Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление социальной психологии как науки





Cоциальная психология

 

Конспект лекций

Электронный образовательный ресурс

 

Для студентов 1 курса всех форм обучения

направления 030300.62 «Психология» (широкий профиль)

 

Составитель: к.психол.н. Ю.С. Кулинцева

 

Рассмотрен и рекомендован

для использования в учебном процессе

на 2012/2013 – 2015-2016 уч.гг.

на заседании кафедры ПиП.

Протокол №1 от 03.09.2012 г.

 

 

Шахты 2012

Лекция 1. Место социальной психологии в системе современных психологических наук.

1. Становление социальной психологии как науки.

2. Предмет и задачи социальной психологии.

3. Функции социальной психологии.

4. Отрасли социальной психологии.

 

Становление социальной психологии как науки.

Во все времена человечество стремилось познать себя и шло к этой цели разными путями. Религиозные учения, искусство, философия были первыми способами проникнуть в суть человеческого существования и отношений между людьми. В настоящее время множество наук (социология и психология, политология и антропология и др) имеют один объект исследования – человека и человеческие сообщества. Однако у каждой науки есть своя история и свой специфический угол зрения. Каким же образом шло развитие социальной психологии как науки?

По мнению Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис, ответ на этот вопрос отражает следующие этапы становление социально-психологического знания:

1. Выделение социально-психологических явлений и их описание, возникновение социально-психологического мышления

2.Оформление социальной психологии в самостоятельную науку со своим объектом и предметом исследования

3. Развитие прикладной социальной психологии, проведение конкретных эмпирических исследований в различных отраслях, накопление социально-психологических знаний.

4. Развитие практической социальной психологии, применение со циально-психологических знаний на практике, научно-обоснованная помощь клиентам.

Характеризуя первый этап становления социально-психологического знания, следует сказать о том, что предпосылками зарождения социально-психологических явлений, которые возникли уже на заре развития человечества стали элементарные формы коллективной жизни. Древние люди пытались осознать, понять эти явления и применяли их в обыденной жизни. Например, в различных формах древних религий шаманами и жрецами успешно использовались способность людей заражаться массовым настроением толпы, подчиняться внушающему воздействию вождей, подражать друг другу.

Коллективная жизнь потребовала регуляции индивидуального поведения, которые немецкие ученые Г.Гибш и М. Форверг назвали «социально-психологическим мышлением»- умением человека эффективно общаться с другими людьми, успешно уживаться с себе подобным и. Оно постепенно оформлялось с помощью табу, традиций, ритуалов, запретов, которые передавались из поколения в поколение.

Появление социально-психологического мышления предупредило возникновение и развитие социальной психологии в лоне философских систем древности. По мнению амер. Психолога Гордона Олпорта, ее родоначальниками следует считать Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ высшим благом, составляющим счастье жизни назвал дружбу между хорошими людьми, возникающую из восхищения их добродетелью и сопровождающуюся стараниями привязать их к себе. Именно Сократ впервые определил человека как существо общественное, прямоходящее, имеющее душу и владеющее речью.

Платон рассуждал о социальном поведении человека, опираясь на его биологическую природу, состоящую из трех частей: головы, сердца и живота. Индивидуальные характеры людей и их положение в обществе, таким образом зависят от доминирования той или иной части. У философов преобладает ум (должны управлять государством), у воинов – воля и мужество (охрана), у земледельцев и ремесленников –телесные вожделения (занятия производительным трудом).

В своих трудах Аристотель назвал человека «социальным животным» и утверждал невозможность нормального развития человека без нормального взаимодействия с обществом. Ученый разднлял общество на аристократию (лидеров) и народные массы, где принадлежность к тому или иному классу обусловлена врожденным психологическим складом человека.

В трудах античных философов (Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Жан Жак Россо, Адам Смит и др.) можно найти много мыслей об идеальной личности, идеальном государстве, особенностях взаимодействия людей в обществе. Однако предпосылками развития социальной психологии является сложившаяся в 19 веке сложившаяся социально-политическая ситуация в крупнейших европейских странах. События, связанные с революциями во Франции с конца 18 до сер. 19 века потрясли научную общественность, вопросы устройства общества, взаимодействия людей и причины их появления заняли главенствующее место в умах ученых. Произошел перелом, появилась потребность в научном объяснении нового взгляда на мир отличного от мироощущения средневековья. Происходит толчок в развитии науки и культуры в целом. В этот период появились следующие публикации: Ч. Дарвин «Происхождение видов», Э. Литтре «Язык позитивной философии», А. Бейн «Эмоции и воля» и др.

В общем русле развития гуманитарных наук сформировалась и социальная психология, питательной средой для которой послужили философия, социология, психология, этнология и этнография.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:

- развитие социальной психологии в русле социологии;

- развитие социальной психологии в русле психологии;

- развитие социальной психологии в русле этнологии и антропологии (таб. 1).

 

Таблица 1. Проблема границ социальной психологии

Наименование направления Основные представители Основное содержание концепции
  Социальная психология как часть социологии О.Конт (1798-1857) Основатель социологии обосновал новое требование к науке- изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентные (недоступные) познанию причины происходящего, основывать достоверность своих выводов на фактах, а не на философской интерпретации смысла истории. Отмечал, что психика человека развивается только в обществе в зависимости от конкретного социального окружения, и говорил о необходимости создания «системы позитивной морали» - социальную психологию.
Э. Дюркгейм В 1887 г. предложил создать новую науку и назвать ее социальной психологией В книге «Социология. Ее предмет, метод, предназначение» писал: В любом обществе существует некоторое множество общих идей и чувств, которые передаются из поколения в поколение и обеспечивают одновременно единство и преемственность коллективной жизни (народные легенды, религиозные тенденции, политические верования и др.). Все эти явления психологического порядка, но они не относятся к индивидуальной психологии, так, как выходят за ее пределы индивида.
    Г. Тард В книге «Мнение и толпа» в 1892 г., отмечал, что термин «социальная психология» является новым понятием, которое должно определять взаимные отношения умов и их влияния односторонние и взаимные. Первым начал дискуссию о предмете социальной психологии и ее соотношении с общей психологией.
    Г. Зиммель и Ф. Теннис (1855-1936) германские социологи     М. Вебер (1864-1920) В книге «Общность и общество» оперировал понятием «взаимодействие личностей Сознание, будучи высшей инстанцией определяет бытие человека». Важнейшим элементом взаимодействия людей является воля: сущностная (эмоциональная и аффективная, прошлый опыт унаследованный от предков способ восприятия и мышления) и избирательная (рассудочная, суверенная воля) индивида, рациональная).   Разработал теорию – понимающая социология, считал, что объективные социальные закономерности обнаружить невозможно, но необходимо понимать и толковать субъективный смысл, вкладываемый людьми в свои действия. Только через субъективный смысл можно объяснить человеческие поступки. Создал теорию «идеальных типов поведения», где свою задачу он видел не в управлении поведением, а в его понимании.    
  Социальная психология как часть психологии Философ М. Лацарус и филолог Г. Штейнталь Концепция народной психологии или психология народов Выпускали с 1860 по 1890 «Журнал психологии народов и языкознания». Первый журнал по социальной психологии. Психология людей была связана с языком их общения, послужило основой для психолингвистики. Ученые не употребляли термин социальная психология, называли науку народной психологией – наука о духе народа, учение об элементах и законах духовной жизни, она открывает законы человеческого духа, там, где много людей живут сообща.
    В. Вундт Основатель экспериментальной психологии опубликовал с 1900 по 1920 10 томов книги «Психология народов». Работы автора послужили основой социально-психологических исследований больших социальных групп. Отмечал, что социально-психологические процессы нельзя объяснить общепсихологическими закономерностями. Психология должна состоять из двух частей физиологической (индивидуальной) и психологии народов.
    Г. Тард и Г. Ле Бон Габриэль Тард в книге «Законы подражания» в1885 г.описал феномен подражания, при помощи которого пытался объяснить все общественные процессы. Основоположник социальной психологии – психологии массовых коммуникаций. Гюстав Ле Бон в 1892 г. опубликовал книгу «Психология толп» в которой постулировал необходимость исследования поведения больших социальных групп. Все социально-культурные достижения совершает элита, навязывая массам свои идеи с помощью механизмов заражения, повторения, убеждения, элита творит историю. Масса или толпа, руководствуется не разумом, а эмоциями. Коллективная душа толпы оформляется в закон духовного единства толпы. Открыл феномен коллективного бессознательного
  Социальная психология как часть этнологии и антропологии Эдуард Тейлор представитель эволюционных взглядов на развитие культуры и общества. В книге «Первобытная культура» в 1871 г. предложил сравнительно-исторический метод для изучения различных культурных общностей. Свою работу автор посвятил проблеме возникновения и эволюции религии. Члены первобытных сообществ верили в наличие в каждом человеке особой субстанции-души психики.
    Люсьен Леви-Брюль В начале 20 в. в книге «Первобытное мышление» в 1922 г. выдвинул идею о качественном отличие мышлении первобытного человека от рационального мышления современного человека: мистический и пралогический характер, подчинение мышления закону сопричастности, возникновение коллективных представлений.

 

Социологическая, психологическая и антропологическая науки повлияли на создание социальной психологии. В начале 20 века отчетливо оформились две основные ветви социальной психологии: психологическая и социологическая.

В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. Исследователи пытаются понять и предсказать его поведение, анализируя мотивацию, психические состояния, черты личности, Основным методом исследования является эксперимент.

Для социологической социальной психологии характерно преуменьшение роли индивидуальных различий. Сторонники этого направления ищут социально - типическое. В центре внимания находится группа и общество. Они анализируют социальные переменные: социальный статус и социальные роли, культурные нормы и ценности. Основным методом исследования являются опросы социальных групп. Социальных психологов социологического направления интересуют проблемы бедности, преступности, социальных аномалий.

Несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология - все же часть психологии. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.

Date: 2016-05-14; view: 1257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию