Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды, уровни и методы управления





 

Как было уже сказано, специализация в рамках организации ведёт к функциональному разделению труда. Разделение труда является условием рационализации системы управления. Благодаря ему организация обретает способность достигать положительных результатов с минимальными издержками.

Первичным этапом общественного разделения труда является его подразделение на физический и умственный. Управленческий труд является наиболее выраженной разновидностью умственного труда, отличительной чертой которого является внутренняя вовлечённость в производственную деятельность.

Повышение сложности производственных процессов в ХХ веке обусловило необходимость разделения и рационализации управленческого труда.

Сегодня труд может быть разделён по функциям, уровням управления и по содержанию.

Отличительной чертой управленческого труда является интеллек­туальный характер, подразумевающий формирование мыслительных схем, определяющих порядок исполнительной деятельности в рамках соотношения минимальных затрат и максимальной выгоды.

Содержание управленческого труда зависит как от его функцио­нального наполнения (горизонтальный разрез), так и от размеров его полномочий (вертикальный разрез). Горизонтальный разрез управ­ленческого труда предполагает выбор профессиональной специализа­ции руководителя и организационного профиля возглавляемого им функционального подразделения. Вертикальный вытекает из харак­тера организационной структуры предприятия и особенностей сто­ящих перед его подразделениями задач.

Например, каждой функции организации соответствует определённый вид управления.

Общее управление – формирование структуры организации и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций и др.

Управление производством – выбор параметров технологического процесса, определение объёмов выпуска продукции/услуг, загрузки оборудования, расстановка людей, организация подачи сырья и материалов, контроль качества.

Управление НИОКР - управление объектом научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов, внедрение в производство.

Управление финансовой деятельностью – составление бюджета и плана организации, формирование и распределение финансовых ресурсов, портфеля инвестиций и пр.

Управление маркетингом – организация рыночных исследование, выработка ценовой политики, рекламы и пр.

- Управление персоналом – подбор, расстановка кадров, управление адаптацией, обучением, развитием персонала, создание благоприятного климата, улучшение условий труда и пр.

Основными идентификационными признаками управленческого труда являются: уровень управления, функциональный и професси­ональный профиль, размер и способ вознаграждения, перспективы карьерного роста и трудовой график. Они определяют параметры спроса на соответствующую должность, обусловливают содержание работы.

Вертикальное разделение труда в организации связано с ростом масштабов деятельности и необходимостью координации возникающих подразделений, отделов, участков. Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали. Независимо от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории.

 
 

 

 


Руководители верхнего (высшего) уровня уделяют планированию и организации работы больше времени, чем управляющие низших ступеней управления. Типичные должности высшего руководства – это председатель Совета, президент, вице-президент, директор, замдиректора. Даже в самых крупных организациях их число небольшое. Они отвечают за принятие важнейших решений в организации в целом.

Сильные руководители высшего звена откладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. (Пример из книги Ли Якокка «Карьера менеджера»). Кроме того, успешные высшие руководители задают высокий темп развития компании, поэтому их труд ценится высоко и соответственно доход высокий. Но управленческий труд на такой должности очень напряжен, темп работы высокий, работа не имеет чёткого завершения. В отличие от слесаря сдельщика или агента по продажам, который должен сделать определённое количество изделий, заказов, т.е. выполнить норму, работа руководителя высшего звена не имеет окончания, если предприятие не остановится. Внешняя среда фирмы постоянно меняется, поэтому всегда существует риск неудачи. По оценкам, работа высших управляющих часто длится 60-80 часов в неделю.

Руководители среднего звена. Возглавляют подразделения и отделы. Численность большая, часто выделяют высший средний и низший средний. Типичные должности – зав. отделом, декан, управляющий цехом, складом, старшие мастера. Руководители этого уровня отвечают, прежде всего, за производительность и эффективность контролируемых ими операций. Эффективность означает способность выполнять работу с минимальными потерями материалов и времени. Результативность – это способность сделать работу и сделать её хорошо. Они должны так организовать работу подразделений, чтобы цели были достигнуты, политика проводилась в жизнь, подбирались нужные кадры. Характер работы руководителей среднего звена в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Они выполняют, в большей степени, функции организации, координации работы, анализа информации для принятия решений на высшем уровне, трансформируют информацию на низший уровень, планируют работу на день, неделю.

Руководители низового звена – операционные руководители, находящиеся непосредственно над рабочими (мастер, бригадир, старшая медсестра, сержант). Работа этих руководителей достаточно напряжённая и наполнена разнообразными действиями. Немного времени уходит на принятие решения, много общения со своими подчинёнными, мало с начальством. Их функции сводятся часто к контролю за выполнением заданий и использованию ресурсов, организацией и стимулированием рабочих. Эти руководители много общаются со своими подчинёнными, мало с начальством.

Поскольку выше стоящее руководство большей частью убеждено в значимости своих дел, оно не уделяет должного внимания серьёзным проблемам руководителей низшего звена. К числу таких проблем относят: низкую зарплату, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников.

РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы — роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».

Роль Описание Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей
Межличностные роли  
Главный руководитель Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера   Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распространитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации — что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров

 

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным в изучении содержания и характера управленческого труда.

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое — способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия.

Существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы.

Классификация методов управления по содержанию получила наибольшее распространение. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

 

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Date: 2016-05-25; view: 793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию