Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура с позиций экзистенциализма: К. Ясперс





Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) - философия существования, мировоззренческая концепция, в которой бытие понимается как «переживание», главное в человеке – его индивидуально – неповторимое, абсолютно уникальное существование – экзистенция. Основная задача экзистенциализма заключается в проникновении в сущность отношения человека к миру, другим людям, к Богу.

В рамках экзистенциализма огромный историко – культурный материал использовал в своих работах немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) – выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур. Философско - культурологические проблемы изложены Ясперсом в работах разных лет: «Психология мировоззрений», «Духовная ситуация времен», «Об истине», «Философия веры» и др. Его философия истории представляет собой антропоцентрический способ философствования. Человек и история – ключевые измерения бытия.

В сочинении «Смысл и назначение истории» ученый выдвигает оригинальную концепцию, позволяющую понять различия культур и цивилизаций Древнего Востока и Древнего Запада, не противопоставляя их друг другу. Ясперс назвал ее теорией «осевого времени».

Ученый раскрывает идею о том, что человечество имеет единое происхождение, единый путь развития и общую цель. Он рассматривает культуру как универсальное средство общечеловеческой коммуникации между странами и народами сквозь пространство и время.

Ясперс видит «ось мировой истории» в том духовном процессе, который шел на Востоке и Западе между 800 и 200 гг. до н. э., когда параллельно и синхронно оформилась философская мысль в Древней Греции и в Азии (Индия, Китай). Тогда произошел важнейший переворот в истории. Этот период Ясперс назвал «осевым временем». Именно в это период появился человек современного типа, были разработаны «основные категории, которыми мы мыслим по сей день», заложены основы мировых религий. Во всех формах существования культуры происходит переход к универсальности.

Большое внимание Ясперс уделял проблемам взаимосвязи и различию культур Востока и Запада, рассматривая их как самобытные, самостоятельные типы культурной связи «человек – общество».

Характеризуя структуру мирового культурно – исторического процесса, Ясперс выделяет четыре основные эпохи развития человеческого общества: доистория; великие культуры древности; период «осевого времени»; век науки и техники.

От концепции осевого времени Ясперс прокладывает путь к пониманию смысла истории. Наша история совершается между истоками и целью. В качестве цели Ясперс рассматривает свободу, постигаемую человеком в различных состояниях. В многообразии противоречивых стремлений нашего времени есть одно, объединяющее всех – это свобода. Следовательно, вся человеческая деятельность, и прежде всего духовная, состоит в том, чтобы найти свой путь среди открытых перед нами возможностей.

Для Ясперса «духовная составляющая» в мировом историческом процессе является главной, определяющей. Пробуждение духа положило начало общей истории человечества, разделенного прежде на локальные, разрозненные, не связанные друг с другом культуры. Духовное единство человечества сложилось из разных, далеких друг от друга культур.

Ясперс отмечает активную роль человека в культуре: «Человек – существо, которое не только есть, но и знает, что оно есть». Уверенный в своих силах человек исследует окружающий мир и изменяет его.

По мнению ученого, в основании широкого спектра созидательной деятельности людей лежит неосознаваемое ими творение экзистенции, человеческой «самости», т. е. самого факта существования человека. Так же творят свою «самость» и большие массы людей. Результатом этого творчества является уникальная целостность событий, которые мы относим к определенному моменту реального исторического времени. Это и отличает одну историческую эпоху, ее культурный облик от других.

Date: 2016-05-25; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию