Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинговое задание №17





Это Тренинговое упражнение предлагал своим ученикам Михаил Чехов. Оно так и на­зывается — «тренинг атмосферы».

Тренинг атмосферы

Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой (как оно мо­жет быть наполнено светом или запахом). Представляйте вначале простые, спокой­ные атмосферы, например: уют, благого­вение, одиночество, предчувствие (радост­ное или печальное) и т.п. не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание во­ображаемым обстоятельствам, якобы соз­дающим данную атмосферу. Представляй­те себе непосредственно то или иное чувс­тво разлитым вне вас в вашем окружении. Продолжайте это с целым рядом различ­ных атмосфер. Выберите одну атмосферу. Сделайте легкое движение рукой в гармо­нии с окружающей вас атмосферой. Пов­торяйте это простое движение, пока вы не почувствуете: ваша рука пронизана атмос­ферой и в движении своем выражает и от­ражает ее.

Перейдите к более сложным движениям: встаньте, сядьте, лягте, возьмите предмет, положите его и т.п. Добивайтесь тех же ре­зультатов, что и в предыдущем случае.

Стр. 239

Произнесите одно слово (сначала без движения) в созданной вами атмосфере. Следите за тем, чтобы оно прозвучало в гар­монии с ней. Произнесите короткую фразу в определенной атмосфере. Соедините эту фразу с соответствующим ей простым дви­жением. Проделайте это упражнение в раз­личных атмосферах.

Снова проделайте все вариации описан­ного выше упражнения с такими атмосфе­рами, как экстаз, отчаяние, паника, нена­висть, пламенная любовь и т.п. перейдите к следующему варианту упражнения. Ок­ружите себя атмосферой. Вживитесь в нее. Найдите простое движение, органически вытекающее из атмосферы. Проделайте его несколько раз. Перейдите к более сложно­му движению, исходя из той же атмосфе­ры. Выполните простое бытовое действие. Присоедините к нему слова. Сделайте их более сложными и продолжайте упражне­ние, пока оно не примет вид законченной импровизации.

Создайте вокруг себя атмосферу и, по­быв в ней некоторое время, вызовите в сво­ей памяти соответствующие ей образы из жизни. Атмосфера душевного холода, на­пример, может вызвать образ официально­го учреждения и т.п.

Читайте пьесы и литературные произве­дения, интуитивно (не рассудочно)

Стр. 240

определяя атмосферы, сменяющие одна другую. Создайте мысленно "партитуру" следующих одна за другой атмосфер.

Вживаясь в различные атмосферы, ста­райтесь осознать динамику, волю каждой из них. Начните двигаться в гармонии с этой ди­намикой. Постепенно усложняя ваши дви­жения, перейдите к импровизации.

Если вы упражняетесь не один, делайте импровизации двоякого рода:

1.Все участники, охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными
чувствами, родственными атмосфере.

2.Один из участников живет чувствами, противоположными общей атмосфере.

С группой партнеров приготовьте не­большой отрывок. При работе над ним ста­райтесь исходить из атмосферы не только в игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с партнерами возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие атмосфере отрывка.

Старайтесь в повседневной жизни заме­чать атмосферы, в сферу которых вы вступа­ете. Слушайте их, как музыку. [11]

Стр. 241


Глава десятая

ОБНАРУЖЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ.

ТУАЛЕТ АКТЕРА.

ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ

В последнем тренинговом задании состо­ялся переход от тренинга интеллекту­ального к тренингу физическому. На­верняка это было не так-то просто. Человек устроен так, что умственно-эмоциональная

Стр. 242

сфера откликается на предлагаемые обсто­ятельства быстрее, чем тело. Одно дело — почувствовать атмосферу, придумать «роман жизни» для персонажа, даже понять его мо­тивацию, и совсем другое — начать действо­вать.

«Самое трудное в нашей профессии — пе­ревести язык эмоций и чувств на язык дейс­твия. Этот процесс может осуществиться тог­да, когда ваше воображение натренирова­но». — говорил об этом Товстоногов.

Задача режиссера в процессе поиска вер­ного действия становится чрезвычайно слож­ной. Необходима огромная педагогическая точность в работе режиссера, чтобы весь комплекс интеллектуального и психологи­ческого, всю глубину образа раскрыть че­рез простейшее, элементарное выражение, направленное к конкретному результату. Роль актера в этом процессе становится необычай­но активной, потому что «разведка действием» требует участия в работе всего его психофи­зического аппарата.

Внутренняя глубина, идейность и эмоцио­нальная заразительность могут быть обнару­жены только тогда, когда для каждого данного случая будет найдено то единственно верное физическое действие, которое действитель­но может «взорвать» изнутри данный кусок, всю пьесу, чтобы полнее выразить авторский замысел. [5]

Стр. 243

В обнаружении физического действия ак­теру может помочь метод действенного ана­лиза, предложенный Станиславским.

«Благодаря методу действенного анализа, -утверждал Товстоногов,—мы имеем возмож­ность на самом первом этапе работы перехо­дить, так сказать, к «разведке телом». Важно руками, ногами, спиной, всем своим физичес­ким существом внедряться в пьесу и разведы­вать ее. Вот в чем сила метода. Здесь нужно с ролью в руках во что бы то ни стало добивать­ся конечного результата, и надо разобраться в том, что происходит в пьесе. Читая пьесу по ролям, не следует искать интонационную ок­раску той или иной фразы, а нужно раскрыть действенную основу роли. С самого начала должна производиться «разведка телом» че­рез действие». [8]

Что такое верное физическое действие

В основу метода Станиславского легло то положение, что всякое действие есть акт пси­хофизический. Любое движение тела (даже неосознанное, произведенное машинально, автоматически) имеет две природы — психи­ческую и физическую. Эти две природы

Стр. 244

неразрывно связаны друг с другом. Когда речь идет об обыденной жизни, в которой чело-пек чувствует себя естественно, когда ему не нужно приспосабливаться к искусственно созданным условным обстоятельствам, эти две природы разъединять нет нужды. Но в условиях сцены, где все неестественно, ненату­рально — от бутафорских аксессуаров до чу­жих слов текста роли — разделение это имеет большой практический смысл. Каковы могут быть физические действия на сцене? Точно такими же, каковы они и в жизни. Кроме сто­яния, ходьбы, бега, танца, актер может про­изводить на сцене все виды физической рабо­ты; бытовые действия — одеваться, умывать­ся, причесываться, накрывать на стол и т. д. К физическим действиям также относятся и такие, которые человек совершает по отно­шению к другому человеку: объятия, оттал­кивание, ласка, поцелуй, драка и проч. Пси­хические действия — те, которые призваны воздействовать на психику (чувства, созна­ние, волю) человека. Объектом воздействия здесь будет сознание самого человека либо же сто партнера. Верное физическое действие - то, которое точно соответствует своей психи­ческой природе.

Вот почему актера, прежде всего, должна интересовать психическая природа всякого действия. А психика напрямую зависит от тех

Стр. 245

обстоятельств, в которых находится человек. На нее воздействуют обстоятельства большо­го, среднего и малого круга. А эти обстоятель­ства для каждого человека разные. Потому и психофизические действия будут в одних и тех же условиях разные для разных людей. Б. Е. Захава писал:

«Там, где один будет подтрунивать, другой станет утешать; там, где один похвалит, дру­гой начнет бранить; там, где один будет тре­бовать и угрожать, другой попросит, там, где один удержит себя от чересчур поспешного поступка и скроет свои чувства, другой, на­оборот, даст волю своему желанию и во всем признается. Это сочетание простого психи­ческого действия с теми обстоятельствами, при наличии которых оно осуществляется, и решает, в сущности говоря, проблему сцени­ческого образа. Последовательно выполняя верно найденные физические или простые психические действия в предлагаемых пье­сой обстоятельствах, актер и создает основу заданного ему образа». [13]

Психика, сложившаяся под влиянием всех кругов обстоятельств, определяет тип и ха­рактер физического действия. Однако верно и обратное: физическое действие также мо­жет влиять на психику. Например: муж чита­ет газету, жена на кухне готовит обед. В ком­нате работает телевизор: идет любимый

Стр. 246

сериал жены. Звук его отвлекает мужа, он встает и делает тише. Жена выходит из кухни и дела­ет громче, потому что ей не слышны диалоги. Муж снова делает тише. Жена снова выходит и делает громче. Так повторяется несколько раз, пока ситуация не становится напряжен­ной и не выливается в открытый конфликт. Совершенно ясно: физические действия, совершаемые мужем и женой в начале и в кон­це, будут иметь абсолютно разную психичес­кую природу.

Бывает и так, что разные психические и физические процессы протекают одновре­менно. Например: мать готовит ужин и в то же время делает ребенку выговор за плохое поведение в школе. Понятно, что раздражен-I юе состояние матери отразится на приготов­лении ужина. Она может ронять утварь, не­сколько раз посолить суп и проч. При этом физическое действие будет влиять на пси­хику: раздражение от того, что готовка идет вкривь и вкось, будет наслаиваться на раздра­жение по поводу школьных бед ребенка. В ре­зультате мать может настолько выйти из се­бя, что может дать оплеуху ребенку, хотя, ког­да она только начала выговаривать, она вовсе не собиралась этого делать. Как видим, пси­хика и физика действительно связаны между собой, и понимание этого может сильно об­легчить актерскую задачу.

Стр. 247

Туалет актера

Для того чтобы сразу, не задумываясь на­ходить верное физическое действие в пред­лагаемых обстоятельствах, актеру нужно пос­тоянно тренироваться в выполнении самых простых действий в определенных психиче­ских состояниях. Этот тренинг должен быть ежедневным; ему нужно посвящать всего не­сколько минут; однако повторять его надо до­статочно часто. Перед завтраком, перед вы­ходом из дома, на прогулке, перед занятием в институте, перед репетицией в театре. Та­кой короткий тренинг называется ежеднев­ным туалетом актера.

Туалет актера — это комплекс упражне­ний, благодаря которому развивается сен­сорная система, то есть, органы чувств. С помощью несложных физических дейс­твий актеры постигают сложный мир внут­ренней психотехники человека. Туалет ак­тера предназначен для того чтобы чувства и действия не подделывались актером, а ес­тественно рождались из самой глубины его подсознания. Цель тренинга заключается в том, чтобы освободить тело и психику, при­учить их действовать естественно в любых обстоятельствах, в том числе и в искусст­венно созданных условиях сцены, в услови­ях публичности.

Стр. 248

Впервые термин «туалет актера» (или «ту­алет артиста») был предложен К. С. Стани­славским в книге «Работа актера над собой».

«Туалет артиста»... это ежедневные уп­ражнения, которые проделываются дома и перед началом занятий в школе для разви­тия и поддержания внутренней творческой техники. Эти упражнения являются квинтэс­сенцией тех приемов, которые подготовля­ют правильное сценическое самочувствие.

Все его составные части/которые мы на­зываем «элементами», ежедневно просмат­риваются и выверяются при «туалете ар­тиста». Сейчас, при демонстрации этих уп­ражнений, вы узнаете и поймете, из каких частей составляется правильное сценичес­кое самочувствие. Вы увидите и технические приемы, с помощью которых оно развива­ется.

Чтоб избежать лекций, мы покажем вам на примере, когда и как начинается процесс нашего творчества.

преподаватель. Ильинский и [Тузиков]. Пройдите вдвоем из самой задней кулисы, где вы сидите, сюда, на аван­сцену.

Они проходят, останавливаются на аван­сцене, не понимая, что им дальше делать, и удивленно смотрят на преподавателя.

Стр. 249

- Что это было, искусство, творчес­тво?

— Какое же тут творчество? Мы прос­то прошли, как в жизни.

преподаватель. Хорошо. Идите назад и повторите тот же проход, но толь­ко

я ввожу вам одно «если б» и го­ворю: «если б сегодня, здесь, сей­

час был не пол сцены, а речка, что бы вы сделали?»

Оба, по принципу беспредметных дей­ствий, якобы засучили панталоны, сняли обувь, носки и пошли по холодной воде из задней кулисы на авансцену. Придя туда, они воображаемыми платками отерли мокрые ноги и обулись. [1]

Ежедневный туалет актера помогает овла­деть простым физическим действием и спо­собствует рождению верного психического самочувствия.

И. Малочевская пишет:

«По словам Станиславского, упражнения на память физических действий и ощущений— гаммы нашего искусства, необходимы также, как вокализы — певцам, экзерсисы—танцов­щикам, потому что они тренируют все эле­менты системы. В этом заключена их сила. Упражнения — путь самопознания. Здесь

Стр. 251

нельзя ничего показывать, имитировать; необ­ходимо подлинно исследовать явление. Раз­рушив привычный автоматизм жизни, нужно, к примеру, проанализировать, как ведут се­бя мышцы человеческого тела, когда холодно или жарко; создавая цепь препятствий, «при­дираясь» к предметам (они, разумеется, во­ображаемые), — изучить их досконально, во всех подробностях, чтобы заново научиться совершать самые простые физические дейс­твия. А затем упорным трудом (как говорил Станиславский, с помощью тренинга и муш­тры!) добиться автоматизма действий с во­ображаемыми предметами. «Нужно трудное сделать легким, легкое—привычным, привыч­ное — красивым, красивое — прекрасным» — так можно описать принцип овладения этим упражнением. Все самое сложное создает­ся через самое простое». [10]

На основе упражнений «Туалета актера» делается множество этюдов и импровиза­ций - индивидуальных и групповых. Речь об этом пойдет в следующей главе, а пока что мы предлагаем вам группу упражнений из ежедневного «Туалета актера».

Контрольные вопросы

▲ Что такое физическое и психическое дейс­твие?

▲ Охарактеризуйте каждое из них.

▲ Как влияют друг на друга физическое и психическое действие?

Стр. 251

Что такое верное физическое действие? Ка­ким образом можно его обнаружить?

▲ Что такое туалет актера, и для чего он ну­жен?

Date: 2016-05-25; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию