Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции группы и групповая структура





Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инст­рументальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую.

1)Социализацией называется процесс включения личности в оп­ределенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей. Различные группы, членом которых оказывается инди­вид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом.

2) Инструментальная функция группы состоит в осуществле­нии той или иной совместной деятельности людей.

3) Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии.

4) Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовле­творенность ее членов.

Рассмотрим следующие факторы, которые влияют на структуру различных групп:

а) цели группы. В соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов (бригада монтажников собирает какую-либо опытную конструк­цию, что требует согласованных усилий всех ее членов). В группах другого типа, когда для достижения об­щих целей используется только сумма индивидуальных дейст­вий каждого из ее членов, характер взаимосвязей выглядит иным образом.

б) степень автономности груп­пы. Все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Ра­бочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автоном­ности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъе­мочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. По­этому структура такой группы отличается большей гибкостью.

в) однородность социально-демогра­фических, социальных и психологических особенностей ее чле­нов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами.

г) величина группы. Структура группы в целом по мере ее увеличения все в большей степени будет характеризоваться формальными взаимосвязями.

А.В. П ет­ровский разработал модель многоуровневой структуры межлич­ностных отношений в высокоразвитой группе. Эта модель является составной частью его стратометрической концепции, которая "рассматри­вает сущностные для коллектива межличностные отношения как опосредствованные содержанием групповой деятельности.

В данной многоуровневой структуре выде­ляется несколько страт (слоев), имеющих различные психологи­ческие характеристики.

Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характери­стика.

В качестве эмпирических показателей, которые могли бы быть использованы для оценки предметной деятельности, пред­лагаются следующие:

1) оценка выполнения основной общественной функции - участия в общественном разделении труда;

2) оценка соответствия группы социальным нормам;

3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для развития.

Следующая за описанным выше слоем страта Б фиксирует от­ношение каждого члена группы к выполняемой групповой дея­тельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она стро­ится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

В страте В представлены межличностные отношения, опо­средствованные содержанием совместной деятельности - ее це­лями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принци­пами, идеями, ценностными ориентациями.

Деятельностное опо­средствование, как отмечает автор этой модели, - принцип су­ществования и понимания феноменов данной страты.

Последний, поверхностный слой групповой структуры вклю­чает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не высту­пают в качестве основного фактора. К показателям этого слоя от­носятся, например, данные социометрических тестов, показатели сенсомоторной и психофизиологической совместимости. Подчер­кивается, что содержание групповой деятельности на этих свя­зях почти не сказывается.

Основная идея автора этой концепции А.В. Петровского состоит в том, что структуру социальной группы (малой) и про­цессы, в ней происходящие, следует рассматривать исходя из совместной деятельности, объединяющей ее членов. Именно благодаря такой деятельности возможно достижение группой высокого уровня своего развития..

Классификации групп

В социальной психологии выделяются различные классификаций групп.

По мнению Ч.Кули все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вто­ричные группы.

Первичные - это контактные груп­пы, в которых люди не только взаимодействуют "лицом к лицу", но и тесно объединены эмоциональной близостью. Интимными и продолжительными отношения­ми небольшого числа людей (семью, круг близких друзей)

Вторичные группы - безличное взаимодей­ствие их членов, которое обусловлено теми или иными офици­альными организационными отношениями (инду­стриальная организация, профессиональный союз, политическая партия).

Группы также подразделяются на формальные и неформаль­ные.

В основу такого деления кладется характер структуры группы. Внешняя регламентация определяет формальную (офици­альную) структуру группы - члены группы должны взаимодействовать друг с другом оп­ределенным, предписанным им образом.

Специфика дея­тельности людей в любой официальной организации зафиксиро­вана служебными инструкциями, приказами и другими норма­тивными актами.

Не­формальная структура является следствием личного стремле­ния индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в не­формальные отношения друг с другом для того, чтобы удовле­творить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д.

В 1942 г. аме­риканский социальный психолог Г. Хэймен ввел в научный обо­рот термин "референтная группа", применив его к такой группе соответствии с которой индивид оценивает свое собственное по­ведение или ситуацию, в которой находится.

Хаймен проводил различие между группой членства, т.е. такой, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М. Андреевой. Здесь все группы под­разделяются прежде всего на условные и реальные.

Группа ус­ловная - это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них призн аку (полу, возрасту, уровню образо­вания, характеру деятельности и т.д.). Индивиды, входящие в со­став такой группы, не имеют прямых или косвенных объектив­ных взаимоотношений друг с другом.

Группа реальная - это общность людей, существующая в оп­ределенном общем для них пространстве и времени и объединен­ная реальными отношениями (например, школьный класс, рабо­чая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Такие группы подраз­деляются на лабораторные и естественные группы.

Лабораторные группы, будучи группами реальными со всеми чертами подобной общности, в то же самое время являются груп­пами искусственными, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик.

Естественные группы, в свою очередь, подразделяются на большие и малые

Малые группы, Г.М. Андреева подразделя­ет их на две разновидности: становящиеся, обладающие определенной заданностью внешними социальны­ми требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельно­стью и развитые - это группы сложившиеся, которые характеризу­ются более высоком уровнем развития.

Что касается боль­ших групп, то одни из них имеют солидную традицию исследова­ния (таковы неорганизованные, стихийно возникшие группы), другие же (организованные, длительно существующие, напри­мер, нации) гораздо слабее представлены в социальной психоло­гии как объект исследования.

В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.

Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

Данную классификацию можно рассматривать, как плодотворную попытку соотнести между собой раз­личные виды групп, изучаемых в современной социальной психологии.

В зависимости от основной социальной функции, задаваемой обществом различают такие типы групп как: семейные, воспитательные и образовательные, спортивные, психотерапевтические и производственные.

Семья- это малая группа, члены которой связаны определенными отношениями и соответствующим распределением ролей, общность быта и взаимной моральной ответственностью (моногамная, полигамная, простая (нуклеарная) и сложная (расширенная), матриархальная (традицинная) и современная эвгалитарная).

Образовательная группа – это группа, как правило, гомогенная по возрастному признаку в которой педагогом планомерно реализуется индивидуальная и совместная деятельность с целью обеспечения психического, личностного, а в некоторых случаях профессионального развития индивидов (дошкольные группы, группы младших школьников, подростковые и юношеские группы).

Спортивная группа - совокупность индивидов осуществляющих групповую или совместную деятельность направленную на развитие индивидуальных качеств (физических, психических).

По стабильности функционирования и членства группы бывают устойчивыми (профессиональная команда), эпизодическими (школьная команда) и ситуативными (команда из отдыхающих). По уровню спортивного мастерства различают начинающие группы, группы резерва спортивного мастерства, группы высших спортивных достижений.

Тренинговая группа- это группа, функционирование которой ограничено в пространстве и времени, которая предназначена для повышения социально-психологической компетентности людей посредством специальным образом организованного общения и моделирования значимых и проблемных для них профессиональных и бытовых ситуаций.

Психотерапевтическая группа- это группа, функционирование которой ограничено в пространстве и времени, которая предназначена для терапии психических или психосоматических заболеваний людей в групповом контексте с помощью специально-организованной их жизнедеятельности. Основная социальная функция- лечение и содействие в решении личных проблем.

Производственная группа - определенным образом организованную совокупность непосредственно или опосредованно взаимосвязанных индивидов, осуществляющих профессионально предметную совместную деятельность, направленную на воспроизводство и развитие некоторого сегмента общества.

 

 

Лекция 8. Малая группа как социально-психологический феномен.

1. Сущность и содержание понятия «малая группа».

2. Структура малой группы

3. Групповая динамика и ее психологические механизмы.

1. Сущность и содержание понятия «малая группа».

В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» опре­делений малой группы звучит так: «Малая группа- это немногочис­ленная по составу группа, члены которой объединены общей социаль­ной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимо­действии и общении, что является основой для возникновения эмоци­ональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Существенным является вопрос о количественных характеристи­ках малой группы

Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек – диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.

Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек.

Композиция группы - это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. определенное сочетание физиологических, психологических, социально-психологических, социально-демографических характеристик членов группы.

Коипозиция- это также совокупность неформальных подгрупп и «самостоятельных» членов группы.

Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие признаки.

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество - разобщенность, дезинтеграция.

Микроклимат - психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.

Референтность - принятие членами группы общих эталонов.

Лидерство - степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.

Интрагрупповая активность - мера внутри групповой активности ее членов.

Интергрупповая активность - степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.

Направленность группы - социальная ценность принятых ею це­лей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.

Организованность - реальная способность группы к самоуправ­лению.

Эмоциональность - межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.

Интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.

Волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведе­нии в экстремальных ситуациях.

Date: 2016-05-14; view: 2368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию