Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 6. Олигопольный рынок





Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

Поэтому олигополисты питают отвращение к ценовой конкуренции. Это отвращение может привести к некоторому более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене. Однако обычно тайные соглашения сопровождаются неценовой конкуренцией. Типично, что именно через неценовую конкуренцию определяется доля рынка для каждой фирмы. Этот упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две основные причины.

1. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижения цен. Вследствие этого возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной доли мала; конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижения цен. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен.

2. Промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более плотно заниматься неценовой конкуренцией.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. - являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, кукурузные и овсяные хлопья для завтрака, сигареты и множество бытовых электрических приборов, являются дифференцированными олигополиями.

На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Высокие барьеры вхождения в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабах производства.

В экономической теории нет единого подхода к исследованию олигополии. Это объясняется неоднозначностью ее характеристик. В частности, может существовать «жесткая» олигополия (господство на рынке 2-3 фирм), и «расплывчатая», при которой несколько фирм делят 60-80% рынка, оставшийся сегмент обслуживают множество мелких фирм. Олигополии могут производить стандартизированную продукцию (зерно, алюминий), и дифференцированную (легковые автомобили).

Общие характеристики поведения олигополистов проявляются в отношении цены и объемов производства. Цены в условиях олигополии отличаются определенным постоянством («жесткостью»). Если цены все же меняются то действия фирм очень согласованы и скоординированы (может существовать сговор между фирмами).

«Ценовые войны» на олигопольном рынке могут привести к большим убыткам, поэтому желаемая стабильность на рынке обеспечивается за счет стабильности цен. Так, даже если издержки или спрос меняются, фирмы не спешат изменить цены, поскольку опасаются того, что могут быть неправильно поняты конкурентами.

Такая жесткость цен является основой модели олигополистического поведения, известная как модель «ломаной кривой спроса» (рис. 12)

Рис. 12

При ценах выше Ро кривая спроса очень эластична. Причина заключается в том, что фирма полагает, если она поднимет цену выше Ро, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет часть своей доли на рынке. С другой стороны, фирма считает, что если она снизит цену ниже Ро, остальные фирмы вынужденно последуют за ней, так как не захотят терять своей доли на рынке, и фирма, понизившая цену, не преуспеет в увеличении своей доли на рынке.

Поскольку кривая спроса в рассмотренной модели изогнута, кривая предельного дохода, очевидно, будет иметь разрыв при значении объема выпуска Qо. Если кривая предельных издержек проходит через разрыв, то изменение издержек не приведет к изменению цены (еще одно подтверждение «жесткости» олигопольной цены).

Но это не означает, что цены в условиях олигополии не изменяются. Если все олигополисты испытывают давление со стороны спроса или издержек, соответствующее изменение цены признается всеми фирмами олигопольного рынка.

Каким образом устанавливается отраслевая цена на олигопольном рынке? Доминирующая фирма устанавливает цену, максимизирующую ее собственную прибыль, а остальные фирмы производят столько, сколько они могут произвести по данной цене. Доминирующая фирма, как правило не стремится монополизировать рынок, что существенно стабилизирует рыночную ситуацию.

 


Контрольный тест № 4

к теме «Конкуренция»

1. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …

1) объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;

2) объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;

3) в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже;

4) в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара.

 

2. Рыночная конкуренция развивается…

1) только среди покупателей;

2) только среди продавцов;

3) как среди продавцов, так и среди покупателей;

4) между продавцом и покупателем.

 

3. Понятие «совершенная конкуренция» предполагает, что:

1) значительное число фирм в отрасли выпускает стандартные товары;

2) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;

3) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке

4) имеет место свободный вход на этот рынок и выход из него;

5) все предыдущие ответы верны.

 

4. Какой из следующих рынков больше всего соответствует совершенной конкуренции:

1) стали;

2) автомобилей;

3) бензина;

4) услуг парикмахерских?

 

5. Методом неценовой конкуренции не является…

1) применение системы скидок к цене товара;

2) совершенствование внешнего вида продукции;

3) внедрение системы послепродажного обслуживания;

4) проведение агрессивной рекламной компании.

 

6. Какая из ситуаций, приведенных ниже, имеет тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция:

1) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

2) большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам;

3) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

4) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

 

7. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

1) производятся дифференцированные товары;

2) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

3) выпускаются однородные товары;

4) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

8. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает что:

1) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

2) цены уравниваются с предельными издержками;

3) фирмы не получают экономической прибыли;

4) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

 

9. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

1) фирмы производят эффективный с точки зрения рынка объем продукции;

2) дифференциация продукции благоприятствует лучшей реализации разнородных вкусов потребителей;

3) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

4) достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов.

10. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

1) небольшое количество конкурирующих фирм;

2) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;

3) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;

4) только одна крупная фирма.

 

11. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

1) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

2) действует незначительное количество продавцов;

3) фирмы обладают рыночной властью;

4) для фирм характерно стратегическое поведение.

12. Допустим, что в отрасли существуют 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма - олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

1) повышением цен на свою продукцию;

2) улучшением качества своих товаров;

3) активной рекламной политикой;

4) снижением цен на свою продукцию;

5) разработкой явного или неявного соглашения о современной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;

6) снижением издержек.

 

13. Тип рыночной структуры, при которой существует единственный покупатель определенного товара, называется …

1) олигопсонией;

2) монопсонией;

3) полиполией;

4) олигополией.

 

14. В небольшом городе функционирует одно предприятие по добыче угля. На рынке труда шахтеров оно является…

1) монополистом;

2) олигополистом;

3) монопсонистом;

4) олигопсонистом.

 

15. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции:

Да Нет

16. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией:

Да Нет

 

17. Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях олигополии считается модель ломаной кривой спроса:

Да Нет

 

18.В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль:

Да Нет

 


Date: 2016-05-25; view: 3015; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию