Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Личность как объект клинической психологии





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015г.

 

Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ

«Клиническая психология детей и подростков»

 

 

для студентов всех форм обучения

направление подготовки 44.03.02 (050400.62)

Психолого-педагогическое образование

профиль подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология детей и подростков ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 27 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 (050400.62) Психолого-педагогическое образование.

Автор: канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Е.Г. Лопес
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и менеджмента УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 3 сентября 2015 г. № 1.

 

Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

 

Одобрен на заседании методической комиссии института психолого-педагогического образования РГППУ с изменениями и дополнениями, рекомендован к печати. Протокол от 17 сентября 2015 г. № 1.

     
Председатель методической комиссии Института ППО       В.В. Пузырев
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева
Директор Института ППО   И.И. Хасанова

 

  © ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,2015
  © Е.Г. Лопес, 2015

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Клиническая психология детей и подростков» являются формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов детей и подростков, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Клиническая психология детей и подростков» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой (общей профессиональной) подготовки (Б.3). Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования – психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогической деятельности. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла гуманитарного, социально экономического цикла (Б.1), математического и естественного цикла (Б.2), в частности «Философия», «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены» и в процессе изучения курсов базовой общей профессиональной части (Б.3): «Психология развития», «Социальная психология», «Общая и экспериментальная психология», «Психология и педагогика развития детей»», «Дефектология», «Психолого-педагогическая диагностика», а также прохождение учебной и производственной практики, где студенты знакомятся с основами психодиагностики, собирают и анализируют анамнез личности в клинической практике, знакомятся с психолого-педагогическими технологиями сопровождения детей и подростков в образовательном процессе.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОКП-1);

- Способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- Способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);

- Способность осуществлять психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушений в развитии (ПКСПП-5);

- Готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7).

Перечень компетенций дисциплины «Клиническая психология детей и подростков ОКП-1, ПКПП-5, ПК-2, ПКСПП-3, ПКСПП-5, ПКНО-7. (наименование в соответствии с ФГОС ВО).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии;

- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих нарушениях;

- основные виды отклоняющегося поведения, способы психологической коррекции и профилактики;

- основные направления деятельности педагога-психолога: психолого-педагогической диагностики и коррекции;

Уметь:

- применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;

- применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с возрастными группами детей и подростков;

- применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в работе с детьми и подростками.

Владеть:

- основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития личности;

- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

- основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства и психологической помощи детям и подросткам.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки «Психология образования » очной формы обучения

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
6-й
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72)  
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
курсовая работа    
домашние задания Рефераты, эссе, диагностические методики  
подготовка к экзамену    
Вид промежуточного контроля   зачет

 

Объем дисциплины и виды учебной работы направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки «Психология образования» заочной формы обучения

Таблица 2

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
7-й
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72)  
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
курсовая работа    
Контрольная работа    
подготовка к экзамену    
Вид промежуточного контроля   зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

(очной формы обучения)

Таблица 3

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости / Форма промежуточной аттестации
  Наименование тем     Лекции Практ. Лаб.     Самостоят. работа Зачет в 6 семестре
1. Введение в курс клинической психологии       -     Выступления на семинаре; ответы на вопросы по лекционному материалу - коллоквиум; контрольные работы (тестовый контроль); конспектирование первоисточников; отчет по практическим диагностическим заданиям; сбор диагностического материала по методикам; анализ болезней;
2. Личность как объект клинической психологии            
3. Содержание работы клинического психолога, педагога психолога в образовательной сфере.            
4. Клинико-психологические особенности детей с задержками психического развития.            
5. Клинические аспекты диагностики индивидуальных различий в сфере интеллекта и характера            
  Основные направления психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.            
  Клинические аспекты психологической диагностики            
  Патогенетические и ситуационные факторы в клинической картине расстройств здоровья и психической средовой дезадаптации            
9. Клиническая логика в психодиагностике            
  Основные подходы в психотерапии и педагогической реабилитации            
                   

Содержание и тематическое планирование дисциплины

(заочной формы обучения)

Таблица 2.2

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости / Форма промежуточной аттестации
  Наименование тем     Лекции Практ.   Лаб.     Самостоят. работа Зачет в 7 семестре
1. Введение в курс клинической психологии     - -     Выступления на семинаре; ответы на вопросы по лекционному материалу - коллоквиум; контрольные работы (тестовый контроль); конспектирование первоисточников; отчет по практическим диагностическим заданиям; сбор диагностического материала по методикам; анализ болезней;
2. Личность как объект клинической психологии       -    
3. Содержание работы клинического психолога, педагога психолога в образовательной сфере.     - -    
4. Клинико-психологические особенности детей с задержками психического развития.     - -    
5. Клинические аспекты диагностики индивидуальных различий в сфере интеллекта и характера     - -    
  Основные направления психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.       -    
  Клинические аспекты психологической диагностики            
  Патогенетические и ситуационные факторы в клинической картине расстройств здоровья и психической средовой дезадаптации     - -    
9. Клиническая логика в психодиагностике     - -    
  Основные подходы в психотерапии и педагогической реабилитации     - -    
                   

Матрица компетенций

Темы дисциплины Количество часов   Формируемые компетенции  
ОПК-1 ППКП-5 ПКСПП-3 ПКСП-5 ПКНО-7 Всего
1.Введение в клиническую психологию   +          
2.Личность как объект клинической психологии   + +        
3. Содержание работы клинического психолога, педагога-психолога в образовательной сфере     + + + +  
4. Клинико-психологические особенности детей с задержками психического развития.         + +  
5. Клинические аспекты диагностики индивидуальных различий в сфере интеллекта и характера       +   +  
6. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.     + + + +  
7. Клинические аспекты психологической диагностики     +   +    
8. Патогенетические и ситуационные факторы в клинической картине расстройств здоровья и психической средовой дезадаптации   +       +  
9. Клиническая логика в психодиагностике       + +    
10. Основные подходы в психотерапии и педагогической реабилитации     +     +  

 


Содержание дисциплины

 

Тема 1. Введение в курс «Клиническая психология детей и подростков»

Лекции

Предмет и структура клинической психологии. Объект клинической психологии. Основные дефиниции клинической психологии. Направленность клинической психологии. История зарождения и становление специальности. Сфера приложения клинической психологии. Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. Характеристика основных разделов клинической психологии.

 

Тема 2. Личность как объект клинической психологии

Лекции

Предметное сознание и самосознание как предпосылки личностного развития. Личность и ее изменения, и аномалии. Онтогенез личности и его девиации в связи с расстройствами здоровья и аномалиями психического склада. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Психопатология. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций. Крайние варианты возрастных кризисов как специфическая форма пограничной психопатологии в детском и подростковом возрасте. Школьная дезадаптация и ее клинически значимые проявления у детей и подростков.

Практические занятия

Роль и место клинической психологии в деятельности бакалавра психолого-педагогического образования и его смежников по работе с подрастающим поколением. Организация работы, цели и задачи медицинской психолого-педагогической комиссии, психолого-педагогической экспертизы и психолого-педагогического консилиума. Функции бакалавра психолого-педагогического образования в образовательном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также функции клинического психолога в медицинском учреждении, в консультационном центре.

Литература

Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1999.

Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1993.

Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии. 1984. № 4.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

Кречмер Э. Медицинская психология. М., 2000.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. М., 1983.

Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

 

Тема 3. Содержание работы клинического психолога, педагога-психолога в образовательной сфере

Системы государственных и муниципальных служб, занимающихся профилактикой, лечением, реабилитацией, обучением и социальным обеспечением людей с ограниченными возможностями. Особенности работы клинического психолога, бакалавра психолого-педагогического образования в лечебных и медицинских реабилитационных учреждениях. Практические задачи и функции клинических психологов.

Роль бакалавра психолого-педагогического образования и его компетенция в медицинской психолого-педагогической комиссии.

Психолого-психиатрическая экспертиза в интересах правосудия.

Бакалавр психолого-педагогического образования в образовательном процессе. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия – основные направления работы.

Функция бакалавра психолого-педагогического образования в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в специ­альных педагогических подходах.

Функция бакалавра психолого-педагогического образования в учреждениях социального обеспечения, приютах для социально обездоленных детей и реабилитационных центрах.

 

Date: 2016-05-25; view: 776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию