Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационный и цивилизационный подходы к истории





Раздел II. Основы теории цивилизаций

В предыдущем разделе рассматривалась эволюция философских представлений на протяжении столетий. Однако с течением жизни менялись не только взгляды людей, преобразовывалось и само общество, изменялся его политический и социально-экономический уклад. Человеческое общество прошло целый ряд этапов в своем развитии. Для оценки его истории на сегодняшний день используется два основных подхода: формационный и цивилизационный. Их соотношение в целом таково:

Критерии для сравнения ПОДХОДЫ
Формационный Цивилизационный
Основополож ники Карл Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895) Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Особое звучание этот подход получил в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).
Цент ральное понятие Социоэкономиче ская категория – общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Социокультурная категория – цивилизация. Единого понятия в обществознании не выработано (около 200 определений). Происходит от лат. сivilis-«гражданский». Основные подходы к определению цивилизации: – отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро); – этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс); – общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу); – совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби); – совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
    – это заключительная стадия развития любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).
Струк тура базо вого понятия Формация     Цивилизация (по Ю.В. Яковцу)    
Дина-мика    
Соотно-шение объективного и субъек-тивного факто-ров общественного разви-тия Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы возникают в результате деятельности людей, они непреложны. Например, неизбежна смена формаций друг другом. Основу исторического познания должно составлять изучение закономерностей общественного развития. Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций могут прослеживаться, но основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития: человек – творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественное историческое познание человека через формы и продукты его труда. Концентрируется внимание на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом.
Матери-альная и духов-ная сферы жизни общес-тва Решающая роль в жизни общества принадлежит материальным факторам (прежде всего производству). Общественное бытие определяет сознание. Ценностные установки играют в развитии человека и общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев и большую. Главный жизненный принцип, обеспечивающий единство цивилизации, базируется на определенной философии, общественно значимых ценностях, обобщенном образе мира, специфическом образе жизни.
Направ-лен-ность истори-ческого процес-са, понятие прогрес-са Исторический процесс – закономерная, объективно обусловленная, естественно-историческая смена формаций. Общество развивается от более низких ступеней к более высоким. Главный критерий прогресса - совершенствование производственных отношений, которые на определенном этапе приходят в противоречие с производительными силами. Телеологический характер исторического процесса (направлен к цели – строительству коммунизма). Исторический процесс – смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие (акцент на национальную специфику государств).
Типоло-гия   К. Маркс: 1. первичная (архаичная) 2. вторичная (экономическая) 3. коммунистическая (будущая). Советское обществознание ("пятичленка"): 1) первобытная 2) рабовладельческая 3) феодальная 4) капиталистическая 5) коммунистическая (социализм – переходная ступень от капитализма к коммунизму). Существуют разнообразные классификации. Основные подходы: 1) линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т.п.); 2) локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т.п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на 2 большие группы: западные и восточные.
       

 

Таблица, приведенная выше, характеризует теоретические аспекты цивилизационного и формационного подходов. Обращаясь к фактическому материалу, чтобы не запутаться во всем многообразии цивилизаций, следует прибегнуть к принципу историзма. Мы воспользуемся цивилизационным подходом и применим линейно-стадиальную классификацию для характеристики истории общества.

В первую очередь, отметим, что отсчет истории цивилизаций ведется с появления первых государств на Земле: на рубеже IV-III тыс. до н.э. возникли государства в Месопотамии и Египте, в середине III тыс. до н. э. появилось государство в бассейне реки Инд, а в середине II тыс. до н. э. сложились государства в бассейне реки Хуанхе, в Малой Азии, в бассейне Эгейского моря.

Переход от первобытности к цивилизации происходил у разных народов далеко не одновременно. На Ближнем Востоке он начался раньше всего - примерно в VII тыс. до н.э. - и завершился к IV-III тыс. до н.э. Переход к цивилизации ознаменовался изменениями во всех сферах общественной жизни:

1) в экономической сфере – произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему ("неолитическая революция" VII-V тыс. до н.э.), три общественных разделения труда (разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, появление торговли), возник институт собственности (частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю (на Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства));

2) в социальной сфере – нарастают процессы дифференциации (важную роль играли войны, а также обмен и торговля), складывается имущественное и социальное неравенство, выделяются социальные группы (на стадии разложения первобытности три основные: знать, масса свободного населения – непосредственные производители - и рабы);

3) в политико-правовой сфере – в результате "городской революции" (IV-III тыс. до н.э.) возникли первые города (военно-административные и торгово-ремесленные центры), государства (города-государства); появились первые системы писаного права (Кодекс царя Ур-Намму, Шумер, III тыс. до н.э.);

4) в духовной сфере – зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Для дальнейшего анализа цивилизаций на линейно-стадиальной

    до н.э. 4-3 тыс. Р.Х. кон. V в.             кон. XV в.       нач. XX в. н.э.

 

основе воспользуемся следующей периодизацией всеобщей истории:

 

 


Надо признать, что эта периодизация не является универсальной: в эпоху средневековья западная и восточная цивилизация существенно различались в развитии, поэтому приведенные датировки (средние века, новое, новейшее время) характерны только для европейских стран. Кроме того, до сих пор остается спорным рубеж между средними веками и новым временем. Ряд исследователей предполагает, что верхнюю границу средних веков необходимо датировать XVII в., другие называют XV-XVII вв. «ранним новым временем», третьи ведут отсчет нового времени со второй половины XV в.

 

Date: 2016-05-25; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию