Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи к философии истории человечества





 

<...> Различие между пародами просвещенными и непросве­щенными, культурными и некультурными — не качественное, а только количественное. На общей картине народов мы видим бессчетные оттенки, цвета меняются с местом и временем, — итак, здесь все дело в том, с какой точки зрения смотреть на изобра­женные на картине фигуры. Если мы примем за основу понятие европейской культуры, то, конечно, найдем ее только в Европе; а если мы проведем искусственные различения между культурой и просвещением, хотя ни культура, ни просвещение не существу­ют по отдельности, то мы еще более удалимся в страну фантазий. Где существует человек, там существует и традиция, бывает и так, что среди дикарей традиция действеннее всего заявляет о себе, хотя она и относится к узкому, ограниченному кругу. Если человек живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры, — культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела. Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он. Дети, ока­завшись среди животных, приносили к ним человеческую культу­ру, если прежде жили с людьми, — об этом свидетельствует боль­шинство примеров; но если ребенка с момента его рождения отдать на воспитание волчице, то он останется единственным на Земле человеком, совершенно лишенным культуры.<...>

<...> И вот традиция традиций — письменность. Если язык — это средство воспитать человечность в нашем роде, то письмен­ность — это средство учености, образованности. Все народы, не затронутые путями этой искусной, сложной традиции, остались некультурными, если полагаться на наши понятия, а те, что даже несовершенно приобщены были к этому средству культуры, суме­ли подняться и увековечили разум и законы в знаках письма.<...>

<...> Гораздо более трудный вопрос: как науки и искусства способствовали счастью людей; приумножили же они счастье людей? Ядумаю, на этот вопрос нельзя ответить просто — «да» или «нет», потому что и здесь все дело в том, как люди пользуются изобретенным и найденным. Что на свете есть теперь более тонкие и искусно сделанные орудия труда, что, затратив меньшие усилия, можно теперь добиться большего, что можно беречь человеческий труд, — все это не вызывает сомнения. Неоспоримо и то, что всякое новое искусство, всякая новая наука создают новый союз солидар­ности между людьми, создают общие потребности, не удовлетворив которые, не могут даже жить наделенные искусством люди.

Но вот что остается вопросом: расширяют ли возросшие потребности тес­ный круг человеческого счастья; способно ли искусство прибавить к природе нечто существенное или же оно, напротив, только обде­ляет и изнеживает природу; не пробуждают ли научные и художе­ственные таланты таких склонностей в человеческой душе, при ко­торых людям все тяжелее и тяжелее обрести прекраснейший дар — удовлетворенность, ибо склонности эти, как балансир часов, бес­престанно противятся покою и удовлетворенности; и, наконец, не случилось ли так, что многие страны и города из-за скопления, из-за взаимосвязи теснящихся на узком пространстве людей превратились в приют для бедных, в госпиталь и лазарет, где в спертом воздухе, по всем правилам искусства, хиреет бледный род людей, они кормятся милостыней, не заслуженными ими благами наук, искусств, госу­дарств, а потому приняли облик нищих, занимаются нищенским ре­меслом, а потому и терпят, как нищие. Как решить эти и многие другие вопросы, научит нас дщерь Времени—светлая История.<...>


Приложение 3

Контрольные тесты

Тест по дисциплине «Культурология»

25 вопросов на 45 минут

Вариант 1

Указания:

1. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов. Количество правильных ответов (1 или 2) указано в формулировке каждого вопроса.

2. Номер выбранного ответа внесите в бланк ответов (выдается вместе с вариантом тест-билета). Не делайте никаких пометок в варианте тест-билета

 

1. Культурология как научная дисциплина появляется (выберите один вариант ответа)

а) в эпоху Античности; в) на рубеже XIX-XX веков;

б) в эпоху Нового времени; г) в 1950-е годы

2. Дескриптивной функцией культурологии является: (выберите один вариант ответа)

а) сведение к понятному;

б) описание основных культурных объектов;

в) определение перспектив развития культурных процессов;

г) сравнение различных объектов и явлений культуры

3. Что первоначально подразумевалось под словом "культура": (выберите один вариант ответа)

а) способы обработки земли;

б) правила поведения в обществе;

в) интеллектуальные достижения человечества;

г) культ, поклонение высшим силам, природным явлениям

4. В какой картине мира естественное не отграничивается от сверхъестественного: (выберите один вариант ответа)

а) в мифологической; в) в натуралистической;

б) в естественнонаучной; г) в механистической

5. Процесс формирования человека как социального существа: (выберите один вариант ответа)

а) ассимиляция; в) инкультурация;

б) антропосоциогенез; г) социализация

6. Первая исторически сложившаяся форма мировоззрения: (выберите один вариант ответа)

а) религия; в) философия;

б) мифология; г) наука

7. Культурная доминанта эпохи Античности: (выберите один вариант ответа)

а) антропоцентризм; в) теоцентризм;

б) космоцентризм; г) социоцентризм;

8. Наука, изучающая знаковые системы от простейших сигнальных систем до сложных языков (выберите один вариант ответа)

а) синергетика; в) семиотика;

б) герменевтика; г) аксиология

9. Приведите в соответствие имена греческих и римских богов:

1). Зевс а). Меркурий 1-г

2). Аид б). Марс 2-в

3). Гермес в). Плутон 3-а

4). Арес г). Юпитер 4-б

10. Мировые религии: (выберите два варианта ответа)

а) ислам; в) иудаизм;

б) буддизм; г) индуизм

11. Автор книги "Закат Европы":

а) Н. Данилевский; в) А. Тойнби;

б) О. Шпенглер; г) З. Фрейд

12. Каким термином в молодежной субкультуре выражается резкое неприятие молодым поколением традиционной культуры: (выберите один вариант ответа)

а) контркультура; в) конфликт;

б) конформизм; г) маргинальность

13. Какая сторона культуры является наиболее устойчивой: (выберите один вариант ответа)

а) преемственность; в) нигилизм в отношении предшествующей культуры;

б) культурная традиция; г) эстетические идеалы

14. Две черты, характерные для русской культуры:

а) рациональность; в) коллективизм;

б) соборность; г) индивидуализм

15. Назовите понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление: (выберите один вариант ответа)

а) элитарная культура; в) массовая культура;

б) материальная культура; г) народная культура

16. К духовной культуре относится: (выберите один вариант ответа)

а) средства коммуникации; в) религия;

б) политика; г) предметы быта

17. К материальной культуре относится: (выберите один вариант ответа)

а) транспорт; в) театр;

б) скульптура; г) мораль

18. Термин древнегреческой культуры, означающий "очищение" души: (выберите один вариант ответа)

а) катарсис; в) калокагатия;

б) сублимация; г) мимезис

19. Характерные черты первобытной культуры: (выберите два варианта ответа)

а) аполлоническое начало; в) синкретизм;

б) родовое сознание; г) дионисийское начало

20. Характеристика западного типа культуры: (выберите два варианта ответа)

а) следование традициям, каноничность; в) созерцательность;

б) принцип полезности, прагматизм; г) направленность сознания на внешний мир

21. Характеристика восточного типа культуры: (выберите один вариант ответа)

а) самосозерцание, рефлексия; в) деятельное, преобразующее начало;

б) динамичность; г) новационность

22. Художественные стили ХХ века: (выберите два варианта ответа)

а) экспрессионизм; в) сюрреализм;

б) романтизм; г) классицизм

23. Назовите одну из ранних форм религий, связанную с верой в происхождение от животных или растений первопредков и поклонение им: (выберите один вариант ответа)

а) фетишизм; в) анимизм;

б) магия; г) тотемизм

24. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее изменения: (выберите один вариант ответа)

а) ноосфера; в) семиосфера;

б) техносфера; г) тропосфера

25. Наука о происхождении, эволюции человека, образовании человеческих рас: (выберите один вариант ответа)

а) антропогенез; в) археология;

б) этнография; г) антропология

 

 

Тест по дисциплине «Культурология»

25 вопросов на 45 минут

Вариант 2

Указания:

1. Каждый билет содержит 4 варианта ответов. Количество правильных ответов (1 или 2) указано в формулировке каждого вопроса.

2. Номер выбранного ответа внесите в бланк ответов (выдается вместе с вариантом тест-билета). Не делайте никаких пометок в варианте тест-билета.

 

1. В научный оборот термин культурология ввел: (выберите один вариант ответа)

а) Л Уайт; в) Н. Данилевский;

б) К. Юнг; г) В. Оствальд

2. Культурология – это научная дисциплина, изучающая…(выберите один вариант ответа)

а) формы общественной жизни и законы развития общества;

б) наиболее общие законы физического мира;

в) генезис, функционирование культуры;

г) виды и жанры искусства

3. Прогностическая функция культурологии: (выберите один вариант ответа)

а) описание основных культурных объектов;

б) определение перспектив развития культурных процессов;

в) сравнение различных объектов культуры;

г) встраивание объекта культуры в общий контекст исторического развития

4. Информационный тип культуры – это…: (выберите один вариант ответа)

а) индустриальное общество; в) аграрное общество;

б) постиндустриальное общество; г) доиндустриальное общество

5. Культурная доминанта эпохи Средневековья: (выберите один вариант ответа)

а) антропоцентризм; в) теоцентризм;

б) космоцентризм; г) социоцентризм

6. Что не входит в понятие культура: (выберите один вариант ответа)

а) мир вещей, созданный человеком; в) искусство, религия;

б) мир природы; г) техника, наука

7. Бог войны в античной мифологии: (выберите один вариант ответа)

а) Арес; в) Гермес;

б) Зевс; г) Гефест

8. Совокупность искусственных устройств, промышленных, транспортных, коммуникативных средств называется…(выберите один вариант ответа)

а) семиосфера; в) техносфера;

б) ноосфера; г) тропосфера

9. Мировые религии: (выберите два варианта ответа)

а) христианство; в) иудаизм;

б) буддизм; г) индуизм

10. Дж. Фрезер – автор капитального труда: (выберите один вариант ответа)

а) «Постижение истории»; в) «Золотая ветвь»;

б) «Закат Европы»; г) «Первобытная культура»

11. Эпоху Возрождения характеризуют следующие признаки: (выберите один вариант ответа)

а) гуманизм, антропоцентризм, универсальность;

б) смирение, аскетизм, служение Богу;

в) космоцентризм, телесность, объективность

г) синкретичность, нерасчлененность форм бытия культуры

12. Как переводится с греческого языка слово Библия: (выберите один вариант ответа)

а) святыня; в) притчи;

б) книги; г) Бог

 

 

13.. Миф - это: (выберите один вариант ответа)

а) первая форма мироотношения; в) научная картина мира;

б) религиозная система; г) философское мировоззрение

14. Раскройте содержание аккумулятивной функции культуры (выберите один вариант ответа)

а) воспитательная; в) адаптивная;

б) накопительная; г) познавательная

15. В каком значении в научном языке употребляется понятие «вторая природа»: (выберите один вариант ответа)

а) техника; в) культура;

б) общество; г) искусство

16. К духовной культуре относятся: (выберите два варианта ответа)

а) средства коммуникации; в) искусство;

б) политика; г) мифология

17. К материальной культуре относятся: (выберите один вариант ответа)

а) орудия труда, предметы быта; в) социальные институты;

б) скульптура, живопись; г) философия, наука

18. К пространственным видам искусства относятся: (выберите два варианта ответа)

а) архитектура; в) скульптура;

б) музыка; г) театр

19. В рамках какого подхода культура понимается как совокупность текстов, которые интерпретируются и осмысливаются человеком: (выберите один вариант ответа

а) семиотического; в) лингвистического;

б) герменевтического; г) аксиологического

20. Автор - произведение: (приведите в соответствие)

1) Ф. Ницше; а) «Первобытная культура» 1-в

2) Ф. Боас; б) «Ум первобытного человека» 2-б

3) Э. Тайлор; в) «Так говорил Заратустра» 3-а

4) О. Тоффлер; г) «Футурошок» 4-г

21. Артефакт – это…: (выберите два варианта ответа)

а) продукт культуры, возникший вне природных объектов;

б) природные объекты;

в) искусственно созданный объект, результат человеческой деятельности

г) явления природы

22. Содержание рекреативной функции искусства: (выберите один вариант ответа)

а) развлекательная; в) компенсаторная;

б) регулятивная; г) регулятивная

23. Поклонение материальным объектам, вещам, приписывание предметам сверхъестественных свойств: (выберите один вариант ответа)

а) фетишизм; в) анимизм;

б) тотемизм; г) антропоморфизм

24. «Слитность», нерасчлененность, присущая ранним стадиям существования форм духовной культуры в архаических обществах: (выберите один вариант ответа)

а) синкретичность; в) ментальность;

б) маргинальность; г) мифологичность

25. Кому из философов принадлежит высказывание: «Культура есть возделывание души»: (выберите один вариант ответа)

а) Платону; в) Цицерону;

б) Аристотелю; г) Сократу

 

Тест по дисциплине «Культурология»

25 вопросов на 45 минут

Вариант 3

Указания:

1. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов. Количество правильных ответов (1 или 2) указано в формулировке каждого вопроса.

2. Номер выбранного ответа внесите в бланк ответов (выдается вместе с вариантом тест-билета). Не делайте никаких пометок в варианте тест-билета

 

1. Раскройте содержание аккумулятивной функции культуры (выберите один вариант ответа)

а) воспитательная; в) адаптивная;

б) накопительная; г) познавательная

2. В каком значении в научном языке употребляется понятие «вторая природа»: (выберите один вариант ответа)

а) техника; в) культура;

б) общество; г) искусство

3. К духовной культуре относятся: (выберите два варианта ответа)

а) средства коммуникации; в) искусство;

б) политика; г) мифология

4. К материальной культуре относятся: (выберите один вариант ответа)

а) орудия труда, предметы быта; в) социальные институты;

б) скульптура, живопись; г) философия, наука

5. К пространственным видам искусства относятся: (выберите два варианта ответа)

а) архитектура; в) скульптура;

б) музыка; г) театр

6. В рамках какого подхода культура понимается как совокупность текстов, которые интерпретируются и осмысливаются человеком: (выберите один вариант ответа

а) семиотического; в) лингвистического;

б) герменевтического; г) аксиологического

7. Автор - произведение: (приведите в соответствие)

1) Ф. Ницше; а) «Первобытная культура» 1-в

2) Ф. Боас; б) «Ум первобытного человека» 2-б

3) Э. Тайлор; в) «Так говорил Заратустра» 3-а

4) О. Тоффлер; г) «Футурошок» 4-г

8. Артефакт – это…: (выберите два варианта ответа)

а) продукт культуры, возникший вне природных объектов;

б) природные объекты;

в) искусственно созданный объект, результат человеческой деятельности

г) явления природы

9. Содержание рекреативной функции искусства: (выберите один вариант ответа)

а) развлекательная; в) компенсаторная;

б) регулятивная; г) регулятивная

10. Поклонение материальным объектам, вещам, приписывание предметам сверхъестественных свойств: (выберите один вариант ответа)

а) фетишизм; в) анимизм;

б) тотемизм; г) антропоморфизм

11. «Слитность», нерасчлененность, присущая ранним стадиям существования форм духовной культуры в архаических обществах: (выберите один вариант ответа)

а) синкретичность; в) ментальность;

б) маргинальность; г) мифологичность

12. Кому из философов принадлежит высказывание: «Культура есть возделывание души»: (выберите один вариант ответа)

а) Платону; в) Цицерону;

б) Аристотелю; г) Сократу

13. Культурология как научная дисциплина появляется (выберите один вариант ответа)

а) в эпоху Античности; в) на рубеже XIX-XX веков;

б) в эпоху Нового времени; г) в 1950-е годы

14. Дескриптивной функцией культурологии является: (выберите один вариант ответа)

а) сведение к понятному;

б) описание основных культурных объектов;

в) определение перспектив развития культурных процессов;

г) сравнение различных объектов и явлений культуры

15. Что первоначально подразумевалось под словом "культура": (выберите один вариант ответа)

а) способы обработки земли;

б) правила поведения в обществе;

в) интеллектуальные достижения человечества;

г) культ, поклонение высшим силам, природным явлениям

16. В какой картине мира естественное не отграничивается от сверхъестественного: (выберите один вариант ответа)

а) в мифологической; в) в натуралистической;

б) в естественнонаучной; г) в механистической

17. Процесс формирования человека как социального существа: (выберите один вариант ответа)

а) ассимиляция; в) инкультурация;

б) антропосоциогенез; г) социализация

18. Первая исторически сложившаяся форма мировоззрения: (выберите один вариант ответа)

а) религия; в) философия;

б) мифология; г) наука

19. Культурная доминанта эпохи Античности: (выберите один вариант ответа)

а) антропоцентризм; в) теоцентризм;

б) космоцентризм; г) социоцентризм;

20. Наука, изучающая знаковые системы от простейших сигнальных систем до сложных языков (выберите один вариант ответа)

а) синергетика; в) семиотика;

б) герменевтика; г) аксиология

21. Приведите в соответствие имена греческих и римских богов:

1). Зевс а). Меркурий 1-г

2). Аид б). Марс 2-в

3). Гермес в). Плутон 3-а

4). Арес г). Юпитер 4-б

22. Мировые религии: (выберите два варианта ответа)

а) ислам; в) иудаизм;

б) буддизм; г) индуизм

23. Автор книги "Закат Европы":

а) Н. Данилевский; в) А. Тойнби;

б) О. Шпенглер; г) З. Фрейд

24. Каким термином в молодежной субкультуре выражается резкое неприятие молодым поколением традиционной культуры: (выберите один вариант ответа)

а) контркультура; в) конфликт;

б) конформизм; г) маргинальность

25. Какая сторона культуры является наиболее устойчивой: (выберите один вариант ответа)

а) преемственность; в) нигилизм в отношении предшествующей культуры;

б) культурная традиция; г) эстетические идеалы

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Предмет культурологии, ее структура и методы ……………………..3

Тема 2. Понятие культуры, основные подходы к определению культуры….13

Тема 3. Структура и функции культуры………………………………………. 20

Тема 4. Культура и природа……………………………………………………..26

Тема 5. Культура и общество…………………………………………………. 33

Тема 6. Культура и личность………………………………………………….....40

Тема 7. Духовные формы культуры………………………………………… ….47

7. 1. Мифология………………………………………………………………….. 48

7.2. Искусство……………………………………………………………………..54

Тема 8. Типология культуры……………………………………………………..61

Тема 9. Генезис культуры…………………………………………………….......78

Тема 10. Культура как процесс…………………………………………………..85

Тема 11. Концепции культуры в истории научной и философской мысли……95

11.1. Понимание культуры в философии истории: И. Гердер, Г. Гегель…………….97

11.2. Марксистская концепция культуры………………………………………….….100

11.3. Антропологическое направление в изучении культуры: Л. Морган, Э. Тайлор,

Д. Фрезер……………………………………………………………………………….....102

11.4. «Философия жизни» и культура: Ф. Ницше, В. Дильтей……………………....106

11.5. Американская антропологическая школа: Ф. Боас, Л. Уайт…………………...110

11.6. Историческая антропология: школа «Анналов»………………………………...113

11.7. Структуралистские теории: К. Леви – Строс, Ж. Деррида……………………..114

11.8. Культура с позиций эсзистенциализма: К. Ясперс……………………………...118

11.9. Трактовка культуры в русской общественной мысли: Н. Данилевский,

Н. Бердяев………………………………………………………………………………….120

11.10. Информационные модели культуры: М. Маклюэн, О. Тоффлер……………...123.

Словарь основных терминов ……………………................................................127

Материалы по культурологии в Интернете………………………………………134

Приложение 1. Тексты для семинарских занятий

М. Т. Цицерон. Тускуланские беседы……………………………………..136

Г. Риккерт. Науки о природе и науки о культуре…………………………..138

Л. Уайт. Наука о культуре…………………………………………………...141

Д. С. Лихачев. Декларация прав культуры………………………………....142

 

М. Элиаде. Опыт определения понятия «миф»…………………………..145

К. Леви – Строс. Структура мифа…………………………………………..147

А. Камю. Миф о Сизифе…………………………………………………….150

Аристотель. Поэтика………………………………………………………...152

В. С. Соловьев. Общий смысл искусства…………………………………..153

Д. Фейблман. Типы культуры……………………………………………..155

А. Гофман. О культуре массовой и немассовой …………………………..163

З. Фрейд. Недовольство культурой…………………………………………165

И. Г. Гердер. Идеи к истории философии человечества………………….168 Приложение 2. Контрольные тесты

Тест 1……………………………………………………….............................170 Тест 2………………………………………………………………………….171 Тест 3………………………………………………………………………….173 Тест 4………………………………………………………………………….174

Тест 5………………………………………………………………………….176 Тест 6……………………………………………………….. ………………..179

 

 

Учебное издание

Date: 2016-05-25; view: 941; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию