Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты управленческого учета и калькулирования расходов. Центры расходов, ответственности и прибыли





 

Объектами управленческого учетаявляются центры ответственности (ЦО).

Под центрами ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестированные в этот сегмент бизнеса.

Возможно формирование ЦО с разной степенью полномочий и ответственности их руководителей.

Центр затрат - центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов. Как правило, это подразделения, которые обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования компании и непосредственно не приносят прибыль. Руководитель обладает минимальными управленческими полномочиями и минимальной ответственностью. Чаще производственные подразделения, отдел закупок, отдел административно-управленческого аппарата. Критерий оценки – эффективность использования ресурсов.

Центр дохода - центр финансовой ответственности, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж, не имеет полномочий по варьированию ценами и ограничен в расходовании средств (в пределах бюджета). Отдел сбыта, маркетинга, коммерческие подразделения, ответственные за реализацию. Основной показатель – объем продаж и выручка от реализации.

Центр прибыли - центр финансовой ответственности, руководитель которого нацелен на максимизацию нормы прибыли и с этой целью может варьировать ценами реализации и затратами. Как правило, центром прибыли является компания в целом.

Центр инвестиций - центр финансовой ответственности, результаты деятельности руководителя которого оцениваются на основании показателей эффективности использования активов.

Калькулирование расходов – это определение затрат на изготовление продукции, услуг и т.п.

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги. Затраты отражают, сколько и каких ресурсов использовано, и эти затраты всегда соотносятся с конкретными задачами, целями. Такими задачами могут быть производство продукта, функционирование отдела, оказание услуг, для которых желательно определить величину использованных ресурсов в денежном выражении. Без указания цели понятие затрат становится неопределенным, ничего не означающим. Проще говоря, затраты – это стоимость авансированных и потребленных в данном отчетном периоде факторов производства.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением вкладов по решению собственников имущества. То есть расходы – это денежная оплата приобретенных товаров и услуг, стоимость авансированных факторов производства, но не потребленных.

Издержки из рассмотренных понятий является наиболее обобщающим показателем. Издержки – это денежное измерение ресурсов, используемых с какой-либо целью. Т.е. это означает, что затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг.

Общая цель классификации затрат состоит в создании упорядоченной структуры, без которой невозможно эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции затраты целесообразно классифицировать по направлениям в зависимости от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным направлениям учета затрат относят:

1)для исчисления себестоимости продукции и определение размера полученной прибыли;

2)для принятия решений;

3)для контроля и регулирования.

Для расчета себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

1.1. По экономическим элементам. К элементам затрат относятся:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты.

 

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения, отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов). Данная классификация используется для отраслевого сравнительного анализа. В УУ классификация затрат по элементам не используется в силу обобщенного характера.

Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена. Она приведена в п.8 Положения по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», ст. 253 Главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ.

Гораздо больше информации несет в себе классификация затрат по статьям калькуляции.

1.2. По статьям. Это список статей затрат, необходимых для производства того или иного продукта или осуществления того или иного вида активности предприятия.

Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные расходы, амортизационные отчисления (в силу большого удельного веса) и т.д. В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Потери от брака.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Прочие производственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

 

Первые 11 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).

1.3. По способу отнесения на себестоимость выделяют прямые и косвенные затраты.

Прямые – затраты, которые можно прямо и экономично отнести к какому-либо изделию. К прямым относятся:

- прямые материальные затраты;

- прямые затраты на оплату труда (прямые трудовые затраты) (дебет счета 20);

- прочие прямые затраты.

Чем больше удельный вес прямых расходов в себестоимости конкретного объекта калькулирования, тем точнее величина его себестоимости.

Косвенные: невозможно прямо отнести на изделие. Они предварительно накапливаются на собирательно-распределительных счетах и затем расчетным путем включаются в себестоимость изделия. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной методе (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, прямым материальным затратам и пр.). Примером таких затрат могут быть полные затраты бухгалтерии. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат. Кроме того, к косвенным затратам относятся: стоимость вспомогательных материалов и комплектующих изделий, зарплата вспомогательных рабочих, затраты на содержание производственных помещений и т.д.

Косвенные расходы подразделяются на 2 группы:

а) общепроизводственные (производственные) расходы (счет 25): общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством;

б) общехозяйственные (внепроизводственные) расходы (счет 26) осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации. Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями.

1.4. По отношению к технологическому процессу:

Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства и оказания услуг: относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов, амортизация ОПФ, заработная плата основных производственных рабочих). Это расходы, без которых технологический процесс не может осуществляться.

Накладные: вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением, обслуживанием производства. В соответствие с методикой отнесения затрат на носитель – это косвенные затраты.

1.5. По методу признания в качестве расхода:

Затраты на продукт (продуктовые, производственные): это материализованные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства, остатках готовой продукции, поэтому их можно инвентаризировать. Они включают: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты. В управленческом учете их называют запасоемкие затраты, т.к. они распределяются между запасами и текущими расходами, участвующими в формировании прибыли.

Затраты периода (периодические, внепроизводственные)

непосредственно не связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), нельзя проинвентаризировать. Это издержки определенного периода, т.к. их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Это незапасоемкие затраты (счета 26 и 44, т.е. административные и коммерческие затраты), т.к. не проходят стадию запасов, а сразу влияют на исчисление прибыли. Сюда относятся затраты, связанные с обеспечением условий работы: расходы по продаже продукции, ведомственные детские сады, мед.части, столовые, клубы – без чего можно производить продукцию. Эти затраты не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (счет 90 «Продажи»).

1.6. По составу:

Одноэлементные: не могут быть разложены на составляющие, состоят из одного элемента (заработная плата, амортизация).

Комплексные: состоят из нескольких экономических элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

1.7. По отношению к готовому продукту:

 

Затраты в незавершенном производстве (НЗП), т.е. затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определенный момент не превратились в готовые изделия.

Затраты на готовый продукт.

1.8. По эффективности осуществления:

Производительные – затраты на производство продукции при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции и др.)

Для целей принятия решений и планирования

2.1. По отношению к уровню деловой активности выделяют переменные, постоянные, условно-переменные (смешанные) затраты.

Переменные, зависят от деловой активности организации, т.е. возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Производственные переменные затраты: прямые затраты на оплату труда, прямые материальные затраты, затраты на вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, транспортные расходы, комиссионное вознаграждение за продажу товара.

Постоянные, не зависят от деловой активности организации, т.е. остаются практически неизменными в течение отчетного периода.

В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными).

Условно-переменные затраты (смешанные, условно-постоянные): их величина изменяется пропорционально выпущенной продукции, но нелинейно и не так быстро, как это имеет место у переменных расходов. Условно-переменные затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату за телефон, состоящую из фиксированной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменная часть). Из калькуляционных статей к условно-переменным расходам относят общепроизводственные расходы (расходы на содержание зданий и оборудования: в затратах, связанных с содержанием оборудования есть затраты на плановые процедуры технического обслуживания и ремонтов – это также постоянные затраты; ремонт, оплата труда вспомогательного персонала), расходы на продажу и некоторые другие, в составе которых часть затрат является переменными по отношению к объему производства, а часть – постоянными.

2.2. С позиции принятия в расчет:

Принимаемые в расчет затраты (релевантные) – это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению.

Не принимаемые в расчет затраты (нерелевантные) не имеют отношения к принимаемому решению.

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов и выбор наилучшего из них.

2.3. Безвозвратные затраты – истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Не учитываются при принятии управленческих решений.

2.4. Вмененные (воображаемые) затраты. Подобные затраты присутствуют лишь в УУ. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, т.к. он строго следует принципу их документальной обоснованности.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить затраты, которые могут не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. Это упущенная выгода предприятия. Т.е. возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения. Понятие вмененных затрат существует только в условиях ограниченности ресурсов.

2.5. Приростные и предельные затраты.

Приростные затраты (или инкрементные) являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Если, например, в результате дополнительного выпуска продукции затраты увеличатся на 500 тыс. руб., эта сумма составляет инкрементные затраты.

Предельные затраты (или маржинальные) – дополнительные затраты в расчете на единицу товара (продукции).

2.6. По возможности планирования:

Планируемые: рассчитаны на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые: не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

Для контроля и регулирования деятельности центров ответственности:

3.1. Регулируемые и нерегулируемые

Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности.

Нерегулируемые не подвержены влиянию центра ответственности.

 

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подотчетного ему подразделения.

3.2. Контролируемые и неконтролируемые.

 

Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны работников организации.

Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности управленческого персонала и не поддаются контролю со стороны работников организации. Например, повышение цен на оборудование и топливно-энергетические ресурсы, изменение ставок налогов и т.д.

Объект учета затрат – организация в целом, ее производство, место возникновения затрат и виды продукции.

По организации в целом затраты учитываются по элементам затрат. Для исчисления с/с производимой продукции по статьям калькуляции.

Группировка затрат по производствам (основному, вспомогательному и обслуживающему) необходима для осуществления контроля за затратами в этих производствах и для исчисления с/с продукции, работ, услуг.

Место возникновения затрат – это структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат. Это структурные подразделения организации. Местами возникновения затрат м. б. рабочие места, участки, цеха, бригады, отделы предприятия. Выбор места возникновения затрат в качестве объекта учета вызывается:

1) необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия

2) необходимостью калькулирования с/с производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукт по прямому признаку, остальные затраты необходимо собрать по местам их возникновения

Носитель затрат – это продукт (часть продукта, группа продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций, переделов или фаз), которые в процессе своего производства или сбыта являлись причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку, т. е. это ГП и все ее стадии.

 

Выбор носителя затрат в качестве объекта учета объясняется:

1) необходимостью оперативного управления производством, т. к. величина затрат, вызываемая носителем, используется для планирования и контроля;

2) необходимостью кальлькулирования с/с производимых продуктов.

При калькулировании с/с необходимо согласовывать группировку носителей затрат с объектами калькулирования.

Под объектом калькулирования понимается продукт в широком смысле, с/с которого необходимо исчислить.

 

Date: 2016-05-25; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию