Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И интерпретаций в изображении человека 5 page
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Пуговицы
| Как признак
| Наблюдаются в рисунках дезадаптированных индивидов
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
|
Пуговица (часто в форме круглой пряжки) иногда помешается на месте пупка
| Психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком - символом зависимости от матери
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
На манжетах
| Добавляют обсессивную ноту к чертам зависимости
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Механический и неуместный ряд пуговиц, рисуемый строго посередине фигуры, возможно в сочетании с негармонирующей шляпой
| Наблюдается у эмоционально деградировавших взрослых, служит для полного представления одежды
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Как средство проработки сильно выделенной средней линии
| Отражают эгоцентрическую и соматическую озабоченность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Выделение пуговиц (посредством зачернения, чрезмерного нажима либо странного или неправильного расположения на фигуре)
| Встречается в основном у зависимых, отягощенных комплексом подчинения авторитету, инфантильных и неадекватных людей. Это в большей степени видно в рисунках мужчин, нежели в рисунках женщин, и больше у детей, особенно мальчиков, нежели у взрослых
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Многочисленные
| Ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, инфантильность (с подросткового возраста)
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста
| Недостаточная зрелость, инфантильность
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Карманы
| Неадекватное выделение
| Наблюдается в рисунках инфантильных и зависимых индивидов, и больше у мужчин, нежели у женщин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Особое отношение к карманам
| Эмпирически ассоциируется более конкретно с аффективной или материальной депривацией как основой психопатического типа адаптации
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 153
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Карманы
| В рисунках подростков
| Выражение стремления к мужественности, которое вступает в противоречие с эмоциональной зависимостью от матери
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Специальные в рисунках мальчиков-подростков, арестованных за карманную кражу, (либо аксессуар в виде книжки карманного формата при изображении женщин)
| Невротическая и символическая природа правонарушения
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Шляпа, галстук
| Сексуальные символы
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17] К. Тейлор [35]
| Галстук
| Как признак
| Является распространенным сексуальным символом, он чаще всего встречается на рисунках мальчиков и молодых мужчин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Выделение галстука или носового платка
| Часто встречается в рисунках сексуально неадекватных мужчин
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Маленький и выглядящий ослабленным
| Характерно для индивидов, которые в отчаянии от своей слабой сексуальности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Длинный и бросающийся в глаза, иногда украшенный деталями фаллического типа
| Что бывает у сексуально агрессивного индивида, побуждаемого к сверхкомпенсации страхом импотенции
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Нарисован так, как будто он отлетает от тела
| В случаях явной сексуальной агрессии и обычно означает сильную сексуальную озабоченность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Шляпа
| При отсутствии другой одежду
| Черты регрессии
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Нарисована так, что сквозь нее видны волосы либо лоб
| Примитивный и неразработанный способ изображения фигуры в целом и весьма часто является симптоматикой примитивного сексуального поведения субъекта
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 154 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Тщательно прорисованный пояс
| Большой контроль и большая рационализация напряжения, что указывает на тенденцию преобразования напряжения в эстетические и демонстративные формы
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Изображение в претенциозном исполнении большого портфеля в районе сексуальной области фигуры
| Может обозначать попытку заменить интеллектуальной силой неадекватную сексуальную силу
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Изображение обуви в виде фаллоса, а также в конфликтном изображении, включающем стирания, изменения, затушевку или изменение линии
| Чаще всего отмечается в рисунках пожилого испытуемого-мужчины, который в той или иной степени страдает от импотенции
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Обсессивная детализация обуви (в виде проработки петель, шнурков или бантиков при том, что тенденция к прорисовке не характерна для остальных частей рисунка)
| Представляет собой явно женскую характеристику в графической экспрессии. Это чаще всего видно в изображениях мужчин, выполненных девочками-подростками, и, похоже, представляет собой акцент на обсессивности, которая обычно сконцентрирована на сексуально символических деталях одежды, что может быть ассоциировано с сексуальными импульсами
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Каблучки-«шпильки»
| Неуверенность и неспособность твердо стоять на ногах
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Симметрия
| Субъект начинает свой рисунок с наброска скелета или с разметки
| Такие опоры используются для контроля билатеральности теми индивидами, которые боятся телесного дисбаланса, могут страдать от некоторой деперсонализации или переживают компульсивное побуждение к контролю над буйными и спонтанными импульсами, угрожающими целостности «Я». Стремление к совершенству и побуждение к эксгибиционизму -коррелирующие черты таких рисунков
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| | | | | | 3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 155
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
|
| Излишняя
| Порождает эффект ригидности. Ригидность фигуры часто коррелирует с соответствующими позами субъекта, у которого с точки зрения психосоматики можно предположить гипертоническую мускульную защиту против высвобождения подавленных эмоциональных состояний, с одной стороны, и с другой -против угрожающего окружения
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Симметрия
| Чрезмерная
| Характерна для скованных, эмоционально холодных и отстраненных, неустойчивых личностей. Интересно отметить, что такие органы как сердце, желудок, мозг, шея, пенис, которые характеризуют большинство соматических расстройств у эмоционально конфликтного индивида, не являются четко двусторонними. Для компульсивного характера это отсутствие билатеральности может выступать угрозой интегрированности баланса тела и, таким образом, порождать симптомы
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
|
| Подчеркнутая
| Может порождать механические, формалистские и подчас причудливые эффекты, как это бывает в рисунках параноидных шизофреников
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
| Недостаток
| Незащищенность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.М.Костина [13]
|
| Нарушение, преимущественно на основе невнимания, слабого контроля, гиперактивности и несобранности
| Гипоманиакальный или истеричный индивид, тот, кто страдает от некоторого расстройства побуждений, вообще те, у кого имеются эксцессы спонтанного поведения
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 156 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Изображение человека
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Симметрия
| Заметное нарушение (руки и ноги различаются по длине, ширине, либо и тому и другому)
| Можно видеть в рисунках невротиков как выражение телесной неуклюжести, чувства нескоординированности или общей физической неадекватности. Фигура может выглядеть однобокой так, что это довольно часто удивительно верно отражает внешность самого субъекта. Самая большая группа, в которой отмечено несоблюдение симметрии, состоит из тех, кто страдает от нарушений латеральной доминантности Эти индивиды неуклюжи в своих моторных координациях. В их рисунках человека одно плечо всегда будет заметно уже другого
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| | | | | |
Примечание
Прототипом теста «Человек под дождем» логично считать тест Фая «Дама гуляет и идет дождь», в котором диагностика тематического рисунка проводится в аспекте развития. Первоначально оценка, направленная на определение уровня интеллекта, содержала только 5 пунктов. Винтш (1935) подверг это испытание ревизии и установил, что тест недостаточно надежен для выявления психического развития детей после 12 лет. Рей (1946) применил схему оценки Гудинаф и разработал шкалу с 49 пунктами (см. Л. Шванцара, Й. Шванцара «Развитие детских графических проявлений» в кн. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М., 1997).
3.5. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ СЕМЬИ
Изображение семьи
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Образ семьи
| Нарисована полная семья
| Эмоциональное благополучие
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
Искажение реального состава семьи
| Эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
Крайние варианты (вообще не изображены люди или изображены только не связанные с семьей люди)
| Травматические переживания, связанные с семьей, чувства отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки пришедших относительно часты у детей, недавно х в интернат из семей), аутизм, высокий уровень тревожности, плохой
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
| контакте исследуемым ребенком
|
|
|
Рисунок дома и окружающей обстановки, а не своей семьи
| Семья эмоционально непривлекательна, ребенок чувствует себя отверженным в своей семье, семья - источник неприятных переживаний
| «Рисунок семьи»
| Н. Самоукина [28,29]
|
Детальное изображение дома - символа семьи, на которую ребенок смотрит с ностальгическим, но скрытым желанием, солнца - символа материнской заботы и любви (отсутствие всех членов семьи)
| Значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы (в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями)
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24]
| Индивид, особенности нарисованных фигур
| Как признак
| Свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам семьи
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
Большое количество деталей тела, декорирование, использование разных цветов
| Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
Большая схематичность, незавершенность графической презентации персонажа
| Негативное отношение к этому человеку
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
| 158
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Изображение семьи
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Индивидуальные особенности нарисованных фигур
| Особенная одежда, отличающаяся от одежды других членов семьи, но похожая на ту, которая есть у одного из членов семьи (с которым отождествляет себя испытуемый), обычно у брата (сестры), с которым ребенок в хороших отношениях
| Близость к кому-либо из родственников
| «Рисунок семьи»
| Дж.Дилео[10] К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
|
Аналогичные детали и цвета в презентации фигур
| Можно интерпретировать как показывающих стремление быть похожими на это лицо, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
|
Самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования
| Наименее ценимый персонаж. Это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место
| «Рисунок семьи»
| Р Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Изолированный от всех персонаж, нечетко изображенный или стертый, с которым ребенок идентифицирует себя. Этот персонаж может получить в конце работы типичное обхождение его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком
| Характеризует большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| 3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи
159
Изображение семьи
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Особенности изображения автором себя
| Ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя
| Не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности
| «Рисунок семьи»
| С.С Степанов [32,33]
|
Ребенок рисует себя на оборотной стороне листа и последним
| Это говорит о низкой самооценке
| «Рисунок семьи»
| АЛ. Венгер[7]
|
Ребенок рисует себя так же, как фигуры того же пола
| Можно говорить об адекватной половой идентификации
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
|
Концентрация на рисовании самого себя (большое количество
тов, декорирование одежды, большая величина фигуры)
| Указывает, кроме несформированности чувства общности, и на эгоцентричность, истероидные черты
ются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи»
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Особо крупное изображение себя
| Претензия на главенствующую роль в семье
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
|
Особо мелкое изображение себя
| Подавленность или заброшенность, гиперопека, оценивает себя как мало значимого члена семьи
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
|
Рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, или в рисунке другими деталями, цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон
| Можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Единственная на рисунке фигура автора маленькая, негативно окрашенная, на темном фоне
| Подчеркивание своей отверженности, покинутости Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Величина фигур
| Как признак
| Выступает средством выражения значимости
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33] К. Тейлор [35]
|
Свидетельствует о силе, превосходстве, доминировании
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
|
Большие, через весь лист фигуры
| Рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
| 160 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Изображение семьи
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Величина фигур
| Очень маленькие фигуры
| Тревожность, чувство небезопасности
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
|
Дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных
| Признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом (сестрой)
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Размеры фигур родителей
| Большие размеры фигур отца или матери
| Соответствуют реальности
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
|
Особо крупное
изображение
родителя
| Невротическое поведение и чувство неполноценности
|
| Дж.Дилео[10]
|
Представление о его большой значимости в семье, также может рассматриваться как опора для всей семьи
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
|
Говорит о том, что в глазах ребенка этот родитель воспринимается как подавляющая, враждебная, пугающая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властнее, диктаторское отношение (особенно в отношении материнской фигуры)
| «Рисунок семьи»
| К. Тейлор [35]
|
Особо мелкое изображение родителя
| Представление о его малой значимости в семье
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| Соотношение размера фигур автора и родителей
| Ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее,чем родителей, которые как бы создают ему фон
| Проявление отношения к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя
| Это может быть связано: а) с эгоцен-тричностью ребенка; б) с решением эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом условного «конкурента»
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
| 3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи 161
Изображение семьи
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Соотношение размера фигур автора и родителей
| Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя
| Беспомощность, необходимость заботы. Может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них внимания и помощи
| «Рисунок семьи»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Дети, которые рисуют себя значительно меньшими, чем другие члены семьи
| А) Чувствуют свою незначительность,
ненужность и т. п.;
Б) требуют опеки, заботы со стороны
родителей
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
| Соотношение размера фигур автора и сиблинга
| Неадекватный размер фигур детей
| Говорит о наличии конкуренции между ними
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Фигура сиблинга маленькая, нарисована в серых и черных тонах
| Конкурентные, негативные отношения между детьми
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4] А.Л. Венгер [7]
|
Фигура сиблинга большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений
| Самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Особо крупное изображение брата или сестры
| Представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
|
Большой рост
автора
в совокупности
с тщательной
детализацией
| Подчеркивает его значимое положение в семье
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности
| Он страдает от своей незначимости для родителей
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| 162 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
| Изображение семьи
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Соотношение размера фигур автора и сиблинга
| Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал)
| Может подчеркивать привилегированное положение последнего по сравнению с автором рисунка
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
| Расположение фигур
| Расположение членов семьи на одной линии (кто-то выше, а кто-то ниже)
| Указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
Необходимо различать, что отражает рисунок - субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое, то, чего ребенок боится, избегает и т д
| «Рисунок семьи»
| С.С Степанов [32,33]
|
Мнение автора о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Семья занимает весь лист, частично даже выходя за его пределы
| Это позволяет предположить полноценное общение семьи с окружающим миром
| «Рисунок семьи»
| А.Л Венгер[7]
|
Члены семьи стоят анфас отдельно, все члены семьи выстроены в один ряд или по двум уровням (в рисунках младших детей)
| Значимость каждого члена семьи выражена размером и размещением (см кто ниже всех, в конце ряда или даже пропущенный)
|
| Дж.Дилео[10]
| 3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи
163
Изображение семьи
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Расположение фцгур
| Раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой
| Наблюдается при конфликтах. Из-за разобщенности в пространстве членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Сиблинги стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами
| Можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними
| «Рисунок семьи»
| О. Баранова [4]
|
Физические расстояния, отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи
| Указывают на эмоциональные связи, слабость позитивных межперсональных связей
| «Рисунок семьи»
| Коллектив авторов [30]
|
Расположение детей и взрослых отдельными группами
| Дает возможность выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции
| «Рисунок семьи»
| С.С. Степанов [32,33]
|
Ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями; эмоциональное общение в семье существует преимущественно внутри групп
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
|
Изолированность изображения семьи от остального пространства листа (рисунок занимает только центральную часть листа; символом изолированности может служить также и рамка)
| Замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения
| «Рисунок семьи»
| А.Л. Венгер [7]
| 164 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
|