Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг ассертивности





Тренинг ассертивности имеет, пожалуй, наибольшее значение при проведении ре петиции поведения. Вольпе (Wolpe, 1982) определяет ассертивное поведение как «при емлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к друго му человеку» (р. 118). Вольпе считает, что фактически все клиенты в какой-то степени «заторможены» из-за беспокоящих их невротических страхов. Тренинг ассертивности снимает обусловленность с неадаптивных привычек реагировать тревогой на поведе ние других людей двумя способами: ослабляя страх клиентов и изменяя манеру их речи и образ действий. Клиентам необходима поддержка для выражения законных эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях. Законное проявление эмоций «мо жет успешно конкурировать со страхом, который тормозил именно это проявление; каждый раз при выражении эмоций привычный страх в некоторой степени ослабляет ся» (Wolpe, Wolpe, 1988, p. 54).

Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие так называемого оппозиционного поведения. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи ласкового

поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь вклю чает в себя выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) выделяют следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют свои ми интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны. Альберти и Эммонс отмечают, что не достаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общей чертой, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.

При формировании поведенческой оценки, с использованием специального вопрос ника, помогающего определить уровень ассертивности клиента, может выясниться, что клиент нуждается в общем или в специфическом тренинге ассертивности. На следую щей стадии главное — поддержать мотивацию клиентов относительно метода репети ции поведения. Иногда консультантам требуется некоторое время для изучения рели гиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способ ствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уве ренности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они ста нут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цель ными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отверже ние всегда связано с психологическими потерями).

В течение третьей стадии консультанты и клиенты работают вместе, чтобы опреде лить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, напри мер при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении жела ния назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обду мывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать на блюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассер тивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведе ния клиентов и помогать им формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместны ми консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени; клиентов не следует побуждать к решению ассер-тивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возник нуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых по степенно повышается.

Четвертая стадия — это стадия, на которой проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) подчеркивают, что при прове дении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плав ность речи. Еще раз подчеркну, что большое значение имеет правильный выбор време ни для проведения занятия. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности. Репетиция пове дения также может включать в себя развитие у клиентов умения контролировать отри цательные и положительные последствия тренинга ассертивности.

Пятая стадия — применение приобретенных на занятиях навыков в реальной жиз ни. Клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности.

Мониторинг попыток ассертивного поведения, совершаемых клиентами в интервалах между занятиями, может оказаться весьма полезным. Попытки ассертивного поведе ния, совершаемые в реальной жизни, делают возможной обратную связь. Наличие та ких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и эк спериментируя, клиенты могут определить, что им следует исправить в своем поведе нии. Консультанты могут привлекать внимание клиентов к любым положительным по следствиям их ассертивного поведения. Если последствия окажутся отрицательными, консультанты и клиенты могут подумать над тем, уместно ли данное поведение, и вне сти необходимые поправки.

Тренинг ассертивности можно применять как при индивидуальной, так и при груп повой работе с клиентами. Также к тренингу могут прибегать сами клиенты в виде са мопомощи. При необходимости проведения группового тренинга ассертивности возни кает ряд вопросов. В настоящее время не существует единой точки зрения на то, каки ми должны быть группы — гетерогенными или гомогенными (например, чисто женски ми и чисто мужскими) и т. д. Следует отметить, что при проведении тренинга в некли нической обстановке большая часть консультантов предпочитает работать с гомоген ными группами. Некоторые консультанты используют кассеты и видеозаписи с целью обеспечения обратной связи с клиентами при развитии у них навыков ассертивного поведения. И наконец, развитие ассертивности может вести к конфликту; консультан там и клиентам следует предвидеть эту возможность, они должны быть готовы спра виться с возникающими трудностями.

 

7. «Жетонный» метод коррекции поведения. Анализ примера.

Жетонный» метод

Метод жетонов в литературе встречается под разными названиями: "жетонная система"; "жетонная экономика"; "метод символической экономии". Метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения. "Жетонные" программы получили широкое распространение в США. Теоретической основой метода является модель оперантного обусловливания Скиннера.

Цель коррекции в "жетонных" программах формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. Так, "жетонная экономика" представляет собой определенную форму внешней организации поведения индивида: в контролируемой среде клиент получает привилегии (деньги или какие-либо другие материальные блага) в обмен на "жетоны", которыми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения. Модификация поведения состоит в том, что право на получение разных льгот реализуется путем предъявления "жетонов", которые изымаются при всяком нарушении режима (число изымаемых "жетонов" пропорционально тяжести нарушения).

Осуществление "жетонных" программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. Такое поведение может быть организовано только в условиях жестко контролируемой среды (в школах, больницах, тюрьмах, центрах изоляции).

В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение клиент получает "жетоны", которые по определенной системе обмениваются на пищу, привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения клиент штрафуется. У него отбираются "жетоны" в строгом соответствии с тяжестью проступка.

"Жетонная" программа включает в себя пять основных компонентов:
1. Систематическое наблюдение за поведением тех индивидов, для которых проектируется коррекционная программа.
2. Составление описания социально требуемого поведения.
3. Детерминация круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида.
4. Введение "жетонов" как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии.
5. Контроль за поведением индивидов, включенных в жетонную экономику, оценка их поведения, выдача "жетонов", реализация правил обмена.

С середины 60-х годов в США "жетонные" программы активно использовались для коррекции поведения в детском возрасте и оказались достаточно эффективными. При этом выявился ряд условий, необходимых для использования данных программ.

К этим условиям относятся следующие:
• четкое предъявление ребенку требуемого социального образца поведения;
• обоснованный выбор такого образца с помощью взрослого как альтернативного асоциальному образу поведения;
• обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка;
• развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия;
• четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения.

Особенно эффективна данная программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

 

Date: 2016-05-25; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию