Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции и направления работы классного руководителя





Для организации внеклассной воспитательной работы из числа учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в классах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные формы нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нём определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.

1. Когнитивно-диагностичекая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учёта этих особенностей в процессе внеклассной воспитательной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию.

2. Организаторско-стимулирующая функция обуславливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является делом добровольным. Главным здесь является умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, новыми подходами к её проведению.

3. Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива.

4. Координирующая функция. Поскольку в классе работаю несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координации их деятельности и осуществлении единого подхода к детям.

5. Личностно-развивающая функция направлена на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении.

Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

- всестороннее изучение учащихся;

- разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

- повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объёма домашних заданий;

- периодическое проведение ученических собраний в классе;

- вовлечение учащихся в кружковую работу;

- организация общественно полезного труда;

- оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений;

- внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;

- объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе, и установление единого подхода к учащимся;

- поддержание связей с родителями и работа с семьёй;

- ведение личных дел учащихся.

Направления работы классного руководителя.

1. Работа классного руководителя по изучению учащихся. Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Изучение школьника классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок.

Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. Изучение результатов деятельности учащихся.

Посещение учащихся на дому.

Естественный эксперимент.

2. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива.

Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать с ознакомления с учащимися.

3. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся.

4. Работа классного руководителя с учителями.

5. Работа классного руководителя с родителями учащихся.

6. Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса.

 

 

3. Сущность внеклассной воспитательной работы. Основные задачи, содержание и формы внеклассной воспитательной работы.

ВВРорганизация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимое условие для социализации личности ребёнка.

ВВР имеет свои особенности:

1. ВВР представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, которые в сочетании с воспитательным воздействием формируют качества личности ребёнка.

2. ВВР – совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени и не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жёстких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, методов, средств ВВР, чем при проведении урока. Однако от учителя требуется инициатива, творчество.

4. Отсутствие контроля за результатами работы. Если на уроке контроль за процессом обучения – это обязательный элемент, то во ВВР такого контроля нет. Результаты ВВР определяются через наблюдение за учащимися в различных ситуациях.

5. ВВР осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные дни, выходные, каникулярные дни – т.е. во внеучебное время.

6. ВВР имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей, общественности.

Т.о., ВВР является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Цель ВВР: усвоение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика ВВР проявляется на уровне следующих задач:

  1. Формирование у ребёнка положительной Я-концепции..
  2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
  3. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности.
  4. Формирование нравственного и эмоционального, волевого компонента, мировоззрения детей.
  5. Развитие познавательного интереса.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы и конкретизируются в соответствии с особенностями класса и самого педагога.

Функции ВВР:

Обучающая функция

Развивающая функция

Воспитательная функция

Содержание ВВР имеет свою специфику, которая заключается:

1. В преобладании эмоционального аспекта над информативным, т.е. требуется обращение к разуму через чувства.

2. В содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е содержание ВВР направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков (во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки: занимательная грамматика, весёлая азбука и т.д.).

Поскольку в содержании практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиций деятельности детей, через которую они осваивают социальный опыт.

Познавательная деятельность

Развлекательная деятельность (досуговая)

Оздоровительно-спортивная деятельность

Трудовая деятельность

Творческая деятельность

Содержание ВВР не во всех классах одинаково. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы. Если в школе приоритет отдаётся обучению, то во ВВР может преобладать познавательные компоненты. Экологическое воспитание станет приоритетным в школе соответствующего профиля.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Существуют три основных типа форм воспитательной работы:

- Мероприятия, Дела,- Игры

Форм ВВР много, что создаёт сложности их классификации. Поэтому единой классификации нет. Наиболее употребительными являются следующие классификации:

- по количеству участников:

ü Индивидуальные (воспитатель - воспитанник), Групповые (воспитатель – группа детей), Массовые (воспитатель – несколько групп, классов)

- по задачам воспитания: эстетические, экологические, физические, нравственные, трудовые, умственные;

- по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

- по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

- по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

- по субъекту воспитания:

  • организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • инициаторами деятельности и её организаторами выступают сами воспитанники.

- по результату:

Ø формы, результатом которых является обмен информацией;

Ø формы, результатом которых – выработка общего решения (мнения);

Ø формы, результат которых – общественно значимый продукт.

- по времени подготовки:

Методы и средства ВВР представляют собой общие методы и средства воспитания.

Требования к ВВР:

1. При организации и проведении ВВР обязательна постановка целей и задач. При отсутствии цели эффективность воспитания может быть равна 0.

2. В ВВР необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребёнке. Поскольку результаты в ВВР отсрочены, то у воспитателя всегда есть шанс достичь положительного общего результата. Это становится возможным, если ребёнок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

3. Воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, без которых невозможно строить общение, контакт с детьми. Во ВВР дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальшь и двойную мораль.

4. При организации ВВР воспитатель должен быть в постоянном творческом поиске, подбирать и создавать новые формы работы, которые отвечают сложившейся в классе ситуации.

 

Date: 2016-05-25; view: 2734; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию