Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И интерпретаций в изображении человека 5 page





 

 

 

 

 

 

 

     
Признак Интерпретация Тест Источник
Пуговицы Как признак Наблюдаются в рисунках дезадапти­рованных индивидов «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Пуговица (часто в форме круглой пряжки) иногда помешается на месте пупка Психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком - сим­волом зависимости от матери «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
На манжетах Добавляют обсессивную ноту к чер­там зависимости «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Механический и неуместный ряд пуговиц, рисуемый строго посередине фигуры, возмож­но в сочетании с негармонирующей шляпой Наблюдается у эмоционально дегра­дировавших взрослых, служит для полного представления одежды «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Как средство проработки сильно выделенной сред­ней линии Отражают эгоцентрическую и сомати­ческую озабоченность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Выделение пуговиц (посредством зачернения, чрез­мерного нажима либо странного или неправильного расположения на фигуре) Встречается в основном у зависимых, отягощенных комплексом подчи­нения авторитету, инфантильных и неадекватных людей. Это в большей степени видно в рисунках мужчин, нежели в рисунках женщин, и больше у детей, особенно мальчиков, нежели у взрослых «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Многочисленные Ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, инфан­тильность (с подросткового возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста Недостаточная зрелость, инфантиль­ность «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Карманы Неадекватное выделение Наблюдается в рисунках инфантиль­ных и зависимых индивидов, и боль­ше у мужчин, нежели у женщин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Особое отношение к карманам Эмпирически ассоциируется более конкретно с аффективной или мате­риальной депривацией как основой психопатического типа адаптации «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 153

 

 

 

 

 

 

 

     
Признак Интерпретация Тест Источник
Карманы В рисунках подростков Выражение стремления к мужествен­ности, которое вступает в противоре­чие с эмоциональной зависимостью от матери «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Специальные в рисунках мальчиков-подростков, арестованных за карманную кражу, (либо аксессуар в виде книжки карманного формата при изображении женщин) Невротическая и символическая природа правонарушения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Шляпа, галстук Сексуальные символы «Рисунок чело­века» К. Маховер [17] К. Тейлор [35]
Галстук Как признак Является распространенным сек­суальным символом, он чаще всего встречается на рисунках мальчиков и молодых мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Выделение галстука или носового платка Часто встречается в рисунках сексу­ально неадекватных мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Маленький и выглядящий ослаб­ленным Характерно для индивидов, которые в отчаянии от своей слабой сексуальности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Длинный и бросающийся в глаза, иногда украшенный деталями фаллического типа Что бывает у сексуально агрессивного индивида, побуждаемого к сверхком­пенсации страхом импотенции «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Нарисован так, как будто он отлетает от тела В случаях явной сексуальной агрессии и обычно означает сильную сексуаль­ную озабоченность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Шляпа При отсутствии другой одежду Черты регрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Нарисована так, что сквозь нее видны волосы либо лоб Примитивный и неразработанный способ изображения фигуры в целом и весьма часто является симптома­тикой примитивного сексуального поведения субъекта «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

154 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

   
Признак Интерпретация Тест Источник
Тщательно прорисован­ный пояс Большой контроль и большая рационализация напряжения, что указывает на тенденцию преобразования напряжения в эстетические и демонстративные формы «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Изображение в претенциозном исполнении большого портфеля в районе сексуальной области фигуры Может обозначать попытку заменить интеллектуальной силой неадекват­ную сексуальную силу «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Изображение обуви в виде фаллоса, а также в конфликтном изображении, включающем стирания, изменения, затушевку или изменение линии Чаще всего отмечается в рисунках пожилого испытуемого-мужчины, который в той или иной степени страдает от импотенции «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Обсессивная детали­зация обуви (в виде проработки петель, шнурков или бантиков при том, что тенденция к прорисовке не характер­на для остальных частей рисунка) Представляет собой явно женскую характеристику в графической экспрессии. Это чаще всего видно в изображениях мужчин, выполненных девочками-подростками, и, похоже, представляет собой акцент на обсессивности, которая обычно сконцентрирована на сексуально символических деталях одежды, что может быть ассоциировано с сексуальными импульсами «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Каблучки-«шпильки» Неуверенность и неспособность твердо стоять на ногах «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Симметрия Субъект начинает свой рисунок с наброска скелета или с разметки Такие опоры используются для контроля билатеральности теми индивидами, которые боятся телесного дисбаланса, могут страдать от некоторой деперсонализации или переживают компульсивное побуждение к контролю над буйными и спонтанными импульсами, угрожающими целостности «Я». Стремление к совершенству и побуждение к эксгибиционизму -коррелирующие черты таких рисунков «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
         

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 155

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
  Излишняя Порождает эффект ригидности. Ригидность фигуры часто коррелирует с соответствующими позами субъекта, у которого с точки зрения психосоматики можно предположить гипертоническую мускульную защиту против высвобождения подавленных эмоциональных состояний, с одной стороны, и с другой -против угрожающего окружения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Симметрия Чрезмерная Характерна для скованных, эмоционально холодных и отстраненных, неустойчивых личностей. Интересно отметить, что такие органы как сердце, желудок, мозг, шея, пенис, которые характеризуют большинство соматических расстройств у эмоционально конфликтного индивида, не являются четко двусторонними. Для компульсивного характера это отсутствие билатеральности может выступать угрозой интегрированности баланса тела и, таким образом, порождать симптомы «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
  Подчеркнутая Может порождать механические, формалистские и подчас причудливые эффекты, как это бывает в рисунках параноидных шизофреников «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Недостаток Незащищенность «Дом- дерево- человек» Л.М.Костина [13]
  Нарушение, преимущественно на основе невнимания, слабого контроля, гиперактивности и несобранности Гипоманиакальный или истеричный индивид, тот, кто страдает от некоторого расстройства побуждений, вообще те, у кого имеются эксцессы спонтанного поведения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

156 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Симметрия Заметное наруше­ние (руки и ноги различаются по длине, ширине, либо и тому и дру­гому) Можно видеть в рисунках невротиков как выражение телесной неуклюжести, чувства нескоординированности или общей физической неадекватности. Фигура может выглядеть однобокой так, что это довольно часто удивительно верно отражает внешность самого субъекта. Самая большая группа, в которой отмечено несоблюдение симметрии, состоит из тех, кто страдает от нарушений латеральной доминантности Эти индивиды неуклюжи в своих моторных координациях. В их рисунках человека одно плечо всегда будет заметно уже другого «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
         

Примечание

Прототипом теста «Человек под дождем» логично считать тест Фая «Дама гуляет и идет дождь», в котором диагностика тематического рисунка проводится в аспекте развития. Первоначально оценка, направ­ленная на определение уровня интеллекта, содержала только 5 пунктов. Винтш (1935) подверг это испытание ревизии и установил, что тест недостаточно надежен для выявления психического развития детей после 12 лет. Рей (1946) применил схему оценки Гудинаф и разрабо­тал шкалу с 49 пунктами (см. Л. Шванцара, Й. Шванцара «Развитие детских графических проявлений» в кн. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М., 1997).


3.5. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ СЕМЬИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи
Признак Интерпретация Тест Источник
Образ семьи Нарисована полная семья Эмоциональное благополучие «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
Искажение реаль­ного состава семьи Эмоциональный конфликт, недоволь­ство семейной ситуацией «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
Крайние варианты (вообще не изоб­ражены люди или изображены только не связанные с семьей люди) Травматические переживания, связан­ные с семьей, чувства отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки пришедших относительно часты у детей, недавно х в интернат из семей), аутизм, высокий уровень тревожности, плохой «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
  контакте исследуемым ребенком    
Рисунок дома и окружающей обста­новки, а не своей семьи Семья эмоционально непривлекатель­на, ребенок чувствует себя отвержен­ным в своей семье, семья - источник неприятных переживаний «Рисунок семьи» Н. Самоукина [28,29]
Детальное изобра­жение дома - сим­вола семьи, на которую ребенок смотрит с нос­тальгическим, но скрытым желанием, солнца - символа материнской заботы и любви (отсутствие всех членов семьи) Значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными пере­живаниями (чувство покинутости, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы (в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями) «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24]
Индивид, особенности нарисованных фигур Как признак Свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам семьи «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
Большое количес­тво деталей тела, декорирование, использование разных цветов Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитив­ной концентрацией на его рисовании «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
Большая схематич­ность, незавершен­ность графической презентации персонажа Негативное отношение к этому человеку «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]

158


Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии


 

 

 

 

Изображение семьи  
Признак Интерпретация Тест Источник
Индивидуальные особенности нарисованных фигур Особенная одежда, отличающаяся от одежды других членов семьи, но похожая на ту, которая есть у одного из членов семьи (с которым отождествляет себя испытуемый), обычно у брата (сестры), с которым ребенок в хороших отношениях Близость к кому-либо из родствен­ников «Рисунок семьи» Дж.Дилео[10] К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
Аналогичные детали и цвета в презента­ции фигур Можно интерпретировать как показы­вающих стремление быть похожими на это лицо, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Самый маленький из всех, выполня­ется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забы­тый всеми, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования Наименее ценимый персонаж. Это не означает, что он не идентифи­цирует себя с ним, не становится на его место «Рисунок семьи» Р Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Изолированный от всех персонаж, нечетко изображен­ный или стертый, с которым ребенок идентифици­рует себя. Этот персонаж может получить в конце работы типичное обхождение его обычно перечерки­вают несколькими штрихами каран­даша или стирают ластиком Характеризует большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]

3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи


159


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи
Признак Интерпретация Тест Источник
Особенности изображения автором себя Ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя Не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности «Рисунок семьи» С.С Степанов [32,33]
Ребенок рисует себя на оборотной стороне листа и последним Это говорит о низкой самооценке «Рисунок семьи» АЛ. Венгер[7]
Ребенок рисует себя так же, как фи­гуры того же пола Можно говорить об адекватной поло­вой идентификации «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Концентрация на ри­совании самого себя (большое количество тов, декорирование одежды, большая величина фигуры) Указывает, кроме несформиро­ванности чувства общности, и на эгоцентричность, истероидные черты ются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи» «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Особо крупное изображение себя Претензия на главенствующую роль в семье «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Особо мелкое изоб­ражение себя Подавленность или заброшенность, гиперопека, оценивает себя как мало значимого члена семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Рисунку себя ха­рактерна маленькая величина, схематич­ность, или в рисунке другими деталями, цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон Можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Единственная на рисунке фигура автора маленькая, негативно окра­шенная, на темном фоне Подчеркивание своей отверженности, покинутости Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рожде­ния младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожден­ному, забывая о старшем ребенке «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Величина фигур Как признак Выступает средством выражения значимости «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33] К. Тейлор [35]
Свидетельствует о силе, превосходс­тве, доминировании «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Большие, через весь лист фигуры Рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]

160 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи
Признак Интерпретация Тест Источник
Величина фигур Очень маленькие фигуры Тревожность, чувство небезопасности «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Дети и взрослые при­мерно одного разме­ра или фигура автора выше остальных Признак соревнования за родитель­скую любовь с другим родителем или братом (сестрой) «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Размеры фигур родителей Большие размеры фигур отца или матери Соответствуют реальности «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Особо крупное изображение родителя Невротическое поведение и чувство неполноценности   Дж.Дилео[10]
Представление о его большой значи­мости в семье, также может рассмат­риваться как опора для всей семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Говорит о том, что в глазах ребенка этот родитель воспринимается как подавляющая, враждебная, пугающая фигура, пресекающая любое проявле­ние самостоятельности и инициативы. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властнее, диктаторское отношение (особенно в отношении материнской фигуры) «Рисунок семьи» К. Тейлор [35]
Особо мелкое изо­бражение родителя Представление о его малой значимос­ти в семье «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Соотношение размера фигур автора и родителей Ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее,чем родителей, которые как бы создают ему фон Проявление отношения к самому себе как к кому-то важному, уни­кальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что ро­дители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отноше­нию к нему «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Дети самыми большими или рав­ными по величине с родителями рисуют себя Это может быть связано: а) с эгоцен-тричностью ребенка; б) с решением эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом условного «конкурента» «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]

3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи 161

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи
Признак Интерпретация Тест Источник
Соотношение размера фигур автора и родителей Ничтожно малень­кая, безвольная фигурка в окру­жении родителей, в которой ребенок признает себя Беспомощность, необходимость за­боты. Может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них внимания и помощи «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Дети, которые рису­ют себя значитель­но меньшими, чем другие члены семьи А) Чувствуют свою незначительность, ненужность и т. п.; Б) требуют опеки, заботы со стороны родителей «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Соотношение размера фигур автора и сиблинга Неадекватный раз­мер фигур детей Говорит о наличии конкуренции между ними «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Фигура сиблинга маленькая, нари­сована в серых и черных тонах Конкурентные, негативные отношения между детьми «Рисунок семьи» О. Баранова [4] А.Л. Венгер [7]
Фигура сиблинга большая, тщатель­но прорисован­ная, с большим количеством мелких деталей и допол­нений Самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Особо крупное изображение брата или сестры Представление о его (ее) доминирую­щей роли в семье, ревность «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией Подчеркивает его значимое положе­ние в семье «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности Он страдает от своей незначимости для родителей «Рисунок семьи» О. Баранова [4]

162 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

  Изображение семьи  
Признак Интерпретация Тест Источник
Соотношение размера фигур автора и сиблинга Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал) Может подчеркивать привилегиро­ванное положение последнего по сравнению с автором рисунка «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Расположение фигур Расположение чле­нов семьи на одной линии (кто-то выше, а кто-то ниже) Указывает на некоторые психологи­ческие особенности взаимоотноше­ний в семье «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
Необходимо различать, что отражает рисунок - субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое, то, чего ребенок боится, избегает и т д «Рисунок семьи» С.С Степанов [32,33]
Мнение автора о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Семья занимает весь лист, частично даже выходя за его пределы Это позволяет предположить полно­ценное общение семьи с окружаю­щим миром «Рисунок семьи» А.Л Венгер[7]
Члены семьи стоят анфас отдельно, все члены семьи выстроены в один ряд или по двум уровням (в рисунках младших детей) Значимость каждого члена семьи выражена размером и размещением (см кто ниже всех, в конце ряда или даже пропущенный)   Дж.Дилео[10]

3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи


163


 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи
Признак Интерпретация Тест Источник
Расположение фцгур Раздробленность пространства или нарушение целост­ности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежут­ком или еще одной фигурой Наблюдается при конфликтах. Из-за разобщенности в пространстве чле­нов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребен­ка, более статичны и напряжены «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Сиблинги сто­ят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами Можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к ро­дителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исклю­чительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Физические рас­стояния, отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым рас­пределены члены семьи Указывают на эмоциональные связи, слабость позитивных межперсональ­ных связей «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Расположение детей и взрос­лых отдельными группами Дает возможность выделить психо­логические микроструктуры семьи, коалиции «Рисунок семьи» С.С. Степанов [32,33]
Ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями; эмоциональное общение в семье существует преимущественно внутри групп «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Изолированность изображения семьи от остального пространства листа (рисунок занимает только централь­ную часть листа; символом изоли­рованности может служить также и рамка) Замкнутая жизнь семьи, ее изолиро­ванность от социального окружения «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]

164 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Date: 2016-05-25; view: 2079; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию