Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная работа Инструкция





«Постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфлик­тную ситуацию как „разговор двух линий".

Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А-4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) раз­ных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер, обозначающий поведение вашего условного оппонен­та. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте


374 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

а нерабочая рука— линии вашего собственного поведения (прежним цве­том). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ „от лица" каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Затем, используя различные материалы (фолыу, пластилин, глину— по выбору), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния».

Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с ним сопровождается значительными затратами энергии. Еще одно пре­имущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины инициирует проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт стано­вится доступным для восприятия и анализа. Как известно, проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается зашита, которая присуща вербальной коммуникации. Как способ освобождения от внутреннего напря­жения можно наблюдать разрушение уже сделанной скульптуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хоро­шо моделируется и держит форму, но в то же время легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания».

Помимо этого фольга— блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за ресурсным опытом в детство. По завершении работы важно предложить каждому участнику ответить одним-двумя словами на вопрос: «Фольга для вас какой материал?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпре­тироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).


Приложение 2


315


Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога в группе, участники садятся в круг и по желанию показывают свои рисунки, смоделированные образы, рассказывают не столько о причинах и содер­жании конфликта, сколько об эмоциональной стороне, переживаниях и инсайтах в процессе воссоздания и проработки конфликтной ситуации.

Остальные могут задавать вопросы, например:

• Что вы чувствовали в процессе рисования и моделирования образов участников конфликта?

• Что чувствуете сейчас?

• Какие субъективно значимые открытия вы сделали в процессе этой работы? Прояснили ли для себя историю ситуации: как развившая конфликт и разрешился ли он?

• Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удаюсь приобрести?

Очевидно, что назначение подобных вопросов не в том, чтобы услы­шать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний, паттерны поведения, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоцио­нальных контактов.

Заключительный этап

Психолог предлагает участникам сессии внести в свои работы жела­емые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конф­ликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетель­ствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда — о сим­волическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической зашиты. Принятие «подобных» откровений — ресурсный старт для личностного роста.


316 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии

Комментарии

По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски (2002), линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущности. Фактически они создают не столько образ или картинку, сколько выра­жают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или опреде­ленный его этап.

В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого — в следующем. Мно­гие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Среди арт-терапевтов сложилось мнение, что левая рука представляет внутренний мир, а правая — внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

Как пишет Н. Роджерс (1997). если обратиться к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, возможно получить интуитивное откровение, инсайт.

По сути, каждая линия на бумаге — «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события, правда, расска­занной только одним из них. Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой рук одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь, контролируя линию своего пове­дения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на рисунок линии от «лица оппонента».

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указы­вают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению


Приложение 2


317


конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутри­семейных конфликтов (на одной территории).

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внут­риличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсугс-твием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекают­ся и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или сви­детельствуют о том, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабли.

Отметим также, что изображения внутриличностных конфликтов имеют свои особенности и заметно отличаются от рисунков межличностных кон­фликтов и композицией и особенностью линий (подробнее см. в «Таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий»).

Помимо рисунка в виде цветных линий следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «противника». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

На цветной вклейке — примеры работы в арт-технике «Линии конфлик­та». Автор работы, приведенной на фотоиллюстрации, видит себя вышедшем из конфликта в образе пирамиды. Другой образ с множеством деталей — его противник. Первоначально «чудище» было выполнено из белой глины, но постепенно обросло дополнительными цветными «аксессуарами». В итоге из колючего, агрессивного и страшного сделалось нелепым и смешным.

По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансфор­мации, отличающий арт-терапевтическую работу от произведения искусства. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее важен и выражен эффект эстетический. Отметим также терапевтический ресурс особых изобразительных средств и материалов, таких, как обои, фольга, белая глина, цветной пластилин.

Роль материала для рисования могут выполнять даже кисти рук, причем такая работа особенна ресурсна не только в терапевтическом, но также в коммуникативном и эстетическом аспектах (см. фотоиллюстрацию на цветной вклейке).

В заключение подчеркнем, что арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» в целом подходит для оперативной диагностики эмоционального состояния субъекта, выявления, «проработки» и отреагирования эмоций и чувств, в том числе подавляемых.


378 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «КАРТА ЭМОЦИЙ»

Общие замечания

Эмоции и чувства сопровождают человека в любой его деятельности. Для каждого из нас их выражение и переживание индивидуальны. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжитель­ность действия и интенсивность.

Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоциональ­ного возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги.

В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой.

Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.

Основное внимание обрашего на выявление эмоционального потен-циапа личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом.

Материалы

Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобрази­тельные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.

Основные этапы

Настрой

Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент.

Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств: «Поп­робуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких ока­зывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению


Приложение 2


319


к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций».

Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следую­щая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент, и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата».

Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга.

Date: 2016-05-25; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию