Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Познавательные процессы





Тема 1. Ощущение

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека: ощущения как источник познания, деятельности, эмоций и сознания. Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Анализаторы как органы ощущений, их общее строение и функции. Функции ощущений.

Классификации ощущений: систематическая (интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные ощущения) и генетическая (эпикритическая, протопатическая чувствительность). Специфика зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений: характер отражения, рецептор, раздражитель и его отражаемые качества.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность (латентный период, инерция ощущения, последовательные образы), пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение. Виды и пороги чувствительности (абсолютный нижний и верхний, разностный). Измерение абсолютной чувствительности.

Общие закономерности ощущений (адаптация и ее виды, сенсибилизация, синестезия и др.). Компенсаторные возможности ощущений.

Основные подходы к изучению ощущений. Рецепторная концепция И. Мюллера - идеалистический подход к проблеме ощущений. Рефлекторная теория ощущенийкак критика рецепторной концепции. Активность и объективность отражения в ощущениях. Условно-рефлекторный механизм ощущений (И.П. Павлов).

Пороговая теория ощущений. Психофизика ощущений. Закон Вебера – Фехнера как основной психофизический закон. Константа Вебера. Критика закона С.С. Стивенсом.

Теория обнаружения сигнала как критика пороговой теории.Ощущение как обнаружение сигнала. Условия возникновения ощущения: вероятность и значимость исхода. Эксперимент Дж. Кимбла, Н. Джармези. Примеры. Стратегии обнаружения сигнала по Люсу. Предмет, методы и практическое применение современной психофизики.

Тема 2. Восприятие

Общее представление о восприятии. Восприятие как сложная перцептивная деятельность. Взаимосвязь с другими познавательными процессами. Физиологические механизмы восприятия. Перцептивные зоны КГМ. Основные свойства восприятия: предметность, осмысленность, структурность, апперцепция и другие.

Классификация видов восприятия: по модальности, по степени произвольности, по объекту отражения. Восприятие пространства: объекты отражения и механизмы их отражения (закономерности монокулярного и бинокулярного зрения и др.). Восприятие времени: основные формы и закономерности (единицы измерения времени; длительность, отнесенность к прошлому или настоящему). Механизмы восприятия движения: реального, иллюзорного. Стробоскопический эффект. Типы восприятия. Иллюзии восприятия.

Теории восприятия.Гештальтпсихологический подход к восприятию. Восприятие как врожденная структурная организация. Принципы выделения фигуры из фона. Законы перцептивной организации (М. Вертгеймер): близости, сходства, «хорошего продолжения» и др. Принцип прегнантности.

Когнитивный подход: восприятие как акт категоризации (Дж. Брунер). Стадии категоризации. Условия категоризации как предпосылки избирательности восприятия: «использование признаков», «готовность» категории. Предпосылки, обусловливающие «готовность» категории.

Деятельностный подход к восприятию: общая характеристика. Восприятие как сложная перцептивная деятельность. Перцептивные действия и сенсорные эталоны. Этапы формирования перцептивных действий (В.А. Запорожец). Развитие восприятия в онтогенезе.

Тема 3. Внимание

Общее представление о внимании. Роль внимания в психической и практической деятельности человека. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания. Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Роль ретикулярной формации в активизации внимания.

Свойства внимания (концентрация, переключение, устойчивость и др.) и методы их диагностики. Рассеянность внимания и ее виды. Специфика использования корректурной пробы, таблиц Бурдона, Крепелина, Шульте и других методов диагностики свойств внимания.

Виды внимания: характеристика, условия возникновения, физиологические механизмы. Развитие внимания в онтогенезе. Условия сохранения и поддержания внимания.

Теории внимания. Трактовка внимания в ассоцианизме (В.Вундт) и гештальтпсихолгии (К. Коффка и др.).

Внимание в когнитивной психологии. Когнитивные модели внимания в ранней и поздней концепции У. Найссера. Внимание как аспект активной переработки информации. Особенности переработки информации на стадиях «предвнимания» и «фокального внимания» (ранняя концепция). Внимание в цикле восприятия. Внимание как интеллектуальное предвосхищение сенсорной информации (поздняя концепция). Понятия когнитивной схемы, когнитивной карты, их роль в деятельности внимания.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии высших форм внимания. Этапы развития внимания. Характеристика высших форм внимания. Факторы перехода низших форм внимания к высшим. Эволюция культурных средств. Развитие внимания в онтогенезе. Условия сохранения и поддержания внимания.

Деятельностный подход к проблеме внимания. Внимание и деятельность. Теория П.Я. Гальперина о внимании как внутреннем контроле действия. Трехкомпонентная структура действия по П.Я. Гальперину. Признаки соответствия и различия деятельности внимания и контроля. Специфика произвольного и непроизвольного внимания как контроля деятельности.

Тема 4. Память

Общее представление о памяти. Память в структуре сознания. Функции памяти. Память и личность. Свойства памяти: объем, длительность сохранения материала и др.

Память как сложная мнемическая деятельность. Запоминание и его виды. Способы запоминания. Условия продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник). Сохранение: способы реконструкции материала, условия сохранения. Воспроизведение и его виды (узнавание, припоминание). Процесс забывания. Формы забывания. Условия забывания. Закон Эббингауза.

Классификация видов памяти: по содержанию, по степени произвольности, по времени сохранения материала, по степени его осмысления. Их характеристика. Эйдетическая память. Типы памяти. Специфика когнитивного подхода к классификации видов памяти. Сверхкратковременная память (СКП): виды, их объем, особенности кодирования информации. Виды кодирования информации в кратковременной (КП) и долговременной (ДП) памяти. Условия перехода информации из КП в ДП. Типы памяти: классификации по ведущему анализатору, по скорости запоминания и прочности сохранения.

Закономерности памяти: «эффект края», «кривая» Эббингауза, реминисценция, эффект Зейгарник, интерференция, целевое содержание деятельности, «закон интереса», объем кратковременной памяти. Методы диагностики памяти: «Пиктограмма», «Методика 10 слов» (изучение типа памяти, определение объема памяти и др.).

Основные подходы к механизмам памяти: физиологический, биохимический, психологический. Психологические теории памяти. Сущность ассоцианизма в трактовке памяти: понятие ассоциации, виды ассоциативных связей, закономерности памяти. Проблема памяти в необихевиоризме: подкрепление, когнитивные карты. Гештальтпсихологический подход к памяти: механизмы и закономерности памяти. Проблемы памяти в психоанализе. Специфика деятельностного подхода: механизмы и закономерности памяти.

Культурно-историческая концепция развития памяти (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев). Низшая и высшая формы памяти. Формы опосредствования культурной памяти и их эволюция. Понятия «стимулы-объекты», «стимулы-средства» (А.Н. Леонтьев).

Тема 5. Мышление

Общая характеристика мышления. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Основные признаки мышления: проблемность, связь с речью, обобщенность, опосредствованность. Функции мышления. Мышление как процесс и как деятельность. Характеристика основных этапов мышления. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение и др. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Виды понятий. Условия овладения понятием. Виды суждений и умозаключений.

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Понятие когнитивного стиля.

Классификация видов мышления: по генезису, по степени новизны, по степени развернутости и др. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое и эмпирическое, практическое и мировоззренческое мышление. Логическое (дискурсивное) и интуитивное мышление. Творческое и критическое мышление. Аутистическое и реалистическое мышление (Э. Блейлер).

Методики диагностики мышления. Исследования вербального и невербального интеллекта (Д. Векслер Р. Амтхауэр, Д. Равен). Методики диагностики умственных способностей (АСТУР, КОТ). Диагностика креативности.

Зарубежные теории мышления. Мышление как ассоциации представлений (ассоцианизм). Мышление как внутреннее действие (Вюрцбургская школа). Мышление как функционирование интеллектуальных операций (О. Зельц). Представления о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер и др.). Понятие об инсайте. Исследования мышления в психоанализе (З. Фрейд). Трактовка мышления Дж. Уотсона и необихевиористов. Концепция мышления Дж. Гилфорда: факторы IQ и Cr. Понятия о конвергентном и дивергентном мышлении. Основные признаки дивергентного мышления.

Генетический подход к мышлению: основные направления. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Концепция Ж. Пиаже об этапах развития интеллекта в онтогенезе. Понятие об интеллекте. Мышление как интериоризованное действие. Особенности мышления на различных стадиях развития интеллекта.

Деятельностный подход к мышлению. Деятельность и мышление. Мышление как специфическая деятельность. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Понятия умственного действия и интериоризации. Этапы формирования умственных действий. Сходство и отличие подхода П.Я. Гальперина от концепции Ж. Пиаже.

Date: 2016-05-14; view: 353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию