Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация методик изучения конкретных социально-психологических явленийМногообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливают и наличие большого количества методик их изучения. Эти методики можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые исследуются с их помощью. К таковым можно отнести следующие: 1. Методики изучения социальных отношений и взаимоотношений (социометрия, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методику изучения психологического климата в группе Ф. Фидлера - Ю. Ханина); 2. Методики изучения видов общения (методика измерения общей общительности людей И.В. Липсица - тест «Общительный ли вы человек»; методика измерения потребности в общении Ю. Орлова - В. Шкурина; методика «Q-сортировка» Х. Зелена - Д. Штока и т.д.) 3. Методики диагностики социальных конфликтов, включающие: методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса; методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентации по шкале Рокича и шкале депрессии, методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга) и т.д. 4. Методики изучения национально-психологических особенностей людей, в которые обычно включают: - этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, дающий возможность выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов; -методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, позволяющую зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто- и гетеростереотипов 5. Методики изучения семейных отношений ( методика PARI Е. Шефера и Р. Делли, предназначенная для изучения отношений родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни и выполнению своей семейной роли; методику «Типовое семейное состояние»; тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка) и др.). 6. Методики социально-психологической диагностики личности, к которым обычно относят: методики исследования мотивации достижения и аффилиации А. Мехрабяна и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи); методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ориентации личности); методики КОС (используются для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения) и др. 7. Методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений, в состав которых обычно включают: - методики изучения социальной удовлетворенности людей (основываются на учете престижа их профессий, уровня образования и дохода); - методики оценки репутации (основаны на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценке их с точки зрения значимости, престижа); - «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфессиональных групп) и др.
Лекция3. Теоретические и эмпирические основания социальной психологии. 1. Понятие «теория» в социальной психологии. Задачи теории. 2. Характеристика основных социально-психологические теорий. 1. Понятие «теория» в социальной психологии. Всякий процесс объяснения обязательно предполагает обнаружение, выявление каких-либо причинно-следственных связей, а именно это и есть основной признак теории. Установление причинных связей, в свою очередь, есть процесс исследования, изучения, познания чего-то, а буквальный перевод греческого слова " теория " и означает " исследую", "рассматриваю". Любую мыслительную, когнитивную деятельность, направленную на обнаружение причинных связей, можно считать теоретической деятельностью, процессом создания теории. Следовательно, каждый человек, если он стремится что-то объяснить, то тем самым создает теорию, т. е. мыслит теоретически. Сегодня в это трудно поверить, но люди не всегда нуждались в теориях и не всегда умели их создавать. До того, как возникла потребность в теоретическом объяснении мира, сознание человека было мифическим, оно основывалось на коллективных представлениях. Французский философ и психолог Люсьен Леви-Брюль, который и предложил концепцию коллективных представлений, полагал, что благодаря коллективным представлениям мифическое сознание человека имело готовые ответы на все вопросы еще до того, как они могли в нем возникнуть. Поэтому в мифическом сознании вопросы и не появлялись. Человек, носитель мифического сознания, "знает все", и ему не требуется никаких специальных объяснений. Мир для него и без того ясен и понятен. В YII-YIвв. до н. э. в Древней Греции у человека почему-то возникла потребность объяснять мир и его прежняя мифо-религиозная установка, не объясняющая мир, а принимающая его как данность, сменилась новой – объясняющей, а значит, теоретической установкой. Теоретическое объяснение мира довольно быстро получило широкое распространение и стало одним из основных способов познания человеком всех форм реальности. Благодаря теории возникли сначала философия, а затем и наука. Теории стали их основными рабочими инструментами. Под влиянием философии и науки каждый из нас стал в определенной мере теоретиком, поскольку все мы, так или иначе, стремимся объяснить прежде всего для самих себя и происходящее в мире, и в нас самих. В науке теории имеют ряд общих задач. Одна из них – сбор, организация и объяснение разнообразной информации. Что касается социально-психологических теорий, то они имеют дело с социальной информацией, связанной с мыслями, чувствами, поведением людей. В мире социальных отношений происходит масса событий. Теории помогают нам подходящим образом организовать информацию об этих событиях в логически последовательные, элементарные рациональные конструкции. Таким образом, теории помогают нам обнаружить логику происходящего, объединяя наши знания и эмпирические данные. Еще одной задачей научной теории является обнаружение пробелов в уже существующих знаниях с тем, чтобы в дальнейшем, проведя соответствующие исследования, дать более всестороннее представление об интересующем нас явлении. Теория не только объединяет, интегрирует уже имеющуюся информацию, но и помогает нам уяснить то, чего мы до сих пор еще не знали. Неясности в отдельных научных теориях приводят к новым исследованиям. Но прежде, чем начать исследование, необходимо выдвинуть какое-то объясняющее предположение. Оно называется гипотезой. Гипотеза – это описание отношений, которые, как предполагается, имеют место в реальности. Вслед за гипотезой должно проводиться исследование, призванное подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Следовательно, еще одной задачей теории является предвидение событий и даже их последствий, которые, как мы предполагаем, могут произойти. Причем даже таких последствий, для наступления которых еще не сложились необходимые условия. Все имеющиеся на сегодняшний день социально-психологические теории, и даже те, которые будут созданы позднее, не в состоянии объяснить все многообразие социального мира. Но каждая из них способна более или менее приемлемо объяснить какие-то отдельные, локальные аспекты, явления, факты и закономерности.
|