Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологическая роль лидера





Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности. Причем, здесь нужно говорить о целях и задачах в общественном смысле. Такая оговорка существенна - мы не рассматриваем мотивы и цели какого-либо конкретного человека, принявшего на себя роль лидера. Мы не отвечаем на вопросы “Что движет этим человеком?”, “Зачем этому человеку власть?”, “Мог бы такой человек быть на другом месте, играть другую роль?”, “Имеет ли право (с этической точки зрения) такой человек занимать эту роль?” и т.д.

Эти вопросы - удел психологии, и они более индивидуализированы, чем рассматриваемое нами направление деятельности индивидуума как представителя общества, а не индивидуума - отдельно взятого конкретного человека.

Когда мы говорим о целях и задачах бизнеса в общественном смысле, имеется в виду следующий спектр вопросов:

Что мы можем сделать нового?

Что мы можем сделать лучше других?

Кому нужно то, что мы собираемся делать?

Сможем ли мы получить прибыль?

Как мы будем это делать?

Что для этого нужно?

Причем, последние вопросы уже более конкретизированы и зачастую ответы на них содержат технические характеристики, детальный анализ.

Таким образом, присутствует необходимость формализовать общественную потребность и общественную оправданность того или иного вида деятельности. И лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию такой деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду деятельности.

Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума.

Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли, влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника исследуемого процесса. Можно много говорить о лидере как руководителе, администраторе, организующей структуре. Но в этой части исследования наиболее интересно именно глобальное взаимодействие.

Действительно, один человек, как индивидуум, движимый своими личными целями - такими как удовлетворение амбиций, самовыражение, безусловно получение спортивных достижений, - может ли он при этом воздействовать на коллектив в целом? И если да, то как?

Допустим, активный человек находит некую область, некую новую идею, сулящую ему успех в случае ее реализации. Влияние такого индивидуума на коллектив заключается в том, что он заполняет своим интеллектуальным потенциалом эту свободную до сих пор нишу. Таким образом, окружающие вынуждены пользоваться результатами деятельности такого человека, причем от того, как был получен конечный результат, каким он был получен, зависит реакция коллектива и, следовательно, дальнейшее воплощение идеи лидера-индивидуума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ясно, что в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

В спортивном коллективе лидер является первым среди равных, каждый из которых, если потребуется, может выступить в роли лидера. Это положение особенно важно для спортивных малых групп. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

В работе я попытался раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности.

Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную. Роль лидера в спортивной группе очень важна, лидер главный помощник тренера. Зная признанного лидера, тренер в своей деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. В связи с выполнением лидером различных функций принято лидерские роли дифференцировать. Сталкиваясь с негативным проявления лидерства в группе в своей работе, тренер должен, так же, учитывать дифференциацию лидерских ролей.

Анализ изученных материалов в процессе курсовой работы, позволил сделать следующие выводы:

1. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.

3. В настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства. Выделилось несколько основных концепций: личностный подход (теория «черт лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства».

4. Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.

2. Берн Эрик. Лидер и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А. Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.

3. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.

4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.

5. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с.

6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов. – Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 240 с.

8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с.

9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.

10. Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.

11. Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: СГИФК, 1987. – 81 с.

12. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.

13. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990.

14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

15. Психология. Учебник для ин-тов физич. культ. Под ред. Рудика П.А. - М., «Физкультура и спорт», 1974.

16. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ. культ. / Под. ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с.

17. Психология: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.

18. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

19. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.

20. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. - С.144-149.

 

Date: 2016-05-25; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию