Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документирование, инвентаризация, регистры учета и формы организации бухгалтерского учета






План занятия

Теоретические основы организации первичного учета. Место первичного учета в системе управления хозяйствующим субъектом. Использование первичной информации в целях управления. Основные принципы построения системы первичного учета. Методологические основы организации первичного учета. Первичный учетный документ. Реквизиты первичного учетного документа. Внешние и внутренние документы. Распорядительные документы. Оправдательные (исполнительные) документы. Первичный учет. Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета. Основные задачи инвентаризации. Случаи обязательного проведения инвентаризаций. Сроки проведения инвентаризаций. Учетные регистры. Хронологические регистры. Систематические учетные регистры. Синтетические регистры. Аналитические регистры. Формы бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма учета. Журнально-ордерная форма учета. Автоматизированная форма учета.

 

Документирование является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными учетными документами, отвечающими соответствующим требованиям.

Первичные учетные документы, составляются в момент совершения операции.

Первичный документ — это бухгалтерский документ, который составляется в момент совершения хозяйственной операции и является первым свидетельством происшедших фактов.

Первичный документ придает юридическую силу произведенной хозяйственной операции и устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хозяйственные операции.

Следовательно, составление документов и их первоначальная обработка является основой организации первичного учета.

Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может фиксироваться на разных носителях таких как: дискеты, магнитные ленты и др. Однако организация обязана в любом случае изготавливать копии документов на бумажных носителях и их предоставлять участникам хозяйственных операций и контролирующим органам по их требованию.

Каждый первичный документ должен содержать ряд показателей. Показатель первичного документа в бухгалтерском учете называется реквизитом. Реквизиты делятся на постоянные и переменные.

Постоянные реквизиты в пределах организации не меняются в течение длительного времени (название организации, юридический адрес, № расчетного счета и т.д.).

Переменные реквизиты меняются с каждой хозяйственной операцией (количество отгруженной продукции, остатки материалов на складе, начисленная сумма заработной платы и т. д).

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определено состав обязательных реквизитов: наименование документа (формы); код формы; дата составления; наименование организации от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Наличие обязательных реквизитов в первичном учетном документе позволяет обеспечить их юридическую доказательность.

Первичные документы принимаются к учету, если составлены по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.

Первичные учетные документы делятся на внешние и внутренние.

Внешние первичные документы поступают в организацию со стороны (из госорганов, от учредителей, вышестоящих организаций, банков, фискальных органов, от поставщиков, покупателей и т.п.).

Внутренние первичные документы составляются непосредственно в организации. Они бывают: распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные, бухгалтерского оформления.

Распорядительные — это такие первичные документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций.

Оправдательные первичные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся: приходные ордера; акты приемки материалов; акты-приемки выбытия основных средств; первичные документы о приемке от рабочих выработанной продукции и т.п.

Комбинированные — это такие первичные документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся: приходные и расходные кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подотчетных лиц и др.

Документы бухгалтерского оформления составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет типовых документов, или при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов. К ним относятся: справки, ведомости распределения косвенных расходов и др.

Кроме того, первичные документы делятся также на разовые и накопительные.

Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.

Накопительные первичные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. К ним относятся: лимитные карты на отпуск материалов со склада; наряды на работу и т.п.

Движение первичных учетных документов от момента их появления в организации до сдачи в архив после их принятия к учету и обработки принято называть документооборотом.

Внутренняя регламентация хозяйствующим субъектом обработки и сроков представления первичных учетных документов называется графиком документооборота. Отсутствие четкого графика или его несоблюдение может приводить к различным нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта.

Стадия первоначальной обработки, на которой осуществляется накапливание количественных данных по различным признакам, может отличаться в зависимости от отрасли и специфики деятельности организации.

Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накапливания, хранения информации.

Кроме регистрации и хранения, первичный учет выполняет также контрольную и информационную функцию. Различные отклонения параметров технологического процесса могут быть корректированы на основе данных первичного учета.

Информация первичного учета используется при подготовке и принятии решений на разных уровнях управления организацией.

Организация первичного учета должна основываться на следующих принципах: первичный учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и тесно взаимосвязан с каждым видом учета (статистический, оперативный); первичный учет является основным носителем информации для всех видов хозяйственного учета, а также используется для анализа производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности организации, для определения его места и поведения на рынке; данные первичного учета используются для проведения контрольно-ревизионной работы, аудиторских проверок; информация первичного учета используется для планирования и прогнозирования деятельности организации, улучшения финансово-экономического состояния организации; первичный учет является основной исходной базой для учета расчетов по оплате труда, себестоимости и калькулирования продукции, начисления амортизации, учета готовой продукции и ее отгрузки, для определения финансовых результатов; первичный учет отражает особенности системы управления и обеспечивает обратную связь с управляемой системой; объектами первичного учета являются заготовление, приобретение и расходование материальных ресурсов; нормированное и отработанное время, выработка рабочих-сдельщиков, затраты на производство, движение полуфабрикатов и незавершенного производства, объем выпуска продукции ее отгрузка и реализация, расчеты с поставщиками, покупателями, банками, фискальными органами, учредителями и др.

Под инвентаризацией понимается проверка соответствия фактического наличия объектов учета данным бухгалтерского учета. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции документированы и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Причинами проведения инвентаризации являются: ошибки при отпуске и приеме ценностей; неисправность оргтехники; наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл); хищения и злоупотребления; контроль за действиями материально-ответственных лиц и др.

Основными задачами инвентаризации являются: выявление фактического наличия основных средств, МПЗ и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства; контроль за сохранностью МПЗ и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; выявление МПЗ, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.; проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, машин оборудования и других объектов бухгалтерского учета; проверка реальной стоимости учтенных в балансе незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности и других статей баланса.

В соответствии с действующим законодательством проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: при передаче имущества организации в аренду; при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в АО или ООО; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально-ответственных лиц; при фактах хищения, злоупотреблении, а также порчи МПЗ; после пожара или стихийных бедствий; имущество предприятия-должника при проведении конкурсного производства; а также других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Инвентаризация может быть полной или частичной, а также плановой или внеплановой. Для проведения инвентаризации составляется инвентаризационная комиссия. По результатам проведенной инвентаризации составляется акт, в соответствии с которым вносятся изменения данных бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета — это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей.

Основными признаками определяющими ту или иную форму, являются: виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними; последовательность и способы записи в них; применение средств вычислительной техники.

С целью регистрации и экономической группировки сведения об остатках имущества, хозяйственных средств и источниках их образования, из соответствующих первичных или сводных документов записываются в учетные регистры.

Учетные регистры — это счетные таблицы определенной формы, соответствующие с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Учетные регистры ведутся в различных формах: книг, журналов, ведомостей, карточек, машинограмм и др. Синтетический учет ведется в так называемых синтетических регистрах, а аналитический учет — в аналитических регистрах.

Записи в регистрах ведутся как вручную, так и с использованием программных средств. Записи по синтетическим счетам, как правило, ведутся в журналах-ордерах и Главной книге или заменяющих их машинограммах-ведомостях, а по аналитическим счетам — в книгах, машинограммах-ведомостях или на карточках. При ведении аналитического учета на карточках каждая вновь открываемая карточка регистрируется в реестре карточек, с помощью которого можно отследить за их сохранностью

Наиболее распространенной в нашей стране являются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная формы бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета сочетает в себе книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры. Синтетически учет ведется в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки. На каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Он содержит бухгалтерскую проводку, дату ее составления и сумму. Операций в течение месяца отражаются в накопительных ведомостях. Затем по этим ведомостям, раз в месяц составляются мемориальные ордера. Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.

Мемориально-ордерная форма учета отличается простотой и поэтому является наиболее распространенной. Но она имеет недостатки, связанные с составлением большого количества мемориальных ордеров, неоднократным записыванием одних и тех же данных в различные учетные регистры, раздельное ведение аналитических и синтетических счетов.

В процессе совершенствования мемориально-орденой формы учета отказавщись от составления мемориальных ордеров и регистрационного журнала, разработав регистры, основанные на группировочных и накопительных ведомостях, и, заменив книги свободными листами, создана более прогрессивная форма — журнально-ордерная.

Автоматизированная форма учета основана на следующих принципах: метод двойной записи; организация программно-последовательной взаимосвязи бухгалтерских счетов в соответствии с кодами стандартных ежемесячно повторяющихся операций; разукрупнения объектов учета; обеспечение автоматического ввода различных данных хозяйственных операций (исходной информации) из других пакетов программ; обработка первичной информации, хозяйственных операций по различным программам с учетом решения задач в зависимости от требований пользователей; дифференциация объемов учетной информации по объектам управления и обеспечения ее совместимости и взаимосвязи.

 

Лекция 8.

 

Международные стандарты финансовой отчетности. Учетная политика организации

План занятия

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Определение МСФО. Принципы разработки, утверждения и применения МСФО. Учетная политика организации. Основные элементы учетной политики хозяйствующего субъекта. Изменение учетной политики. Дополнение учетной политики организации. Принципы формирования учетной политики.

 

Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на современном этапе является ориентация его на Международные стандарты учета и финансовой отчетности.

Бухгалтерские системы имеют национальный характер, хотя они могут быть похожими и иметь похожую методологическую основу — план счетов, систему двойной записи на бухгалтерских счетах, баланс и т.д. Развитие национальных бухгалтерских систем зависит от исторических традиций и теории учета. В последние годы в экономике развитых стран усилилось внимание к проблеме международной унификации бухгалтерского учета, что связано с постоянно возрастающей международной интеграцией в сфере экономики и появлением транснационального капитала.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это нормативные документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет имеет статус независимого негосударственного органа, его Правление находится в Лондоне. МСФО носят рекомендательный характер, и государства самостоятельно принимают решения об их применении. Утвержденным текстом всех МСФО считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО.

Информация о деятельности организации представляется в страну нахождения, страну резидентом которой она является. Если отчетность организации составлена по правилам страны, резидентом которой она является, то организация учета в ней может отличаться от организации учета в стране нахождения. Кроме того, деятельность такой организации может быть частью или продолжением деятельности материнской компании. Общим правилом является оценка операций филиала (дочерней организации) в валюте материнской компании и составление консолидированной отчетности. Цель такой отчетности состоит в том, чтобы представить их деятельность как единое целое. Решение проблемы заключается в разработке сопоставимых бухгалтерских правил составления отчетности. После принятия странами такие правила становятся соответствующими стандартами.

Стандартизированность правил составления бухгалтерских отчетов не означает полную унификацию отчетов и учетной методологии. Отчеты, построенные по стандартным правилам, позволяют сравнить деятельность организаций различных стран при разном финансовом и налоговом законодательстве и оценить их финансовое положение.

Пользователями отчетной информации являются инвесторы (фактические и потенциальные), кредиторы (прежде всего, банки), государственные органы (в первую очередь, налоговые), персонал организации, общественность, поставщики и покупатели, которые связаны с организацией долгосрочными договорами. Заметным преимуществом МСФО является то, что для финансовых аналитиков и инвесторов информация финансовых отчетов становится понятной, сравнимой, прозрачной, надежной, не требующей больших издержек на анализ. Кроме того, использование МСФО позволяет хозяйствующим субъектам привлекать капитал за меньшие расходы. В настоящее время существуют региональные и мировые международные бухгалтерские стандарты отчетности. На региональном уровне первыми стали юридически регулировать сопоставимость финансового учета страны-члены Европейского Сообщества (ЕС). Цель регулирования была сформулирована как «гармонизация бухгалтерского учета». Она явилась следствием гармонизации законодательства предпринимательской деятельности.

Страны-члены ЕС имеют общие экономические интересы, поэтому они стремятся взаимоувязать учетную практику, согласовать национальные бухгалтерские стандарты. Применение МСФО является необходимым условием становления участником международного рынка капитала. Если иностранные инвесторы не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный ими капитал, то такая страна останется зоной повышенного риска.

Между тем, слепое копирование МСФО отдельными государствами может негативно сказаться на сформированных в течение длительного исторического периода национальной практике и теории бухгалтерского учета. Данное мнение обусловлено тем, что МСФО можно рассматривать как обобщенную практику бухгалтерского учета наиболее развитых учетных систем ведущих стран мира.

Формирование учетной политики организации определяет теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета в организации, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 и утверждается руководителем организации.

При разработке учетной политики организации утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/08 и иных положений по бухгалтерского учету. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводится с начала финансового года.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

 


 

Лекция 9.

 

Date: 2016-05-25; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию