Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самоподготовки и самопроверки





 

1. Составление библиографического обзора трудов Д.Б.Кабалевского.

2. Реферирование статей и книг Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.В.Горюновой, Н.А.Терентьевой.

3. Теоретический анализ положений Концепции общего музыкального образования Д.Б.Кабалевского.

4. Научное рецензирование действующих программ по музыке для общеобразовательных учреждений.

5. Сравнительный теоретический анализ целеполаганий современного массового музыкального образования (на примере действующих учебных программ по музыке).

6. Теоретико-методологический анализ общих и частных задач музыкального образования (на примере действующих учебных программ по музыке).

7. Анализ специальной методической и научно-педагогической литературы по темам программы.

8. Изучение требований к уровню подготовки выпускников начальной и основной общеобразовательной школы по предмету «Музыка».

9. Редактирование глав 2 и 3 из кн. Э.Б.Абдуллина «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» в контексте современных взглядов художественной педагогики на сущность и структуру массового музыкального образования.

10. Составление профессионального портрета современного учителя музыки (по кн. Л.Г. Арчажниковой «Профессия – учитель музыки»).

 

 


Итоговый семинар

«Урок музыки в общеобразовательной школе:

творчество педагога и учащихся»

Вопросы к семинару:

 

1. Урок музыки - основная форма общего музыкального образования.

2. Художественно-педагогические требования к уроку музыки.

3. Виды музыкально-творческой деятельности на уроках музыки.

4. Общедидактические методы в музыкальном образовании учащихся.

5. Специальные методы музыкального образования школьников.

6. Музыкальная культура современного школьника.

7. Проявления музыкальности школьников и пути ее развития с учетом их личностных особенностей.

8. Личность учителя музыки и его приоритетные профессионально значимые качества.

9. Структура полифункциональной профессиональной деятельности школьного учителя-музыканта.

10. Педагогическое мастерство и творчество учителя музыки.

 


Вопросы к экзамену

 

1. Актуальные проблемы музыкального образования школьников.

2. Виды музыкальной деятельности.

3. Внеклассная и внешкольная музыкальная работа с учащимися. Музыкальное самообразование школьников.

4. Дидактические и художественно-педагогические принципы массового музыкального образования.

5. Личность ребенка как эпицентр музыкально-образовательной системы.

6. Личность учителя музыки и его профессиональные качества

7. Методы музыкального образования.

8. Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки.

9. Образ урока музыки в отечественной истории общего музыкального образования.

10. Обязательный минимум содержания музыкального образования школьников (государственный стандарт общего образования – 2004 г.).

11. Современная концепция художественного образования в Российской Федерации (2001 г.).

12. Сравнительный анализ учебных программ «Музыка. Для 1кл. 4-х-летней начальной школы» / Научн. рук. Н.А. Ветлугина. Общ. ред. Д.Б. Кабалевского и «Искусство слышать. Для 1 кл. 4-х-летней начальной школы» / Авт. колл. И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр.

13. Структура современного музыкального образования школьников.

14. Сущность понятия «музыкальная культура школьника».

15. Сущность понятия «общее музыкальное образование».

16. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Духовная музыка: Россия и Запад. 1-4 кл.» / Авт. И.В. Кошмина, В.В. Алеев.

17. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 1-4 кл.» / Авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

18. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 1-4 кл.» / Авт. В.В. Алеев, Т.И. Кичак.

19. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 1-4 кл.» / Авт. Г.С. Ригина.

20. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 1-8 кл.» / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева.

21. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 1-8 кл.» / Научн. рук. Д.Б. Кабалевский. Под ред. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.

22. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 5-8 кл.» / Авт. В.В. Алеев, Т.И. Науменко.

23. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. 5-9 кл.» / Авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.

24. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл.» / Авт. Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова.

25. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Музыкальное искусство. 1-4 кл.» / Авт. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.

26. Теоретико-методологический анализ учебной программы «Русский фольклор. 1-4 кл.» / Авт. Л.Л. Куприянова.

27. Теоретические представления о задачах музыкального образования.

28. Теоретические представления о содержании школьного музыкального образования.

29. Теоретический анализ положений концепции массового музыкального образования (авт. Д.Б. Кабалевский).

30. Теоретическое обоснование понятия культуры личности.

31. Теоретическое обоснование цели музыкального образования школьников.

32. Теория музыкального образования как наука и учебная дисциплина.

33. Урок музыки как основная форма общего музыкального образования.

34. Формы музыкального образования.

35. Функции музыкального искусства и музыкального образования.

36. Ценность музыкального искусства в формировании личности.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. - № 6.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. ВУЗ. – М: Академия, 2004.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе – М., 1983.

6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.

8. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.

9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.

10. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета… - М., 1989.

11. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. – М., 1975.

12. Духовная музыка: Россия и Запад. Программа для 1-4 кл. ООШ / И.В. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994.

13. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. – М., 1994.

14. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

16. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2002.

17. Модернизация художественного образования. Мат-лы междунар. конференции к 100-летию со дня рожд. Д.Б. Кабалевского. – М., 2004.

18. Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского. – М., 1981.

19. Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. – М.: Просвещение, 1993.

20. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учебных заведений / Авторы-составители Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. – М., 1994.

21. Музыка. Программа для 1-3 кл. ООШ (по системе Л.В. Занкова) / Г.С. Ригина. – М.: Просвещение, 1996.

22. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ / Коллектив авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004.

23. Музыка. Программа для ООШ. 1-4, 5-8 классы / В.В. Алеев, Т.И. Кичак, Т.И. Науменко. – М.: Дрофа, 2004.

24. Музыка. Программа для ООШ. 1-4; 5-9 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2004.

25. Музыкальное искусство. Программа для ООШ. 1-4 классы / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Дрофа, 2001.

26. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

27. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1987.

28. Основы эстетического воспитания. – М., 1985.

29. Петрушин В.И. Личность и деятельность музыканта // В.И.Петрушин. Музыкальная психология. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 1997.

30. Примерные программы начального и основного общего образования / Сост. А.М. Водянский и др. – М., 1999.

31. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.

32. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.

33. Русский фольклор. Программа для 1-4 кл. ООШ / Л.Л. Куприянова. – М.: Дрофа, 2001.

34. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников. – В кн.: Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д.Б. Кабалевского. – М., 1978

35. Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и концепция личности. – М., 1989.

36. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983.

37. Теория и методика музыкального образования в школе: Н.-мет. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М.: Флинта: Наука, 1998.

38. Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения / Под ред. В.В. Краевского. – М., 1978.

39. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1949.

40. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России - 2004, №№ 12-13.

41. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. – М., 1994.

42. Холопова В.Н. Функции музыки // Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. – М., 1994.

43. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

2. Абульханова-Славская К.А. Некоторые особенности эстетического переживания (психологические подходы к проблеме) // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: Мат-лы II междунар. н.-пр. конференции / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – И., 1994.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.

4. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.

5. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 13. – М., 1978.

6. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе. - 1983, №1.

7. Асафьев Б.В. Избранные труды. – М., 1957.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971.

9. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.

10. Ахмешев Б.А. Профессиональная позиция учителя музыки как категория личности // Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. – М., 1995.

11. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. – М., 1978.

12. Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. В кн.: Художественное творчество. – Л., 1986.

13. Бернстайн Л. Музыка всем. – М. 1978.

14. Бутник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1991.

15. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.

16. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.

17. Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки // Гегель Г.Ф. Эстетика. – Т. 3. – М., 1971.

18. Гольденвейзер А.Б. Советы мастера // Сов. Музыка. – 1965, № 5.

19. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1988, №2.

20. Горюнова Л.В. Размышления о принципах художественной педагогики. В кн.: Человек в зеркале культуры и образования. – М.,1988.

21. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства. Кн. для учителя. – М., 1989.

22. Д.Б. Кабалевский и ИСМЕ (к 100-летию со дня рожд.). – М., 2004.

23. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление. – М., 1989.

24. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 10, 1975.

25. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. – М., 1974.

26. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в общеобразовательных учреждениях. К 100-летию со дня рождения. – М., 2004.

27. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

44. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.

28. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.

29. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни: Сб. ст. / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. – М., 1995.

30. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

45. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986.

46. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

47. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. – М., 1980.

31. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. – 1992. - № 1.

32. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. – 1987, № 4.

33. Катунян М.И. Эдуард Артемьев: «Музыка – это канал связи со Вселенной» (интервью) // Музыка в школе. – 2002. - № 4.

34. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического воспитания школьников (проект). – М., 1988.

35. Краевский В. Нормативное представление о формировании содержания образования. В кн.: Теоретические основы общего среднего образования. – М., 1983.

36. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. – 2000. - № 1.

37. Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. – 2000. - № 3.

38. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. – М., 1978.

39. Мазель Л.А. Эстетика и анализ // Сов. Музыка. - 1966, № 12.

40. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995. - № 2.

41. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. - № 6.

42. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.

43. Медушевский В.В. Музыковедение // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. – М., 1993.

44. Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовного. – М., 1988.

45. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

46. Медушевский В.В. Художественная картина в музыке. В кн.: Художественное творчество. – Л., 1986.

47. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М., 1987.

48. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2000.

49. Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. – М., 1992.

50. Рапацкая Я.А. Музыкальное воспитание // Российская энциклопедия. – М., 1993.

51. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. Уч.-мет. пособие. – СПб., 1997.

52. Ройтерштейн М.И. С доверием к музыке // Сов. Музыка - 1988, №3.

53. Рудзик М.Ф. Курс «Мировая художественная культура» в школе. Методическое пособие для учителей. – Курск, 1995.

54. Симонов П. Метод Станиславского и физиология эмоций. – М., 1962.

55. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. – М., 1996.

56. Сохор А.Н. Музыкальная культура общества. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. – В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л., 1980. - Т. 1.

57. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. – М., 1975.

58. Станиславский К.C. Об искусстве театра. Избранное. – М., 1982.

59. Стоянова Г.И. Художественная эмпатия – индикатор профессионального уровня педагога-музыканта. Методологические проблемы музыкальной педагогики // Материалы межреспубликанской н.-пр. конференции. – М., 1991.

60. Сухомлинский В.А. Музыка // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – Т. 1. – М., 1978.

61. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. – М., 1979.

62. Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования // Вопросы подготовки музыканта-педагога. – Магнитогорск, 1997.

63. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. – М., 1999.

64. Тютюнникова Т.Э. Высокая музыка и дети // Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – М., 2003.

65. Халабузарь П.В. Основы методики преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе (Концепция Д.Б. Кабалевского) // Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – С. 137-157.

66. Хох И. Принципы урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно-потребностной сферой школьника // Музыка в школе. – 2000, № 2.

67. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. – Вып. 1. - Долгопрудный, 1994.

68. Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. - № 6.

69. Шостакович Д. О времени и о себе. - М., 1980.

70. Шостакович Д.Д. Музыка и время. Заметки композитора // Музыка и современность. Сб. статей / Общ. ред. Д.В. Фришмана. – Вып. 10. – М., 1976.

 


Приложение 1

СТРУКТУРА

Date: 2016-05-24; view: 999; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию