Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воронежский девичий плавный





Этим ходом девушки плывут, как лебеди, как утушки. Этот ста­ринный плавный ход — «уточка» или «уточкой» — по настоящее время сохранился в своем чистом виде только в различных райо­нах Воронежской области.

Движение занимает '/г такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в подготовитель­ном положении.

«Раз» — небольшой скользящий шаг правой ногой вперед на всю стопу; колено свободное.

«И» — левая нога, согнутая в колене, скользящим шагом на низ­ких полупальцах подставляется на полупальцы к носку правой ноги.

Движение исполняется все время или с правой, или с левой ноги. Руки то плавно поднимаются в стороны, как крылья, то опускают­ся, то переводятся из стороны в сторону или остаются опущен­ными вниз. Плечи чуть впереди всего корпуса, они как бы опере­жают в своем движении корпус и ноги. Корпус не должен качать­ся вверх-вниз.

Этим ходом можно двигаться только вперед. Движение исполняет­ся в быстром темпе, с большим продвижением вперед, стреми­тельно, но плавно, без рывков. Нередко понятие «плавно» ассо­циируется у исполнителей и даже хореографов с медленной, плав­ной музыкой или песней. Это совсем не так. Часто в народе при­ходится наблюдать, как девушка или парень пляшут под быст­рую музыку или песню, но тем не менее величаво. Движения их корпуса, головы и рук плавны и величественны, хотя ноги и дви­гаются в такт быстрой музыке. Это одна из характерных особен­ностей русского народного танца, о которой нельзя забывать. Так, например, «Девичий воронежский хоровод», поставленный в 1945 г. в Государственном русском народном хоре имени Пятниц­кого Т. Устиновой, полностью построен на воронежском девичьем плавном ходе и идет в сопровождении воронежской песни «Ой со вечера, с полуночи», которая исполняется в быстром темпе, а де­вушки, словно лебеди, плывут по кругу. Благодаря этой плавно­сти и величавости движений исполнителей хоровод оставляет не­забываемое впечатление.

Ход смоленской пляски «Гусачок»

Бытуют ходы, присущие только отдельным пляскам. Так, в Смо­ленской области, в Дорогобужском районе, издавна пляшут «Гусачка». Пляска эта веселая, задорная, увлекательная, исполняет­ся с юмором и с пением частушек.

Гусак по полю ходил,

Гусак семечки носил,— поют парни.

А гусыня отнимала,

На базаре продавала... и-их!!! — подхватывают девчата.

 

Участники пляски подражают движениям гусей, их повадкам, по­ходке вперевалочку.

Основной ход этой пляски — переменный шаг второго вида (один длинный и два коротких шага), но исполняется он по-особому, своеобразно, со свойственным только этой пляске характером — с поочередным поворотом корпуса то правым, то левым плечом по ходу движения.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки у парней — рас­крыты в стороны и слегка заведены назад, изображая крылья гусака, у девушек — левая в 1-м основном положении, а правая придерживает подол сарафана.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед - вправо на всю сто­пу; колено свободно. Корпус правым плечом поворачивается в сторону правой ноги; голова немного поворачивается вправо, к правому плечу. Девушки при повороте корпуса утрируют дви­жение бедрами вправо.

«И» — левая нога делает «приступку» — подставляется с легким притопом на всю стопу к правой ноге в 1-е свободное положе­ние. Колени обеих ног свободны.

«Два» — правая нога, отделяясь от пола, вновь мягко, с «приступ­кой» опускается на всю стопу.

«И» — пауза.

Этим ходом идут вперед по одному или попарно. Во время испол­нения этого хода парами парень идет немного позади своей парт­нерши, у ее левого плеча. Иногда парень кладет голову правым виском на левое плечо девушки.

Ход «Уральской шестеры»

Этот ход также присущ только одной пляске — «Шестере». Эта современная кадрильная пляска бытует в нескольких районах Среднего Урала. Она была записана большим знатоком и пропа­гандистом уральского фольклора О. Н. Князевой в Покровском районе Свердловской области и поставлена в 1944 г. в Государ­ственном Уральском русском народном хоре.

Пляска исполняется в быстром темпе, с большим задором. Ход «Шестеры» состоит из своеобразного сочетания «молоточков», ко­торые очень распространены на Урале, где их часто называют «уральские молоточки». При выполнении хода «Уральской шесте­ры» верхняя часть корпуса не напряжена, плечи порой даже рас­слаблены. Вместе с движением рук и ног они с акцентом движут­ся вверх и вниз.

Парни и девушки исполняют этот ход одинаково.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки, согнутые в лок­тях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу, как говорят на Урале — «свечкой». Кисти с согнутыми пальцами находятся не выше уровня глаз.

«Раз» — с подскока опуститься на низкие полупальцы или навею стопу присогнутой правой ноги. Левая, сгибаясь в колене, рез­ко отбрасывается назад с «сокращенной» стопой. Кисти рук поднимаются вверх не выше головы. Плечи слегка приподни­маются одновременно с руками.

«И» — короткий удар носком левой ноги в пол позади правой. Руки и плечи опускаются вниз.

«Два» — с подскоком опуститься на низкие полупальцы или на всю стопу присогнутой правой ноги. Левая от колена резко отбрасывается назад. Руки и плечи одновременно поднимаются вверх.

«и» — пауза.

При продолжении движения следующий шаг делается с левой ноги.

Шаркающий (скользящий, кадрильный)

Ход основан на скользящих, шаркающих шагах с одновременным небольшим приседанием и возвращением в исходное положение при каждом шаге. Этот ход чем-то напоминает движения сколь­зящего лыжника.

Особенно он распространен в русских кадрилях, отчего его часто называют кадрильным ходом. На каждую четверть исполняется шаг поочередно то правой, то левой ногой.

Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой вперед с проскальзыванием на всей стопе и небольшим приседанием. Пятка левой слегка отделяет­ся от пола, колено слегка сгибается. «И» — правая и левая ноги слегка выпрямляются в коленях. «Два» — шаг левой ногой вперед с проскальзыванием на всей сто­пе и небольшим приседанием. «Я» — левая и правая ноги слегка выпрямляются в коленях. Ход выполняется на присогнутых коленях, как бы пружиня. Необ­ходимо следить за тем, чтобы во время проскальзывания стопы ног не отделялись от пола.

И хотя движение ног в шаркающем ходе одинаковое, в каждой области существуют свои специфические положения и движения рук, своя традиционная манера исполнения, присущая лишь дан­ной местности.

Так, в «Калининской кадрили» этот ход исполняется в довольно быстром темпе, немного резко, корпус, плечи и руки, находящие­ся в 3-м основном положении, свободно покачиваются вверх и вниз в ритме шага. Это придает движению озорной характер. В «Шуйской кадрили» (Ивановская область) этот ход нетороп­ливый, медленный, он исполняется в благородной, степенной манере. Корпус подтянут, даже несколько напряжен. Движения рук у девушек и у парней очень плавные. У девушек руки согнуты в локтях; кисти с присогнутыми пальцами находятся на уровне груди; локти опущены, но не ниже кистей. Руки поочередно слег­ка движутся вперед-вверх и назад. У парней руки в подготови­тельном положении и, степенно, невысоко поднимаясь, движутся вперед-назад. Пальцы рук слегка присогнуты. Часто шаркающий ход имеет свои местные названия, метко и точно характеризующие особенности его исполнения. Так, в «Са­ратовской кадрили» шаркающий ход называют «тропочкой»; в не­которых семейских плясках Читинской области — «шаркун»; в пляске «Сени» Лешуконского района Архангельской области — «нырушкой». Здесь с первым шагом делается легкий наклон голо­вы и корпуса— своеобразное ныряющее движение,— а на второй, третий и четвертый шаги корпус постепенно выпрямляется и голова слегка откидывается назад. Руки находятся в подготови­тельном положении. Затем движение повторяется сначала. Разнообразные по характеру, различные по названиям ходы ярко отражают многообразие местных особенностей исполнения хоро­водов и особенно плясок.

Дроби

Дроби — один из самых распространенных элементов русского на­родного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тон­кую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громки­ми— стучащими, но они могут быть и тихими — журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Рус­ская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота испол­нения дробей — в их легкости. Дроби очень разнообразны в рит­мическом отношении. Они могут быть и простыми и очень слож­ными. Этому способствовало ритмическое богатство русских на­родных песен и импровизационный талант народных мастеров — плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполни­тель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музы­ки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в мо­мент исполнения.

 

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритми­ческий орнамент по сравнению с дробными движениями, исполня­емыми в танцах других народов.

В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях.

Но исполнение дробей не обязательно должно быть лихим и бы­стрым, дроби могут выражать и лирическое и любое другое наст­роение пляшущих.

Что же такое дробь? Это очень распространенное движение рус­ского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол — полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных ком­бинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно - то правой, то левой ногой, двойными — два удара одной ногой и даже тройными — по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта.

На этой основе создается огромное количество простых и слож­ных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дро­бей.

Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться и исполняться на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут исполняться на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Дробей в русском танце и комбинаций из них множество, не гово­ря уж об исполнении дробей в различных местных манерах. Часто про дробь можно услышать такие выражения: «рассыпал горо­хом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В народе дробь назы­вают «топотухой», «дробью-пристуком», «дробец» и ласково «дробушечка», «дробушечки», «топотушка», «топотушки».

В Ставропольском крае бытует название «горошинка», «горо­шинки», в Астраханской области — «рассыпуха», «рассыпушка», на Урале — «пристуки», «пристук», в Архангельской области —«оттопы» и т. д.

С. Есенин в стихотворении «Плясунья» (1915) описал пляску с дробью в таких строках:

Ты играй, гармонь, под трензель,

Отсыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь!

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Тропак», «Дробо-туха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и др.

Подготовка к дробям

Прежде чем начать исполнять различные дроби, необходимо усво­ить выполнение ударов — всей стопой, полупальцами и каблуком, так как они являются не только их составной частью, но и под­готовкой к исполнению различных видов дробей.

1) Притопы

Сильный удар ногой в пол всей стопой называется притопом, иногда пристуком.

Притопы входят почти в любое дробное движение, они являются одной из составных частей дроби, и при изучении дробей мы к ним вернемся. Однако притопы могут быть и самостоятельным элементом в пляске. С притопов можно начинать и заканчивать не только любое движение — колено, но и всю пляску. Притопы исполняются лихо, с задором, четко. Не случайно быту­ют такие выражения — «припечатал», «топнул», «при­топнул», «пристукнул» и т. д.

Но притопы могут исполняться и мягко и как бы задумчиво. Притоп можно выполнять из любого основного положения ног. Руки также могут находиться в любом основном положении.

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт)—правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в

колене, слегка приподнимается над полом. «Раз» — резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты. «И» — пауза.

Бывают и другие виды притопов.

а) С полуприседанием

Движение занимает !/2 такта. Исходное положение ног—1-е сво­бодное. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт)—левая нога сгибается в колене; правая, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом.

«Раз» — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоя­нии стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях. Голова поворачивается в сторону правой ноги.

«И» — пауза.

б) С подскоком
Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — левая нога сгибается в колене и после подскока

опускается на всю стопу. Правая сгибается в колене и припод­нимается над полом.

«Раз» — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоя­нии стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях.

«И» — пауза.

в) «Печатка» (одновременный притоп двумя ногами) Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — одновременный притоп двумя ногами, резкий, короткий, почти без прыжка на присогнутых ногах.

«И» — пауза.

Все притопы могут выполняться как на сильную, так и на слабую долю такта — синкопа.

В зависимости от характера пляски руки во время притопов могут находиться в различных основных положениях или одновременно с ударом одной или двух ног в пол раскрываться в 3-е, закры­ваться в 1-е основное положение и быть самыми разнообразными, в зависимости от индивидуальности исполнителя

2) Удары полупальцами

Другой составной частью дроби является удар полупальцами — подушечкой стопы (в редких случаях носком). Поочередные вы­стукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или каж­дую восьмую в различных темпах дают возможность отрабаты­вать и нарабатывать технику исполнения дробей. Удары выпол­няются как на сильную, так и на слабую долю такта. Но удары полупальцами — не только составная часть дроби. Они существуют и исполняются самостоятельно, как элемент русского народного танца, и комбинируются со многими другими элемен­тами.

Из одних ударов полупальцами можно составить интересные по рисунку и ритму движения. Приведем лишь один пример.

«Переборы» (рис. 87).

Этот элемент основан на ударе полупальцами с последующим акцентированным ударом в 3-м свободном положении поочередно то с одной, то с другой ноги.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт)—удар полупальцами правой ноги в пол в 3-м сво­бодном положение.

«Раз» — перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно левая, сгибаясь в колене,

слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом в сво­бодном положении назад.

«И» — удар полупальцами левой ноги в пол в 3-м свободном по­ложении сзади правой.

«Два» — перескок на левую ногу с акцентированным ударом полу­пальцами в пол. Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается вперед с сокращенным подъемом в сво­бодном положении.

«И» — пауза.

Это движение можно выполнять на месте, с продвижением в сто­роны и с поворотом вокруг своей оси.

Руки могут находиться также в 3-м или 4-м основных положе­ниях.

Удары каблуком

Удары каблуком также являются составной частью дроби, хотя они (правда, уже в меньшей степени) могут быть в танце и самостоятельным движением. Из одних ударов каблуком можно соста­вить интересные комбинации.

Например: поочередные удары каблуками на каждую четверть или восьмую долю такта с небольшим продвижением вперед. Ноги с «сокращенными» стопами находятся в 1-м прямом положении. Корпус наклонен вперед. Руки постепенно раскрываются из поло­жения «подбоченившись» в стороны.

В движении «переборы», описанном выше, вместо ударов полу­пальцами можно выполнять удары каблуками.

Рис. 87. «Переборы»

 

 

Основные виды дробей

Дробей в русской пляске великое множесто, мы опишем лишь несколько простых, но основных видов дробей, имеющих опреде­ленные традиции исполнения и устоявшиеся названия. Без усвоения этих дробей трудно будет овладеть техникой исполнения более сложных дробей, а тем более сочинять новые сложные рит­мические рисунки — орнаменты и дробные композиции.

1) «Дробная дорожка»

— простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблу­ка, поочередно - то с одной, то с другой ноги (рис. 88).

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в прямом положении, колено присогнуто и направлено вперед. Левая нога сгибается в колене и с «сокращенной» стопой высо­ко отделяется от пола в прямом положении назад - вверх.

«И» — удар каблуком левой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа сокращена.

«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги; правая отделяется от пола.

«И» — удар каблуком правой ноги в пол в 1-м прямом положе­нии; стопа «сокращена».

В дроби, исполняемой девушкой, удар каблуком должен быть более острым, чем у парней, а звук тише. Нога, отделяющаяся от пола, в прямом положении поднимается назад - вверх не так высо­ко, как у парней. Колени находятся на одном уровне с корпусом исполнителя, двигаются они довольно ограниченно. Движение может выполняться на месте, с продвижением вперед и в повороте.

 

Рис. 89. «Дробь с подскоком»

2) «Дробь с подскоком»

— с двойным ударом одной ногой — каблуком и всей стопой (рис. 89).

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — подскок на левой ноге. Правая, сгибаясь в коле­не, с «сокращенной» стопой невысоко поднимается над полом впереди корпуса в прямом положении. Левая с резким прито­пом всей стопой в пол опускается в 1-е прямое положение.

«Раз» — резкий удар каблуком правой ноги у каблука левой. Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении пра­вая нога опускается на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола с «сокращенной» стопой впереди корпуса в прямом поло­жении.

«И» — небольшой подскок на правой ноге. Левая, сгибаясь в коле­не, с «сокращенной» стопой невысоко приподнимается над по­лом в прямом положении. Правая с резким притопом всей сто­пой в пол опускается в 1-е прямое положение.

«Два» — резкий удар каблуком левой ноги у каблука правой. Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении левая нога опускается на всю стопу. Центр тяжести перено­сится на левую ногу. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяет­ся от пола с «сокращенной» стопой.

«И» — пауза.

Движение исполняется задорно, четко, живо. Не надо бояться большого подскока в этой дроби, особенно при разучивании дви­жения.

Хорошо помогают в раскрытии характера этой дроби своеобраз­ные движения рук у девушек. Движение занимает '/2 такта. Руки — в 3-м основном положении.

«И» (затакт)—руки скрещиваются на уровне груди, локти от­ведены от корпуса, пальцы полусжаты в кулачки.

«Раз» — руки, не вытягиваясь в локтях, резко расходятся в сто­роны.

Дробь с подскоком исполняется на месте, с продвижением вперед или назад; продвижение происходит в момент подскока. Полный поворот корпуса на 360° выполняется за 1 такт. Если вращение делается вправо, то каждый новый поворот начинается с правой ноги, и наоборот.

При исполнении этих двух основных видов дробей необходимо обратить особое внимание учащихся на различное положение ног и коленей. В «дробной дорожке» колени обеих ног находятся на одной линии с корпусом, а в «дроби с подскоком» колено и стопа той или иной ноги находятся впереди корпуса.

3) «Мелкая разговорная дробь» (жен.) (рис. 90)

Эта дробь представляет собой усложнение «дробной дорожки».

 

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) —удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом

положении. Колено присогнуто, подъем сильно сокращен.

Первый такт

«Раз» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу правой ноги. Колено присогнуто и направлено вперед. Левая, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом.

«И» — удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положе­нии; стопа сокращена.

«Два» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, приподнимается над по­лом с сокращенным подъемом слегка назад.

«и» — удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом положе­нии; стопа сокращена.

 

Второй такт

«Раз» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу правой ноги. Левая, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом.

«И» — удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положе­нии; стопа сокращена. И тут же удар подушечкой стопы. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается вверх. Пятка правой ноги отрывается от пола.

«Два» — удар пяткой правой ноги.

«И» — удар всей стопой левой ноги — в случае продолжения дви­жения удар каблуком левой ноги.

 


 

[а] [б] [в] [г ] [ д ]

 

Рис. 90. «Мелкая разговорная дробь»

4) «В три ножки» (рис. 91)

Иногда эту дробь называют «трилистник», а в Саратовской об­ласти — «тринашки».

а) Подряд

Движение занимает III такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки —в 1-м основном положении.

«Раз» — левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей стопой в пол подставляется к правой в 1-е прямое поло­жение. Колени обеих ног присогнуты.

«И» — обе ноги вытягиваются в коленях.

Дробь исполняется чаще всего с одной ноги. Темп исполнения довольно быстрый, но эта дробь может исполняться и в медлен­ном темпе.

 

б) С переступанием

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — у девушек в под­готовительном, у парней — в 1-м основном положении. «И» (затакт) — правая нога делает небольшой шаг и с ударом ребром каблука опускается у середины стопы левой ноги. И тут же, опускаясь с ребра каблука на всю стопу, ударяет подушеч­кой стопы в пол. Колено правой ноги свободно, стопа сильно «сокращена».

«Раз» — левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей стопой в пол подставляется к правой в 1-е прямое поло­жение. Колени присогнуты.

«И» — небольшой шаг вперед правой ногой с одновременным при­топом. Колени выпрямляются.

«Два» — левая нога, делая небольшой шаг вперед, одновременно с притопом подставляется к правой в 1-е прямое положение. Ноги в коленях вытягиваются.

«И» — пауза.

На следующий такт движение может начинаться как с правой, так и с левой ноги. Руки могут находиться в 3-м или 4-м основ­ном положении.

Дробь может исполняться не только в быстром, но и в медленном темпе.

Корпус на один такт делает поворот вправо, на другой такт — влево, даже если движение продолжается с одной и той же ноги. У парней поворот корпуса немного меньше, чем у девушек, но резче.

Руки у девушек расслабленные и двигаются вслед за поворотом корпуса. Голова удерживается прямо, не поворачиваясь вместе с корпусом. Руки у парней — в 1-м основном положении.

Так как «дробь в три ножки» (подряд и с переступанием) чаще всего исполняется с продвижением, дано описание именно этого варианта.

Для выполнения дроби на месте шаг вперед вначале движения не делается, а правая нога с ударом опускается на ребро каблука около каблука левой ноги.

5)«Дробь хромого» (трехчетвертная)

Эта дробь интересна и неожиданна тем, что в ней на музыкаль­ный размер 2/4 ложится трехчетвертной ритмический рисунок ног.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 2-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении

«Раз» — удар каблуком правой ноги по 2-му свободному поло­жению. Подъем сокращен, колено согнуто и направлено вперед. Колено левой ноги присогнуто.

«И» — перескок на подушечку стопы правой ноги, колено при­согнуто. Левая нога, согнутая в колене, слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом и тут же коротко ударяет каб­луком об пол около носка правой.

«Два» — удар подушечкой стопы левой ноги об пол. Правая нога, согнутая в колене, слегка поднимается над полом с сокращен­ным подъемом.

«И» — пауза.

Движение начинается все время с правой ноги. Если эту дробь исполнять несколько раз подряд, то удары каблуком правой ноги будут попадать то на сильную, то на слабую долю такта.

Богатство и разнообразие дробей заключается не только в раз­личных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, прису­щей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби, исполняемые в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т. д. Мы приведем один пример с тройным дробным выстукиванием. Такие тройные выстукивания (притопы) очень распространены по всей России.

 

6) Тройные поочередные выстукивания (притопы)

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое, правая нога приподнята

над полом. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — правая нога ударяет всей стопой в пол около левой в 1-м прямом положении; колено присогнуто. Одновре­менно левая, сгибаясь в колене, отделяется от пола и тут же с ударом всей стопой в пол опускается в 1-е прямое положе­ние. Одновременно с ударом правая нога слегка отделяется от пола.

«Раз» — правая нога ударяет всей стопой в пол в 1-м прямом положении; колено присогнуто. Одновременно левая сгибается в колене и резко поднимается над полом; колено направлено вперед.

«И» — пауза. В случае повторения движения левая нога ударяет всей стопой в пол около правой в 1-м прямом положении.

Во время исполнения этого движения приподнятые стопы сокра­щены в подъеме и параллельны полу.

В некоторых областях России эти тройные выстукивания испол­няются со своеобразными положениями рук и движениями кор­пуса и рук, придающими этому выстукиванию особый колорит, присущий данной местности.

В Забайкалье на протяжении свыше трехсот лет существуют семейские поселения — это потомки раскольников, выходцев из раз­личных областей России. Женщины здесь исполняют тройные вы­стукивания неторопливо, с достоинством, степенно поворачивая корпус и плечи то вправо, то влево. Голова гордо приподнята, взгляд направлен вперед. В момент поворота корпуса голова со­храняет это положение. Руки свободные, не напряженные, опуще­ны вниз в подготовительное положение. Исполнение этих выстуки­ваний в такой манере уже называется «семейская дробь» (рис.93). В Калужской области то же тройное выстукивание исполняется совершенно по-иному. Руки у девушек согнуты в локтях и под­няты в стороны; локти находятся чуть ниже уровня плеч. Свобод­ные кисти рук, повернутые в пол, находятся чуть выше уровня локтей; пальцы слегка присогнуты и направлены вперед. Голова слегка опущена вниз; взгляд направлен в пол. В момент высту­кивания бедра поворачиваются то вправо, то влево, на каждые три удара — поворот. При этом верхняя часть корпуса, направ­ленная вперед, почти не двигается. Движение рук следующее: если притоп совершается с правой ноги, то обе руки одновремен­но довольно резко переводятся от локтя вправо. Правая выпрям­ляется, а левая сгибается еще больше, не прикасаясь к корпусу; пальцы рук свободны, но соединены вместе. В момент перевода рук бедра поворачиваются вправо. Выстукивание исполняется в быстром и среднем темпах. Называется оно «калужское высту­кивание».

У курян манера исполнения этого выстукивания иная. Руки, со­гнутые в локтях, подняты вверх, чуть вперед головы; кисти рук свободны, ладони направлены вперед-вверх, пальцы согнуты, но не соединены. Голова и корпус направлены вперед. В момент вы­стукивания с правой ноги весь корпус слегка поворачивается пра­вым плечом вперед. Голова движется произвольно, она может быть направлена и вперед. Взгляд может быть направлен на пра­вую или левую кисть руки. Одновременно с разворотом корпуса на одно тройное выстукивание кисти рук поворачиваются ладо ними по направлению к голове, а на другое выстукивание — об­ратно, совершая непрерывное движение то вправо, то влево. Это «курское выстукивание».

 

Необходимо в каждом плясовом элементе подмечать и сохра­нять любое малейшее различие в манере и характере исполне­ния движения в любой местности России. Бережно относясь к местным особенностям и традиции исполнения, мы не только сохраняем, но и обогащаем национальную манеру исполнения русского народного танца.

 

«Гармошка»

Движение ног в этом элементе действительно напоминает углы мехов гармошки или движение мехов гармошки. Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — каблук правой и носок левой ноги слегка припод­нимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«Раз» — каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются, каблуки разведены в стороны.

«Два» — каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкаса­ются, носки разведены в стороны.

«И» — пауза или продолжение движения.

«Гармошкой» можно двигаться как вправо, так и влево, а также поворачиваться вокруг своей оси по кругу. Движение «гармошка» позволяет наиболее ярко раскрывать лирические стороны харак­тера, величавость, достоинство. Голова постепенно поворачивает­ся по ходу движения, в сторону.

Скупое движение ног дополняют разнообразные движения рук, которые могут находиться в 1-м и 3-м основных положениях, а также открываться из 1-го в 3-е или закрываться из 3-го в 4-е ос­новные положения, или одна рука может постепенно открываться в 3-е основное положение.

При движении вправо тяжесть корпуса незаметно перемещается на левую ногу, при движении влево—на правую. Это движение выполняется плавно, ноги в коленях должны быть вытянуты, одна­ко в ряде случаев, если того требует характер танца или образ исполнителя, «гармошка» может выполняться и с согнутыми коле­нями; иногда можно приседать и подниматься на каждый поворот каблука и носка. Чаще такие исключения бывают у парней, реже у девушек.

 

«Елочка».

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 1-м основном положении.

Голова повернута в сторону по ходу движения

И» (затакт) — носки обеих ног слегка приподнимаются над по­лом и, соединенные вместе, скользящим движением переводятся вправо. Тяжесть корпуса на каблуках обеих ног.

«Раз» — соединенные носки обеих ног опускаются на пол, направ­ленные немного в сторону вправо. Корпус остается прямым.

«И» — каблуки обеих ног слегка приподнимаются над полом и, соединенные вместе, скользящим движением переводятся впра­во. Тяжесть корпуса — на носках (полупальцах) обеих ног.

«Два» — каблуки обеих ног опускаются на пол в 1-е прямое по­ложение. Носки ног теперь направлены влево. Положение кор­пуса не меняется.

«И» — пауза или продолжение движения.

«Елочкой» можно двигаться как вправо, так и влево, а также по кругу, поворачиваясь вокруг своей оси.

Руки могут находиться в 1-м, 3-м или 4-м основном положении. Ноги при исполнении движения вытянуты в коленях. «Елочка» исполняется плавно, без рывков.

И «гармошка» и «елочка» часто комбинируются с притопами, различными шагами, припаданиями и другими элементами.

 

Припадания.

Существует несколько видов припаданий

1) В 1-м прямом положении (жен.)

Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое, каблук левой ноги при­поднят над полом, колено присогнуто и направлено вперед. Тя­жесть корпуса находится на правой ноге. Руки — в 4-м положе­нии (второй вариант для девушек).

«И» (затакт) — мягкий подъем на полупальцах левой ноги; коле­но выпрямляется. Правая нога слегка приподнимается над по­лом, стопа параллельна полу. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу.

«Раз» — правая нога плавно всей стопой опускается на пол в ис­ходное положение; колени обеих ног согнуты и направлены вперед. Левая нога слегка приподнимается над полом. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу.

«И» — пауза или повторение движения.

Голова повернута немного вправо и опущена вниз. Руки могут совершать движение, например плавно переходить из подготови­тельного положения в первый и второй варианты 4-го основного положения.

Это припадание исполняется плавно, задумчиво, с небольшим про­движением вперед или в сторону, шаги небольшие (на полстопы), осторожные, поскольку старинный русский женский костюм не позволял делать больших шагов.Очень часто этот вид припадания исполняется на месте или в медленном повороте вокруг себя. Полный поворот совершается за
восемь припаданий.

 

 

 

2) В 1-м прямом положении (муж.)

Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 3-м основном положении.

«И» (затакт) — руки резко скрещиваются на уровне груди, локти отведены от корпуса, кисти рук слегка сжаты. Голова повора­чивается влево по ходу движения.

«Раз» — левая нога, слегка поднимаясь над полом, резко, с акцен­тированным ударом опускается всей стопой на пол во 2-е пря мое положение. Одновременно правая, согнутая в колене, от колена резко, но невысоко отбрасывается в сторону; подъем свободный. Бедро правой ноги остается почти неподвижным. Руки резко и широко раскрываются в 3-е положение. Тяжесть корпуса находится на левой ноге.

«И» — правая нога на низких полупальцах подставляется к левой в 1-е прямое положение. Тяжесть корпуса переносится на пра­вую ногу. Руки остаются раскрытыми в стороны или снова рез­ко скрещиваются на уровне груди.

Движение исполняется энергично, с довольно быстрым продви­жением. Во время движения колени не выпрямляются.

Это движение можно закончить, например, двумя притопами.

 

2)В 3-м свободном положении с подъемом на полупальцы

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 3-е свободное, правая нога впереди.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — одновременно с небольшим подъемом на полу­пальцы левой ноги правая, отделившись от пола, чуть выворотно открывается в сторону вправо не выше 35°; носок вытя­нут и направлен в пол. Колени обеих ног вытянуты. Голова по­вернута по ходу движения.

«Раз» — правая нога опускается на пол с носка на всю стопу в небольшое полуприседание. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола и со свободной стопой подводится сзади к щиколотке правой.

«И»—пауза или левая нога, согнутая в колене, опускается поза­ди правой на полупальцы. Тяжесть корпуса переносится на ле­вую ногу, обе ноги вытягиваются в коленях, и движение повто­ряется снова.

 

При продвижении влево движение начинается с левой ноги, кото­рая находится впереди в 3-м свободном положении.

 

При выполнении движения необходимо следить за тем, чтобы корпус был прямым, плавно двигался вверх и вниз, не наклонял­ся из стороны в сторону — бокового качания быть не должно. Для этого необходимо следить за тем, чтобы шаги, особенно у деву­шек, были небольшие, а нога, делающая шаг вправо или влево, ставилась на пол вначале на носок, потом уже переходила на всю стопу.

Этот вид припадания исполняется чаще всего спокойно, мягко.

Движение рук может быть различным. Например, из 1-го основ­ного положения через 2-е руки плавно переходят в 3-е основное положение. Или из 1-го основного в 3-е положение может откры­ваться одна рука, а другая оставаться в 1-м основном положении.

4) В 3-м свободном положении с подъемом на полупальцы и двумя последующими ударами полупальцами

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е свободное, правая нога впереди. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — одновременно с подъемом на полупальцы левой ноги правая, отделившись от пола, открывается в сторону не выше 35°; носок вытянут.

«Раз» — правая нога опускается на пол, на всю стопу в небольшое полуприседание. Одновременно левая, сгибаясь в колене, отде­ляется от пола и со свободной стопой подводится сзади к щи­колотке правой.

«И» — удар в пол полупальцами левой ноги в 3-м свободном положении позади правой.

«Два» — левая нога одновременно с ударом полупальцами в пол ставится в 3-е свободное положение позади правой.

«И» — пауза.

При продолжении движения одновременно с открыванием правой ноги в сторону левая, оставаясь на полупальцах, вытягивается в колене.

 

5) В 3-м свободном положении без подъема на полупальцы (рис. 100)

Движение занимает Ч2 такта.

Исходное положение ног —3-е свободное, правая нога впереди. Руки —в 1-м основном положении. Голова повернута по ходу дви­жения.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой в сторону - вправо на всю стопу или на ребро каблука. Колени обеих ног свободны.

«И» — левая нога, слегка сгибаясь в колене, отделяется от пола и опускается на полупальцы сзади правой ноги в 3-е основное положение с одновременным небольшим полуприседанием на обеих ногах. При продолжении движения одновременно с шагом правой ноги в сторону левая нога, оставаясь на полупальцах, вытягивается в колене.

При продолжении движения одновременно с шагом правой ноги в сторону левая нога, оставаясь на полупальцах, вытягивается в колене.

В припаданиях из 3-го свободного положения шаг в сторону у девушек короче, чем у парней. Все виды припаданий хорошо со­четаются с притопами, шагами, различными дробными движени­ями, «гармошкой», «елочкой» и рядом других элементов.

«Ковырялочка»

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног - 1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

1) Без подскоков

«И» (затакт)—одновременно с поворотом корпуса влево на ле­вой ноге на низких полупальцах правая, сгибая*сь в колене в прямом положении с вытянутым носком, делает сильный взмах от колена назад-вправо. Голова поворачивается вправо по на­правлению к правой ноге, взгляд направлен через плечо на стопу правой ноги.

«Раз» — правая нога, полусогнутая в колене, которое направлено влево, опускается носком в пол; пятка направлена вправо. По­ложение корпуса и головы не меняется.

«И» — одновременно со скользящим движением на низких полу­пальцах левой ноги, свободной в колене, корпус и голова пово­рачиваются к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45°; стопа «сокращена».

«Два» — правая нога, вытянутая в колене, опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент может быть вытянуто или полусогнуто. Взгляд направлен на носок правой ноги или прямо перед собой.

«И» — пауза.

При продолжении движения с другой ноги центр тяжести пере­носится на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на полную стопу. Левая, сгибаясь в колене, делает взмах влево.

2) С подскоком

«Раз» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полу­согнутой в колене, и поворотом корпуса влево правая, сгибаясь в колене в прямом положении с вытянутым носком, делает силь­ный взмах от колена назад-вправо. Голова поворачивается впра­во по направлению к правой ноге, взгляд направлен через плечо на стопу правой ноги.

«И» — правая нога, полусогнутая в колене, опускается не выво-ротно носком в пол; колено направлено влево, стопа вправо. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.

«Два» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полу­согнутой в колене, корпус и голова поворачиваются вправо, к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45°; стопа сильно сокращена, носок направлен вверх.

«И» — вытянутая в колене правая нога опускается на пол на реб­ро каблука в ту точку, где раньше находился носок. Стопа «со­кращена», носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент может быть вытянуто или полусогнуто. Руки от­крываются в 3-е основное положение. Положение корпуса не меняется, взгляд может быть направлен на носок правой ноги, или голова поворачивается влево. Исполнитель всем видом как бы говорит: смотрите, каков я, какой я ловкий.

При продолжении движения с другой ноги делается легкий под­скок на правой ноге, центр тяжести переносится на правую ногу, а левая делает взмах от колена назад.

При исполнении «ковырялочки» девушкой носок и каблук уда­ряют об пол ближе к опорной ноге, чем у парней.

Каждый из двух описанных выше видов «ковырялочек» чаще все­го выполняется или с тремя мягкими переступаниями, или с тремя притопами, которые занимают еще 1 такт.

Вот описание продолжения движения «ковырялочки с подскоком».

«Раз» — мягкое переступание или притоп всей стопой правой ноги около левой в 1-м свободном положении; колено чуть присогну-то. Левая, присогнутая в колене, приподнимается над полом; подъем свободный, колено направлено вперед.

«И» — мягкое переступание или притоп всей стопой левой ноги в 1-м свободном положении; колено чуть присогнуто. Правая, присогнутая в колене, приподнимается над полом; подъем сво­бодный, колено направлено вперед.

«Два» — мягкое переступание или притоп всей стопой правой ноги в 1-м свободном положении; колено чуть присогнуто. Руки при исполнении этого движения переводятся из 3-го в 1-е основное положение.

«И» — пауза.

При продолжении движения делается легкий подскок на правой ноге и «ковырялочка с подскоком» выполняется с другой ноги.

Сочетание «ковырялочки» с переступаниями или с притопами при­дает ей нужный, русский характер исполнения. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», при­паданием, «моталочкой», с различными дробями, присядками и другими основными элементами русского танца.

«Веревочка»

Движение под названием «веревочка» прочно вошло в русский танец. Движения ног в танце имитируют процесс завивания ве­ревки. В то время как ноги энергично «вьют веревочку» — а зави­вать ее можно неограниченное количество тактов, — исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни назад, ни вперед, кор­пус его прямой и почти неподвижный. Эта простая или, как ее часто называют, одинарная «веревочка» является основой других видов «веревочек» с различными их усложнениями и вариантами. В народе простую «веревочку» чаще всего начинают из 1-го сво­бодного, в учебном же процессе — из 3-го свободного положения. Поэтому мы даем описание исполнения простой «веревочки» из двух исходных положений. Исполнение остальных видов «вере­вочек» описано из 3-го свободного положения. В некоторых слу­чаях дается другое положение ног, из которого также возможно исполнение этого движения.

Рекомендуется начинать изучение простой «веревочки» из 1-го сво­бодного положения. В народе на вопрос, как исполнять «вере­вочку», часто можно услышать — «закидывать ногу за ногу». Закидывание одной ноги за другую и составляет движение «вере­вочка», которое занимает 1/2 такта. Для более правильного пред­ставления о характере движения описание простой «веревочки» и «веревочки» с двойным ударом дается с двух ног, на 1 такт, а остальные виды описываются с одной ноги, на '/г такта. Исходное положение ног—1-е или 3-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

1) Простая (одинарная)

а) Из 1-го свободного положения

«И» (затакт) — с небольшого приседания одновременно с про­скальзыванием левой ноги вперед через низкие полупальцы на всю стопу правая, сгибаясь в колене, поднимается в свободном положении сбоку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад; пятка не должна под­ниматься выше колена левой ноги.

«Раз» — правая нога опускается позади левой на низкие полу­пальцы слева от каблука в перекрещенное положение. Колени обеих ног присогнуты, носок правой направлен вперед.

«И» — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая сгибается в колене, поднимается в свободном положении сбоку правой, слегка при­касаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.

«Два» — левая нога опускается позади правой на низкие полу­пальцы, справа от каблука в перекрещенное положение. Колени обеих ног присогнуты, носок левой направлен вперед.

«И» — одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед с низ­ких полупальцев на всю стопу правая делает притоп рядом с левой в 1-м свободном положении.

Эту «веревочку» исполнитель может «заплетать» не только назад, но и вперед. В таком случае поочередные проскальзывания ног с низких полупальцев на всю стопу происходят назад.

б) Из 3-го свободного положения (правая нога впереди)
«И» (затакт) — с небольшого приседания одновременно с проскальзыванием левой ноги вперед через низкие полупальцы на
всю стопу правая, сгибаясь в колене, поднимается в свободном
положении впереди левой, не прикасаясь к ней, до колена и на том же уровне переводится назад; пятка не должна подни­маться выше колена левой ноги.

«Раз» — правая нога опускается сзади левой на низкие полупаль­цы в 3-е свободное положение. Колени обеих ног присогнуты.

«И» — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая сгибается в колене, поднимается в свободном положении впереди правой, не прика­саясь к ней, до колена и на том же уровне переводится назад.

«Два» — левая нога опускается сзади правой на всю стопу в 3-е свободное положение.

«И» — пауза.

Простая «веревочка» из 3-го свободного положения имеет свое­образный вариант исполнения. Это движение называется «косич­ка». При энергичном «заплетании» ногами назад в «косичке» со­вершенно отсутствует проскальзывание. Ноги, как и в простой «веревочке», ставятся сзади с полупальцев на полную стопу в 3-е основное положение на сильную долю такта. За счет отсутст­вия проскальзывания исполнитель довольно быстро отходит назад.

2) С двойным ударом (двойная)

Движение может исполняться и из 1-го свободного положения.

«И» (затакт)—с небольшого приседания одновременно с про­скальзыванием левой ноги вперед через низкие полупальцы на всю стопу правая сгибается в колене и с вытянутым, но нена­пряженным подъемом поднимается в свободном положении впе­реди левой до колена, не прикасаясь к ней. Пятка не подни­мается выше колена левой ноги, на том же уровне переводится назад и делает удар полупальцами в пол сзади левой ноги в 3-м свободном положении.

«Раз» — второй удар полупальцами правой ноги сзади левой в 3-м свободном положении. Одновременно со вторым ударом пра­вая нога остается на низких полупальцах. Колени обеих ног свободны.

«И» — одновременно с проскальзыванием правой ноги вперед с низких полупальцев на всю стопу левая сгибается в колене и с вытянутым, но ненапряженным подъемом поднимается в сво­бодном положении впереди правой, не прикасаясь к ней, до ко­лена, но так, чтобы пятка не поднималась выше колена правой ноги, и на том же уровне переводится назад, затем делает удар полупальцами в пол позади правой в 3-м свободном положе­нии.

«Два» — второй удар полупальцами левой ноги позади правой в 3-м свободном положении. Одновременно со вторым ударом левая нога опускается на всю стопу. Колени обеих ног сво­бодны.

«И» — пауза.

При выполнении этого движения необходимо следить за тем, что­бы удары полупальцами в пол были крепкими, четкими. Корпус прямой, но в этом виде «веревочки» после второго удара поду­шечкой стопы возможно небольшое движение корпуса вверх и вниз.

 

Простая «веревочка» и «веревочка» с двойным ударом могут ис­полняться также с акцентом и на слабую долю такта.

 

3) Простая с переступанием вперед на всю стопу или на ребро каблука

Движение занимает 1 такт.

Его можно выполнять и из 1-го сво­бодного положения.

«И» (затакт)—с небольшого приседания одновременно с про­скальзыванием левой ноги вперед через низкие полупальцы на всю стопу правая с вытянутым, но ненапряженным подъемом, сгибаясь в колене, поднимается в свободном положении впереди левой, не прикасаясь к ней, до колена, но так, чтобы пятка не поднималась выше колена левой ноги, и на том же уровне пере­водится назад.

«Раз» — правая нога опускается сзади левой на низкие полупаль­цы в 3-е свободное положение. Колени обеих ног присогнуты. «И» — левая нога делает в свободном положении небольшой шаг вперед (переступание) на всю стопу или с сильно «сокращен­ной» стопой на ребро каблука. Центр тяжести переносится на левую ногу, а присогнутая правая слегка отделяется от пола. «Два» — правая нога с присогнутым коленом ставится (пересту­пает) на всю стопу позади левой в 3-м свободном положении. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу. «И» — пауза или повторение движения с другой ноги. Это движение лучше всего выполнять в среднем темпе, мягко, не утрачивая характера исполнения простой (одинарной) «вере­вочки».

4) С двойным ударом, с переступанием вперед на всю стопу или на ребро каблука

«И» (затакт) — с небольшого приседания одновременно с про­скальзыванием левой ноги вперед через низкие полупальцы на всю стопу правая с вытянутым, но ненапряженным подъемом сгибается в колене, поднимается в свободном положении впе­реди левой, не прикасаясь к ней, до колена, но так, чтобы пятка не поднималась выше колена левой ноги, на том же уровне переводится назад, ударяет в пол сзади левой ноги в 3-м поло­жении и тут же, сгибаясь в колене, поднимается в прежнее по­ложение.

«Раз» — второй удар полупальцами правой ноги сзади левой в 3-м свободном положении. Одновременно со вторым ударом пра­вая нога остается на низких полупальцах. Колени обеих ног свободны, слегка присогнуты.

«И» — левая нога делает в свободном положении небольшой шаг вперед (переступание) на всю стопу или с сильно сокращенной стопой на ребро каблука. Центр тяжести переносится на ле­вую ногу. Присогнутая правая нога слегка отделяется от пола.

«Два» — правая нога с присогнутым коленом ставится (пересту­пает) на всю стопу позади левой в 3-е свободное положение. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу.

«И» — пауза или продолжение движения с другой ноги.

При исполнении как простой «веревочки», так и «веревочки» с двойным ударом, с переступанием вперед корпус может удержи­ваться прямо, или плавно поворачиваться; когда правая нога де­лает переступание вперед-влево, а когда левая нога делает пере­ступание вперед - вправо.

При плавных поворотах корпуса парни часто выполняют типич­ное движение рук, бытующее в народе: руки — в 3-м основном положении, при повороте корпуса вправо парень правой рукой приглаживает волосы ладонью назад. Одновременно левая или сгибается в локте перед корпусом на уровне груди, пальцы слег­ка сжаты, или остается в 3-м положении. При повороте корпуса влево руки меняются местами.

Во всех видах «веревочек» с переступанием нога может делать шаг (переступание) не только вперед, но и в сторону — как в от­крытом, так и в перекрещенном положении. В «веревочках» с пе­реступанием центр тяжести надо переносить с одной ноги на дру­гую мягко и незаметно. Вместо двух описанных переступаний на всей стопе можно ис­полнять два притопа. В таком случае движение выполняется быстрее, резче и с небольшими подскоками во время притопов — «припрыжкой», как говорят в народе.

5) С двойным ударом, с «переборами»

Иногда это движение называют «тройной веревочкой». Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — с небольшого приседания одновременно с про­скальзыванием левой ноги с присогнутым коленом вперед через низкие полупальцы на всю стопу правая с вытянутым, но не­напряженным подъемом сгибается в колене, поднимается впере­ди левой, не прикасаясь к ней, до колена, но так, чтобы пятка не поднималась выше колена левой ноги, на том же уровне пере­водится назад, ударяет полупальцами стопы об пол позади левой ноги в 3-м свободном положении и тут же, сгибаясь в колене, поднимается в прежнее положение.

«Раз» — второй удар полупальцами правой ноги сзади левой в 3-м свободном положении. Одновременно со вторым ударом правая нога остается на низких полупальцах. Левая слегка под­нимается над полом с «сокращенной» стопой и полупальцами ударяет впереди правой ноги в 3-м свободном положении. И тут же, сгибаясь в колене, слегка поднимается над полом.

«И» — второй удар полупальцами левой ноги впереди правой в 3-м свободном положении. Одновременно со вторым ударом левая нога остается на низких полупальцах. Правая слегка поднимается над полом с «сокращенной» стопой, ударяет полу­пальцами об пол позади левой в 3-м свободном положении и тут же, сгибаясь в колене, слегка поднимается над полом.

«Два* —второй удар полупальцами правой ноги позади левой в 3-м свободном положении, одновременно со вторым ударом правая нога остается на низких полупальцах.

«И»— пауза или продолжение движения с левой ноги.

Руки при исполнении всех видов «веревочек» могут быть очень разнообразными в зависимости от создаваемого образа. Элемент «веревочка» очень хорошо комбинируется с различными дробями, «ковырялочкой», переборами, подскоками, поворотами, бегом и рядом других элементов.

«Моталочки»

Эта группа элементов основана на движении ног от колена впе­ред-назад, вправо-влево, от себя — к себе («мотать», «шаркать» ногами), при этом ударяют в пол полупальцами или ребром каб­лука, реже всей стопой. Движение можно выполнять одной ногой подряд и поочередно то одной, то другой ногой, без подскоков или с небольшими подскоками на опорной ноге — на полной стопе или на полупальцах.

«Маятник»

«Маятник» — разновидность «моталочек». Это движение исполняет­ся только одной ногой подряд. При исполнении нога «шаркает» — движется от колена вперед-назад или вправо-влево, словно маят­ник у часов. Дается описание «маятника» вперед-назад. Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки —в 3-м основном положении.

1) С подскоками на полупальцах

«Раз» — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах правой ноги, присогнутой в колене, левая, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

«И» — левая нога, опускаясь, делает в прямом положении сколь­зящий удар полупальцами по полу и поднимается вперед не ниже 45° с вытянутым коленом и стопой.

«Два» — с небольшого подскока на полупальцах правая присогнутая нога вытягивается в колене. Положение левой ноги не ме­няется.

«И» — левая нога, опускаясь в прямом положении, делает сколь­зящий удар полупальцами по полу около носка правой и, сги­баясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

При продолжении движения оно повторяется с той же ноги.

2) С подскоками на всей стопе (рис. 104)

«Раз» — правая нога, присогнутая в колене, делает небольшой подскок и резко, с акцентом в пол опускается на всю стопу. Одновременно левая, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

«И» — левая нога, опускаясь, делает в прямом положении сколь­зящий удар ребром каблука или всей стопой по полу возле правой и, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45° с сокращенной стопой.

«Два» — небольшой резкий подскок на всей стопе правой ноги, присогнутой в колене. Положение левой ноги не меняется.

«И» — левая нога, опускаясь в прямом положении, делает сколь­зящий удар ребром каблука или полупальцами по полу около правой и, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

При продолжении движения оно повторяется с той же ноги.

В описанном нами движении «маятник» с подскоком на всей стопе руки одновременно с резким акцентом правой ногой в пол на счет «раз» резко раскрываются в 3-е основное положение. «Маятник» можно закончить тремя притопами, выполнение кото­рых займет еще 1 такт. «Раз» — притоп левой ногой. «И» — притоп правой ногой. «Два» — притоп левой ногой.

«И» — пауза.

«Маятник» можно выполнять и правой ногой.

В движении «маятник» нога делает взмахи не только вперед-назад, но и в стороны — как в перекрещенном, так и в открытом положениях. Корпус и голова могут быть направлены прямо или слегка повернуты в сторону.

 

 

 

Рис. «Маятник» с подскоками на всей стопе

 

Рис. «Моталочка»

В некоторых районах Архангельской и Ярославской областей «маятник» с перекрещенным движением ног называют «шаркун».

Корпус во время исполнения «шаркуна» слегка наклонен вперед, верхняя часть спокойна, нижняя довольно энергично поворачи­вается вслед за движением ноги то вправо, то влево. Руки обыч­но широко открыты в стороны.

 

«Маятник» и все его разновидности чаще всего исполняются на месте или с очень небольшим продвижением в сторону или впе­ред. Продвижение происходит в момент небольшого подскока.

«Маятник» можно исполнять и без подскока, стоя на полной сто­пе. При этом скользящие удары полупальцами и ребром каблука могут выполняться как на сильную, так и на слабую долю такта.

 

«Моталочка»

Если выполнять движение ногами («мотать») поочередно от себя — к себе одной, а затем от себя — к себе другой ногой, то такое сочетание движений ног называется «моталочкой».

1) С подскоком на полупальцах

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки —в 1-м основном положении.

«Раз» — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах левой ноги, присогнутой в колене, правая, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

«И» — правая нога, опускаясь, делает в прямом положении ма­зок полупальцами по полу и поднимается вперед не ниже 45° с вытянутым коленом и стопой.

«Два» — с небольшого подскока на полупальцах левая присогну-тая нога вытягивается в колене. Положение правой ноги не меняется.

«И» — правая нога, опускаясь в перекрещенном положении, дела­ет мазок полупальцами по полу около носка левой, как бы под­бивая ее, слегка сгибается в колене и опускается на низкие полупальцы на место левой. Левая, сгибаясь в колене, подни­мается в прямом пол

Date: 2016-05-25; view: 864; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию