют его национальности.

Понятия «личного статута» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.


27. Правовой статус белорусских граждан за рубежом

Общим принципом, определяющим правовой статус белорусских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахождения.

Учитывая, что некоторые государства имеют несколько иные экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с Республикой Беларусь, белорусским гражданам в иностранном государстве предоставляется возможность пользоваться теми же правами, которые неизвестны белорусскому законодательству. В то же время в иностранных государствах, как и в Республике Беларусь, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан Республики Беларусь в отдельных правах.

Защиту белорусских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь в соответствии с международными конвенциями и Консульским уставом Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.1996 г. (ред. от 12.06.2006 г.). Согласно ст. 1 Устава консульские учреждения Республики защищают за границей права и интересы Республики Беларусь, ее юридических лиц и граждан.

 


28. Правовой статус белорусских юридических лиц за рубежом.

 

Компании, создаваемые бел. субъектами хозяйствования за границей, явл-ся по сути иностранными, но в силу бел. нац-ти учредителей подчиняются некоторым положениям бел. права.

Юр. и физ. лица РБ, получившие право на внешнеэконом. деят-ть, могут осущ-ть ее за рубежом путем:

- создания в иностр. государствах хоз. структур, в т.ч. страховых и перестраховочных орг-ций, их филиалов и представительств, либо участия в их капитале и в органах управления (=заруб. предприятия, заруб. страх. предприятия);

- приобретения акций и паев существующих за рубежом фирм и предприятий, а также проведения операций с ценными бумагами на фондовых биржах (=операции с цен. бумагами);

- приобретения для осущ-ния и развития своей хоз. деят-ти зем. участков, зданий и сооружений (=собственности за рубежом);

- учреждения за рубежом банков с участием бел. капитала, филиалов (представительств) бел. банков.

Создание заруб. предприятий и приобретение собственности за рубежом осущ-ся гос. предприятиями, орг-циями и учредителями с согласия собственника имущ-ва или уполномоч. им органа. Субъекты хоз. деят-ти с иной формой собственности образуют заруб. предприятия и приобретают собственность за рубежом с согласия их высшего органа управления.

В н\вр. регистрации зарубежных предприятий в Специальном реестре МИД упразднена.


29. Виды иммунитета государства в международном частном праве.

 

Суверенитет гос-ва обеспечивается его иммунитетами. Имунитет гос-ва определяет правовое положение гос-ва в межд-ых сделках и вообще в частноправовых отношениях межд-го хар-ра. Имунитет не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от принудительных мер по иску и сиполнению судебного реш-я, ареста и реквизиции собст-ти.

В РБ?-ы иммунитета урегулированы ГПК и ХПК. Имунитет гос-ва носит императивный хар-р, т.е. гос-во не может от него отказаться.

В МЧП различают:

1. Юрисдикционный иммунитет. Включает:

А) неподсудность одного гос-ва другому (иски к иностр-му гос-ву не м.б. рассмотрены без его согласия в судах др. гос-ва);

Б) иммунитет от предварительного обеспечения иска (в порядке обеспечения иска имущество иност-го гос-ва не м.б. подвергнуто мерам принудитетльного хар-ра со стороны др. гос-ва);

В) имунитет от принудительного исп-я суд-го реш-я (нельзя в принудительном порядке исполнить суд-е решение, вынесенное против иностранного гос-ва без его согласия).

2. Иммунитет гос. собс-ти (заключается в том, что она пользуется неприкосновенностью; заявление гос-ва о принадлежности ему соот-ей собст-ти не м.б. оспорено в юрисдикционных органах другого гос-ва).

3. Иммунитет от применения иностранного права.

В настоящее время широкое распрост-е получила теория функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой, если гос-во как частное лицо занимается коммерческой деят-ю на территории др. гос-ва, то оно иммунитетами не пользуется (т.е. к нему м.б. предъявлены иски в суде и на его собст-ть распрост-ся меры принудительного хар-ра). Эта теория применяется в Канаде, США, Швейцарии и др.

Бел-е зак-во не приемлет теорию ограниченного иммунитета и основано на теории абсолютного иммунитета гос-ва.


30. Теория абсолютного и ограниченного иммунитета гос-ва

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Теория абсолютного иммунитета

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам. Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.


31. Коммерческие организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории РБ юр. лица РБ с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства РБ, в том числе м/н договорами РБ.

Юр. лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деят-ти и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории РБ коммерческими орг-циями с иностранными инвестициями (КОсИИ). Юр. лица приобретают статус КОсИИ с даты гос. регистрации коммерческих орг-ций с иностранными инвестициями. Порядок создания таких орг-ций определяется Инвестиционным кодексом и др. актами РБ.

Гос.регистрация КОсИИ, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, КОсИИ в свободных экономических зонах и страховых орг-ций, страховых брокеров, осущ-ся уполномоченным гос. органом (далее – регистрирующий орган).

Под КОсИИ понимается юр. лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

В целях определения особенностей регистрации все КОсИИ рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории РБ является юр. лицо РБ, уставный фонд кот-го состоит из доли иностр. инвестора и доли физических и (или) юр. лиц РБ.

Коммерческой иностранной организацией является юр. лицо РБ, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

КОсИИ может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством РБ и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации.

Отдельными видами деят-ти, перечень которых устанавливается актами законодательства РБ, КОсИИ может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

КОсИИ вправе иметь дочерние и зависимые общества, дочерние унитарные предприятия, а также создавать филиалы и представительства на территории РБ и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных актами законодательства нашей страны и соответствующим законодательством иностранных государств.

 


32. Правовой статус торговых представительств Республики Беларусь за рубежом.

 

Принадлежащие бел. гос-ву права в области внешнеэконом. деят-ти за границей осущ-ся торговыми представительствами РБ.

В странах, где нет таких представительств, их ф-ции выполняют эконом. или торговые советники дип.представительств.

Поставновлением СовМина РБ от 09 декабря 1991 г. (редакция от 23 июня 1999 г.) № 468 утверждены торговые представители РБ в ряде стран. А Постановлением Кабинета Министров РБ от 12 августа 1996 г. (в редакции от 02.08.2006 г.) № 527 утверждено положение о торгово-экономической службе дип. представительства РБ за границей.

Торговое представительство (ТП) – это гос. ведомство, осуществляющее за границей права своего гос-ва в сфере торгово-экономических отношений.

ТП утверждаются на основе двустороннего м/н договора с соотв. иностр. гос-вом. В своей деят-ти ТП руководствуются белорусским законодательством и м/н договорами, участниками которых явл-ся РБ.

Во главе ТП стоит торговый представитель, кот. руководит деят-тью торговых советников. Срок пребывания на посту не должен превышать 5 лет.

ТП пользуется дип. иммунитетами, а торг.представитель и его замы – дип. привилегиями.

ТП предоставлено право заключать за границей внешнеторговые сделки от имени гос-ва.

ТП за границей не отвечают по торгово-эконом. обязат-вам бел. предприятий за границей.

Основными задачами ТП РБ явл-ся:

· представительство интересов РБ в области ВЭД в стране пребывания;

· содействие развитию торгово-эконом. связей нашей страны с зарубежными странами, поиск новых форм сотрудничества;

· защита прав и законных интересов бел. участников ВЭС в стране пребывания;

· осуществление контроля за исполнением м/н договоров, соглашений, заключенных нашей страной с др. гос-вами.

ТП вправе выступать в судах иностранных гос-в в качестве истца или представителя истца по делу. В качестве ответчика по делу оно может выступать:

1) когда это прямо предусмотрено двусторонним договором;

2) если белорусское Правительство в письменном виде выразило согласие на подчинение суд. юрисдикции данного гос-ва по тому или иному гражданскому делу.

 


33. Международные организации как субъекты международного частного права.

 

Участие м\н межправит. организаций, относящихся к субъектам МПП, как и гос-в, в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны «контрагента» физ. или юр. лица.

М\н межправит. организации наделяются правами юр. лица. Правоспособность определяется их уставами, соглашениями о штаб-квартире и др. м\н договорами.

В процессе своей деят-ти они заключают различные дог-ры, опосредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, они могут заключать договоры об аренде помещений, договоры купли-продажи товаров, приобретать недвиж. имущ-во, выступать истцом в суде, выступать стороной в обязат-х из причинения вреда. Ответчиком они не выступают, т.к. обладают иммунитетом.

Собственность их (земля, здания) также пользуется иммунитетом. Иммунитет их закрепляется в соответствующих м\н договорах. Они вправе отказаться от принадлежащего им иммунитета (=при страховании своих тр. средств на случай причинения матер. ущерба третьим лицам).

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, м\н межправит. организации (специализир. учреждения) ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву м\н торговли (ЮНСИТРАЛ), в рамках которой разработан ряд проектов м\н конвенций.

 


34. Общая характеристика института собственности в международном частном праве.

Значение права собст-ти в МЧП предопределяется глобальными процессами интеграции торговли, традиционными аспектами права собст-ти (возникновение, способы, переход, сод-е, ограничение).

В процессе внешнеторговых отношений пр-й режим имущества подчинен преимущественно обязательственным нормам. С помощью норм о праве во внешнеторговых сделках опр-ся право удержания предмета сделки, право переадресования предмета сделки, риск порчи, повреждения или гибели.

Право собс-ти играет ведущую роль в межд-ом наследственном праве и в регул-иидругих тому подобных правоотн-й. Этим обст-ом опр-ся роль и значение института межд-го права собст-ти.

Институт права собс-ти в МЧП регул-ся межд-ми договорами, коллизионными нормами той или иной страны, внут-м зак-ом стран мирового сообщества о праве собст-ти с участием иностранного эмитетнта.

Межд-е договоры регул-ют инвестиц- юдеят-ть, налоговые правоотношения и т.п. Ими не охватывается весь спектр отношений собст-ти. Поэтому пробелы в правовом регул-ии института межд-но-правовой собст-ти решают коллизионные и др. нормы нац-го зак-ва. Но для реш-я этих задач различными странами мира дюбю объединяющие начала. Таковыми явл-ся обычаи межд-го торгового оборота. Такие обычаи явл-ся своего рода стандартами, эталонами как правового регул-я отнош-ий собст-ти, так и правоприменения в этой сфере межд-ых отнош-й.


35. Вещные права иностранных граждан в Республике Беларусь.

Право собственности издавна является одной из основных правовых категорий вообще, тем более для отношений, регулируемых МЧП.

Коллизионные вопросы права собственности

В коллизионном праве РБ нормы о праве собственности содержатся в параграфе 4 гл. 75 «Право собственности и иные вещные права» ГК. Среди коллизионных вопросов, возникающих применительно к отношениям собственности, можно назвать следующие:

- установление «способности» предмета спора быть объектом права собственности вообще или одной формы права собственности (напр., гос-ой);

- дифференциация имущества на движимое и недвижимое;

- определение объема правомочий собственника;

- установление содержания права собственности и других вещных прав;

- определение оснований возникновения и прекращения права собственности.

Закон места нахождения вещи – основной принцип, используемый при определении применимого права к любым вопросам в праве собственности. Этот принцип получил закрепление в законодательстве многих стран. Например, ст. 1119 ГК РБ закрепляет, что «право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится».

Для регулирования отношений собственности в правовых системах закрепляются и другие коллизионные принципы. К ним относятся:

· закон места совершения сделки (ст. 1120 ГК РБ);

· закон государства места назначения движимого имущества;

· закон места отправления движимого имущества (ст. 1122 ГК РБ);

· закон места регистрации имущества (ст. 1121, п. 2 ст. 1123 ГК РБ);

· личный закон пассажира;

· закон суда (п. 1 ст. 1123 ГК РБ);

· закон «автономии воли» и др.

Существенным препятствием при выборе коллизионного принципа является проблема квалификации таких юридических понятий, как «переход права собственности», «риск случайной гибели вещи». Так, законодательство разных государств неодинаково устанавливает момент перехода права собственности. Одни правовые системы связывают этот момент с фактической передачей вещи, другие определяют момент перехода согласно контракту, независимо от фактической передачи. Практической рекомендацией в данном вопросе может служить совет о включении положения о применимом материальном праве в текст контракта, а также изучение коллизионных норм как отечественного, так и иностранного государства.


36. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь.

 

Инвестиции – это любое им-во, включая ден. средства, цен. бумаги, оборудование и результаты интел. деят-ти, принадлежащие инвестору на праве собст-ти или ином вещ. праве, и имущ. права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиц. деят-ти в целях получения прибыли, достижения иного результата. Ин. инвестиции могут осущ-ся в разл. формах.

Особой формой - концессионные соглашения -заключаются гос-вом с частными лицами, в качестве которых обычно выступают ин. инвесторы. Предметом таких соглашений - передача права эксплуатации объекта, находящегося в собст-ти гос-ва, или осуществление деят-ти, составляющей монополию гос-ва.

Инвестор -лицо (юр. и физ. лица, ин. орг-ции, не являющиеся юр. лицами, гос-во в лице уполном.оченных органов и его адм-террит.единицы в лице уполном. органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в следующих формах:

- создание юр. лица;

- приобретение имущ-ва или имущ. прав.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Ин. инвесторами в РБ признаются:

- ин. гос-ва и их адм.-террит. единицы в лице уполном. органов;

- м\н организации;

- ин. юр. лица;

- ин. организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соответствии с з-вом ин. гос-в;

- ин. граждане;

- физ. лица (гр-не РБ и лица без гр-ва), постоянно прож-щие за пределами РБ.

Инвестиционные споры в МЧП - споры по вопросам ин. инвестиций м\д гос-вами–реципиентами и инвесторами из др. стран.

Основными многосторонними дог-ми по вопросам инвестиций являются 2 универсальные конвенции: Вашингтонская конвенция (1965) «О порядке разрешения инвест. споров м/д гос-вами и ин. лицами» и Сеульская конвенция (1985) «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиями инвестиций». РБ ратифицировала обе вышеназванные конвенции.

В рамках СНГ приняты дог-ры в обл. регулирования отношений собст-ти и в обл. регулирования ин. инвестиций. Это Соглашение стран СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992); Соглашение о сотруд-ве в области инвестиц. деятельности (1993); Конвенция о защите прав инвестора (1997).

 


37. Правовой статус собственности Республики Беларусь за рубежом.

 


38. Понятие договорных обязательств в МЧП.

 

Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

К договорам прим. правила о двусторонних и многосторонних сделках.

Гр. и юр. лица свободны в заключении договора. Стороны м. заключить договор:

предусмотренный законом

не предусмотренный законом

смешанный договор

Договор д. соответствовать обязательным для сторон правилам.

Если после заключения договора принимается закон, уст. иные обязательства для сторон, то б. действовать правила, действующие в момент заключения договора.

Цена уст. соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора возможно т.в случаях, предусм. договором, либо законом.

Договор вступает в силу с момента его заключения.

^ Виды договоров

Публичный - заключается комм. организацией и уст. ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Цена уст. одинаковой для всех потребителей.

Присоединения - условия уст. одной стороной м.б. приняты в последствии другой стороной путем присоединения. Присоединившаяся сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если он лишает сторону тех прав, которые предоставляются обычно сторона.Предварительный - стороны обязуются заключить в будущем договор. В нем обязательно ус. срок для заключения основного договора.

В пользу третьего лица - договор в котором стороны уст., что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу.


39. Понятие и особенности внешнеэкономической сделки.

В современных условиях заключается большое количество внешнеэкономических сделок (контрактов, договоров, соглашений). Подобные сделки являются основамием аозникновения обязательств во внешнем экон-ом обороте.

Внешнеэкономическая (внешнеторговая) сделка – деят-ть по устан-ю, изменению, прекращению прав и обязанностей субъектов внешнеэкон-й деят-ти, принадлежащих разным гос-ам, по вопросам, связанным с внешней торговлей, инвестиц-й, валютной, финансовой, страховой деят-ю, осуществлением совместных эеономических проектов с др. странами и др. видами экон-й деят-ти.

К призакам, характеризующим внешнеэкон-ю сделку, относятся: пересечение товаром гос-ой границы и местонахождение коммерческих предприятий сторон в различных гос-ах.

Внешнеэкон-е сделки обладают рядрм особенностей, по сравнению с сделками внутригос-ми:

· Выбор сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностранных судах и арбитражах;

· Условия сделки, которые не согласованы сторонами в заключенном между ними контракте, м.б. подчинены иностранному праву, в т.ч. праву третьей стороны;

· Особый порядок подписания и расчетов по сделке; будучи отношениями гражданско-правового характера, они подчинены регулирующему воздействию со стороны тех государств, юр. и физ. лица которых вступили во внешнеторговую сделку;

· Результат исполнения сделки – передача товаров и иных объектов внешнеторгового оборота;

· Не являются внешнеэкон-ми бытовые сделки (приобретение товара для себя или семьи).

 

 


40. Виды внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономическая сделка – это понятие, означающее деятельность субъектов международного частного права в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

1. В зависимости от числа участников

односторонние (например, сост. завещания)

двусторонние

многосторонние - не менее трех сторон

2. По степени связанности сделок с их основанием

каузальные - сделки, в которых действительность ставится в зависимость от какой либо цели (например, купля продажа)

абстрактные - оторваны от их основания (например, вексель)

3. В зависимости от получения исполнителем платы

возмездные

безвозмездные

4. В зависимости от того предусмотрен ли день исполнения

срочные

бессрочные

5. По признаку наступления правовых последствий

1) условные - предусм. условие, в зависимости от которых м.б. (не) совершена сделка

с отлагательным условием - если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимости от какого-либо обязательства

с отменительным условием - если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимости от какого-либо обязательства

2) безусловные

6. Консенсуальные и реальные

Консенсуальные - для заключения сделки достаточно только соглашения сторон (договор м/н купли продажи)

Реальные - для заключения требуется передача имущества

 

Недействительные сделки

Оспоримые - требуется решение суда

Ничтожные


41. Источники правового регулирования договора (контракта) международной купли-продажи.

Порядок оформления м/н контрактных обязательств определяется положениями Конвенции ООН 1980 г. «О договорах м/н купли-продажи товаров». Конвенция рассматривает следующие вопросы:

1) дает юр. понятие договора м/н купли-продажи товаров;

2) устанавливает форму контрактов;

3) определяет содержание основных прав и обязанностей продавца и покупателя;

4) определяет ответств-ть сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Конвернция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, кот. возникают из такого договора. Конвенция не касается: действительности самого договора или каких-либо из его положений или любого обычая и последствий, кот. может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.

Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между странами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: когда эти гос-ва явл-ся участниками конвенционного договора или когда согласно нормам МЧП применимо право договаривающегося гос-ва.

Конвенция не применяется к продаже:

- товаров, кот. приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования, за исключением случаев, когда продавец, в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования;

- с аукциона;

- в силу исполнительного производства или иным образом в силу закона;

- фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документв и денег;

- судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

- электроэнергии.

Конвенция не применяется также к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товары, заключается в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг, а также в отношении ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица.

Кроме конвенции имеются еще и другие источники правового регулирования договора м/н купли-продажи. Практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже).


42. Венская Конвенция ООН 1980 г. О договорах международной купли-продажи товаров

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года) - многостороннее международное соглашение, имеющее целью унификацию правил международной торговли.

Данная конвенция была принята в апреле 1980 г. в Вене, Австрия, на Конференции Организации Объединенных наций по договорам международной купли продажи товаров.

Венская конвенция состоит из четырёх частей:

Часть I. Сфера применения и общие положения

Часть II. Заключение договора

Часть III. Купля-продажа товаров

Часть IV. Заключительные положения

Внутри частей текст Конвенции разбит на главы, разделы и статьи. Всего текст Конвенции содержит 101 статью.

Применение Конвенции ограничивается договорами между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории договаривающихся государств, или случаями, когда применимым является право одного из договаривающихся государств.

Важным положением Конвенции является то, что она предоставляет договаривающимся сторонам (продавцу и покупателю) право исключить её действие, отступить от любого её положения или изменить его действие.

Часть II регламентирует вопросы заключения договора, определяет понятия оферты и акцепта.

 

Часть III разделена на следующие главы:

Общие положения.

Обязательства продавца.

Обязательства покупателя.

Переход риска.

Положения общие для обязательств продавца и покупателя.

 

Вопросы, прямо не решенные в Конвеции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии в ней таких принципов - в соответствии с правом, применяемым в силу коллизионной нормы.

 

Венская конвенция не применяется к купле-продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии.


43. Права и обязанности продавца по Венской Конвенции

Продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и настоящей Конвенции (ст. 30)

Если продавец не обязан поставить товар в каком-либо ином определенном месте, его обязательство по поставке заключается:

a) если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара – в сдаче товара первому перевозчику для передачи покупателю;

b) если в случаях, не подпадающих под действие предыдущего подпункта, договор касается товара, определенного индивидуальными признаками, или неиндивидуализированного товара, который должен быть взят из определенных запасов либо изготовлен или произведен, и стороны в момент заключения договора знали о том, что товар находится либо должен быть изготовлен или произведен в определенном месте,– в предоставлении товара в распоряжение покупателя в этом месте;

c) в других случаях – в предоставлении товара в распоряжение покупателя в месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца.

Если продавец обязан передать документы, относящиеся к товару, он должен сделать это в срок, в месте и в форме, требуемых по договору. Если продавец передал документы ранее указанного срока, он может до истечения этого срока устранить любое несоответствие в документах, при условии что осуществление им этого права не причиняет покупателю неразумных неудобств или неразумных расходов. Покупатель, однако, сохраняет право потребовать возмещения убытков в соответствии с настоящей Конвенцией.

1) Продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору.

Продавец не несет ответственности за любое несоответствие товара, если во время заключения договора покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии.

В случае досрочной поставки продавец сохраняет право до наступления предусмотренной для поставки даты поставить недостающую часть или количество товара либо новый товар взамен поставленного товара, который не соответствует договору, либо устранить любое несоответствие в поставленном товаре при условии, что осуществление им этого права не причиняет покупателю неразумных неудобств или неразумных расходов. Покупатель, однако, сохраняет право потребовать возмещения убытков в соответствии с настоящей Конвенцией.

Продавец может потребовать от покупателя уплаты цены, принятия поставки или исполнения им других обязательств, если только продавец не прибег к средству правовой защиты, не совместимому с таким требованием.

Продавец может установить дополнительный срок разумной продолжительности для исполнения покупателем своих обязательств.

Продавец может заявить о расторжении договора.


44. Права и обязанности покупателя по Венской Конвенции

Покупатель обязан уплатить цену за товар и принять поставку товара в соответствии с требованиями договора и настоящей Конвенции.

 

Обязательство покупателя уплатить цену включает принятие таких мер и соблюдение таких формальностей, которые могут требоваться, согласно договору или согласно законам и предписаниям, для того, чтобы сделать возможным осуществление платежа.

В тех случаях когда договор был юридически действительным образом заключен, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядка ее определения, считается, что стороны, при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли.

Если цена установлена в зависимости от веса товара, то в случае сомнения она определяется по весу нетто.

Покупатель обязан уплатить цену в день, который установлен или может быть определен, согласно договору и настоящей Конвенции, без необходимости какого-либо запроса или выполнения каких-либо формальностей со стороны продавца.

Обязанность покупателя принять поставку заключается:

 

a) в совершении им всех таких действий, которые можно было разумно ожидать от него для того, чтобы позволить продавцу осуществить поставку; и

b) в принятии товара.

 


45. Коллизионное регулирование внешнеторговых сделок. Обязательственный статут, автономия воли. Коллизионные правила.

Если сделка международная внешнеэкономическая, то она связана с правом разных государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы которого будут применены.

Определение права, применимого к форме сделки на основе сочетания закона места ее совершения и иных коллизионных привязок, включает и привязку к закону, регулирующему существо отношений. Это характерно также для ряда современных зарубежных кодификаций международного частного права.

Обязательственный статут – это выбранное сторонами сделки, а при отсутствии такого выбора судом или иным органом право, подлежащее применению к договору.

Обязательственный статут – это также право, подлежащее применению к обязательствам, вытекающим из односторонних сделок и договоров.

Помимо установления обязательственного статута, необходимо установить и сферу его применения. В настоящий момент гражданское законодательство регулирует и этот вопрос.

Вопросы, относящиеся к обязательственному статуту договора:

1) толкование договора – имеется в виду толкование как юридической природы договора, так и содержащихся в нем условий, т. е. уяснение понятий, которыми оперирует гражданско-правовой договор, равно как и содержание договора в целом, прав и обязанностей субъектов, а в случаях нечеткости или двусмысленности выражений – установления истинных намерений и подлинной воли сторон и т. д.;

2) права и обязанности сторон договора;

3) исполнение договора;

4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

5) прекращение договора;

6) последствия недействительности договора. Данный перечень не является исчерпывающим.

 

Этот минимум вопросов, содержащихся в статьях законодательства зарубежных стран.

В сферу действия обязательственного статута не входят вопросы, которые определяются личным законом юридического лица, такие как, например, объем правоспособности, организационно-правовая форма юридического лица, требования к наименованию юридического лица и т. д.

 

Общие коллизионные привязки – это общие для большинства правовых систем мира коллизионные правила.


46. Обычаи международной торговли. Теория «Lex mercatoria»

 

В так называемом праве международной торговли большую роль играют обычаи и обыкновения, а также применительно к отношениям конкретных субъектов между собой — заведенный порядок, или устоявшаяся практика отношений.

Lex mercatoria — это теория, обосновывающая наличие специальной системы правового регулирования внешнеэкономических сделок, обособленной от национальных систем права.

Учитывая, что lex mercatoria представляет собой теорию, ко

Date: 2016-05-25; view: 745; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию