Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление и менеджмент. Система менеджмента





Оглавление

 

Тема 1. Содержание и структура менеджмента 5

1. Этимология термина «менеджмент» 5

2. Управление и менеджмент

3.Содержание менеджмента. Цели и задачи менеджмента 9

Тема 2. Основные этапы эволюции управленческой мысли 13

1. Революции менеджмента 13

2.Школа научного управления 16

3.Классическая (административная) школа управления 19

4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук 21

5.Количественная школа, или новая школа науки управления (начиная с 60-х годов по настоящее время). 25

6.Современные подходы к менеджменту 25

7. Особенности становления и развития науки управления в России 29

8.Особенности российского менеджмента 33

9. Национальные модели менеджмента 34

Тема 3. Системный характер управления 38

1.Управления как система 38

2.Виды систем 40

3.Организация как социальная система 41

Тема 4. Методологические основы менеджмента. Принципы и функции управления 43

1.Закономерности менеджмента 43

2. Принципы управления 44

3. Функции менеджмента 46

4. Методы менеджмента 49

Тема 5. Теория организации. Принципы развития и закономерности функционирования организации 50

1. Понятие и сущность организации 50

2. Жизненный цикл организации 52

3.Типология и классификация организаций. 53

4.Законы функционирования организации 55

5.Внутренняя среда организации. 56

6. Внешняя среда организации и её значение. Факторы внешней среды организации. 57

Тема 6. Основные бизнес-процессы в организации 59

1. Понятие бизнес-процесс 59

2.Принципы формирования бизнес-процессов 59

3. Реинжиниринг бизнес-процессов 62

Тема 7. Роли, функции и задачи менеджера в современной организации 64

1. Менеджер как профессиональный управляющий 64

2. Качества, роли и типы менеджеров 65

3. Организация труда менеджера. Самоменеджмент 67

4. Основные типы подчиненных 70

Тема 8. Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования 72

1.Понятие цели 72

2. Сущность и методы планирования 74

3.Виды планирования 75

4.Стратегия. Процесс стратегического планирования 77

Тема 9. Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования 80

1.Понятие управленческой структуры 80

2.Линейная структура управления 82

3.Функциональная структура управления 83

4. Линейно-функциональная структура управления 84

5.Дивизиональная (отделенческая) структура управления 85

6.Матричная, проектная, программно-целевая, фрагментарная, адхократическая структура управления 91

7. Конгломератная (смешанная) структура управления 94

Тема 10. Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля 96

1. Понятие контроля, его цели и области 96

2. Этапы процесса контроля. Виды контроля 97

Тема 11. Мотивация трудовой деятельности 100

1. Понятие и модель мотивации 100

2. Виды мотивов и методы мотивации 102

Тема 12. Содержательные и процессуальные теории мотивации 104

1.Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERGК Альдерфера 104

2. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель мотивации Портера—Лоулера. 108

Тема 13. Понятие, виды управленческих решений и методы их принятия 112

1.Понятие управленческое решение. Классификация управленческих решений. 112

2.Процесс принятия управленческого решения 113

3.Методы поиска новых идей и решений 114

4. Решения, принимаемые в условиях неопределенности 116

Тема 14. Организационные отношения в системе менеджмента 118

1. Организация взаимодействия и полномочия 118

2.Норма управляемости 119

Тема 15. Группы в организации. Основные стадии формирования групп 122

1.Природа группы. Классификация групп. Причины создания. Стадии развития групп 122

2.Характеристики группы 124

3.Групповая сплоченность 126

4. Конформизм, его сущность и роль в управлении коллективом 128

Тема 16. Коммуникационные структуры внутри группы 130

1.Коммуникации в менеджменте и их роль. Виды управленческой информации 130

2. Коммуникационный процесс и его структура 132

3. Пути улучшения системы коммуникаций в современной фирме 135

Тема 17. Руководство: власть и личное влияние 137

1.Природа руководства 137

2.Личностные источники власти менеджеров 137

3.Основы наделения властью и участия в управлении 139

Тема 18. Лидерство в системе менеджмента 140

1. Природа лидерства и его основа 140

2. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка и Д. Моутона 141

3. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Стинсона-Джонсона, Врума-Йеттона, Т. Митчелл -Р. Хауз 144

4. Руководство и лидерство: отличительные признаки 148

Тема 19. Конфликты в управлении 151

1.Понятие и типы конфликтов 151

2. Алгоритм анализа, оценки и разрешения конфликта 152

3. Способы управления конфликтом 153

4. Причины стресса и снижение его уровня 154

Тема 20. Организационная культура 156

1. Понятие, предмет и принципы организационной культуры 156

2. Классификация и основные типы организационной культуры 158

3. Факторы, влияющие на организационную культуру 160

Тема 21. Управление процессом преобразований 163

1. Сущность и классификация организационных изменений 163

2.Теории и подходы организационных изменений 164

3. Подходы для преодоления сопротивления изменениям 165

4. Модели управления организационными изменениями 167

5. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям 167

 

Тема 1. Содержание и структура менеджмента

 

1. Этимология термина «менеджмент»

2. Управление и менеджмент

3.Содержание менеджмента. Цели и задачи менеджмента

1. Этимология термина «менеджмент»

 

Трудно установить с предельной точностью, какова этимология термина «менеджмент». Специальные работы нам не попадались. Однако истинное значение слова мы можем установить, выявляя его исторические корни.

В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов. Тиранические режимы, неограниченная власть государя назывались «деспотизмом».

Если вначале слово «демагогия» означало искусство предводительствовать народом, то затем оно приобрело негативный оттенок. Демагогия стала синонимом заискивания перед народом. Логика перехода от «руководить» к «делать нечто, чтобы снискать благословение народа», весьма поучительна. Слово «демагог» стало обозначать одновременно государственного деятеля и своекорыстного искателя народной популярности. «Демократия» означает силу или власть народа, а «демагогия» — искусство манипулировать этой властью во вред самому народу.

Древнегреческое ago, даже не будучи соединенным с demos, несет в себе смысл руководства, управления, а кроме того, ведения дела, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставить неизменным, и мы получим новое слово — педагогика. О руководителе, как о воспитателе говорили не только древние. Самое удивительное то, что и прагматичные американцы склонны к наставничеству и воспитанию. Тейлор в конце 80-х годов XIX века и Р. Уотермен в начале 80-х годов XX века говорили об одном и том же: подчиненные — взрослые дети, а руководитель — отец и наставник. Собственно говоря, патерналистский стиль управления (патернализм) означает именно «отечески-заботливый», ибо латинское «pater» переводится как «отец». Только у американцев воспитательно-наставительские функции никогда не вытесняли производственные.

Видимо, мотивы демагогии и педагогики — универсальные символы управления во все исторические эпохи и у всех народов. Но в Древней Греции они впервые были обнаружены со всей яркостью и очевидностью.

Время шло, и на смену греческой цивилизации пришла римская. В латинском языке существует слово mancepts — предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности. Но вот что характерно: мы опять сталкиваемся с «двоемыслием» слова. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой — ее полное отсутствие, бесправное положение раба. Почему такое стало возможным? Дело в том, что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Рабы в Древнем Риме являлись частью имущества, собственностью рабовладельца. Их можно было покупать или передавать в собственность (наследовать).

Нетрудно догадаться, что перед нами — прародитель самого главного термина современной экономики — капитала. Действительно, capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов — manus и capio. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и переводится как «предприниматель» — человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью.

Неожиданную интерпретацию современного термина «менеджмент» предлагает немецкий историк И. Шайд. Он выводит его этимологию из итальянского maneggiare — умения управлять лошадью. Никакого сходства между двумя терминами вроде бы нет. С одной стороны, предприниматель и капиталист, с другой — искусный наездник. Что между ними общего? Английское слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она исполняла определенные движения, которые на свободе она выполняет совершенно свободно. Управление есть совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации... Стало быть, главное в искусстве менеджера — мотивировать и заинтересовать людей в добровольном подчинении.

 

Управление и менеджмент. Система менеджмента

В литературе и на практике слова «менеджмент» и «управление» используются как синонимы. Однако научное понимание этих терминов совпадает не полностью.

В современной литературе имеются разные определения, раскрывающие это понятие с различных точек зрения. Приведем некоторые из них.

В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

Современный экономический словарь» дает следующее определение: «Менеджмент — это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления».

Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой результативности и эффективности их работы.

Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Сравним понятия «менеджмент» и «управление».

С точки зрения сфер приложения, менеджмент — это управление, однако реализуется оно лишь в социально-экономических системах. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).

Таким образом, менеджмент — понятие менее емкое, чем управление, это одна из его разновидностей.

С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же — древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).

Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров.

Упрощенная схема процесса управления

 

Ограничения и критерии Воздействия

эффективности управления разнообразных факторов

┌┐ ┌┐

┌ Цель \┘└/ ┌ Управленческое \┘└/ Результат ┐

│ управления \/ │ воздействие \/ управления │

│ ┌───────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐ │

│ │ │ │ │ │ │

┌┼─┘\ │ │ ┌┼─┘\ │ │ ┌┼─┘\

│├─┐ \ │ Субъект управления │ │├─┐ \ │ Объект управления │ │├─┐ \

│└─┘ / │ (руководитель, │ │└─┘ / │ (организация, │ │└─┘ /

└──┐/ │ менеджер, координатор)│ └──┐/ │ подразделение, сотрудник)│ └──┐/

│ │ │ │

┌──>│ │ │ ├────┐

│ └───────────────────────┘ └──────────────────────────┘ │

│ Обратная связь │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека.Среди этого разнообразия особое место занимает деятельность управленческая. Ее роль и место можно отразить на схеме.

 

Управление
Государственное Хозяйственное Военное Культурное Образовательное Социальное Научное Другое

 

Из данной схемы видно, что управление, как и вся деятельность человека, также весьма разнообразно и существует в самых различных видах.

Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.

Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др.

На определенном этапе эволюции деятельности человека (середина XVII в.) возникает потребность в профессиональном управлении. В это период идет процесс смены феодализма на капитализм, формирование рыночных отношений, особой формы кооперации совместного труда людей — мануфактуры, а затем крупной фабрики.

Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).

Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.

Менеджмент — это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления; иначе говоря, это не все управление, а его научное знание, реализация которого позволяет эффективно решать задачи. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления.

Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.

Менеджер — самостоятельная профессия, специалист в области управления. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или ее конкретная сфера.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей и информация;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

Date: 2016-05-14; view: 524; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию