Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструирование технологической карты урока





Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

Факультет специального образования

Кафедра логопедии

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА (ФИЗИКА)

 

Курсовой проект

студентки 141 группы

1 курса специальности

«Логопедия»

Допущена к защите заочной формы

получения образования

__________ Хралович

Заведующий кафедрой _______ Логинова И.Н. Ольги Владимировны

 

Протокол № ___ от ___________ 2016 г.

 

 

Защищена ___________ 2016 г. Научный руководитель –

с отметкой «____________» __________ Л.М. Волкова

 

 

Минск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ……………………………………………………………  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»…………………………………..  
1.1 Особенности составления технологической карты урока…………….  
1.2 Конструирование технологической карты урока………………………  
1.3 Критерии эффективности технологической карты урока……………..  
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКА…………  
2.1 Выбор проблемного урока для конструирования технологической карты………………………………………………………………………….  
2.2 Технологическая карта урока физика…………………………………..  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….  
Приложения…………………………………………………………………..  

 


АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Актуальность темы заключается в определении: как спроектировать проблемный урок и его технологическую карту, а также как изменится урок при использовании технологической карты.

Объект: технологическая карта.

Предмет: урок физики.

Цель – сконструировать технологическую карту для урока физики.

Для достижения поставленной цели определена следующая задача:

1. Сконструировать технологическую карту проблемного урока (физика).

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

1.1 Особенности составления т ехнологической карты урока

Особенность составления технологической карты урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся [3, с. 12].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности [2, с. 8].

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

· реализацию преподавателем целей урока;

· использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

· осуществление оценивания и контроля.

Технологическую карту урока можно рассматривать как мини-проект учителя. Наибольшие затруднения при составлении карты вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе [1, с. 22]. Однако в помощь учителю можно предложить всевозможные формулировки деятельности и взаимодействия учителя и обучающихся, которые позволят:

· увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса предмета;

· полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

· корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

· согласовывать действия учителя и ученика;

· организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями.

Конструирование технологической карты урока

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. [7, с. 149].

Также можно дать определение, которое более подходит к системе образования Республики Беларусь, а именно технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Методологические позиции, которые позволяют опираться при конструировании технологической карты урока:

· она имеет статус документа;

· в ней записан весь процесс;

· указаны операции, их составные части;

· названы материалы;

· перечислено оборудование;

· указаны инструменты;

· обозначены технологические режимы;

· рассчитано время;

· определён квалификационный статус исполнителей.

Конструируя технологическую карту урока, необходимо определить все ступени деятельности, которые приведут к намеченному результату.

В структуре технологической карты урока можно выделить блоки:

1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

3. блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Разберем каждую структуру технологической карты по отдельности [3, с. 32].

Блок целеполагания определяет:

1) Тема урока. Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.

Цель урока определяется:

· планируемым результатом урока;

· путями реализации этого плана.

2) Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.

Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, нужно внести в технологическую карту ещё один компонент целеполагающего блока –

3) Планируемый результат, который состоит из знаний, умений и навыков.

Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностно формирующая направленность урока.

4) Личностно формирующая направленность урока – это компонент, формулирующий через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.

Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ученика. В система естествознания обладает немалым человекотворческим началом. Несводимость бытия, материи к единому началу, иерархия законов природы, жёстко детерминированные и статистические процессы, вероятностно детерминированные, невозможность завершённости научной картины мира, но постоянное её углубление (от законов механики – к теории относительности) – палитра личностно формирующих возможностей велика. А фигуры учёных – их подвиги самоотверженности.

Инструментальный блок определяет:

5) Задачи урока. Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако стоит обратить внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик – учитель» придёт к достижению цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:

– проверить…

– объяснить…

– повторить…

– научить…

– продемонстрировать…

– побудить к самостоятельному… и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности. Перечнем задач (действий) будет обусловлена структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

6) Тип урока. Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность [6, с. 14]. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.

Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема.

7) Учебно-методический комплекс.

· Источники информации

· Оборудование.

· Дидактическое сопровождение.

· Материалы для познавательной деятельности ученика.

Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела.

а) Источники информации:

· программа дисциплины;

· план урока;

· литература для учителя;

· литература для учеников;

· учебники;

· сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;

· интернет-сайты;

· кинофильмы;

· видеозаписи;

· аудиозаписи;

· научная периодическая печать;

· массовая периодическая печать;

· учебные телефильмы и т.п.

б) Оборудование:

· приборы;

· технические средства обучения;

· электронные средства обучения;

· технические средства обучения аудио;

· технические средства обучения видео;

· телевидение;

· компьютеры;

· локальная сеть;

· магнитная доска;

· демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

в) Дидактическое сопровождение:

· проблемные вопросы;

· когнитивные и деятельностные установки;

· понятийный аппарат;

· логические схемы;

· таблицы (Брадиса по математике, растворимости по химии);

· карты географические, исторические, контурные;

· рисунки;

· видеозаписи;

· аудиозаписи;

· фильмы;

· компьютерные материалы;

· индикаторы обратной связи и т.п.

г) Материалы для познавательной деятельности учеников:

· уровневые задания;

· карточки для самостоятельной работы;

· тексты контрольных самостоятельных работ;

· технологические карты лабораторных работ;

· инструкция по технике безопасности;

· задания для выполнения на уроке;

· задания для самопроверки;

· индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);

· другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.

Организационно-деятельностный блок:

8) План урока. Таблица-схема урока позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, четко ее, структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.

Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.

Особое внимание необходимо обратить на наличие «обратной связи». Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но стрела времени необратима. Не возвратишься и не восполнишь. Мы настаиваем на том, что каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностно формирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.

Палитра возможностей в создании средств обратной связи богатейшая: от традиционных – устный ответ, поднять руку – кто выполнил, записать в тетради, учитель пройдёт – проверит, выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. – до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем, сидящему рядом товарищу, он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа [2, с. 45].

Индикатором обратной связи могут быть не только ответы учащихся, но и их вопросы: самоинициативные либо инициированниые учителем. Вопросы к учителю, вопросы к одноклассникам, вопросы по тексту учебника, на которые можно найти в нём ответы и те, на которые в учебнике ответ не содержится (а это уже стимул к творческому поиску). И конечно, каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе функционировала локальная компьютерная сеть, позволяющая осуществлять постоянное личное взаимодействие с учеником.

9) Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.

На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.

Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика.

10) Домашнее задание. Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания. Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь [2, с. 88].

По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чём ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащённый соответствующими установками учителя молодой человек становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, шапки-невидимки, ковра-самолёта …

Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:

· на закрепление знаний;

· на углубление знаний;

· на развитие творческого уровня знаний;

· на выработку умений;

· на выработку и закрепление навыков.

Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:

· обязательный;

· углублённый;

· творческий.

Примерная схема когнитивных установок:

· что нужно выполнить;

· почему это нужно выполнить;

· как это выполнить;

· для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;

· какие могут быть сложности;

· что повторить;

· на что обратить внимание;

· какова будет следующая тема урока;

· кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).

Только объединив в едино блоки структуры технологической карты урока можно добиться поставленной цели и составить карту урока, которая послужит учителю на долгие годы.

 

Date: 2016-05-25; view: 781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию