Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия формирования инновационного потенциала предприятия





Развитие строительного предприятия связано с приобретением нового качества, определяющего увеличение степени устойчивости и усиление жизнедеятельности экономического субъекта. Если руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, предприятие через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли, что способствует возникновению кризисной ситуации и может послужить причиной банкротства.

Известный американский экономист Эдвард Дёминг изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции, основным принципом которой является постоянное стремление к совершенствованию продукции или услуги. Реализация данной программы напрямую связана с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит австрийскому экономисту Й. Шумпетеру, разработавшему собственную теорию экономического развития. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

1) изготовление нового, неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового способа производства или нового способа коммерческого использования продукции;

3) освоение нового рынка сбыта, на котором до сих пор данная отрасль не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение реорганизации.

Значительный вклад в формирование теории инновации внесли и русские исследователи. Это, прежде всего, Н.Д. Кондратьев — автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Кондратьева дала возможность специалистам в области управления исследовать причины спадов в промышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала.

Изучение жизненного цикла продукции приводит к ряду выводов, которые полезно иметь в виду, определяя стратегию инновационного процесса:

· кривые изменения прибыли и объема продаж продукции демонстрируют внедрение новшеств на рынок. После компенсации всех стартовых затрат, связанных с НИОКР, требующих больших инвестиций, рост прибыли может быть значителен. Однако инновационный процесс характеризуется условиями неопределенности и всегда существует большой риск рыночной неудачи новшества;

· первоначальный успех зависит во многом от способности разработать действительно новый продукт, удовлетворяющий спрос рынка, тогда как последующая прибыль зависит в основном от маркетинга и уровня производства, обеспечивающего требуемый объем продаж с наименьшими затратами.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка, инновационность становится ключевым фактором успеха. Инновационные возможности экономических субъектов во многом зависят от инновационной политики государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении, необходимость определения приоритетных направлений развития, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, разработка законодательных актов, способствующих активизации инновационного процесса, — все это требует государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи.

Ситуация, сложившаяся в российской инновационной сфере, с одной стороны, характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспечения инновационных процессов, а с другой — отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов, инновационной восприимчивости товаропроизводителей, формирования рынка инновационных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда и производства.

Изучение опыта экономически развитых стран по созданию механизма государственного регулирования научно-технического развития является позитивным фактором в преодолении инновационного кризиса в нашей стране. Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства:

• активизация деятельности всех структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны;

• разработка и внедрение законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности;

• создание (развитие) общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии;

• разработка программ по использованию передовых технологий;

• формирование инновационной инфраструктуры;

• выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для российской экономики.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажи научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности.

Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.

Венчурное финансирование – финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников. Цель венчурного финансирования сводится к тому, что денежные капиталы одних предпринимателей и интеллектуальные возможности других (оригинальные идеи или технологии) объединяются в реальном секторе экономики для того, чтобы принести прибыль.

Одна из основных задач экономической политики – создание новых инновационных инфраструктур, которые позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации. Например, одной из основных причин создания исследовательского парка в штате Иллинойс (США) стало снижение конкурентоспособности продукции, производимой в штате. Технологический центр в Мюнхене (Германия) способствовал выходу из экономической депрессии. Технополисы Японии стали следствием структурной перестройки в экономике.

Уровень инновационного потенциала предприятия отражает его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Обобщенно под потенциалом любого вида принято понимать способность экономического субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся ресурсов. Согласно этому принципу, инновационный потенциал – это экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот.

Инновационный потенциал предприятия определяется величиной его ресурсов, к которым можно отнести

- интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, модели, промышленные образцы и др.);

- материальные (опытно-приборная база, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование и др.);

- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые и др.);

- кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования потребностей покупателей и др.);

- инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел и др.);

- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (связи с НИИ и вузами, ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием и др.).

Методика оценки инновационного потенциала основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации, то есть оценка производится как непосредственно подразделений НИОКР, так и производственной сферы, маркетинга, финансовой деятельности и т.д.

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

• факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;

• факторы внутренней среды;

• факторы внешней среды.

На уровень развития инновационного потенциала предприятия и непосредственно на разработку нововведений оказывают большое влияние факторы, представленные в таблице 5.1.

 

Факторы, влияющие на разработку нововведений

Таблица 5.1.

Факторы, способствующие разработке нововведений Факторы, не способствующие разработке нововведений
Сохранение и расширение производственной базы Сокращение затрат Реализация нужд и предложений потребителя Повышение научно-технического потенциала специалистов Имидж корпорации Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений Длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок Большая неуверенность в успехе Непатентоспособность нововведения Трудности в сохранении доли на рынке Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров

 

 

Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Организации, нацеленные на использование всех уровней организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности — системное мышление, открывающее возможности для творчества.

Управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия позволит обеспечить:

• достижение высокой конкурентоспособности выпускаемой инновационной продукции;

• обеспечение максимальных темпов обновления инновационной продукции и технологий;

• достижение высокого технологического уровня производства;

• оптимальное использование всех видов ресурсов;

• снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

 

Date: 2016-05-25; view: 711; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию