Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Управленческая коммуникация экономики и социальной сферы современной эпохи 2 page





По мере перехода мира к развитию на базе информационных технологий в системе управления формируется массовая коммуникация. Её эффективность возрастает по мере совершенствования качеств технических средств. Объект управления, охваченный её рамками, может быть чрезвычайно велик, распространяясь практически на всё человечество. Но указанное преимущество является одновременно и главным недостатком массовой коммуникации: контакты субъекта и объекта управления, коммуникатора и реципиента здесь могут быть исключительно безличными и опосредованно общественными.

Соединяя в глобальном пространстве институционно организованное и чётко управляемое производство информации с рассосредотеоченным по планете массовым распространением и потреблением информации управление и руководство осуществляется в опосредованных формах. Но даже в этом случае массовая коммуникация выступает наиболее эффективным методом управления общественным мнением и организации управляемого контроля над массовым поведением (У всех свежи в памяти события времени киевского майдана, когда под воздействием массовой коммуникации украинская молодёжь бесновалась выкрикивая: Хто не скаче – той москаль! Чтобы закрыть эту тему добавим: А хто скаче – той блазень! Sapienti sat!).

Межличностная, функционально-ролевая и групповая коммуникация, как канал непосредственной связи объекта и субъекта управления, используется в управлении на любом уровне деятельности и социального бытия. Межгрупповая и массовая коммуникация служат инструментами осуществления управленческой деятельности на уровне бытия объективных социальных общностей и общесоциальном уровне жизни и деятельности человечества[352].

Для достижения управленческой цели в оптимальных формах, как демонстрирует мировая и отечественная практика, важно уметь выявлять и сочетать в применении различных видов коммуникации: восходящую и нисходящую вертикальную коммуникацию, горизонтальную, межуровневую, формальную и неформальную.

Наиболее распространена в управлении вертикальная коммуникация, которая имеет выраженный субъект-объектный характер. Она охватывает все коммуникационные уровни управления - межличностная, функционально-ролевая, групповая, межгрупповая и массовая коммуникация не могут быть реализованы вне субъект – объектных связей руководителя и подчинённых, управленца и управляемой общности. Информация здесь перемещается внутри общности, организации или предприятия с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций.

Вертикальная коммуникация осуществляется в нисходящих и восходящих потоках, передаваемой информации. Наиболее типичной в управлении является коммуникация руководителя и подчинённых. Она имеет выражено нисходящий характер и объективируется в различного рода приказах, постановлениях и распоряжениях. Многочисленные КСИ показывают, что на неё приходится до двух третей деятельности руководителя.

Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п. Например, вице-президент крупной фирмы по производству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей – начальников цехов или участков об особенностях готовящихся изменениях.

В сфере государственного и муниципального управления классический пример нисходящей вертикальной коммуникации даёт вертикаль власти: орган государственного управления доводит управленческое решение до региональных властных органов, которые, в свою очередь, информируют о решении управление муниципального уровня.

Помимо обмена информацией по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Для обеспечения постоянной обратной связи объекта и субъекта управления и осуществления ответственного управления восходящая коммуникация жизненно необходима. Она осуществляется в форме отчётов, пояснительных и служебных записок, предложений, заявлений и иных актов письменной или вербальной коммуникации. Указанная коммуникация особо актуальна в современных условиях и отражает возрастание равномощности и равноответственности всех деятельных субъектов, утвердивших качество единицы общества. Она содержательно субъект-субъектна. Восходящая управленческая вертикаль менее обширна и включает такие коммуникационные уровни управления как межличностная, функционально-ролевая, групповая и межгрупповая коммуникация. Массовая коммуникация как наиболее обезличенная не может иметь субъект-субъектный характер вертикального взаимодействия.

Передача информации с низших уровней на высшие крайне необходима для успешного управления. Именно здесь возникает обратная связь субъекта и объекта управления как положительного, так и отрицательного характера. Обратная связь субъекта и объекта управления – это не только фундамент эффективного управления: она может заметно влиять на производительность труда. Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и противоречиях и предлагает возможные варианты исправления положения дел, не давая перерасти последним в конфликт. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей — это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно один раз неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. (Отметим, что указанная инновация возникла почти сто лет назад в корпорации Генри Форда Старшего, но длительное время игнорировалась теоретиками и практиками.) Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Они составляют основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что две трети этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с конкретизацией задач, приоритетов и ожидаемых результатов, обеспечением вовлеченности всего наёмного персонала в решение задач отдела, участка или цеха, обсуждением проблем эффективности работы. В рамках процессов восходящей вертикальной коммуникации рассматриваются предложения по достижению признания и распределения вознаграждения, что повышает трудовую мотивацию наёмного персонала, мотивацию совершенствования и развития способностей подчиненных. Вне процессов восходящей вертикальной коммуникации невозможно организовать сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме, оповестить подчиненных о планируемых изменениях, а также получить свежие идеи и предложения работников для усовершенствованиях процессов труда и управления.

В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Режим постоянной коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Иногда рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Такие отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой[353].

Межуровневая коммуникация выполняет в управлении особую роль, ибо включённый в неё управленец курирует сообщение на всех этапах его прохождения с одного уровня системы на другой как при нисходящей коммуникации, так и при восходящей, когда к нему возвращается отчёт о выполнении управленческого решения. Межуровневая коммуникация – основной инструмент государственного управления. Исполнение федеральных законов, указов президента или распоряжений правительства на первом этапе в рамках нисходящей коммуникации проходит уровни федеральных округов, субъектов федерации, муниципальных образований и местного управления. При помощи механизма обратной связи информация об исполнении управленческого решения восходит с уровня местного управления на уровень верховного властного субъекта России.

Горизонтальные коммуникации более универсальны, ибо они не требуют особой реакции от управляемого объекта. Это каналы обмена информацией между сотрудниками, сослуживцами и коллегами, которые не связаны субординационного, но, находясь на одном уровне управленческой иерархии, постоянно взаимодействуют. Межличностная, функционально-ролевая, групповая коммуникация, межгрупповая и массовая коммуникация включают в себя горизонтальные коммуникации как канал непосредственной связи равновеликих объектов и субъектов системы управления, который используется в управлении на любом уровне деятельности и социального бытия. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации, учреждения и управляемые общности и системы нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Горизонтальная коммуникация повышает уровень координации усилий и согласованность в совместной работе. Любая социальная система имеет сложную структуру и состоит из множества подразделений, которым обмен информацией между собой необходим для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в намеченном направлении. Так и представители разных факультетов и отделов в нашем университете периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, обеспечение единого уровня требований в программах для студентов и выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют неформальные комиссии или специальные рабочие группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей трудовой удовлетворенности работников организации[354].

Суммируя вышеизложенное, мы делаем вывод, что основанием управления выступает коммуникационный процесс. Его сущность раскрывается в непрерывном обмене информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — это обеспечение практики управления актуальной и достоверной информацией и обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором всегда участвует значительное число людей.

Теория систем оперирует понятием «информационная задержка». Сложным системам присуще явление самобытия: во многом они существуют сами по себе – по своим законам. Эти законы до сих пор не постигнуты современной наукой. Вне зависимости от необходимой открытости о внутренних изменениях характера деятельности или структуры системы её партнеры в коммуникационных сетях узнают гораздо позже, чем такие происходят в действительности. Система как совокупность деятельностных индивидов и коммуникаций, складывающихся между ними в процессе деятельности, для внешних партнёров выглядит как своеобразная в «вещь в себе» - т.е. объект умопостигаемый, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов - общность как таковая, вне зависимости от нашего восприятия. Об этом писал ещё Иммануил Кант, сочетая признание объективной реальности вещи в себе с категорическим заявлением сверх-сложности их познаваемости: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» [355].

Между реальным событием, сбором объективной информации о событии, её анализом и принятием управленческого решения о реагировании на событие проходит немало времени. Это показывает. Что человеческие возможности контроля над комплексными системами весьма ограничены. Управленческие действия всегда запаздывают. Практически невозможно постоянно обладать актуальной информацией о происходящих в данное конкретное время изменениях. В управлении трудно назвать более проблемный период внутренней коммуникации.

Управление в значительной степени занято предвидением качества коммуникации во внутренних процессах. Необходимость управлять проявлениями хаоса для сохранения производительного вектора учитывает все процесс-потоки, производящие и воспроизводящие параметры порядка. Внимание к постоянно меняющейся социальной или производственной действительности снижает значение причинно-следственных связей, что характеризует утверждение нелинейности и неустойчивости как определяющих качеств коммуникации постиндустриализма и глобализма, заменивших традиционную линейность субъект-объектного типа.

Актуальность указанных управленческих коммуникаций выражается в их повышенной эффективности. Поэтому при формировании управленческого решения, особенно на стадии его обсуждения, не стоит пренебрегать традиционными философскими и социологическими подходами и технологиями, которые позволяют лучше учитывать текучий процессуальный характер реальности и коммуникации, где стираются возможности коммуникации господства-подчинения. Привлечение дополнительных ресурсов нематериального характера позволяет распространить влияние управляющей системы за пределы тех реалий, которые фиксируются статистикой, технологическими разработками или физическими исследованиями.

 

В рамках управленческого акта, обмениваясь информацией, коммуникатор-отправитель и реципиент-получатель проходят через несколько взаимосвязанных этапов. Здесь последовательно решается комплекс задач: сформулировать управленческое решение, составить сообщение, найти качественный канал для его передачи информации таким образом, чтобы обе стороны одинаково поняли и разделили исходную управленческую идею. Это весьма сложный процесс, ибо каждый этап реализации идеи является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Процесс управления делится на следующие взаимосвязанные этапы: формирование управленческой идеи, её кодирование в управленческом решении и выбор канала передачи, передача приказа, декодирование, обратная связь управляемого объекта и субъекта управления и помехи.

Эти этапы представлены на нижеследующем рисунке в виде графической модели процесса управленческой коммуникации.

 

 

Рис. 12. Процесс передачи информации как система с обратной связью.

 

 

Весь процесс передачи информации в рамках управленческой коммуникации может завершиться за несколько секунд, однако он всегда включает последовательность вышепоименованных этапов, на каждом из которых могут возникать рассмотренные ранее проблемы, которые могут повлиять на успех осуществления управления. Управление обладает всего лишь двумя путями решения коммуникационных проблем: это может быть бесконечный контроль на уровне всех элементов внутренней структуры, которому противостоит создание устойчивой положительной обратной связи и включение в коммуникационные процессы максимально возможного числа участников.

В качестве классического примера успешной управленческой коммуникации в рамках устойчивой положительной обратной связи учебные пособия по управлению рассматривают опыт американской швейной фирмы “Levi Strauss”, производящей всемирно знаменитые джинсы, обобщённый в в газете «Сан-Франциско Кроникл». Компания "Леви Стросс" из Сан-Франциско до сих пор является одним из лидеров в области своевременного обнаружения и устранения корпоративных проблем. Она многие годы отличается повышенной восприимчивостью к нуждам своих работников. Всё началось в июле 1982 г., когда этот гигант швейной промышленности начал в своей главной конторе развертывать программу "Говори свободно", в которой было занято 1700 работников,. «Говори свободно» — это программа конфиденциальной двусторонней письменной связи. Координатор программы социолог Кейт Тигардин заявила, что подобная инициатива компании объясняется стремлением руководства ощутить реальную потребность соприкоснуться с мнениями и установками рядовых работников.

Программа первоначально охватывала служащих, специалистов по модной одежде из джинсовой ткани и агентов посредников, т.е. примерно треть всего кадрового состава. Пробная программа оказалась успешной, и ее распространили на 60 производственных и сбытовых предприятий фирмы в США. По словам социолога, в рамках программы в среднем приходило 9 писем в месяц. Социолог выявила удивление работников отсутствием редколлегии центрального бюллетеня фирмы, невозможностью изменить часы работы гимнастического зала компании, отсутствием стоянки для автомобилей работников и не желанием компании перейти к политике ограничения курения в общественных местах. На письменный ответ соответствующим руководителям отводится 10 дней. Социолог была поражена откровенностью ответов. Она подчеркнула, что программа "Говори свободно" не заменяет прямой связи с заведующими подразделениями. Правда, когда работник задает вопрос, который относится не только к какому-то конкретному отделу, но заслуживает внимания руководства компании в силу широты интересов автора, программа не может помочь.

Так без особых дополнительных затрат крупная фирма мирового значения решила одновременно массу проблем:

- создала эффективный механизм положительной обратной связи с рядовыми работниками;

- получила обширный источник информации о характере межличностных отношений работников и состоянии социально-психологического климата в сообществе;

- утвердила систему межличностной коммуникации.

Всё это положительным образом сказалось не только на решении внутренних проблем управления и руководства наёмным персоналом, но и существенно укрепило позиции фирмы на американском и мировом рынке производителей джинсовой одежды[356].

Все рассмотренные выше типы коммуникации объединяются в инструментарии формализованной коммуникации. Её основанием выступает иерархия внутренней структуры, формируемая в рамках выполнения миссии предприятия, организации, фирмы, учреждения, сообщества и всякой иной активной общности. Социальные связи индивидов в рамках рассматриваемой коммуникации опосредованы решениями субъекта управления, формализованы административными актами, обезличены и существуют в соответствии внутреннему регламенту, распорядку и правилам.

Человек – носитель свободной воли, которую полностью невозможно детерминировать даже самыми жёсткими нормами. Реализуя собственную субъектность индивид всегда самостоятельно осуществляет выбор партнёров и контактов, формируя таким образом неформальную коммуникацию. Неформальная коммуникация распространяет преимущественно информацию неформального типа. Социологические исследования показывают, что этот коммуникационный канал является самым быстрым каналом передачи информации. Но это относится лишь к неформальной информации, каковую нередко составляют слухи, сплетни, вымыслы, домыслы и иные малопочтенные сообщения. Социологи доказали, что слух является феноменом массового сознания и источником формирования общественного мнения.

Для успешной управленческой деятельности необходим учёт неформальной информации, ибо даже слухи имеют рациональное зерно. Анализ слухов необходим для участия в процессах формирования общест­венного мнения, которое определяет временные и колеб­лющиеся позиции как результат коллективных попыток ин­терпретации постоянно возникающих новых ситуаций. Группа людей об­наруживает интерес к вопросу, обменивается позициями, имеющими к нему отношение, и интерпретирует их в терминах существующего куль­турного контекста в соответствии со спецификой собственной субкультуры.

На ранних стадиях процесса коммуникации ее участники как носи­тели слуха сильно разнятся в позициях по отношению к объекту слуха в зависимости от меры интереса, тревоги или беспокойства. Сообщение слухов стремится снизить расхождение в позициях и получить общее оп­ределение ситуации, общее чувство или настроение. Слух есть то значение, посредством которого воз­никает неформальная коммуникация. Публика слуха может расширяться, включая тех лиц, которые изначально не были ни заинтересованы, ни информированы о ситуации.

Общественное мнение представляет собой специфическое духовное явление, которое вырастает из определенных характеристик массового сознания, приобретая новые черты мнения, сгруппировавшегося вокруг определенного интереса или системы интересов. Оно обнаруживает спо­собность формироваться как на уровне обыденного сознания, так и на уровне теоретического знания, а также в пространстве между ними. Обще­ственное мнение включает в себя теоретико-­научные представления о ми­ре, с одной стороны, и стихийно производимое массами повседневное зна­ние – с другой. Но, как акцентировал М. К. Горшков, «… в целом, в обще­ственном мнении соотношение элементов обыденного и научно­-теоретического сознания складывается в пользу первого»[357].

Общественное мнение, являясь продуктом осознания актуальных проблем экономики, политики, культуры, проявляется в сопоставлении различных взглядов и позиций по обсуждаемым вопросам. При этом поддержка или осуждение со стороны общественного мнения непосредственно влия­ют на успех управления и социальное самочувствие работников, которое затем сказывается на социальном настроении в целом. Общественное мнение – продукт восходящей вертикальной коммуникации и инструмент обратной связи объекта и субъекта управления.

Слух как часть содержания общественного мнения - есть объективная реальность. Это означает, что мнение о факте и есть сам факт. Но очевидно, что имеет место некое противопоставление, или отражение, полностью не соответствующее объективно существующей дей­ствительности. Слух это - совокупность логически не связанных между собой суж­дений, содержащих оценку явления, процесса, человека. Мнение – это не­что аналогичное социальной норме, отражающее убежденность в необходимости должного. Управление, реализуя познавательную функцию, обязано учитывать слухи как источник неформальной информации, предполагающий выбор и оценку различных вариантов раз­решения сложной ситуации. Характерной является такая черта неформальной коммуникации, как опреде­ленная уверенность в правильности высказываемых суждений. Специфика общественного мнения заключается в том, что в развитом состоянии оно представляет собой ор­ганический сплав интеллектуальных начал, социальных чувств и волевой активности субъекта. Слухи как факты массового сознания это - суждения с различной степенью истинности и ложности, которые, в свою очередь, являются производными от социальной обусловленности, компетентности, социальной установки его агентов.

В процессе формирования неформальной коммуникации заложен механизм стереотипов, где приоритеты принадлежат эмоциональным и иррациональным факторам: стереотипы как предвзятые мнения управля­ют восприятием людей. Стереотип как схематизированный образ социаль­ного объекта или события, обладающий значительной устойчивостью, по­могает человеку ориентироваться в обстоятельствах. Социологи пришли к выводу об ограниченных возможностях общественного мнения, которое не может отражать истинную суть происходящих событий и, следовательно, может оказаться ошибочным в кри­тических ситуациях. Ситуация выбора собственной позиции включает ме­ханизм стереотипизации, что, в свою очередь, может привести к принятию ошибочного решения. Поэтому неформальная коммуникация не должна влиять на принятие управленческих решений[358].

Слух и общественное мнение имеют как сходство, так и различия между ними. Сходство феноменов слухов и общественного мнения выражается в том, что они формируются на одном уровне, имеют одинаковых субъектов (индивиды, группы, общности, институты), предметы (неоднозначные актуальные социальные факты), механизм формирования (стереотипизация), функции (рационализации, социального контроля). Различны обозначенные явления по сути (коммуникационная, информационная, оценочная) и степени институциализации. Слух, таким образом, является праформой общественного мнения и одновременно выступает одним из факторов его формирования как полноценного источника социальной информации для системы управления [359].

Возникновение слухов и формирование общественного мнения происходит на уровне обыденного сознания рядовых граждан. Они отражают социальное настроение, выступающее как реакция граждан на управленческие решения. Социальное настроение следует учитывать при создании управленческих решений, ибо оно отражает преобладающее состоя­ние сознания управляемого объекта в конкретный период времени, характеризуемое типом и уровнем эмоционального накала (апа­тия, депрессия, подъем, энтузиазм). Так, например, специфику настроения населения современной России определяют неуверенность в будущем, страхи и беспокойства, имеющие в осно­ве своего происхождения социально-­экономическую нестабильность в стране.

Социологи выявили влияние слухов на процесс формирования общественного мнения, а также и обратное влияние общественного мнения на количество, интенсивность, содержание слухов. Общественное мнение определяет объекты слухов как таковых: насколько тот или иной социальный факт является пригодным для слуха в качестве предмета, обладает ли он свойствами важности и двусмысленности. Иными словами, общественное мнение задает тематику и эмоциональную окрашенность слуха. Таким образом, в процессе взаимодействия слухов и общественного мнения формируется неформальная коммуникация. Социальное настроение как актуальная характеристика общественного сознания определяет количество, содержание, интенсивность слухов, циркулирующих в обществе в конкретный момент времени. В этом смысле слух как индикатор состояния социального настроения и климата социальных отношений крайне важен для создания эффективного управленческого решения. В то же время слух как инструмент влияния на социальное настроение граждан или работников повышает или, напротив, снижает напряженность. Это взаимодействие происходит на фоне определенной социально­-политической ситуации, то есть имеет под собой объективную основу[360]. Задача управления не только учитывать возможности неформальной коммуникации, но и по мере возможности руководить ею, нейтрализуя негативные слухи и используя позитивные. Управленец обязан не только уметь соответствующим образом оценивать слухи, но и стремиться сузить диапазон их отрицательного влияния. Слух же, отражающий стремление граждан или работников реализовать новые эффективные идеи, должен быть основанием создания новых управленческих инструментов и технологий.

Какой бы коммуникационный канал не использовался в управлении – во всех случаях одной из главных задач должно быть установление режима обратной связи с управляемым объектом. Обратная связь необходима в силу того, что коммуникация это не просто информационные потоки или информация как таковая: это прежде всего обмен информацией. Чем оперативней используется в управлении актуальная информация, чем быстрее выявляется реакция на принятое управленческое решение, чем активнее удовлетворяются потребности и интересы объекта управления – тем эффективнее управление как таковое. Набор инструментов для этого не велик: это система постоянного социологического мониторинга, зондажныe КСИ общественного мнения и применение PR – технологий – public relation. Верное понимание и отражение управленческого решения управляемой стороной – залог успеха управления. Но только постоянная обратная связь с управляемым объектом повышает скорость обмена управленческой информацией, а, следовательно, и эффективность управления в целом.

Анализ коммуникационной практики в управлении позволяет следующие выводы:

1. Коммуникации – основание управления. Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого управленческого действия.
2. Коммуникация - это обмен информацией между людьми. Важнейшей задачей управления, таким образом, выступает установление режима обратной связи субъекта управления и управляемой общностью. Наличие положительной обратной связи – показатель эффективного управления.
3. Между общностью, организацией, фирмой, учреждением и их окружением, между выше и ниже расположенными уровнями социального бытия, между структурными подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители в непосредственной или опосредованной форме связываются с подчиненными, будь то индивиды или группы. Коммуникация имеет как формальный, так и не формальный характер. Общественное мнение и слухи - составляют неформальную информационную систему.

4. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель - коммуникатор, информационное сообщение, канал связи и получатель - реципиент.

5. Коммуникационный процесс складывается из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов: разработки управленческой идеи, её кодирования и выбора канала связи, передачи информации и её расшифровки.
6. Управление немыслимо вне режима обратной связи. Обратная связь т.е. реакция получателя, показывает понята или не понята переданная управленческая информация и какие препятствия необходимо преодолеть для её выполнения.

7. Помехи в информационной системе искажают смысл управленческого решения вследствие социальных, культурно-образовательных, морально-психологических и языковых различий, различий в восприятии.
8. Различия в восприятии выступают самой распространенной преградой на пути обмена информацией, поскольку индивиды реагируют только на то, что воспринимают. Если у них разные системы ценностей и предпочтений, они, скорее всего, будут воспринимать и интерпретировать информацию по-разному.
9. Семантические расхождения, т.е. несовпадение способов использования слов и их значений и, как следствие, их различное понимание, являются распространенной помехой в информационных обменах с использованием слов как символов.

Date: 2016-05-25; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию