Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Реформы системы управления Государя Александра II и складывание начал гражданской жизни в России





 

 

Государь Александр Второй (годы правления 1855 – 1881 г.г.) стал наиболее продуктивным реформатором за всю историю России: наши предки именовали его Государь - Освободитель. Его административный гений вывел страну из кризисной эпохи и сформировал в России институты гражданского общества, что стало основанием включить страну в число мировых политических и экономических лидеров. По его инициативе крепостное крестьянство империи получило личную свободу, страна обрела официальный чёрно-золото-белый государственный флаг, получила развитое городское и сельское самоуправление, начала демократической жизни, свободное бессословное судопроизводство, автономию университетов и многие иные необходимые для процветания государства институты и значения. Подданные империи активно ответили на дары государственной власти и за эти четверть века реформ в стране происходит четырёх кратное увеличение ВВП и полутора кратный рост народонаселения. Но злодейское убийство Государя свело на нет все успехи народа.

Первым из числа важнейших изменений общесоциального характера была Крестьянская реформа, начавшаяся в 1861 году и упразднившая крепостное право в Российской империи. Будучи первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II, она возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

В этот день в Санкт- Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Получение большинством подданных империи личной свободы стало основанием многих иных жизненных перемен, открывавших перед страной начала гражданской жизни

1 января 1864 года в стране началась Земская реформа, даровавшая селянам империи самоуправление в форме бессословных земств. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления В процессе реформы вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, развития начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей населения - земских гласных в земство были двухстепенными. (В составе уездных гласных в 1865—1867 гг. крестьяне составляли 38 %, в то время как дворяне — 42 %, а вместе с духовными лицами и купцами — 59 %. В составе губернских гласных крестьяне составляли 11 %, дворяне и чиновники — 74 %, а вместе с духовными лицами и купцами — 89 %. Примерно такой же состав сохранялся в последующие 25 лет, при некотором увеличении в уездных земствах роли купцов и «кулаков», выделившихся из крестьян)[203]. Земства избирались сроком на 4 года. Как писал П. А. Зайончковский, «органы крестьянского „самоуправления“ целиком зависели первоначально от местных дворян в лице мировых посредников, а после упразднения последних в 1874 г - от полицейской администрации[204]. Самоуправление земств не отличалось совершенством и нередко являлось фикцией. На местах земские учреждения были подчинены губернаторам. Земское управление включало земские губернские собрания, выполнявшие совещательную функцию, и земские управы, осуществлявшие исполнительную власть.

Следующим этапом создания институтов гражданской жизни в России стала Городская реформа 1870 года. Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание в городских думах владельцев собственности и людей свободных профессий. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения государственной администрацией.

Реформа самоуправления, не смотря на её противоречивость по многим позициям способствовала росту субъектности населения городов: местная полиция была переподчинена центральной власти, вводился запрет местным властям устанавливать многие виды налогов, ограничение других местных налогов размером не более 25 % от центрального налога и т. д. Кроме того, в результате реформы власть на местах оказалась в руках крупных предпринимателей, владельцев недвижимости и помещиков (ранее она находилась в основном в руках государственных чиновников, подчинявшихся непосредственно императору и его министрам). Одним из результатов реформы стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления дискриминационный характер[205]. Так, если ещё в 1868 г. крестьянская и помещичья земля облагалась местными налогами примерно одинаково, то уже в 1870-е гг. местные налоги, взимаемые с десятины крестьянской земли, в два-четыре раза превышали налоги, взимаемые с десятины земли помещичьей[206]. Таким образом, самоуправление при отсутствии реального равенства сословий и при поражении в политических правах большинства населения страны одновременно привело к усилению дискриминации низших сословий высшими.

Следуя логике преобразований, 18 июня 1863 года Александр II именным указом утвердил новый «Общий устав императорских российских университетов», подготовленный новым министром А.В. Головниным. В тот же день была проведена реорганизация Министерства народного просвещения, регламентированная «Учреждением Министерства народного просвещения», которое изменило структуру министерства и чего сократило штат ведомства с 194 человек (в 1862 году) до 42 человек. (Предполагалось, что после сокращения штатов министерство станет активно привлекать для участия в управлении народным просвещением руководителей университетов и иных учебных заведений, авторитетных профессоров и чиновников местных органов управления просвещением.)

Совпадение появления нового Университетского устава и реформы Министерства просвещения вряд ли случайно. Изменения в университетах были невозможны без изменения системы управления ими. Новый Университетский устав был только одним шагом в реформе высшего образования в России, которая была призвана остановить упадок высшей школы создать условия для выхода на качественно новый уровень. Высшая школа становилась бессословной, демократической и получила возможность обрести качества единицы общества.

. Устав 1863 годавводил выборность ректоров и профессоров, что существенно демократизировало жизнь университетов. Главную роль в управлении вузом стал выполнять Университетский Совет - собрание всех ординарных и экстраординарных профессоров. Совет имел достаточно широкие полномочия, и, в частности, избирал ректора (для «ближайшего управления Университетом») и проректора. Любопытно, но Устав требовал обязательного участия профессоров в заседаниях Университетского Совета, т.е. участие в управлении университетом рассматривалось не как право, а как обязанность. Важную роль играли и собрания профессоров факультета, которые избирали деканов. Что очень важно - избирались и профессора. Каждый сотрудник факультета мог выдвинуть кандидата, после чего проводились выборы в факультетском собрании, а затем повторно на Университетском Совете. Двухступенчатая система выборов была нужна для того, чтобы ознакомить членов Университетского Совета с мнением факультета. Избранного Университетским Советом кандидата утверждал министр просвещения.

Университеты получили широкую автономию. Полиция не имела права входить на их территорию - там действовали собственная охрана и университетский суд в составе трех профессоров.

Университетский Совет получил право оставлять «при Университете стипендиатов для приготовления к профессорскому званию». Он же мог ходатайствовать перед Министром об «отправлении молодых людей за границу для приготовления к занятию кафедр». В заграничных университетах кандидаты в профессора не только слушали лекции, но и активно включались в научную деятельность. В целом, этот дорогостоящий способ подготовки новых профессоров был крайне удачен. Наконец, вводился институт приват-доцентов, т.е. внештатных преподавателей. Это был одновременно и способ привлечения дополнительных преподавателей, и способ проверки их педагогических способностей. Многие профессора начинали свою деятельность именно в качестве приват-доцентов.

Важнейшей причиной дефицита кадров были низкие оклады, что заставляло преподавателей искать дополнительных заработков вне вуза. Понимая важность достойной оплаты, Александр II в день утверждения нового Устава, утверждает и «Штаты императорских российских университетов»: годовое содержание преподавателей было увеличено в два и более раза по сравнению с дореформенным.

В ходе реформы были созданы оптимальные условия для работы преподавателей. В Уставе предусматривал наличие в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий.

Кроме инфраструктуры для нормального развития науки важен вопрос быстрого и бесперебойного снабжения. В этой связи поразителен фрагмент Устава, связанный с таможней. Приведем его полностью: «Университетам предоставляется право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия. Кипы и ящики с сими вещами, адресованные в университеты, в пограничных таможнях не вскрываются, а только пломбируются и потом свидетельствуются в университетах в присутствии таможенного или полицейского чиновника». Не говоря уж о том, что «книги, рукописи и повременные издания, получаемые университетами из чужих краев, не подлежат рассмотрению цензуры». Фактически Устав устанавливал особый режим снабжения университетов, чему могут позавидовать многие современные российские ученые, имеющие обыкновение нелестно отзываться о таможне.

Наконец, Устав предоставил университетам право создавать «ученые общества». Правда, создание таких обществ требовало разрешения Министра, он же утверждал уставы, но это не сдерживало инициативу на местах. Через двадцать лет после реформы, комментируя разрешение создавать ученые общества, Д.И. Менделеев скажет: «Освобождение крестьян, можно сказать, совпало с освобождением русской науки»[207].

Университетская реформа была частью большой реформы образования, инициированной правительством Александра II. В свою очередь, реформа образования была необходимым звеном в общей цепи реформирования, призванного коренным образом преобразовать страну. Устав 1863 года оживил научную и учебную жизнь университетов, но не решил всех проблем. Сфера образования и науки не допускает быстрых изменений. Необходимо последовательно и методично менять всю систему, что и планировалось делать в дальнейшем.

Реформистская деятельность администрации императора Александра II имела целью создать в России эффективные начала гражданской жизни, что должно было стать прочным основанием преодоления страной социально-экономического отставания и возвращения на позиции мировых лидеров. Поэтому конечной целью социально-политических трансформаций Государь видел создание в стране режима управления конституционной монархии подобного британскому образцу. В конце 1878 г Государь инициировал создание законотворческой комиссии под руководством председателя комитета министров графа П.А. Валуева (1815 – 1890 г.г.), которой поручалось разработать Конституцию Российской империи.

Вся деятельность Александра II была направлена на модернизацию общественного строя России. Предпринимались попытки хотя бы частично привести его в соответствие с требованием времени, с западноевропейским опытом предоставления гражданских свобод.

Но 1 марта 1881 г «благочестивая» Россия руками террористов, которых отчего-то до сих пор именуют в учебниках революционерами, расправилась с Государем-реформатором, «отблагодарив» его во время прогулки по Екатерининскому каналу тремя самодельными бомбами, нанёсшими ему несовместимые с жизнью ранения. В 15-35 Великий Реформатор Русской земли скончался. (Есть версия, что покушение на Государя было местью дворянских детей, чьи семьи из-за отмены крепостного права утратили средства к существованию.)

Теракт народовольцев был совершён как раз накануне начала работы комиссии по обсуждению конституционного проекта империи. Злодейское убийство императора не только не привело к краху монархии, но нанесло стране колоссальный политический и моральный вред. Движение к гражданскому обществу было прекращено более чем на сто лет и страна была лишена всех демократических свобод, так необходимых обществу для самоупорядочение и саморазвития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Назовите наиболее прогрессивные изменения в системе государственного управления, произошедшие в рамках реформ Государя Александра Второго?

2. Почему система земского и городского самоуправления были исключены из вертикали управления Российской империей?

3. Как реформы Государя Александра Второго отразились на экономическом положении Российской империи?

4. Почему реформы Государя Александра Второго не получили логического завершения?

5. Охарактеризуйте возможности земств как органа местного самоуправления?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Почему крестьяне в России получили личную свободу лишь в 1861 г?

2. Почему земская реформа не затронула Сибирь?

3. Была ли возможность у России сохранить владения в Америке?

4. Определите роль широкой автономии, которую ВУЗы получили в рамках реформ Государя Александра Второго, в управлении и развитии экономики?

5. Почему молодёжь России, считавшая себя прогрессивной и революционной, решилась на покушение против Государя-реформатора, даровавшего стране гражданские свободы?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Пётр I и Александр II: сущностные различия реформирования государственного управления.

2. Социально-демографические последствия реформирования России при Петре I и Александре II.

3. Управление экономикой в эпоху Александра II.

4. Механизм земского самоуправления России.

5. Самоуправление университетов: «за» и «против».

6. Сравнительный анализ реформы вооружённых сил России при Петре I и Александре II.

7. Управление в системе государственного хозяйства Российской империи.

8. Заморские владения Российской империи: управление и исторические судьбы.

9. Государственное и местное управление в Сибири.

10. Состояние экономики Сибири в эпоху Александра II.

11. Положение коренных народов Сибири в составе российской империи.

12. Народовольцы: революционеры или супостаты России?

 

 

Date: 2016-05-25; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию