Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паритет покупательной способности (ППС)





Идея паритета покупательной способности Purchasing Power Parity (PPP) была впервые выдвинута в трудах британских экономистов 19 века, в частности Давида Рикардо. Густав Кессель, шведский экономист начала 20 века, сделал теорию PPP популярной.

Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг.

Согласно теории о паритете покупательной способности, на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.

Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определённым наборам товаров и услуг.

Экономисты пришли к выводу, что товары-субституты в международной торговле должны иметь во всех странах одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Это должно проявляться на длительном отрезке времени, достаточном для приведения экономики в равновесие после различных возможных потрясений. Поэтому идея ППС – это закон единой цены, то есть любой товар на общем рынке имеет единую цену. Например, если единица данного продукта (скажем, один фунт винограда) стоит 1 $ в США и 125 иен в Японии, то можно предположить, что обменный курс будет составлять 125 иен / 1 $. Если применить эту же концепцию по отношению к другим продуктам, которые производятся по одинаковым технологиям в различных странах, мы получим так называемый паритет покупательной способности (ППС, purchasing power parity), представляющий собой паритет (равенство) среди продуктов, производимых в разных странах. Более точно, ППС – это обменный курс, в соответствии с которым эквивалентная величина различной валюты обеспечивает покупку одинаковой потребительской корзины.

Пусть Р* – цена товара в иностранной валюте на внешнем рынке. Во внутренней валюте эта цена может быть получена простым умножением на реальный обменный курс (е), тогда

Р = е Р*. (1)

Предположим, что золото в Германии стоит 700 марок за унцию, а за одну марку дают 3,6 р., тогда цена золота в Германии будет равна 2,52 тыс. р. за унцию.

Закон единой цены реализуется через систему, получившую название арбитраж.

Предположим, что цена золота в России составила 3 тыс. руб. за унцию. Тогда появляется возможность получения прибыли путем импорта золота из Германии в Россию по цене между 2,52 тыс. руб. за унцию и 3 тыс. рублей. Приток золота из-за рубежа снизит внутреннюю цену до уровня обменного курса. Если россияне перестанут покупать российское золото по цене 3 тыс. руб. и переключатся на более дешевое германское – это приведет к изменению обменного курса и, в конечном итоге, к выравниванию цен.

Для товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров ) в международной торговле должны устанавливаться одинаковые цены, но для большинства разнородных промышленных товаров, производимых и экспортируемых одной нацией, не существует совершенных субститутов по конкурирующим товарам в другой стране. Рынок может приводиться в движение и различными психологическими факторами. Цены даже конкурирующих товаров отличаются в результате разнообразия их национальных характеристик. Однако на протяжении длительного периода времени или очень короткого (в течение которого происходят значительные колебания цен) можно ожидать однонаправленные тенденции в ценах во всех странах, торгующих одним и тем же видом экспортного товара, если цены измерены в одной и той же валюте.

Гипотеза паритета покупательной способности, связывающая цены в национальной валюте с валютными курсами, основана на предположении о том, что международная торговля сглаживает разницу в тенденциях движения цен основных товаров, участвующих в международной торговле.

Внимание к гипотезе ППС усиливалось каждый раз, когда нарушался жесткий паритет между валютными курсами в результате различных катаклизмов (войн, других событий). Часто понятие ППС применялось для анализа того, как должен в стране измениться общий уровень цен, чтобы был восстановлен необходимый курс равновесия при данном уровне и тенденциях в движении цен в отдельных странах. В других случаях – для определения равновесного курса при ценовых тенденциях внутри страны и за рубежом. В период системы фиксированных валютных курсов теория ППС отошла на второй план. Это связано с тем, что она имеет целый ряд допущений. Устанавливаемое им соотношение выполняется при следующих условиях:

· нет естественных барьеров для торговли, таких, как транспортные и страховые издержки;

· нет искусственных барьеров для торговли, таких, как тарифы и квоты;

· все товары участвуют в международной торговле; внутренние и внешние ценовые индексы включают одинаковые товары с идентичными весами.

Как известно, на практике выполнение таких условий недостижимо.

Стремясь преодолеть эти трудности, ряд экономистов предлагает использовать концепцию ППС при допущении, что все барьеры устойчивы во времени, тогда процентное изменение внутренней цены (Р) должно совпадать с процентным изменением (еР*). Это означает, что в условиях ППС темпы инфляции внутри страны совпадают с суммой темпа обесценивания (или девальвации) валюты и темпами инфляции за рубежом. Если мы рассмотрим различные темпы инфляции в двух странах, мы сможем рассчитать обменный курс в будущем. Влияние инфляции на данную валюту будет дистабилизирующим. Рассмотрим, например, уровень цен в Японии и США. Если уровень цен в США возрастет на 10 %, а в Японии – на 5 % за определенный период времени, иена подорожает на 5 %. Это соотношение означает, что паритет между двумя валютами должен измениться для отражения изменений уровней цен.

Другим механизмом регулирования закона единой цены является процентный арбитраж. Он строится на предположении, что внутренняя процентная ставка должна равняться сумме процентных ставок за рубежом и темпам обесценивания обменного курса:

r = r* + (е+1 – е) / е. (2)

Согласно теории паритета процентных ставок, если исключить любой риск, связанный с операциями с иностранной валютой, то для инвестора пропадают всякие возможности арбитражных операций.

Приведем пример. Инвестор из США, располагающий 1 млн. долл. и готовый вложить свои средства, сталкивается со следующими вариантами выбора:

1) поместить свободные средства на 12 месяцев в крупном американском банке США в Лондоне при ставке процента 7 % (банк ведет операции в евродолларах);

2) использовать 1 млн. долл. для покупки 1,5 млн. немецких марок на рынках наличного товара по курсу DM 1,50 / $ 1 и инвестировать всю сумму в европейские денежные рынки под 9 % годовых.

Разность процентных ставок в 2,00 %, если инвестировать в немецкие марки, принесет доход больше, чем иное использование долларов в тот же самый 12-месячный период. Как определить, какой вариант капиталовложений предпочтительнее?

Если инвестор принимает решение в пользу варианта два, то он может через 12 месяцев предоставить 1 635 000 немецких марок (исходные 1,5 млн. марок плюс 9 % годовых) в обмен на доллары США. Курс по этой сделке на срок 12 месяцев составит 1,5280 марки за 1 долл. Поскольку к концу установленного периода хеджированные инвестиции в немецких марках будут конвертированы в 1 070 000 долл. или 1000 000 долл. плюс 7 %, как если бы были инвестированы изначально доллары.

.

В этом заключается условие удержания процентных ставок внутри страны и за границей, исходя из того же класса риска неплатежа по ссудам и того же погашения, что обменный курс по срочной сделке.

В соответствии с данной теорией естественным значением курсов валют является значение, соответствующее паритету покупательной способности.

Пример 1. Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведёт к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример 2: если цена единицы товара в России 60 рублей, а в США — 4 доллара, то курс доллара к рублю должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 50 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 60 рублей), продавая в США (за 4 доллара) и обменивая 4 доллара на 200 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 140 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса

Популярным примером использования паритета покупательной способности является «индекс Биг-Мака», регулярно вычисляемый и публикуемый английским еженедельником «The Economist». Индекс вычисляется на основе цен «Биг Мака» в ресторанах McDonalds в различных странах и представляет собой альтернативный обменный курс.

Date: 2016-05-25; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию